Напоминание

"ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЙ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"


Автор: Глазкова Надежда Викторвна
Должность: воспитатель первой категории
Учебное заведение: Школа 1507 ОДШО 796
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: "ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЙ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Публикация на тему:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ, КАК СРЕДСТВО

РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Дошкольный

возраст

это

период

активного

усвоения

ребенком

разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической,

лексической, грамматической. Полноценное

овладение родным языком в

дошкольном

детстве

является

необходимым

условием

решения

задач

умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально

сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному

языку, тем свободнее ребенок будет пользоваться им в дальнейшем. Словарь

один

из

компонентов

речевого

развития

ребенка.

Овладение

словарем

является важным условием умственного развития. Усвоение словаря решает

задачу

накопления

и

уточнения

представлений,

формирования

понятий,

развития содержательной стороны мышления.

Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно,

и

общему

развитию

ребенка.

И

напротив,

богатство

словаря

является

признаком

хорошо

развитой

речи

и

показателем

высокого

уровня

умственного

развития.

Своевременное

развитие

словаря

один

из

важнейших факторов подготовки к школьному обучению.

Исследованием

речевого

развития

занимались

такие

выдающиеся

психологи,

педагоги

и

лингвисты

как

К.Д.Ушинский,

Л.С.Выготский,

В.В.Виноградов,

А.В.Запорожец,

А.А.Леонтьев,

С.Л.Рубинштейн,

Ф.А.Сохин, Е.А. Флерина, Д.Б.Эльконин и др.

Изучению

особенностей

усвоения

детьми

лексики

посвящены

исследования Е.И. Тихеевой, М.М. Кониной, О.С. Ушаковой, В.В. Гербовой,

В.И.Логиновой,

Ю.С.Ляховской,

Н.П.Савельевой,

А . А . С м а г и ,

Е.М.Струниной, В.И.Яшиной и др.

В

современной

методике

словарная

работа

рассматривается

как

целенаправленная

педагогическая

деятельность,

обеспечивающая

эффективное освоение словарного состава родного языка.

Огромная

роль

в

развитии

ребёнка

принадлежит

игре.

Особым

видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создаётся

взрослыми специально в обучающих целях, когда обучение протекает на

основе игровой и дидактической задач. В дидактической игре ребёнок не

только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их.

Особое место в словарной работе занимают лексические упражнения,

которые способствуют предупреждению речевых недочетов, активизируют

словарь детей, развивают у них внимание к слову и его значению. Они в

отличие от дидактических игр не имеют игровых правил и действий.

Многие

авторы

указывают

на

значение

дидактической

игры

в

развитии

дошкольника

(Ф.Фребель,

А.Н.Леонтьев,

Л.А.Венгер,

З.М.Богуславская, А.В.Запорожец и др.). Эффективность дидактических игр

и

упражнений

в

обучении

детей

Е.И.

Тихеева

напрямую

ставила

в

зависимость от того, насколько они созвучны интересам ребенка, доставляют

ему радость, позволяют проявить свою активность, самостоятельность. Она

разработала дидактические материалы, настольно-печатные игры, которые и

сегодня используются в дошкольных учреждениях. Многочисленные пособия

по

дидактическим

играм

и

лексическим

упражнениям

созданы:

Е.И.

Удальцовой, О.С. Ушаковой, А.И. Сорокиной, Г.С. Швайко, А.К. Бондаренко

и др.

Исходя

из

вышесказанного,

осуществляя

с

детьми

работу

по

формированию,

обогащению

и

активизации

словаря

необходимо

широко

использовать

дидактические

игры

и

упражнения.

Дидактическая

игра

и

упражнения представляют собой многоплановое, сложное, педагогическое

явление: они являются и игровым методом обучения детей дошкольного

возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и

средством

всестороннего

воспитания

личности

ребенка.

Именно

в

дидактической

игре

ребенок

получает

возможность

совершенствовать,

обогащать, закреплять, активизировать словарь.

Воспитатель первой категории Глазкова Н.В.



В раздел образования