Напоминание

"Создание ситуации успеха в творческом объединении"


Автор: Буткеев Андрей Витальевич
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОО ДО Центр дополнительного образования
Населённый пункт: город Мыски
Наименование материала: обобщение опыта
Тема: "Создание ситуации успеха в творческом объединении"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Создание ситуации успеха в творческом объединении

Содержание

Пояснительная записка...………………………………………………… 3

Создание ситуации успеха в детском творческом объединении……… 5

Понятие ситуации успеха………………………………………………...

5

Алгоритмы создания ситуации успеха…………………………………..

5

Правила, обеспечивающие ситуацию успеха………………………...… 8

Заключение………………………………………………………………...

9

Список литературы………………………………………………………..

10

Приложения………………………………………………………………..

11

2

Пояснительная записка

Успех меняет человека, Он делает человека уверенным в себе, придает

ему достоинство, и человек обнаруживает в себе качества, о которых не подо-

зревал раньше

Джой Бразерс

Актуальность темы

Главный смысл деятельности педагога - создать каждому ученику си-

туацию успеха. «Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не

переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание и

интерес учиться» - Константин Дмитриевич Ушинский. Ситуация успеха –

фактор развития личности. Ситуация – это сочетание условий и обстоя-

тельств, которые обеспечивают успех. Успех – результат такой ситуации.

Успех, прежде всего, связан с чувством радости, эмоционального подъема,

которые испытывает человек в результате выполненной какой-либо работы.

Цель работы – обобщить и представить педагогический опыт по созда-

нию ситуации успеха в детском творческом объединении.

Задачи:

дать представление понятия ситуации успеха;

познакомить слушателей с алгоритмами, обеспечивающими ситуацию

успеха;

познакомить с правилами, обеспечивающими ситуацию успеха.

Практическая значимость

Под ситуацией успеха следует понимать субъективное переживание

удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной дея-

тельности. Создание ситуации успеха обеспечивается рядом действий, кото-

рые осуществляются в психологически комфортной атмосфере радости и

одобрения,

создаваемой

речевыми

и

мимико-пластическими

средствами.

Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и коррект-

ность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, со-

здают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребен-

ку справиться с поставленной перед ними задачей.

В данной работе представлен педагогический опыт по обобщению со-

здания ситуации успеха в детском творческом объединении. Материалы обоб-

щения могут быть использованы педагогами дополнительного образования в

качестве методического пособия по использованию сочетаний условий и об-

стоятельств которые обеспечивают успех.

3

Предлагаемый материал дал положительные результаты в образцовых

детских творческих объединениях Театре песни «Поющее перышко» и Театре

песни «Храбрый портняжка». Учащиеся этих объединений стали обладателя-

ми многих международных, всероссийских и региональных конкурсов, что

стало возможным благодаря созданию в этих творческих объединениях ситу-

ации успеха.

4

Создание ситуации успеха в детском творческом объедине-

нии

Понятие ситуации успеха

Успех связан с чувством радости, эмоционального подъема, которые ис-

пытывает человек в процессе выполненной работы. У него формируются но-

вые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения.

Ведь если помочь ребенку хоть один раз достичь положительного результата,

то можно смотивировать его на будущую деятельность. Основываясь на поло-

жительных эмоциях, ребенок и в следующий раз с удовольствием возьмется

за работу.

Что следует понимать под ситуацией успеха?

Ситуация — это результат продуманной, подготовленной стратегии,

тактики, это то, что способен организовать учитель.

Успех - удача в задуманном деле, удачное достижение поставленной

цели.

Ситуация

успеха

это

сочетание

условий,

которые

обеспечивают

успех, а сам успех — результат подобной ситуации.

Алгоритмы создания ситуации успеха

В своей деятельности используем следующие алгоритмы создания си-

туации успеха:

1. Создание атмосферы доброжелательности на протяжении всего за-

нятия:

улыбки, дружеские

подбадривания,

добрый

взгляд,

приветливость,

ожидания исполнения и интерес к будущему результату. Всё это снимает пси-

хологическую зажатость, уменьшает страх перед неудачей. В детском объеди-

нении создана обстановка жизнерадостности. Это выражается в том, что ре-

бенка приветливо встречают, здороваются, делают комплименты, обращают

внимание на внешний вид – одежду, прическу. (Приложение 2)

2. Снятие страха - необходимо для каждого ребёнка, жаждущего успе-

ха и пугающегося неудачи. Снятие страха помогает преодолеть неуверен-

ность в собственных силах, робость, боязнь самого дела. Поэтому педагог не-

пременно говорит что-то подобное: «Это совсем не трудно», «Если даже не

получится, ничего страшного, мы поищем другой способ» или же «Мы же ря-

дом, мы все готовы помочь».

