Напоминание

"Развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка"


Автор: Нечитайлова Нелли Леонидовна
Должность: учитель английского языка высшей категории, почетный работник общего образования российской федерации
Учебное заведение: МБОУ гимназия №14 им. первого летчика -космонавта Ю.А.Гагарина
Населённый пункт: г. Ейск Краснодарского края
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка"
Раздел: полное образование





Назад




Тема: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках английского

языка»

Учитель английского языка высшей категории, Почётный работник общего

образования Российской Федерации Нечитайлова Нелли Леонидовна

МБОУ гимназия №14 имени первого лётчика-космонавта Ю.А.Гагарина г.

Ейск

В условиях упрочения глобальных взаимосвязей и полноценной интеграции нашей

страны

в

международную

систему

культурного,

политического

и

экономического

взаимодействия

свободное

владение

иностранным

языком,

прежде

всего

английским,

является необходимым условием успешного личностного развития человека. Для людей,

не владеющих английским языком, становится затруднительным получение престижного

высшего

образования

и,

как

следствие,

последующего

развития

успешной

карьеры.

Усовершенствование

основ

его

изучения

является

одной

из

основных

стратегий

правительственной политики. Чтобы чувствовать себя уверенно в современном мире,

необходимо иметь широкий международный кругозор, а главным инструментом для этого

является знание иностранного языка. Существенно изменился социокультурный контекст

изучения иностранных языков в России. Значительно возросли его образовательные и

самообразовательные функции в школе и вузе, профессиональная значимость на рынке

труда. Творческий подход к изучению английского языка предполагает расширение и

углубление базового уровня.

Иностранный язык как общеобразовательный учебный предмет может и должен

внести свой вклад в процесс развития творческих способностей учащихся.

Иностранный

язык, обладая огромным образовательным, воспитательным, и развивающим потенциалом

творческих

способностей

детей,

может

реализовать

его

лишь

в

ходе

осуществления

практической

цели

обучения.

Ученику

в

процессе

иноязычной

коммуникативно-

познавательной

деятельности

необходимо

расширять

свой

общеобразовательный

кругозор, развивать своё мышление, память, чувства и эмоции. Задача учителя состоит в

том,

чтобы

в

процессе

иноязычного

общения

сформировать

у

школьников

такие

социально-ценностные качества личности, как мировоззрение, нравственные ценности и

убеждения, черты характера.

Прежде

всего,

иностранный

язык

как

учебный

предмет

это

средство

для

пополнения знаний в разных областях жизни, науки, искусства, что существенно для

общего образования, это – средство, помогающее осуществлению деятельности в разных

сферах

трудовой

и

общественной

жизни.

В

современных

условиях

стремительного

развития науки и техники, быстрого накопления и обновления информации невозможно

обучить человека на всю жизнь, важно заронить в нём интерес к накоплению знаний,

научить его учиться. На уроках иностранного языка учащиеся углубляют и расширяют

многие знания, полученные ими по другим учебным предметам: литературе, истории,

географии,

музыке,

изобразительному

искусству.

И

поэтому

очень

важно

в

курсе

иностранного языка важно широко использовать межпредметные связи. Учащиеся имеют

широкие возможности для проявления творческого мышления на уроках на доступном

уровне сложности. Творческое мышление занимается не только решением проблем, ему

приходится иметь дело с новым взглядом на вещи. Творческое мышление является особой

разновидностью нешаблонного мышления и для своего проявления нуждается в развитии.

Только благодаря постоянным упражнениям, связанных с систематическими занятиями,

поддерживаются

и

развиваются

соответствующие

способности.

Чем

раньше

человек

выработает привычку к творчеству, тем быстрее он станет творческой личностью.

Развитие творческих способностей детей на занятиях по английскому языку будет

эффективным при соблюдении следующих условий:

- занятия проводятся систематически;

- обеспечение благоприятной атмосферы;

- необходимо руководить творческой деятельностью учащихся;

-процесс формирования творческих способностей связан с учебно-познавательной

деятельностью;

- учёт возрастных, индивидуальных особенностей подростков;

-

формирование

и

развитие

положительных

качеств

личности.

Творческие

способности есть у каждого ребёнка. Это – индивидуально-психологические особенности,

отличающие одного человека от другого. Формирование творческой личности приобретает

в настоящее время не только теоретический, но и практический смысл.

Урок иностранного языка имеет свою специфику, так как, в отличие от других

предметов,

в

качестве

основной

цели

обучения

выдвигается

формирование

коммуникативных умений учащихся. Интенсификация учебного процесса предполагает

поиск активных форм, методов и приёмов обучения, способствующих созданию ситуаций,

которые

позволяют

ученику

выработать

свою

позицию,

отстаивать

свои

взгляды,

формировать мировоззрение. Так, например, при проведении урока по теме «Моя семья.

Древо

жизни»

учащиеся

развивают

коммуникативные

навыки

иноязычной

речи;

развиваются познавательные интересы школьников; воспитывается интерес к семейным

традициям, истории своей семьи, истории происхождения некоторых фамилий и имён;

прививается интерес к историческому прошлому Российского государства; воспитывается

любовь к родителям и членам семьи учащихся, чувство гордости за свою семью.

Самыми эффективными способами стимулировать детей к активности являются

игра,

любопытство

и

творчество.

