Автор: Буценко Зинаида Дмитриевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Селивановская СОШ
Населённый пункт: Ст- ца Селивановская, Ростовская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Разговор о правильном питании" в 3 классе по теме "зубы и уход за ними"
Раздел: начальное образование
Конспект занятия по внеурочной деятельности
«Разговор о правильном питании»
в 3 классе
по теме «Зубы и уход за ними».
_______________________________________________________________
Тема. Зубы и уход за ними
Цель и задачи:
знакомство с функциями зубов и их названиями;
формирование представлений о гигиене полости рта;
проведение работы по профилактике кариеса;
Форма урока: традиционная
Оборудование:
модель челюстей с зубами, зубная щётка, карточки на каждого учащегося с памяткой
«Как сохранить зубы здоровыми без лекарств», таблицей «Функции зубов», текстом
«Зубы», «Листки питания» (Приложение 1), сосуды с водным раствором йода 1:1,
ватные диски, опорные таблички с началом фраз для ответов: «Я думаю,…. Мне
кажется,…. и т.д.»
Подготовительный этап.
Раздать учащимся за несколько дней до урока «листок питания» и предложить им
записать
в
нём
свой
дневной
рацион
питания,
указывая
и
незначительные
перекусывания.
За три дня до урока провести эксперимент с яйцами. Взять два сваренных
вкрутую яйца. Одно яйцо покрыть зубной пастой, содержащей фтор, спустя 10
минут ополоснуть его водой и поместить в стакан со сладкой газированной водой, а
в другой стакан с газированной водой поместить яйцо не обработанное зубной
пастой.
План урока.
1.
Организационный момент.
2.
Вводная часть.
3.
Функции зубов и их назначение.
4.
Зубы и причины разрушения зубов.
5.
Исследовательская работа.
6.
Физминутка.
7.
Уход за зубами.
8.
Подведение итогов эксперимента с яйцами.
9.
Итог урока.
10.Рефлексия.
Ход урока.
1.
Орг. момент.
- Ты слышишь? –
2. Вводная часть.
- Отгадайте загадку.
Белые зайчики
Сидят в тёмном чуланчике.
- Зубы.
- Как вы думаете, какая тема урока?
- Я думаю, тема урока «Зубы».
- Верно. Откройте тетради и запишите тему урока: «Зубы и уход за ними».
- …, попроси … узнать у меня, что будем делать на уроке?
- Послушайте план урока.
- Будем [беседовать.]
- Будем беседовать.
[заполнять таблицу]
- Заполнять таблицу и т.д.
[работать с листками питания.]
[проводить эксперименты].
(Учащиеся воспринимают на слух каждую часть плана, озвучивают свой вариант
услышанного,
затем
учитель
помещает
табличку
на
наборное
полотно.
По
окончании читают весь план урока.)
3. Функции зубов и их названия.
- Для чего нужны зубы?
- Я думаю, чтобы есть.
- Что делают зубами? (по щелчку)
- Ответы детей.
(по щелчку мыши)
-
Зубами
откусывают,
измельчают
и
пережёвывают
пищу
(хоровое
проговаривание).
- Какое ещё значение имеют зубы? (по щелчку) - Я не знаю.
(по щелчку мыши)
- Зубы помогают чётко говорить. Здоровые зубы придают лицу красоту. (хоровое
проговаривание).
- Очень важно иметь здоровые зубы. Больные зубы способствуют возникновению
болезней желудка, сердца, горла и других органов. Крепкие зубы – символ красоты и
здоровья.
- Посмотрите друг на друга. Одинаковые ли по форме зубы?
- Разные.
- Почему зубы имеют разную форму?- Я не знаю.
- Зубы имеют разную форму, так как у зубов разные функции.
- Посмотрите на рисунок и прочитайте названия зубов. Запишите в тетрадь.
- Резцы, клыки, малые коренные,
большие коренные, зубы мудрости.
- Послушайте. [Будем заполнять таблицу].
- Будем заполнять таблицу.
Название зубов
Их функция
откусывают
перекусывают жёсткие волокна
измельчают
перетирают, пережёвывают пищу
- Какие зубы откусывают пищу?