5

Назначение данного приема: Помогает преодолеть неуверенность в соб-

ственных силах, боязнь самого дела и оценка окружающих.

На занятиях убеждаем ребенка в том, что у него все получится, но для

этого нужно приложить усилия и старания. (Приложение 2)

3. Авансирование успешного результата - дружеское положительное

подкрепление. Авансирование - оглашение достоинств, которые еще не умеет

проявлять человек, но которыми его наделяют окружающие. На занятиях объ-

являем о положительном результате до того, как они получены, указывая на

достоинства ребенка. Часто это применяем к неуверенным, стеснительным

детям. Это увеличивает меру уверенности в себе, повышает их настроение,

активность, находчивость.

Назначение приема: Помогает педагогу выразить свою твердую убе-

жденность в том, что ребенок обязательно справится с поставленной задачей.

Это, в свою очередь помогает поверить учащемуся в свои силы и возможно-

сти.

«У вас обязательно получится…»,

«Я даже не сомневаюсь в успешном результате». (Приложение 2)

4. Скрытое инструктирование в способах и формах совершения дея-

тельности помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека,

пожелания.

«Возможно, лучше всего начать с...»,

«Выполняя работу, не забудьте о...».

Здесь применяем индивидуальный подход к каждому ребенку. (Прило-

жение 2)

5. Внесение мотива показывает ребенку ради чего, ради кого соверша-

ется эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. Например, вне-

сение мотива:

«Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…» будет очень

уместным в любой ситуации.

Этот случай применяем при коллективной работе с детьми.

6. Персональная исключительность обозначает важность усилий ре-

бенка в предстоящей или совершаемой деятельности. Подчеркнуть данный

момент педагог может следующими фразами:

«Только ты и мог бы...»

«Только тебе я и могу доверить…»

«Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…».

Такие слова со стороны взрослого помогают ребёнку поверить в свою

исключительность и незаменимость.

6

В данном случае используем индивидуальный подход к ребенку, пору-

чение какого-нибудь дела. Например, подготовить сообщение или какую-то

историю, легенду к занятию по новой теме.

Персональная исключительность, высказанная в адрес ребёнка, повы-

шает планку требования и ответственность за порученное дело, вселяет в

ребёнка определённую уверенность и надежду на успешный результат.

7. Мобилизация активности или педагогическое внушение необхо-

дима для того, чтобы увидеть результат деятельности. К выполнению кон-

кретных действий побуждают следующие высказывания:

«Нам уже не терпится начать работу…»,

«Так хочется поскорее увидеть…».

Тон при произнесении должен быть ровным, спокойным и убедитель-

ным. Демонстрацией готовой работы побуждаю ребёнка в этот момент к дей-

ствию, вселяя успех: «Не будем терять время - приступаем к работе, чтобы у

вас получилось так же красиво».

8. Высокая оценка детали помогает эмоционально пережить успех не

результата в целом, а какой-то его отдельной детали. Для этого педагогу сле-

дует

подчеркнуть

индивидуальные

успехи

ребенка:

«Тебе

особенно

удалось...», «Больше всего мне в твоей работе понравилось…», «Наивысшей

похвалы заслуживает эта часть твоей работы».

Это поможет эмоционально подкрепить уверенность учащихся в своих

силах и не опустить руки.

Успешное выполнение простого задания даёт уверенность в том, что

возможно успешное выполнение более сложного. Помогает пережить эмоци-

онально успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали, что

тоже помогает учащемуся почувствовать себя успешным.

В этом случае стараемся анализировать работы подетально (в коллек-

тивном исполнении выделяем лучшее, подчеркивая успехи каждого ребенка).

Для

формирования

у

учащихся

мотивации

к

достижению

успеха,

соблюдаем такие педагогические условия как:

- задачи для учащихся – посильные;

- деятельность соответствует интересам учащихся;

Для создания ситуации успеха в своем объединении пользуемся педаго-

гическими приемами, описанными выше, также использую и другие одобре-

ния, которые нужны для поддержки и поощрения. Потому что, любые, даже

самые незначительные достижения должны поощряться педагогом. Напри-

мер: «У тебя получилось...», «Ты делаешь это значительно лучше, чем вчера»,

«Продолжай работать также и добьешься большего», «Я знала, что ты смо-

7

жешь это сделать», «Ты неузнаваема сегодня», «Замечательно», «Хорошая ра-

бота» и др.

