Напоминание

"Роль музейной педагогики в социализации обучающихся"


Автор: Родионова Людмила Николаевна
Должность: руководитель кружка "краеведение"
Учебное заведение: ГБОУ СОШ им. В. С. Чекмасова с Большое Микушкино
Населённый пункт: с.Большое Микушкино м.р. Исаклинский Самарской области
Наименование материала: статья
Тема: "Роль музейной педагогики в социализации обучающихся"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Родионова Людмила Николаевна,

«Роль музейной педагогики в социализации обучающихся»,

ГБОУ СОШ им. В.С.Чекмасова с. Большое Микушкино

м.р. Исаклинский Самарской области

Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной

коммуникации и направлена в первую очередь на решение задач активизации творческих

способностей личности. С этой целью разрабатываются разнообразные методики работы с

посетителями,

изменяющие

их

роль

и

позиции

в

музейно-педагогическом

процессе.

Несмотря на утверждение идей дифференцированного подхода к различным категориям

посетителей, основное внимание музейной педагогики по-прежнему сосредоточено на

детской и подростковой аудитории. Ведущей тенденцией музейной педагогики становится

в этой связи переход от единичных и эпизодичных контактов с посетителем к созданию

многоступенчатой системы музейного образования, приобщения к музею и его культуре.

Рассказ о работе своего школьного музея я хочу начать с латинского изречения:

«Времена меняются, и мы меняемся с ними».

Наш школьный музей имеет свои определенные задачи:

-соединяет воедино многие поколения определённого социума;

- воспитывает чувство уважения не только к прошлому своей школы, но и родины;

- пробуждает чувство милосердия к старшим, ветеранам войны и труда;

- формирует в юном гражданине чувство сопричастности ко всему, толерантности;

- учит работать с информацией.

Наша цель:

-сделать музей этнокультурным центром, местом сохранения и развития национальной

культуры систематизирующей знания об истории культуры и традициях своего народа.

Функция нашего музея:

-поисковая и научно-исследовательская работа;

-организационные

проведение

общешкольных

мероприятий,

объединяющих

усилия

учащихся

и

учителей

(Линейки

Памяти,

митинги,

организация

концертов

ветеранам

труда);

- взаимодействие с социальными партнерами;

- социализация обучающихся.

Процесс социализации личности предполагает создание условий для ее успешной

реализации. Поэтому я выделила одно из ключевых направлений деятельности на основе

работы школьного музея:

создание

базы

социального

партнерства,

включение

в

систему

работы

музея

агентов

первичной

и

вторичной

социализации,

цель

которых

оказание

личностного

влияния на формирование взглядов и представлений молодого поколения, позволяющих

через

разнообразие

интерактивных

форм

и

методов

осуществлять

успешную

социализацию.

Для этого мы применяем различные технологии:

-уроки (совместная работа кружковцев и педагогов по организации и проведению уроков);

- «справочное бюро» (помощь

обучающимся при написании рефератов, выполнении

учебных работ);

- «мастерская» (восстановление экспонатов, создание макетов этнографических построек);

- работа с архивом;

- исследовательская работа;

- «виртуальный музей» (организация виртуальных экскурсий, например, «Музей 21 века»

и др.). Цель экскурсий - дать панораму национальной чувашской культуры, истории своей

школы, своего села, своей страны во времени, проследить изменения, показать как одно

мгновенье (20 век) изменило в корне жизнь и быт людей,

пригласить посетителей в

увлекательное

путешествие

по

удивительному

миру

прошлого.

Работая

в

музее,

школьники открывают новое для себя из того, что уже известно многим, а кроме того,

иногда в процессе поисков делают открытия, имеющие научно – практическое значение.

Школьный музей является базой для серьезной воспитательной работы. У музейных

витрин проходят интересные классные часы: « Герои Афганистана», « По страницам

истории», « Я люблю тебя, Россия», « Женщины – гордость России», «Традиции и обычаи

чувашского народа» и т.д.!

Следовательно,

школьный

музей

помогает

воспитывать

в

обучающихся

исследовательскую

активность,

развивает

творческое

мышление,

прививает

навыки

самостоятельного приобретения знаний. Используем следующие принципы работы музея:

- принцип маятника (челнока) – ребята, изучая историю своей семьи, села, связывают ее с

историей страны или наоборот; - принцип спирали – ребята вновь и вновь возвращаются к

изученным проблемам, углубляя знания по ним.

Сегодня мы говорим о традициях и инновациях. На наш взгляд: традиции – это

качественный

опыт

прошлого,

инновации

-

взгляд

в будущее. Наша

школа

хранит

прошлое, создает настоящее и уверенно смотрит в будущее!



В раздел образования