Автор: Батаева Тамара Николаенв
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №6 "Журавушка"
Населённый пункт: Салехард
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности организации образовательной деятельности с детьми с ОВЗ (ранний детский аутизм)"
Раздел: дошкольное образование
Особенности организации образовательной деятельности с детьми с ОВЗ
(ранний детский аутизм)
БатаеваТ.Н..,
воспитатель группы компенсирующей
направленности «Капелька»
МАДОУ №6 «Журавушка»
Понятие “аутизм” происходит от греческого слова “autos”, что означает
“сам”.
Впервые
оно
было
использовано
швейцарским
психиатором
Блейлером в 1911 году для описания состояния бегства от реальности и ухода
в
себя,
страдающих
шизофренией.
По
«Справочнику
по
психологии
и
психиатрии
детского
и
подросткового
возраста»
под
редакцией
С.Ю.
Циркина:
Аутизм
–
это
«уход»
от
действительности
с
фиксацией
на
внутреннем мире аффективных комплексов и переживаний.
Наиболее
последовательная
и
детально
разработанная
концепция
считается
теория
В.В.
Лебединского,
О.С.
Никольской.
Согласно
их
концепции, биологическая недостаточность создает особые патологические
условия,
к
которым
вынужден
приспосабливаться
аутичный
ребенок.
С
момента
рождения
наблюдается
типичное
сочетание
двух
патогенных
факторов:
нарушение
возможности
активно
взаимодействовать
со
средой,
что
проявляется в сниженном жизненном тонусе;
снижение
порога
аффективного
дискомфорта
в
контактах
с
миром,
проявляющееся
в
болезненных
реакциях
на
обычные
раздражители
и
повышенной ранимости при контактах с другими детьми.
Оба
указанных
фактора
действуют
в
одном
направлении,
препятствуя
развитию активного взаимодействия со средой и создавая предпосылки для
усиления самозащиты. Аутизм, по мнению авторов, развивается не только
потому, что ребенок раним и мало вынослив в эмоциональном отношении.
Многие
проявления
аутизма
интерпретируются
как
результат
включения
защитных
и
компенсаторных
механизмов,
позволяющих
ребенку
устанавливать
относительно
стабильные,
хотя
и
патологические,
взаимоотношения с миром.
Развитие
общества
предъявляет
новые
требования
к
дошкольным
образовательным учреждениям, к организации образовательного процесса
для таких детей. При воспитании и обучении детей с ОВЗ, особенно детей с
ранним
детским
аутизмом
существует
ряд
проблем,
обусловленных
их
психофизическими особенностями.
Поэтому
образовательная
деятельность
в
нашем
учреждении
учитывает специфику воспитания и обучения детей и основные принципы
деятельности, позволяющие достичь определенных результатов.
1
Вышеизложенное
позволило
выделить
направления
образовательной
деятельности в группе компенсирующей направленности. Их всего четыре:
1.Диагностическая работа
2.Коррекционно-развивающая работа
3.Консультативная работа
4.Информационно-просветительская работа
Диагностическая работа у нас, прежде всего направлена на выявление
особых потребностей детей с РДА, уровня их развития.
Коррекционно
–
развивающая
работа
направлена
реализацию
комплексного
индивидуально-ориентированного
сопровождения,
выбор
оптимальных
коррекционных
программ,
методик,
методов
и
приемов,
коррекцию
и
развитие
эмоционально-волевой,
познавательной
и
речевой
сфер.
Консультативная
работа
направлена
на
выработку
совместных
обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми
РДА, работу со специалистами и семьей.
Информационно-просветительская
работа
направлена
на
поддержку
образовательной
деятельности
детей
и
разъяснение
участникам
образовательного процесса осособенностей их развития.
Содержание образовательной деятельности направлено на:
1.
Обеспечение
коррекции
недостатков
в
психическом
развитии
детей
с
расстройствами аутистического спектра (РДА);
2. Коррекцию и развитие детей РДА.
Список литературы
1.
Богдашина О. Аутизм: определение и диагностика. - Донецк, 1999.
2.
Веденина М.Ю., Окунева О.Н. Использование поведенческой терапии аутичных детей
для формирования навыков бытовой адаптации. Сообщение II // Дефектология. - 1997. -
№ 3. - С. 15-20.
3.
Вейс Т.Е. Ранний детский аутизм // Как помочь ребенку: опыт лечебной педагогики в
Кэмпхилл общинах. - М.: Московский Центр вальдорфской педагогики, 1992.
4.
Йоханссон И. Особое детство. - М.: Центр лечебной педагогики, 2001.
5.
Каган В.Е. Аутизм у детей. - Л.: Медицина, 1981. - 190 с.
6.
Начальный этап корреционной работы с аутичным ребенком: знакомство, установление
контакта // Аутизм и нарушения развития. - 2004. - №3.
7.
Никольская О.С. Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь призму детского аутизма.
- М.: Центр лечебной педагогики, 2000.
2