Она

может

проводиться

как

на

уроке,

так

и

на

внеурочных занятиях. Игра сама по себе имеет важное воспитательное значение. Она

способствует

воспитанию

инициативы,

самостоятельности

учащихся,

чувства

коллективизма. На уроке мы имеем дело с особым видом игр – учебными играми. Данная

категория

отличается от развлекательных игр тем, что при их проведении учитель

преследует методические цели. Учебная игра – это, прежде всего, упражнение. При

проведении игры учитель должен чётко ставить перед собой учебную цель. Для детей

учебная

игра

это

развлечение;

тренировка

не

стоит

на

первом

месте.

Участие

школьников

в

таких

играх

развивает

их

воображение,

самостоятельную

творческую

деятельность,

стимулирует

мотивацию

учения.

В

ролевых

играх

активно

участвуют

учащиеся

всех

возрастов.

Игры

на

английском

языке

помогают

решать

как

воспитательные, так и практические задачи. Они создают подобие

иноязычной среды,

активизируют речевую деятельность, побуждают к высказыванию. Специальной языковой

подготовки

к

играм

не

требуется,

так

как

они

проводятся

непосредственно

после

прохождения

соответствующей

темы

школьной

программы.

Нет

необходимости

и

в

специальном оформлении того помещения, где будет проходить игра. Для проведения игр

понадобятся различные предметы. Так, например, при изучении темы «Одежда» для

составления диалогов учащиеся могут использовать предметы, которые используются в

качестве

наглядных

пособий

(рисунки

с

изображениями

необходимых

предметов).

В

диалогической речи принимают как слабые, так и сильные учащиеся. Слабо успевающим

учащимся предлагаются менее сложные ситуации, хорошо успевающим – более сложные,

что требует употребления максимума изученного языкового материала. Для составления

диалога

по

теме

«Одежда»

слабые

ученики

получают

карточки

с

фотографиями

из

журнала мод. Сильные ученики задают им вопросы об одежде моделей, изображённых на

карточках (они не видят их), а затем, на основе полученных ответов, рассказывают об этом

остальным

ученикам

группы.

Слабые

ученики

контролируют,

правильно

ли

они

описывают фотографии.

Для активизации класса на уроке предлагаются различные способы. Один из них –

определение

сопутствующих

заданий:

при

ответе

ученика

у

доски

все

остальные

получают целевую установку на восприятие сообщения и выполнение затем различных

дополнительных заданий. Например, дети слушают, что один из учеников рассказывает о

своей

поездке

в

Лондон,

а

затем

задают

ему

дополнительные

вопросы

о

достопримечательностях этого города. Этот приём целесообразно применять в том случае,

если ученики слушают неизвестное им.

Одним из самых трудных разделов для детей при изучении английского языка

является

изучение

грамматики.

Необходимо

активно

вовлекать

учащихся

в

процесс

обучения,

чему

способствует

проведение

грамматических

игр.

Творческий

характер

заданий способствует лучшему запоминанию и усвоению различных грамматических

явлений,

расширению

лексического

запаса,

открывает

широкие

возможности

для

индивидуальной

работы

школьника.

Например,

при

изучении

темы

«Страдательный

залог» можно провести следующую игру. Учащиеся делятся на пары. Учитель раздаёт

карточки. Задания для учащихся: поставить слова в правильном порядке и записать

предложения на карточке. Время выполнения задания – 4 минуты. Проверка задания

осуществляется следующим образом: пары учащихся по очереди читают полученные

предложения;

за

каждое

правильное

предложение

пара

получает

звезду.

Примерное

задание на карточке:

1. Will, soon, the, finished, letter, be, story. (The story will be finished soon.)

2. Were, not, the, posted, yesterday, letters. (The letters were not posted yesterday.)

3. Such, be, can, easily, poems, memorized? (Can such poems be easily memorized?

4. At, written, the, being, moment, letters, are. (The letters are being written at the

moment.)

5. Has, our, built, library, a, street, in, been, new. (A new library has been built in our

street.)

6. Is, about, much, he, spoken. (He is much spoken about.)

7. Will,

the,

tomorrow,

spoken,

children,

be,

to.

(The

children

will

be

spoken

to

tomorrow.

Метод игры особенно эффективен на стадии закрепления лексико-грамматического

материала, формирует у учащихся интерес к изучению иностранного языка.

Большую роль в развитии творческих способностей детей играет использование

новых

образовательных

технологий,

информационно-компьютерных

технологий

при

подготовке учащихся. Учащиеся готовят проекты, презентации, экскурсии, круглые столы

по изученным темам, что развивает интерес к предмету. Контроль грамматических знаний

с помощью голосовой системы позволяет не только оценить знания детей всей группы за

короткий промежуток времени, но и способствует глубокому эмоциональному восприятию

(данная система содержит в себе элемент игры).

В заключение хочется ещё раз подчеркнуть, что развитие творческих способностей

учащихся на уроке является эффективным приёмом обучения иностранному языку.

Используемая литература:

1.Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

основного

общего

образования

(утверждён

приказом

Министерства

образования

и

науки

Российской

Федерации от 17 декабря 2010г. №1897)

2.

Программа

под

редакцией

И.Л.Бим,

М.З.Биболетовой,

В.В.Копыловой,

Е.А.Макарчук,

В.В.Сафроновой,

А.В.Щепиловой

«Новые

государтвенные

стандарты

школьного

образования

по

иностранному

языку.

Английский

язык»

-

М.;

ООО

«Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2004

3.

А.А.Миролюбов,

И.В.Рахманов,

В.С.Цетлин

«Общая

методика

обучения

иностранным языкам в средней школе» - М.; Издательство «Просвещение», 1991.



В раздел образования