Правила, обеспечивающие ситуацию успеха

Подбадривать за малейший успех, одобрять за малейшую победу в со-

ревновании с самим собой или другими учащимися, за помощь другим,

чтобы радость победы была нравственной;

своевременно отмечать успехи и достижения учащихся во всех видах

деятельности. Особенно важно делать это публично, чтобы все знали о

поощрении именно данного ребенка;

использовать на определенном этапе обучения систему поощрения в

виде участия в выставках и конкурсах и получении за это наградного

материала;

применять на занятиях задания, предполагающие соревновательность,

развивающие

сообразительность

и

догадку,

содержащих

творческие

элементы. (Приложение 1)

8

Заключение

Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энер-

гию для преодоления трудностей, желания творить. Ребенок испытывает уве-

ренность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно

сделать вывод: успех в творческой работе – завтрашний успех в жизни!

Материалы обобщения могут быть использованы педагогами дополни-

тельного образования в качестве пособия по использованию сочетаний усло-

вий и обстоятельств, которые обеспечивают успех. Каждый педагог может ис-

пользовать данные материалы при подготовке к занятиям, тем самым иметь

возможность воссоздать в своем объединении благоприятную психологиче-

скую обстановку. Это позволит повысить качество воспитательно-образова-

тельного процесса.

Каждый из нас, если выбрал путь педагога, должен отыскать и поддер-

живать источник внутренних сил каждого ребенка, рождающий энергию для

преодоления трудностей, желания познания окружающего мира. Именно мы

должны создавать такие условия в которых ребенок испытывал бы уверен-

ность в себе и ощущал внутреннее удовлетворение. А это нечто иное, как со-

здание ситуации успеха. Всегда надо помнить, что первая победа ребенка, по-

рождает вторую – «Крылья победы» несущие его к осознанию себя, собствен-

ной значимости.

9

Список литературы

1.

Асеев, В.Г. Возрастная психология [Текст]: Учеб. пособие / В.Г.

Асеев. – Иркутск: Изд-во ИГПИ, 1989 - 215с.

2.

Бабкина, Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в

учебном процессе [Текст] / Н.В.Бабкина // Начальная школа.- 1998.- № 4. - 56

c.

3.

Гордеева, О.В. Развитие языка эмоций у детей [Текст] / О.В.Баб-

кина // Вопросы психологии. – 1995. - №2. - 55 c.

4.

Губанова, О.В., Левкина, И.С. Использование игровых приемов

на уроках [Текст] / О.В.Губанова, И.С. Левкина // Начальная школа. - 1997. -

№ 6. – 98 c.

5.

Макарьев, И.И. Если ваш ребенок – левша [Текст] / И.И. Ма-

карьев / - Изд-во С.–Пб., 1995 - 212 c.

6.

Муравьев, Е.М., Симоненко В.Д. Общие основы методики препо-

давания технологии [Текст] / Е.М. Муравьев – Брянск : Изд-во БГПУ им.

акад. И.Г. Петровского, 2000 – 235с.

7.

Назарова, Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволю-

ции? [Текст] / Т.С. Назарова // Педагогика. - 1997. - № 3 – 23c.

8.

Николаева, Л.С., Лесных Л.И. Использование нетрадиционных

форм занятий [Текст] / Л.С.Николаева, Л.И.Лесных // Специалист. – 1992. -

№2. - 221 c.

10

Приложение 1

Деловая игра для педагогов по теме:

Педагогические приемы создания ситуации успеха

1.

Игра «Знакомство»

Материал: клубок ниток, карточки с незаконченными предложениями.

Инструкция:

Зажмите свободный конец нити крепко в руке и киньте клубок педагогу

напротив. За 1 минуту должны представиться. Как вас зовут. Откуда вы. За-

тем вытянуть карточку и закончить написанное на ней предложение

Предложения на карточке:

Я доверяю людям, которые…..

Самая большая радость для меня – это…

Я люблю, когда…

Мне радостно, когда…

Я горжусь тем, что….

Моя сильная сторона в профессиональной деятельности-….

Думаю, что самое важное для меня….

Человек, которому я могу доверять….

Особенно мне нравится, когда мне люди, окружающие меня…

Мои друзья…

Самое большое достижение в моей жизни…

Я ценю в людях…

Я чувствую себя уверенно,, когда ….

Человек считается успешным, если…

Таким образом, клубок передается дальше и дальше пока все участники

не окажутся частью одной постепенно разрастающейся паутины

-как вы думаете, почему мы составили такую паутину?

(создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжела-

тельного и открытого общения друг с другом)

2.

Приветствие « Ладошки»

В течение 1 минуты вам необходимо поприветствовать друг друга с по-

мощью ладошек

Красный цвет - делюсь хорошим настроением, доброй энергией

Синий - я сегодня немного расстроен и прошу вашей поддержки

11

Давайте проголосуем с помощью ладошек

Красный - да

Синий - нет

1.

Готовы ли вы работать в форме игры?