- Мне кажется, … (резцы).
- Какие перекусывают жёсткие волокна?
- Я думаю, … (клыки)
- Какие зубы измельчают пищу?
- По-моему, … (малые коренные).
- Какие перетирают, пережёвывают пищу?
- Я полагаю, … (большие коренные).
- Название каких зубов мы не записали в таблице?
- Зубы мудрости.
- Верно, ребята. Зубы мудрости не участвуют в измельчении пищи.
- Заполните таблицу на ваших карточках и вклейте их в тетради.
4. Зубы и причины разрушения зубов.
- Подсчитайте количество зубов у ребёнка.
- 20 зубов.
- Подсчитайте количество зубов у взрослого человека.
- 32 зуба.
- Верно. У ребенка 20 зубов. Зубы эти временные (молочные), и в возрасте 6-7 лет
они меняются на постоянные. У взрослого человека – 32 зуба.
- Как вы думаете, почему молочные зубы меняются на постоянные?
-
Человек
растёт,
а
зубы
–
нет,
и
расстояние
между
зубами
увеличивается.
Поэтому, когда рост челюстей заканчивается, молочные зубы меняются на прочные
постоянные зубы.
- Прочитайте текст «Зубы».
Зубы – самые твердые части нашего организма. Зубы покрыты слоем
очень прочной эмали. Она защищает наши зубы. Под слоем эмали лежит
тоже очень прочный слой – дентин. Внутри зуба находится пульпа (нерв)
и кровеносные сосуды. Кровь приносит к зубам питательные вещества.
Но как ни тверды зубы, они всё же разрушаются.
Вопросы по содержанию текста:
- Чем покрыты зубы?
- Зубы покрыты слоем очень прочной
(ответ по щелчку мыши)
эмали. (Эмалью.)
(Учащиеся рассматривают на изображении строение зуба и слой эмали на нём).
(по щелчку мыши – следующий вопрос, а затем после ответа учащихся по щелчку
мыши - ответ и т.д.)
- Что находится под слоем эмали?
- Дентин.
- Что находится внутри зуба?
- Пульпа (нерв).
- Что кровь приносит к зубам?
- Питательные вещества.
- Как вы думаете, почему разрушаются ваши зубы?
- Ответы детей.
5. Исследовательская работа.
- Сейчас мы проведем исследовательскую работу и узнаем, почему разрушаются
зубы. Приготовьте ваши «листки питания».
Листок питания.
Дата ______________________________
ФИ _______________________________
Время действия
кислоты
Чистка зубов
Время действия
кислоты
Завтрак - …мин
…мин
Перекусывание
-
…
мин
…мин
Обед - …мин
…мин
Перекусывание
-
…
мин
…мин
Ужин - …мин
…мин
После ужина - …мин
…мин
Итого - …мин
…мин
Шкала риска:
0-20 мин – риск минимальный. Вы молодец!
20-90 мин – риск возникновения кариеса. Примите меры!
90 мин и более – ваши зубы в опасности! Срочно примите меры!
Работа с листками питания проходит по следующему плану:
Учащиеся обводят продукты, содержащие сахар, затем обсуждают роль сахара в
развитии кариеса, используя схему.
Роль сахара в развитии кариеса.
(Все этапы – по щелчку мыши.)
Вы съедаете Микроорганизмы Кислота Кислота Возможен
что-то превращают действует растворяет кариес
сладкое сахар в кислоту на зубы эмаль
20 мин
Записывают в «листке питания» в первую графу 20 мин напротив каждого приёма
сладкой пищи и выявляют ученика, у которого сладкое указано достаточно часто. Он
выходит
к
доске
и
на
основании
своих
данных
вычисляет
суммарную
продолжительность воздействия кислоты на его зубы.
Пример:
Завтрак+шоколад+обед+мороженое+ужин+конфета=20мин+20мин+20мин+20мин+2
0мин+20мин=120мин
Каждый ученик вычисляет суммарную продолжительность воздействия кислоты
по своему «листку питания» и определяет степень риска заболевания кариесом по
«шкале риска».
