Автор: Алексеева Елена Евгеньевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 26 общеразвивающего вида"
Населённый пункт: г. Печора, Республика Коми
Наименование материала: Игры и упражнения на развитие фонематических функций у дошкольников
Тема: "РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ В ИГРЕ"
Раздел: дошкольное образование
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ В ИГРЕ
I. Неречевые:
Воспитание слухового внимания можно проводить, используя звучание музыкальных инструментов,
игрушек или различных предметов. Вначале ребенок должен определить, какой инструмент звучал; затем
указать направление звука звучащего инструмента, игрушки; воспроизвести ритм звучания.
Ребенку закрывают глаза или предлагают отвернуться, после чего играют на инструменте, а затем
предлагают назвать его или показать. Можно также постучать молоточком, палочкой по столу, стулу,
посвистеть, погреметь ключами, пошуршать бумагой, порвать ее, хлопнуть в ладоши, уронить что-нибудь и
т.д.
II. Речевые:
«Я буду произносить слова правильно и неправильно, а вы хлопайте в ладоши только, когда
услышите правильно сказанное слово: «зайка, дайка, зуйка, туколка, куколка, муколка» и т.д.
«Я буду называть много разных слов, а вы хлопайте в ладоши, если услышите названия например,
овощей (мебели, одежды) и т.п.
Произноситься ряд звуков, дети хлопают, услышав звук, А, потом У и т.п.
«Найди картинки или предметы вокруг себя, где встречается звук А и т.д.»
«Я буду читать стихотворение, а вы где услышите звук, например А, будете хлопать»
«Повтори:
А-У-И-О
или
У-А-О-И
или
И-О-А-У»,
«Сколько
звуков
в
ряду?»,
«Какой
первый,
последний?», «Положи столько же палочек или кружочков», «Какой звук исчез? А-У-И (исчез О) или У-И-О
(исчез А)»
Произносить слова – названия животных (например), а дети хлопают в ладоши, если в словах есть
звук К, КЬ
Назвать слова, где встречается звук О.
Называть слова состоящие из трех звуков (мак, рак, сон, том, миг, луг и т.д.) «Какой гласный звук
слышится в данном слове?»
«Поднимите синий кружок, если услышите в слове звук М, и зеленый – если услышите в слове звук
МЬ»
«В слове – машина -, где вы услышали звук М?» (в начале, середине или конце слова?), «А в слове –
самолет-?», «Назовите только те предметы, в названии которых есть звуки М, МЬ».
«Если я назову слово с первым гласным звуком, вы поднимите красный кружочек (оса, Аня, игла,
очки и т.д.), если в слове услышите звук Мь (мишка, мир, мяч, миска, меч и т.д.), то поднимите зеленый, а
если – звук М (мак, море, музыка, мышь и т.д.) – синий.
«Запомните слова и повторите слова: муха, ухо, пух, мох», «А теперь послушаем, повторим и
запомним слова: муха, ухо, уха, пух, мох. Какой новое слово появилось? (уха) Какие слова на него похожи?
(Ухо, муха).
«Я буду произносить слова, а вы хлопайте в ладоши, если услышите звук ЛЬ, поднимите руку, если
в слове будет звук Й» (произносятся слова: лиса, лягушка, зайчик)
«Угадайте, какое слово я задумала, если в нем первый звук ЛЬ, последний Т, обозначает предмет,
который растет на деревьях? (Лист). Скажи ласково (Листок, листик, листочек)».
«Произнеси слово –лисонька- без звука О (лиска, лисичка).
«Угадай слова по первому звуку или последнему, глядя на предложенные картинки»
«Какой последний звук слышится в словах –дубы-, -березы-?»
«Повтори звуковой ряд: А-У-И-Э, И-Э-Ы-А и т.д.», «Выдели звук Ы или Э»
«Назови слова со звуком Э», «Где мы слышим звук Э? В начале, середине или в конце слова?»
«Повтори –ПА-БА-ПА или –БА-ПА-БА; ПЫ-БЫ-ПЫ или ПО-БО-ПО»
«Назвать животных сначала в названии, которых есть звук Б, а потом – со звуком П»
«Закрой глаза и хлопни в ладоши, если услышите слова со звуком Т»
«Поднимите зеленый кружочек, если вы услышите слово со звуком ТЬ» (мама, том, тема, тачка, сок,
тюль, тюк, так и т.д.)
«Хлопните в ладоши, если услышите звук Д (дом, дача, душ, дама и т.д.), поднимите руку, если в
слове будет звук ДЬ (день, деньги, дятел, дитя и т.д.)»
«Какой гласный звук звучит в начале слова? (аптека, остров, атомоход, история, экспресс)»
«А сейчас назовите слова, в которых гласные звуки слышаться в начале? (мак, дом, острой, мама,
астра, эра, дума, ночь, осень, ум и т.д.)
«Выделите гласные звуки из середины слов (кот, дым, мак, сом, дуб, рот ..)
«Хлопни тогда, когда услышишь звук К или КЬ в словах (камень, горка, вата, вагон, гиря, книги,
кусты и т.д.)»
