Автор: Родионова Людмила Николаевна
Должность: руководитель кружка "краеведение"
Учебное заведение: ГБОУ СОШ им. В. С. Чекмасова с Большое Микушкино
Населённый пункт: с.Большое Микушкино м.р. Исаклинский Самарской области
Наименование материала: статья
Тема: "Роль музейной педагогики в социализации обучающихся"
Раздел: дополнительное образование
Родионова Людмила Николаевна,
«Роль музейной педагогики в социализации обучающихся»,
ГБОУ СОШ им. В.С.Чекмасова с. Большое Микушкино
м.р. Исаклинский Самарской области
Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной
коммуникации и направлена в первую очередь на решение задач активизации творческих
способностей личности. С этой целью разрабатываются разнообразные методики работы с
посетителями,
изменяющие
их
роль
и
позиции
в
музейно-педагогическом
процессе.
Несмотря на утверждение идей дифференцированного подхода к различным категориям
посетителей, основное внимание музейной педагогики по-прежнему сосредоточено на
детской и подростковой аудитории. Ведущей тенденцией музейной педагогики становится
в этой связи переход от единичных и эпизодичных контактов с посетителем к созданию
многоступенчатой системы музейного образования, приобщения к музею и его культуре.
Рассказ о работе своего школьного музея я хочу начать с латинского изречения:
«Времена меняются, и мы меняемся с ними».
Наш школьный музей имеет свои определенные задачи:
-соединяет воедино многие поколения определённого социума;
- воспитывает чувство уважения не только к прошлому своей школы, но и родины;
- пробуждает чувство милосердия к старшим, ветеранам войны и труда;
- формирует в юном гражданине чувство сопричастности ко всему, толерантности;
- учит работать с информацией.
Наша цель:
-сделать музей этнокультурным центром, местом сохранения и развития национальной
культуры систематизирующей знания об истории культуры и традициях своего народа.
Функция нашего музея:
-поисковая и научно-исследовательская работа;
-организационные
проведение
общешкольных
мероприятий,
объединяющих
усилия
учащихся
и
учителей
(Линейки
Памяти,
митинги,
организация
концертов
ветеранам
труда);
- взаимодействие с социальными партнерами;
- социализация обучающихся.
Процесс социализации личности предполагает создание условий для ее успешной
реализации. Поэтому я выделила одно из ключевых направлений деятельности на основе
работы школьного музея:
создание
базы
социального
партнерства,
включение
в
систему
работы
музея
агентов
первичной
и
вторичной
социализации,
цель
которых
оказание
личностного
влияния на формирование взглядов и представлений молодого поколения, позволяющих
через
разнообразие
интерактивных
форм
и
методов
осуществлять
успешную
социализацию.
Для этого мы применяем различные технологии:
-уроки (совместная работа кружковцев и педагогов по организации и проведению уроков);
- «справочное бюро» (помощь
обучающимся при написании рефератов, выполнении
учебных работ);
- «мастерская» (восстановление экспонатов, создание макетов этнографических построек);
- работа с архивом;
- исследовательская работа;
- «виртуальный музей» (организация виртуальных экскурсий, например, «Музей 21 века»
и др.). Цель экскурсий - дать панораму национальной чувашской культуры, истории своей
школы, своего села, своей страны во времени, проследить изменения, показать как одно
мгновенье (20 век) изменило в корне жизнь и быт людей,
пригласить посетителей в
увлекательное
путешествие
по
удивительному
миру
прошлого.
Работая
в
музее,
школьники открывают новое для себя из того, что уже известно многим, а кроме того,
иногда в процессе поисков делают открытия, имеющие научно – практическое значение.
Школьный музей является базой для серьезной воспитательной работы. У музейных
витрин проходят интересные классные часы: « Герои Афганистана», « По страницам
истории», « Я люблю тебя, Россия», « Женщины – гордость России», «Традиции и обычаи
чувашского народа» и т.д.!
Следовательно,
школьный
музей
помогает
воспитывать
в
обучающихся
исследовательскую
активность,
развивает
творческое
мышление,
прививает
навыки
самостоятельного приобретения знаний. Используем следующие принципы работы музея:
- принцип маятника (челнока) – ребята, изучая историю своей семьи, села, связывают ее с
историей страны или наоборот; - принцип спирали – ребята вновь и вновь возвращаются к
изученным проблемам, углубляя знания по ним.
Сегодня мы говорим о традициях и инновациях. На наш взгляд: традиции – это
качественный
опыт
прошлого,
инновации
-
взгляд
в будущее. Наша
школа
хранит
прошлое, создает настоящее и уверенно смотрит в будущее!