2.

Готовы ли вы сотрудничать во время игры

Для начала используйте вернейшее средство, которое сближает людей.

Что это?(улыбка)

Улыбнитесь друг другу. Почувствуйте энергию улыбки

3.

Деление на группы

Встаньте, пожалуйста, в две шеренги

Предлагаю учителям рассчитаться следующим способом: утро-день-

вечер

А теперь объединиться в 3 группы

Правила работы в группе

1.

«Здесь и сейчас»

Стараться думать о том, что происходит в группе, активно участвовать

в занятии, отмечать для себя свои мысли и чувства, возникающие в ходе раз-

говора.

2.

«Индивидуальность»

Никого не судить, не перебивать говорящего, не критиковать точку зре-

ния другого, а предлагать свою

3.

«Летучее облако»

Сохранять в группе атмосферу доверия и внимания друг к другу

4.

«Искренность и открытость»

Чем более искренними и открытыми будут участники встречи, тем бо-

лее успешной окажется работа каждого из группы в целом.

Каждая группа выбирает спикера, который после обсуждения предста-

вит результат своей работы

В своих подгруппах возьмитесь за веревку, связанную в кольцо

Ваша задача с закрытыми глазами, переговариваясь, перестроить из

этой веревки фигуру, которую я назову (квадрат, треугольник, круг)

Рефлексия: какие трудности вы испытали во время выполнения данного

упражнения

4.

Основная часть

12

Участники занимают места за столами

Итак, тема нашей игры «педагогические приемы создания ситуации

успеха», мотивация учения

Анализ проблемы

Для того, чтобы могли лучше с ориентироваться в игре, я предлагаю

ознакомиться с результатами опроса учащихся. Они дописывали неокончен-

ные предложения

(раздаю карточки с предложениями)

1.

Если я получаю хорошую оценку - это значит, что….

….меня похвалят родители

…я хорошо знаю материал

….учительница будет рада

… у меня поднимается настроение и появляется желание делать уроки

дальше и ходить в школу

2.

Если я получаю плохую оценку, это значит, что…

… у меня испортиться настроение

…меня накажут

…учительница будет недовольна

…я расстроюсь

…я буду считаться плохим учеником

…у меня пропадет интерес к учебе

3.

Мне всегда приятно, когда взрослые в школе…

…меня уважают

…обращают на меня внимание

…меня хвалят

…разговаривают со мной вежливо

…доверяют мне

…чувствуют когда мне плохо

…справедливо оценивают каждого

4.

Когда я смотрю на учителя, мне кажется , что…

…у меня испортилось настроение

…меня накажут

…учительница будет недовольна

…я расстроюсь

.. буду считаться плохим учеником

…у меня пропал интерес к предмету

13

5.

Я чувствую себя уверенно, когда в школе…

…меня хвалят

…ставят хорошие оценки

…вызывают меня к доске

…мне помогают

…доброжелательны ко мне

…меня понимают и поддерживают

Вывод.

Успех имеет огромное значение в жизни людей.

Групповая работа (задание группами) подобрать эпиграф к нашей игре

1.

Все что перестает удаваться, перестает и привлекаться (Франсуа

да Ларошфуко)

2.

Ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде

всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она не была, все

равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сде-

лано с помощью учителя «радость» успеха может померкнуть(В.А. Сухом-

линский)

3.

«Успех школьнику создает учитель, который сам переживает ра-

дость успеха»

Какое из них наиболее удачно подойдет в качестве эпиграфа к нашей

игре (объясняют)

5

.«Мозговой Штурм»

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать ре-

бенку ситуацию успеха на уроке и дать ему возможность пережить радость

достижения, осознать свои способности, поверить в себя.

Что такое успех? Как развить мотивационную сферу к учебной деятель-

ности. Методом мозгового штурма вы должны за определенное время опреде-

лить приемы и методы успеха ученика на уроке

1.

Подготовить учащихся к правильному восприятию нового мате-

риала, настраивать «Я уверена, у вас все получиться», подбадривать если что-

то не получается

2.

Использовать на уроке игровые ситуации, загадки, творческие за-

дания, что оказывает влияние на формирование интереса к учебным предме-

там

3.

Формировать у учащихся положительную «Я концепцию»(я нрав-

люсь себе и другим, я многое могу)

14

Группы обсуждают, выбирают из предложенных вариантов

Приложение 2

15

Учащиеся образцового детского коллектива

Театра песни «Поющее перышко»

руководитель Епифанова Т.П., хореограф Поварова Л.Б.

16

17

Учащиеся образцового детского коллектива

Театра моды «Храбрый портняжка»

18

Руководитель Климова Ю.В., хореограф Поварова Л.Б.

19



В раздел образования