Автор: Глазкова Надежда Викторвна
Должность: воспитатель первой категории
Учебное заведение: Школа 1507 ОДШО 796
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: "ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЙ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"
Раздел: дошкольное образование
Публикация на тему:
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ, КАК СРЕДСТВО
РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дошкольный
возраст
–
это
период
активного
усвоения
ребенком
разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической,
лексической, грамматической. Полноценное
овладение родным языком в
дошкольном
детстве
является
необходимым
условием
решения
задач
умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально
сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному
языку, тем свободнее ребенок будет пользоваться им в дальнейшем. Словарь
–
один
из
компонентов
речевого
развития
ребенка.
Овладение
словарем
является важным условием умственного развития. Усвоение словаря решает
задачу
накопления
и
уточнения
представлений,
формирования
понятий,
развития содержательной стороны мышления.
Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно,
и
общему
развитию
ребенка.
И
напротив,
богатство
словаря
является
признаком
хорошо
развитой
речи
и
показателем
высокого
уровня
умственного
развития.
Своевременное
развитие
словаря
–
один
из
важнейших факторов подготовки к школьному обучению.
Исследованием
речевого
развития
занимались
такие
выдающиеся
психологи,
педагоги
и
лингвисты
как
К.Д.Ушинский,
Л.С.Выготский,
В.В.Виноградов,
А.В.Запорожец,
А.А.Леонтьев,
С.Л.Рубинштейн,
Ф.А.Сохин, Е.А. Флерина, Д.Б.Эльконин и др.
Изучению
особенностей
усвоения
детьми
лексики
посвящены
исследования Е.И. Тихеевой, М.М. Кониной, О.С. Ушаковой, В.В. Гербовой,
В.И.Логиновой,
Ю.С.Ляховской,
Н.П.Савельевой,
А . А . С м а г и ,
Е.М.Струниной, В.И.Яшиной и др.
В
современной
методике
словарная
работа
рассматривается
как
целенаправленная
педагогическая
деятельность,
обеспечивающая
эффективное освоение словарного состава родного языка.
Огромная
роль
в
развитии
ребёнка
принадлежит
–
игре.
Особым
видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создаётся
взрослыми специально в обучающих целях, когда обучение протекает на
основе игровой и дидактической задач. В дидактической игре ребёнок не
только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их.
Особое место в словарной работе занимают лексические упражнения,
которые способствуют предупреждению речевых недочетов, активизируют
словарь детей, развивают у них внимание к слову и его значению. Они в
отличие от дидактических игр не имеют игровых правил и действий.
Многие
авторы
указывают
на
значение
дидактической
игры
в
развитии
дошкольника
(Ф.Фребель,
А.Н.Леонтьев,
Л.А.Венгер,
З.М.Богуславская, А.В.Запорожец и др.). Эффективность дидактических игр
и
упражнений
в
обучении
детей
Е.И.
Тихеева
напрямую
ставила
в
зависимость от того, насколько они созвучны интересам ребенка, доставляют
ему радость, позволяют проявить свою активность, самостоятельность. Она
разработала дидактические материалы, настольно-печатные игры, которые и
сегодня используются в дошкольных учреждениях. Многочисленные пособия
по
дидактическим
играм
и
лексическим
упражнениям
созданы:
Е.И.
Удальцовой, О.С. Ушаковой, А.И. Сорокиной, Г.С. Швайко, А.К. Бондаренко
и др.
Исходя
из
вышесказанного,
осуществляя
с
детьми
работу
по
формированию,
обогащению
и
активизации
словаря
необходимо
широко
использовать
дидактические
игры
и
упражнения.
Дидактическая
игра
и
упражнения представляют собой многоплановое, сложное, педагогическое
явление: они являются и игровым методом обучения детей дошкольного
возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и
средством
всестороннего
воспитания
личности
ребенка.
Именно
в
дидактической
игре
ребенок
получает
возможность
совершенствовать,
обогащать, закреплять, активизировать словарь.
Воспитатель первой категории Глазкова Н.В.