Напоминание

"Развитие креативности у детей дошкольного возраста"


Автор: Солдатова Светлана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 173 "Лучик"
Населённый пункт: город Ульяновск, Ульяновская область
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: "Развитие креативности у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие креативности у детей дошкольного возраста.

Консультация для воспитателей

В условиях современных подходов к образованию, где делается акцент на

развитие творческой личности, способной выходить за пределы известного,

принимать нестандартные решения, создавать продукты, характеризующиеся

новизной, проблема развития детской креативности становится наиболее

актуальной.

В переводе с английского «креативность» обозначает - творить,

создавать. Она не обязательно связано с такими видами деятельности, традиционно

относимыми к «творческой», как рисование, сочинение стихов или музыки, игра на

сцене и т.д. Она проявляется, когда приходится действовать в ситуациях

неопределенности, отсутствия четких алгоритмов, неизвестности сути и способов

решения встающих перед человеком проблем, непредсказуемо меняющихся условий.

В психолого-педагогической литературе понятие креативность чаще всего

связывается с понятием творчества и рассматривается как личностная

характеристика. Многие исследователи (А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков, Л.А.

Венгер, О.М. Дьяченко, П. Торренс. и др.) рассматривают креативность, как

общую творческую способность, связанную с развитием воображения, фантазии,

глубинным свойством индивидов создавать оригинальные ценности, принимать

нестандартные решения.

В работах исследователей креативность рассматривается как специфическая

черта мышления, отличающая его от остальных психических процессов,

связывается с воображением и личностными особенностями ребенка.

Креативность подразумевает под собой систему творческих способностей.

●В связи с гуманизацией обучения, воспитания и развития каждого ребенка

все более актуальной становится проблема раннего раскрытия творческого

потенциала дошкольника.

В практике дошкольных образовательных учреждений наметилась тенденция

усиления внимания педагогов к творческому развитию воспитанников. Одна из

задач, находящихся в поле зрения методистов и психологов – совершенствование

способов личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком,

способствующего раскрытию творческого потенциала дошкольника.

Дошкольный возраст — благоприятный период для развития креативности.

Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах,

совершенствуются психические процессы:

- внимание - дети впервые начинают сознательно управлять им, направляя и

удерживая на определенных предметах (произвольность внимания),

- память - одно из основных достижений старшего дошкольника —

развитие произвольного запоминания,

- восприятие - целостность,

- мышление - развитие различных форм образного мышления, усвоение

новых способов умственных действий интенсивное формирование логического

мышления;

- речь - совершенствование планирующей функции речи,

- воображение – обогащение ребёнка впечатлениями, жизненный опыт

стимулирует воображение,

- активно развиваются личностные качества, а на их основе —

способности и склонности.

Таким образом, к 6—7 годам ребенок может подходить к решению проблемы

тремя способами: используя наглядно-действенное, наглядно-образное и

логическое мышление.

Какие же должны быть предпосылки развития креативности?

Наличие у ребенка образца – творческого человека или героя, которому он

мог бы подражать.

Демократический стиль воспитания, разрешающий проявления

спонтанности и оригинальности. Авторитаризм, наоборот, стимулирует

ребенка следовать правилам без внесения в них изменений.

Высокий интеллект – без него креативности не бывает. Можно выделить

самые важные для данного вопроса его составляющие: внимание и

способность действовать в уме. П. Торренс считает, что интеллект и

креативность образуют единый фактор, поэтому, чем выше коэффициент

интеллекта, тем выше творческая способность.

Богатый познавательный опыт как источник идей для экспериментирования.

● Одним из важнейших факторов развития креативности детей является

создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.

Выделено шесть основных условий успешного развития творческих способностей

детей.

Первым шагом к успешному развитию креативности является раннее

физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и

хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными

инструментами и материалами.

Вторым важным условием развития креативности ребенка является

создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это

возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений,

которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и

исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент

способно наиболее эффективно развиваться. Например, еще задолго до обучения

чтению годовалому ребенку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на

стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему

овладению чтением.

Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития креативности

вытекает из самого характера творческого процесса, который требует

максимального напряжения сил. Дело в том, что способность развиваться тем

успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих

возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое

условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок

уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет

очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как

объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малыш

вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество

совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного

обучения (у ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны

спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить

эту задачу сам).

Четвертое условие успешного развития креативности заключается в

предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании

дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и

т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат

надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к

переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот,

предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и

есть пятое условие успешного развития креативности. Самое главное здесь – не

превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению,

подсказка – распространенный среди родителей способ «помощи» детям, но она

только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам.

Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.