«Тихо (или громко) произнеси слоги СА-СО-СУ, СУ-СА-СО, СО-СУ-СА…»
«Назовите слова со звуком С», «Где находится звук С (в начале, середине или конце слова)
«Повтори слова в заданной последовательности –зайка, мозаика, зонтик, ваза- или –незабудки, розы,
мимозы- и т.д.»
«Какой первый звук в слове –звездолет-? (Звук З) Какой звук слышится в середине этого слова?
(звук З)
«Закройте глаза, слушайте слова. Если в слове будет звук З (зонт, Зоя, зубы, зубр), хлопните в
ладоши, а если услышите звук ЗЬ (Зина, зима, зяблик, зебра) – поднимите руку»
«Посмотрите вокруг и назовите предметы, о которых я думаю. В слове один слог, первый звук С
(стол, стул). В слове первый звук З, последний – А (занавеска).»
«Сколько звуков в слове –сом-? –зонт-? –том-? Обозначьте кружочками звуки (гласные – красные,
согласные – синие)»
«Угадайте животное, в названии которого есть гласные звуки И, А (Лиса)».
«Назовите слова со звуками СЬ, ЗЬ и поднимите зеленый кружок (сила, зима, Сеня, Зина, козел,
зеленый, поселок…), поднимите синий кружок, если назовете слова со звуками твердыми С, З (сон, сок,
зонт, Зоя, коза, роса…)»
«Называю по звукам слово, а вы отгадайте его: В_А_Ф_ЛЬ_И; Х_А_Л_В_А….»
«Где слышится звук В в словах –вафли-, -ватрушки-? А в словах –халва-, хворост-?»
«Вспомните слова со звуками В, ВЬ. Назовите слова со слогом ВЕ (веник, венок, ветка, ветер..) А
теперь со слогом ВИ? ВА?
«Какой звук потерялся в словах: МЫ_КА, КО_КА, ЛЯГУ_КА, МО_КА?»
«Какой звук заблудился и не стал на свое место и какой звук потерялся в следующих словах: ТКАФ,
МЫТКА, КАТА, МАТА?»
«Назовите слова со звуком Ш»
«Нарисуй те предметы, где есть звук С, а затем – где есть звук Ш»
«Хлопните, если услышите звук Ш, топните, если услышите звук Ж (послушные, бережливые,
осторожные, хорошие, нежадные, добродушные, отважные, дружные)»
«Назови слово, где первый звук Ж, последний – A (жираф). Кто это:
у него первый звук З,
последний – А? (зайка) В моем названии есть слог ЖУ (журавль); В нашем названии последний слог ЖИ
(ужи); В моем слове, есть только один слог (зубр); В слове четыре звука З стоит на третьем месте, кто мы?
(козы) и т.д.»
«Восстанови слова из перепутанных слогов – ка-зай, ка-миш, раф-жи, ха-оль, ка-ел, дил-кро-ко, ру-
кен-гу, Ра-зеб, блюд-вер т.д.»
«Отгадай кто это? - _ираф, ли_онька, ми_ка и т.д; Какого звука не хватает?»
«Назови слова со звуком С, Ш, З, Ж»
«Придумай слова со звуком Л; Где услышал звук Л (в начале, середине или конце слова)?»
«Соберите звуки в слово – К-Л-А-Д. Какой слово получилось? (клад); Сколько звуков в слове? На
каком месте стоит звук Л? Между какими звуками?»
«Собери слово из рассыпанных звуков – У-Л-Н-А (луна); ЛЬ, П, И, А (липа); Л, В, Е (лев); Б, Л, Е,
К, А (белка)»
«Придумай слова со звуком Л, а затем со звуком ЛЬ»
«Летит птица в названии которой первый звук Ф, последний – Н (филин)»
«Узнай название дерева по первому и последнему звуку. Первый – Т, последний ЛЬ (тополь)»
«Возьми первые звуки данных слов и составь новое: лодка, ослик, сено
(Лось); лук, аист, небо
(Лань)»
«Раздели слова на слоги: гал-ка, пал-ка, со-ва, ма-ма, ма-ши-на, са-ма-лет»
«В названии животного первый звук ТЬ, последний – Р, кто это? (тигр); Разбросай звуки этого слова.
Какой гласный звук есть в этом слове? На каком месте стоит звук Р? Сколько звуков в слове –тигр-?
Соберите рассыпанные звуки Ж, Р, И, А, Ф в слово. (жираф)»
«Приготовься остановить нужный транспорт. Я называю все виды транспорта, а вы выбираете слова
со звуком Р: грузовик, теплоход, электропоезд, ракета, вертолет, лодка, автобус, трамвай, троллейбус»
«Придумай слова в названиях которых есть звуки Р, РЬ»
«Я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите в слове звук Р, топните ногой, если
есть звук РЬ (Р: дорога, тротуар, рука, озеро, трактор; РЬ: деревья, река)»
__________________________________________________________________________
Если у ребенка отсутствует какой – либо звук (например, Р), то упражнение, где встречается данный звук
пропускаем. Работаем со словами и звуками, которые ваш малыш может правильно произносить!