Напоминание

"Особенности организации образовательной деятельности с детьми с ОВЗ (ранний детский аутизм)"


Автор: Батаева Тамара Николаенв
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №6 "Журавушка"
Населённый пункт: Салехард
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности организации образовательной деятельности с детьми с ОВЗ (ранний детский аутизм)"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности организации образовательной деятельности с детьми с ОВЗ

(ранний детский аутизм)

БатаеваТ.Н..,

воспитатель группы компенсирующей

направленности «Капелька»

МАДОУ №6 «Журавушка»

Понятие “аутизм” происходит от греческого слова “autos”, что означает

“сам”.

Впервые

оно

было

использовано

швейцарским

психиатором

Блейлером в 1911 году для описания состояния бегства от реальности и ухода

в

себя,

страдающих

шизофренией.

По

«Справочнику

по

психологии

и

психиатрии

детского

и

подросткового

возраста»

под

редакцией

С.Ю.

Циркина:

Аутизм

это

«уход»

от

действительности

с

фиксацией

на

внутреннем мире аффективных комплексов и переживаний.

Наиболее

последовательная

и

детально

разработанная

концепция

считается

теория

В.В.

Лебединского,

О.С.

Никольской.

Согласно

их

концепции, биологическая недостаточность создает особые патологические

условия,

к

которым

вынужден

приспосабливаться

аутичный

ребенок.

С

момента

рождения

наблюдается

типичное

сочетание

двух

патогенных

факторов:

нарушение

возможности

активно

взаимодействовать

со

средой,

что

проявляется в сниженном жизненном тонусе;

снижение

порога

аффективного

дискомфорта

в

контактах

с

миром,

проявляющееся

в

болезненных

реакциях

на

обычные

раздражители

и

повышенной ранимости при контактах с другими детьми.

Оба

указанных

фактора

действуют

в

одном

направлении,

препятствуя

развитию активного взаимодействия со средой и создавая предпосылки для

усиления самозащиты. Аутизм, по мнению авторов, развивается не только

потому, что ребенок раним и мало вынослив в эмоциональном отношении.

Многие

проявления

аутизма

интерпретируются

как

результат

включения

защитных

и

компенсаторных

механизмов,

позволяющих

ребенку

устанавливать

относительно

стабильные,

хотя

и

патологические,

взаимоотношения с миром.

Развитие

общества

предъявляет

новые

требования

к

дошкольным

образовательным учреждениям, к организации образовательного процесса

для таких детей. При воспитании и обучении детей с ОВЗ, особенно детей с

ранним

детским

аутизмом

существует

ряд

проблем,

обусловленных

их

психофизическими особенностями.

Поэтому

образовательная

деятельность

в

нашем

учреждении

учитывает специфику воспитания и обучения детей и основные принципы

деятельности, позволяющие достичь определенных результатов.

1

Вышеизложенное

позволило

выделить

направления

образовательной

деятельности в группе компенсирующей направленности. Их всего четыре:

1.Диагностическая работа

2.Коррекционно-развивающая работа

3.Консультативная работа

4.Информационно-просветительская работа

Диагностическая работа у нас, прежде всего направлена на выявление

особых потребностей детей с РДА, уровня их развития.

Коррекционно

развивающая

работа

направлена

реализацию

комплексного

индивидуально-ориентированного

сопровождения,

выбор

оптимальных

коррекционных

программ,

методик,

методов

и

приемов,

коррекцию

и

развитие

эмоционально-волевой,

познавательной

и

речевой

сфер.

Консультативная

работа

направлена

на

выработку

совместных

обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми

РДА, работу со специалистами и семьей.

Информационно-просветительская

работа

направлена

на

поддержку

образовательной

деятельности

детей

и

разъяснение

участникам

образовательного процесса осособенностей их развития.

Содержание образовательной деятельности направлено на:

1.

Обеспечение

коррекции

недостатков

в

психическом

развитии

детей

с

расстройствами аутистического спектра (РДА);

2. Коррекцию и развитие детей РДА.

Список литературы

1.

Богдашина О. Аутизм: определение и диагностика. - Донецк, 1999.

2.

Веденина М.Ю., Окунева О.Н. Использование поведенческой терапии аутичных детей

для формирования навыков бытовой адаптации. Сообщение II // Дефектология. - 1997. -

№ 3. - С. 15-20.

3.

Вейс Т.Е. Ранний детский аутизм // Как помочь ребенку: опыт лечебной педагогики в

Кэмпхилл общинах. - М.: Московский Центр вальдорфской педагогики, 1992.

4.

Йоханссон И. Особое детство. - М.: Центр лечебной педагогики, 2001.

5.

Каган В.Е. Аутизм у детей. - Л.: Медицина, 1981. - 190 с.

6.

Начальный этап корреционной работы с аутичным ребенком: знакомство, установление

контакта // Аутизм и нарушения развития. - 2004. - №3.

7.

Никольская О.С. Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь призму детского аутизма.

- М.: Центр лечебной педагогики, 2000.

2



В раздел образования