- Как можно уменьшить время воздействия кислоты?
- Можно почистить зубы.
- Можно прополоскать рот.
- Верно. Но, после чистки зубов действие кислоты полностью устраняется, а
после полоскания устраняется частично.
Учащиеся записывают в графе 2 напротив каждого приёма сладкой пищи, какой
способ борьбы со сладостями они выбирают.
Учащиеся заполняют графу 3, вписывая 0 после чистки зубов, 10 мин после
полоскания, суммируют время.
Учащиеся
определяют,
достаточно
ли
принятых
мер
для
защиты
зубов
от
кариеса, используя «шкалу риска» на листке питания.
6. Физминутка.
Раз, два — стоит ракета. (Руки вытянуты вверх.)
Три, четыре — самолет. (Руки в стороны.)
Раз, два — хлопок в ладоши, (Хлопаем в ладоши.)
А потом на каждый счет. (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре (Хлопаем в ладоши.)
Руки выше, плечи шире. (Руки вверх-вниз.)
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
И на месте походили. (Шагаем на месте.)
7. Уход за зубами.
- Прочитайте рекомендации врача-стоматолога по уходу за зубами.
Поспеши себя избавить от налёта на зубах,
Это так легко исправить, если щётка есть в руках.
Три минуты чисти зубы сверху и с боков,
Изнутри борись с налётом, злым врагом твоих зубов.
А закончена работа – полощи водой. Тогда
От противного налёта не останется следа.
- Как правильно чистить зубы?
- Ответы детей.
- Сначала чистят наружные поверхности зубов круговыми движениями, затем
внутренние поверхности коренных зубов, внутренние поверхности передних зубов
«выметающими движениями», жевательные поверхности зубов и язык.
По каждому участку делается 10 движений. Затем зубы смыкают и весь зубной
ряд чистят круговыми движениями. Общая продолжительность чистки зубов 3 мин.
(Объяснение
учитель
сопровождает
показом
действий
на
модели
челюстей
с
зубами.)
Календарь чистки зубов
Учитель объясняет учащимся, что чистить зубы необходимо 2 раза в день: утром
и вечером.
- Сейчас проведём эксперимент и проверим качество чистки ваших зубов.
- Смочите ватный диск в водном растворе йода, проведите им от клыка до клыка.
Оцените окраску зубов у соседа.
- Все зубы жёлтые – очень плохо.
- Несколько жёлтых зубов – удовлетворительно, чистит неумело.
- Все зубы белые – отлично.
- У кого получился отличный результат? Молодцы!
8. Подведение итогов эксперимента с яйцами.
- На прошлом уроке мы начали проводить эксперименты с яйцами.
- Какие материалы были взяты для эксперимента?- Ответы детей.
-
Два
яйца,
два
стакана
со
сладкой
газированной водой, зубная паста, содержащая фтор.
- Давайте посмотрим, что произошло с яйцами.
Скорлупа яйца, не обработанная фтором, стала мягкой, а газированная вода –
мутной.
Со скорлупой яйца, обработанного пастой с фтором, в стакане с газированной
водой никаких изменений не произошло.
(По щелчку мыши – вопрос на слайде, затем по щелчку – ответ.)
- Что можно сказать о фторе?
- Фтор защищает.
- Верно. Фтор защищает и укрепляет зубную эмаль, борется с кариесом.
- Почему для чистки зубов используют зубную щётку и зубную пасту, а не
ограничиваются одной щёткой?
- Ответы детей.
- В пасте содержится средство, помогающее очищать зубы.
9. Итог урока.
- Что нового вы узнали сегодня на занятии? - Ответы детей.
- Названия зубов и их функции,
причины разрушения зубов,
как правильно чистить зубы.
- Даю вам памятку «Как сохранить зубы здоровыми без лекарств» (Приложение
1.)
- Проведите дома со своими родными беседу «Как правильно ухаживать за
зубами».
10. Рефлексия.
- Оцените свою работу на уроке.
- Я молодец, работал хорошо и т.д.
- Сегодня вы все работали хорошо. Молодцы! Спасибо!