Напоминание

"Системно-деятельностный подход в работе учителя-логопеда с детьми с РАС"


Автор: Бабушкина Елена Владимировна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: ОГКОУ Школа №19
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: "Системно-деятельностный подход в работе учителя-логопеда с детьми с РАС"
Раздел: начальное образование





Назад




Системно-деятельностный подход в работе учителя-логопеда с детьми с

РАС

В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит

системно-деятельностный

подход.

Системно-деятельностный

подход

способствует становлению личности обучающегося как активного субъекта

жизни и деятельности, позволяет формировать самостоятельность мышления

и

способность

анализировать,

решать

нестандартные

задачи

в

условиях

неопределенности,

действовать

на

основе

привлечения

собственного

жизненного опыта, связно выражать индивидуальную точку зрения, строить

гипотезы в процессе решения проблемы, иметь представление о границах

собственного знания и незнания.

Системный

подход

-

это

подход,

при

котором

любая

система

рассматривается

как

совокупность

взаимосвязанных

элементов.

Деятельностный

подход

позволяет

конкретно

воплотить

принцип

системности на практике. Системно - деятельностный подход позволяет,

соответственно, получить основные результаты обучения и воспитания как

достижение личностного, социального, коммуникативного и познавательного

развития обучащегося.

В основу Стандарта для обучающихся с ОВЗ положены деятельностный и

дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает:

- признание обучения и воспитания как единого процесса организации

познавательной, речевой и предметно-практической деятельности

обучающихся

с ОВЗ,

обеспечивающего

овладение

ими

содержанием

образования (системой знаний, опытом разнообразной деятельности и

эмоционально-личностного отношения к окружающему социальному и

природному

миру),

в

качестве

основного

средства

достижения

цели

образования;

- признание того, что развитие личности обучающихся с ОВЗ зависит от

характера организации доступной им учебной деятельности;

- разнообразие организационных форм образовательного процесса и

индивидуального

развития

каждого

обучающегося

с

ОВЗ,

обеспечивающих

рост

творческого

потенциала,

познавательных

мотивов,

обогащение

форм

взаимодействия

со

сверстниками

и

взрослыми в познавательной деятельности.

При

расстройствах

аутистического

спектра

отмечаются

нарушения

социального

взаимодейств и я ,

к о м м у н и к а ц и и

и

п о в е д ения,

предопределяющие

трудности

социализации

детей.

У

них

оказывается

нарушенным процесс усвоения социального опыта, системы социальных

связей и отношений. Дети с аутистическими расстройствами не усваивают

основные правила и паттерны социального поведения, с трудом приобретают

необходимые для жизни социальные и коммуникативные навыки.

Работая в коррекционной школе с детьми с РАС для повышения качества

образовательного

процесса,

я

применяю

такие

технологии

с истемно-

деятельностного подхода:

ИКТ технологии (оборудование «Живой звук»),

здоровьесберегающие технологии,

игровые технологии,

проектные технологии( Лепбук).

Изучив новые подходы, идеи, формы и методы педагогической деятельности,

которые были бы интересны младшим школьникам с РАС и соответствовали

бы

их

возрасту,

и

наиболее

эффективно

бы

решали

педагогические,

образовательные

и

воспитательные

задачи,

я

решила

попробовать

интерактивное методическое пособие – лэпбук.

Что же такое лэпбук?

Лэпбук (lapbook)

это

сравнительно

новое

средство из

Америки,

представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Адаптировала

его

под

наш

менталитет

Татьяна

Пироженко.

Она

разрабатывала

эту

технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в

исследовательской работе с детьми.

В дословном переводе с английского языка лэпбук означает «книга на

коленях»,

или

как

его

еще

называют

тематическая

папка

или

коллекция

маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность

размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и

графиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую педагог

собирает, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет,

используя всевозможные цвета и формы. Таким образом, можно сказать, что

лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла,

который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной

темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения.

Лэпбук

-

отличный

способ

закрепить

определенную

тему

с

детьми,

осмыслить

содержание

книги,

провести

исследовательскую

работу,

в

процессе

которой

ученик

участвует

в

поиске,

анализе

и

сортировке

информации.

Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по

теме

и

лучше

понять

и

запомнить

материал.

Это

отличный

способ

для

закрепления материала. В любое удобное время ученик просто открывает

лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими

же руками книжку.

Ученик самостоятельно собирает и организовывает информацию, формируя

навыки школьного обучения. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах,

где одновременно будут заняты несколько детей. Можно выбрать задания под

силу

каждому

(одним

кармашки

с

карточками,

а

другим

задания,

подразумевающие умение писать и т.д.) и сделать коллективную книжку.

Лэпбук развивает творческие способности и коммуникативные навыки.

Лэпбук – разновидность метода проекта. Создание лэпбука содержит все

этапы проекта:

1 целеполагание (выбор темы)

2 разработка лэпбука (составление плана)

3 выполнение (практическая часть)

4 подведение итогов.

Таким

образом,

лэпбук

средство

для

реализации

деятельностного

метода обучения. При создании лэпбука дети с ОВЗ не получают знания в

готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательской

– познавательной деятельности.



В раздел образования