Напоминание

Тематический зачет как одна из форм ориентации учебного процесса на конечный результат


Автор: Феофилова Валентина Борисовна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ "ЦО №1"
Населённый пункт: г. Нижний Тагил Свердловской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Тематический зачет как одна из форм ориентации учебного процесса на конечный результат
Раздел: среднее образование





Назад




Тематический зачет как одна из форм ориентации

учебного процесса на конечный результат

Один из принципов государственной политики в области образования –

гуманистический

характер

образования.

Приоритет

общечеловеческих

ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.

Логика этого движения направлена в сторону работы с Человеком:

открытость людям, внимание к конкретному учащемуся, стремление глубже

проникнуть в закономерности, по которым идет развитие индивидуального

ребенка.

В практике преподавания русского языка много случаев, когда этот предмет

для

детей

становится

непосильным.

И

со

стороны

учителя

бесчеловечно

добиваться

любыми

путями

усвоения

каждым

учеником

единых

знаний

и

умений, не учитывая состояния здоровья, индивидуального темпа психического

развития.

Поэтому

встала

необходимость

осуществления

дифференциации

обучения

на

основе

выделения

базового

и

«продвинутого»

уровней

общеобразовательной подготовки учащихся.

Организация учебного процесса, связанного с уровневой дифференциацией,

предполагает не только обеспечение достижения всеми учащимися базового

уровня

подготовки

по

русскому

языку,

но

и

создание

школьникам,

проявляющим

интерес

и

способности

к

предмету,

условий

для

усвоения

материала на более высоком уровне.

На разных уровнях ведется и проверка знаний, умений и навыков

школьников. Одной из форм контроля за усвоением учебного материала в

условиях уровневой дифференциации являются тематические зачеты.

Содержание зачета должно охватывать весь подлежащий усвоению материал

определенной темы и обеспечивать достаточную полноту проверки. Должен

быть выделен уровень обязательной подготовки, который задает достаточную

нижнюю

границу

усвоения

материала

и

на

базе

которого

определяется

повышенный уровень усвоения материала.

В соответствии с этим зачетная работа состоит из двух частей – обязательной

и дополнительной.

Первая часть проверяет, достиг ли ученик обязательного уровня усвоения

материала. Дополнительная часть содержит задания по теме на повышенном

уровне, их выполнение оценивается отметками «4» или «5». Непременным

условием выполнения дополнительной части является получение «зачета» за

обязательную часть.

К каждой зачетной работе дается таблица, в которой указывается общая

сумма баллов, которую должен набрать ученик, чтобы получить «зачет» или

оценку, или не получить никакой оценки, если не выполнена обязательная часть

работы.

В

последнем

случае

школьник

пересдает

зачет,

причем

он

будет

выполнять лишь задания, аналогичные тем, с которыми он не справился в

зачетной работе.

Значимость зачета поддерживается тем, что четвертная оценка не

выставляется школьнику до тех пор, пока ученик не получил зачеты по всем

темам, которые изучались в данной четверти.

Подготовка к тематическому зачету практически начинается с первого урока

изучения темы: учащиеся знакомятся с тем, какие знания по теме должны быть

ими усвоены обязательно. Доступность содержания зачета дает возможность

детям знать заранее, к чему они должны быть готовы, какие знания по теме

должны быть ими усвоены в обязательном порядке.

Ученик сам решает – выбрать ли ему только те задания, которые он способен

усвоить и которые обеспечивают ему «зачет», или попытаться и получить более

высокую оценку.

Проводится тематический зачет за один-два урока до окончания изучения

темы.

Итак, как мы выяснили, тематические зачеты конкретизируют требования;

четкая граница знаний на «зачет» и отметку помогают учащимся трезво оценить

свои возможности, освободить время на изучение любимых предметов. кроме

этого, мы хотим подчеркнуть очень важный момент: постепенно учащиеся

освобождаются от желания ограничиться только выполнением обязательной

части задания, у них появляется стремление сдать его на повышенном уровне.

Начиная с седьмого класса, учащимся предлагаются устные зачеты по темам.

С вопросами учащиеся также знакомятся заранее.

5 класс. Словообразование

Оценка

зачет

«4»

«5»

Обязательная часть

6 баллов

7 баллов

8 баллов

Дополнительная часть

4 балла

5 баллов

Обязательная часть

1. Выберите верный ответ:

Окончание – значимая часть слова, которая образует…

а) однокоренные слова

б) разные формы одного и того же слова (1б.)

2. Найдите слово с нулевым окончанием:

а) говорил, б) красива, в) вниз, г) писать (1б.)

3. Какое из данных слов не имеет окончания?

а) луч, б) издавна, в) границ, г) свеж (1б.)

4. Выберите правильный ответ:

по суффиксу -л- можно определить, что глагол стоит в…

а) будущем времени, б) неопределенной форме, в) прошедшем времени,

г) настоящем времени (1б.)

5. Найдите правильный ответ:

-ешь является окончанием…

а) существительного женского рода 3-го склонения

б) глагола 1 спряжения настоящего времени 3-го лица единственного числа

в) глагола 1 спряжения настоящего или будущего времени 2-го лица

единственного числа, г) глагола в неопределенной форме (1б.)

6. Запишите три слова различных частей речи с окончанием -а (1б.)

7. Составьте слово, взяв от существительного задумка корень, от глагола

читать – глагольный суффикс, от глагола петь – окончание. Запишите

полученное слово, выделив в нем значимые части. (1б.)