И последнее условие развития креативности ребёнка – это учет его

индивидуальных и возрастных особенностей, развитие способностей.

Как же можно обнаружить креативность?

В дошкольном возрасте креативность корректнее всего можно обнаружить в

игре как ведущей деятельности, при отсутствии временного лимита, в условиях

введения в игру проблемной ситуации без очевидного решения.

О.М. Дьяченко к основным критериям проявления творческого воображения

у дошкольников относит:

1.Оригинальность выполнения детьми творческих задач.

2. Использование такого реструктурирования образов, при котором образы

одних объектов применяются в качестве деталей для построения других.

Иными словами, для дошкольников методом диагностики креативности,

вместо тестов, выступают наблюдение и эксперимент в естественных условиях.

Как проявляется креативность в детской игре?

- Использование игрушек-заменителей, умеренно напоминающих заменяемый

предмет (надеть кастрюлю как шляпу – креатив, а как перчатку – глупость).

- Стремление самостоятельно развивать игровой сюжет, создавая и разрешая

проблемные ситуации.

- Способность вживаться в исполняемую роль.

- Умение увидеть побочный – неожиданный – продукт своей деятельности.

(У доктора на бегу развивается халат? Тогда он будет летающим доктором, и

начнет летать на работу в Африку)

Как развивать креативность у дошкольников?

- Создать благоприятные условия на основе формирования 4 предпосылок

креативности (образец для подражания, стиль воспитания, интеллект, жизненный

опыт).

- Развивать внимание ребенка именно по отношению к малосущественным вещам.

- Учить ребенка рефлексировать и оформлять в речевой форме свои фантазии и

раздумья, а значит, самим постоянно говорить с ним.

- Способствовать тому, чтобы игра стала и оставалась ведущей деятельностью

дошкольника.

- Создать умеренно богатую развивающую среду: слишком бедная уменьшает

интерес к игре, слишком нагроможденная притупляет поисковую деятельность,

так как все дается в готовом виде и игрушки конкурируют друг с другом, что

снижает их привлекательность.

- Развивать поисковую активность во всех сферах: стимулировать задавать

вопросы, предлагать ответы, предпринимать действия по изменению состояния

предмета, делать промежуточные выводы; учить отказываться от неудачных идей

и продолжать поиск в «бодрствовании духа».

● Креативность мы также можем, и должны, развивать во время организованной

образовательной деятельности, а именно использовать:

Нетрадиционные техники художественно-эстетического развития.

Придумывание детьми собственных сказок и стихов.

Постановка процесса чтения как полилога.

Последующий переход от полилогического чтения к полилогическому

обсуждению (на базе коллективной деятельности)

Театральная деятельность

Социально-продуктивная деятельность старших дошкольников в отношении

взрослых и малышей (например, организация подготовишками мини-

праздника для младших детей)

Изучение в игре и реальной жизни неоднозначных социальных ситуаций

«Рефлексивные» минутки и упражнения

Интеллектуальные игры на развитие креативности, разгадывание фокусов и

обучение им.

Экспериментирование на естественно-научном, то есть наглядном,

материале с сопутствующим наблюдением за объектом исследования.

● Но, несмотря на огромное количество плюсов у развития креативности

имеются и «острые углы»:

Семейный культ «своеобразия гения» и/или нежелание ребенка следовать

принятым нормам поведения ввиду их субъективной бессмысленности и

ненадобности, что приводит к социальной дезадаптации.

«Компенсационная» креативность – уход ребенка из реального мира в

красочный воображаемый как крик малыша о помощи.

Высокая тревожность, эмоциональный накал и пресыщение как факторы,

сопровождающие высокий уровень креативности.

Перевес креативности над рефлексией и самоконтролем, превращающий

ребенка в непоседливого «хулигана».

Креативность является ведущим компонентом педагогической деятельности и

является решающим фактором продвижения педагога к вершинам педагогического

мастерства. Творческим продуктом креативного педагога могут быть новые

образовательные технологии, формы, методы обучения и воспитания.

В последние годы укоренилось утверждение «У творчески работающего педагога

– творчески развитые дети». Еще В. О. Сухомлинский подчеркивал, что только

творческий педагог способен зажечь в детях жажду познания, поэтому каждому

педагогу необходимо развивать креативность, являющуюся главным показателем его

профессиональной компетентности.

И так, сегодня я вам предлагаю оценить свой уровень творческого потенциала,

и пройти небольшой тест.

МЕТОДИКА «ОЦЕНКА УРОВНЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА»

Назначение: методика позволяет определить самооценку личностных качеств либо

частоту их проявления, которые и характеризуют уровень развития творческого потенциала

личности.

Инструкция: по 9-балльной шкале оцените каждое из 18 утверждений. Выбранную

оценку обведите кружочком.

