Автор: Бабушкина Елена Владимировна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: ОГКОУ Школа №19
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: "Системно-деятельностный подход в работе учителя-логопеда с детьми с РАС"
Раздел: начальное образование
Системно-деятельностный подход в работе учителя-логопеда с детьми с
РАС
В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит
системно-деятельностный
подход.
Системно-деятельностный
подход
способствует становлению личности обучающегося как активного субъекта
жизни и деятельности, позволяет формировать самостоятельность мышления
и
способность
анализировать,
решать
нестандартные
задачи
в
условиях
неопределенности,
действовать
на
основе
привлечения
собственного
жизненного опыта, связно выражать индивидуальную точку зрения, строить
гипотезы в процессе решения проблемы, иметь представление о границах
собственного знания и незнания.
Системный
подход
-
это
подход,
при
котором
любая
система
рассматривается
как
совокупность
взаимосвязанных
элементов.
Деятельностный
подход
позволяет
конкретно
воплотить
принцип
системности на практике. Системно - деятельностный подход позволяет,
соответственно, получить основные результаты обучения и воспитания как
достижение личностного, социального, коммуникативного и познавательного
развития обучащегося.
В основу Стандарта для обучающихся с ОВЗ положены деятельностный и
дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает:
- признание обучения и воспитания как единого процесса организации
познавательной, речевой и предметно-практической деятельности
обучающихся
с ОВЗ,
обеспечивающего
овладение
ими
содержанием
образования (системой знаний, опытом разнообразной деятельности и
эмоционально-личностного отношения к окружающему социальному и
природному
миру),
в
качестве
основного
средства
достижения
цели
образования;
- признание того, что развитие личности обучающихся с ОВЗ зависит от
характера организации доступной им учебной деятельности;
- разнообразие организационных форм образовательного процесса и
индивидуального
развития
каждого
обучающегося
с
ОВЗ,
обеспечивающих
рост
творческого
потенциала,
познавательных
мотивов,
обогащение
форм
взаимодействия
со
сверстниками
и
взрослыми в познавательной деятельности.
При
расстройствах
аутистического
спектра
отмечаются
нарушения
социального
взаимодейств и я ,
к о м м у н и к а ц и и
и
п о в е д ения,
предопределяющие
трудности
социализации
детей.
У
них
оказывается
нарушенным процесс усвоения социального опыта, системы социальных
связей и отношений. Дети с аутистическими расстройствами не усваивают
основные правила и паттерны социального поведения, с трудом приобретают
необходимые для жизни социальные и коммуникативные навыки.
Работая в коррекционной школе с детьми с РАС для повышения качества
образовательного
процесса,
я
применяю
такие
технологии
с истемно-
деятельностного подхода:
ИКТ технологии (оборудование «Живой звук»),
здоровьесберегающие технологии,
игровые технологии,
проектные технологии( Лепбук).
Изучив новые подходы, идеи, формы и методы педагогической деятельности,
которые были бы интересны младшим школьникам с РАС и соответствовали
бы
их
возрасту,
и
наиболее
эффективно
бы
решали
педагогические,
образовательные
и
воспитательные
задачи,
я
решила
попробовать
интерактивное методическое пособие – лэпбук.
Что же такое лэпбук?
Лэпбук (lapbook)
–
это
сравнительно
новое
средство из
Америки,
представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Адаптировала
его
под
наш
менталитет
Татьяна
Пироженко.
Она
разрабатывала
эту
технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в
исследовательской работе с детьми.
В дословном переводе с английского языка лэпбук означает «книга на
коленях»,
или
как
его
еще
называют
тематическая
папка
или
коллекция
маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность
размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и
графиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую педагог
собирает, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет,
используя всевозможные цвета и формы. Таким образом, можно сказать, что
лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла,
который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной
темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения.
Лэпбук
-
отличный
способ
закрепить
определенную
тему
с
детьми,
осмыслить
содержание
книги,
провести
исследовательскую
работу,
в
процессе
которой
ученик
участвует
в
поиске,
анализе
и
сортировке
информации.
Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по
теме
и
лучше
понять
и
запомнить
материал.
Это
отличный
способ
для
закрепления материала. В любое удобное время ученик просто открывает
лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими
же руками книжку.
Ученик самостоятельно собирает и организовывает информацию, формируя
навыки школьного обучения. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах,
где одновременно будут заняты несколько детей. Можно выбрать задания под
силу
каждому
(одним
–
кармашки
с
карточками,
а
другим
–
задания,
подразумевающие умение писать и т.д.) и сделать коллективную книжку.
Лэпбук развивает творческие способности и коммуникативные навыки.
Лэпбук – разновидность метода проекта. Создание лэпбука содержит все
этапы проекта:
1 целеполагание (выбор темы)
2 разработка лэпбука (составление плана)
3 выполнение (практическая часть)
4 подведение итогов.
Таким
образом,
лэпбук
–
средство
для
реализации
деятельностного
метода обучения. При создании лэпбука дети с ОВЗ не получают знания в
готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательской
– познавательной деятельности.