8. Прочитайте текст.

Подул свежий ветерок. В чистом небе появилось маленькое темное облако.

Грозно зашумело поле.

Выпишите слова, построенные по схемам:

имя существительное (корень, суффикс, окончание)

глагол (приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание, суффикс)

имя прилагательное (корень, суффикс, окончание) (1б.)

9. Заполните данную ниже таблицу примерами, вставляя пропущенные буквы:

прибл_жаться, ц_ганский, г_роический, р_сти, ж_сткий, ш_рох, предл_жить

Виды орфограмм-гласных в корнях слов

примеры

1.

проверяемая ударением

2.

непроверяемая ударением

3.

чередующаяся

4.

о –ё после шипящих

5.

ы – и после ц

(1б.)

Дополнительная часть

10. Выпишите слова с одинаковыми суффиксами:

банщик, ящик, барабанщик, гонщик, сварщик (3б.)

11. Составьте слова по схемам, укажите часть речи:

а) корень, суффикс -лив-, окончание -ый

б) приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание

в) корень, суффикс -ушк-, окончание -а (2б.)

12. Составьте предложение по схеме и запишите его:

определение с окончанием –ое, подлежащее с окончанием –е, сказуемое с

окончанием –ет, обстоятельство с предлогом из-за и окончанием –а (2б.)

13. Перепишите слова: поразительного, написать, услышал, листьями. Отметьте

в каждом слове ту значимую часть, которая указывает на грамматические

признаки существительного, прилагательного, глагола. Запишите рядом со

словом эти признаки. (3б.)

7 класс. Итоговый устный зачет по теме «Морфология»

Теоретические вопросы

1.

Части речи в русском языке, критерии их выделения.

2.

Имя существительное: общее грамматическое значение, морфологические

признаки, синтаксическая роль в предложении.

3.

Имя прилагательное: общее грамматическое значение морфологические

признаки, синтаксическая роль в предложении.

4.

Глагол:

общее

грамматическое

значение,

морфологические

признаки,

синтаксическая роль в предложении.

5.

Причастие:

общее

грамматическое

значение,

морфологические

особенности, синтаксическая роль в предложении.

6.

Деепричастие:

общее

грамматическое

значение,

морфологические

особенности, синтаксическая роль в предложении.

7.

Причастный

и

деепричастный

обороты,

знаки

препинания

в

предложениях с этими оборотами.

8.

Имя числительное: общее грамматическое значение, морфологические

признаки, разряды, синтаксическая роль в предложении.

9.

Служебные

части

речи:

предлог,

союз,

частица.

Их

значение

и

особенности употребления в речи.

10.Местоимение:

общее

грамматическое

значение,

морфологические

особенности, разряды, синтаксическая роль в предложении.

11.Наречие: общее грамматическое значение, морфологические признаки,

разряды, синтаксическая роль в предложении.

Практические задания

1.

Ь после шипящих в различных частях речи (представить в виде таблицы)

2.

Правописание безударных личных окончаний глаголов (представить в

виде таблицы)

3.

Правописание существительных собственных

4.

Правописание безударных окончаний существительных (представить в

виде таблицы)

5.

-ТЬСЯ, -ТСЯ в глаголах, Ь в глаголах повелительного наклонения

6.

Дефис в написании местоимений и наречий

7.

НЕ с разными частями речи

8.

Слитное

и

раздельное

написание

НЕ

и

НИ

в

отрицательных

местоимениях и наречиях.

9.

Гласные в суффиксах глаголов -ОВА- (-ЕВА-), -ЫВА- (-ИВА-)

10.Суффиксы -Н- и -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных

11.Написание существительных с ПОЛ- (ПОЛУ-)

Творческие задания

1.

Картина

Д.

Яновской

«Ждут».

Опишите

море,

используя

наречия

и

деепричастия.

Покажите

роль

наречий

и

деепричастий

в

речи.

(5-7

предложений)

2.

Подберите

доказательства

к

данному

умозаключению:

«Обладающие

сжатостью и стройностью конструкции с обособленными причастными и

деепричастными

оборотами

широко

применяются

в

художественной

литературе при описании природы, персонажей».

3.

Сформулируйте

собственное

заключение

на

основе

собранного

материала на тему: «Модальные частицы в баснях Крылова»

4.

Характеристика

кого-либо

(внешность,

характер).

Покажите

роль

прилагательных в тексте, их синтаксическую роль (5-7 предложений).

5.

Случай, происшествие, участником или свидетелем которого вы были.

Покажите роль глаголов в тексте, разнообразие их лексических значений,

синтаксическую роль глаголов.

6.

Экскурсия куда-либо. Проследите активность различных частей речи их

синтаксическую роль.

7.

Составьте рассуждение на тему: «Любимая книга» (телепередача, газета,

журнал) (на выбор) (5-7 предложений).

8.

Составьте

рассуждение

на

тему:

«Любимый

город»

(школа,

учебный

предмет) (на выбор) (5-7 предложений)

9.

Составьте

рассуждение

на

тему:

«Любимый

вид

искусства»

(спорта,

увлечение, праздник) (на выбор) (5-7 предложений)

10. Составьте рассуждение на тему: «Любимый поэт» (писатель, композитор,

художник) (на выбор) (5-7 предложений)

11. Составьте

высказывание

из

5-7

предложений

с

использованием

сочинительных и подчинительных союзов на тему: «Есть вещи, которые

лучше бы не делать» (Эйнштейн)



В раздел образования