п/п

Вопросы теста

Шкала оценок

1

Как часто начатое дело Вам удается довести до логического конца?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

2

Если всех людей мысленно разделить на логиков и эвристиков, то есть

генераторов идей, то в какой степени Вы являетесь генератором идей?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

3

В какой степени Вы относите себя к людям решительным?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

4

В какой степени Ваш конечный «продукт», Ваше творение чаще всего

отличается от исходного проекта, замысла?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

5

Насколько Вы способны проявить требовательность и настойчивость,

чтобы люди, которые обещали Вам что-то, выполнили обещанное?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

6

Как часто Вам приходится выступать с критическими сведениями в

чей-либо адрес?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

7

Как часто решение возникающих у Вас проблем зависит от Вашей

энергии и напористости?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

8

Какой процент людей в Вашем коллективе чаще всего поддерживают

Вас, Ваши инициативы и предложения? (1 балл – около 10 %)

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

9

Как часто у Вас бывает оптимистичное и веселое настроение?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

10 Если все проблемы, которые Вам приходилось решать за последний

год, условно разделить на теоретические и практические, то каков

среди них удельный вес практических?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

11 Как часто Вам приходилось отстаивать свои принципы, убеждения?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

12 В какой степени Ваша общительность, коммуникабельность

способствуют решению жизненно важных для Вас проблем?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

13 Как часто у Вас возникают ситуации, когда главную ответственность

за решение наиболее сложных проблем и дел в коллективе Вам

приходится брать на себя?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

п/п

Вопросы теста

Шкала оценок

14 Как часто и в какой степени Ваши идеи, проекты удавалось воплощать

в жизнь?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

15 Как часто Вам удается, проявив находчивость и даже

предприимчивость, хоть в чем-то опередить своих соперников по

работе или учебе?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

16 Как много людей среди Ваших друзей и близких, которые считают

Вас человеком воспитанным и интеллигентным?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

17 Как часто Вам в жизни приходилось предпринимать нечто такое, что

было воспринято даже Вашими друзьями как неожиданность, как

принципиально новое дело?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

18 Как часто Вам приходилось коренным образом реформировать свою

жизнь или находить принципиально новые подходы в решении старых

проблем?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Обработка и интерпретация результатов. На основе суммарного числа

набранных баллов определите уровень Вашего творческого потенциала.

Сумма баллов. Уровень творческого потенциала личности.

18–39 – Очень низкий уровень.

40–54 – Низкий.

55–69 – Ниже среднего.

70–84 – Чуть ниже среднего.

85–99 – Средний.

100–114 – Чуть выше среднего.

115–129 – Выше среднего.

130–142 – Высокий уровень.

143–162 – Очень высокий уровень.

А сейчас мы поучимся искать нестандартные выходы из стандартных

ситуаций, мыслить креативно и тем самым поднимем свой профессиональный

уровень.

Упражнение «Дружественная ладошка».

Участникам раздаются листки бумаги.

Ведущий: Перед вами лежат контуры ладошек, напишите, пожалуйста, на ней свое

имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по группе, и пусть

каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки.

Послание должно иметь креативное содержание, личностную обращенность, любым

образом упоминать сильные стороны конкретного человека.

ДАЛЕЕ ПЕДАГОГИ ДЕЛЯТСЯ НА ТРИ ГРУППЫ:

- 3 педагога составляют необычный сюжет из предложенных фигур и расскажут

нам о том, что у них получилось.

- 5 педагогов попытаются завершить в рифму фразу, касающуюся нашей

встречи:

1. Завершите в рифму фразу, касающуюся нашей встречи.

Мы встречались, мы играли, креативность развивали…

2. Завершите в рифму фразу, касающуюся нашей встречи.

На игру мы приходили, где нас с вами научили…

3. Завершите в рифму фразу, касающуюся нашей встречи.

Креативность – что за птица?

4. Завершите в рифму фразу, касающуюся нашей встречи.

Нам запомнилось так ярко…

5. Завершите в рифму фразу, касающуюся нашей встречи.

Завершилась наша встреча…

Эта игра направлена на то, чтобы осмыслить полученный в ходе нашей встречи опыт,

подвести итоги.

- Остальным педагогам я предлагаю проявить свою креативность в следующем

задании:

«Завершение фигуры».

Дорисуйте десять незаконченных стимульных

фигур. А так же придумайте название к каждому рисунку.

Развитие креативности детей будет эффективным лишь в том случае, если

оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого

решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение

конечной цели.

Знаете, какое различие делал Гилфорд (автор одного из классических

исследований) между креативными людьми и всеми остальными? Креативные ищут

множество ответов на один вопрос, а все остальные ищут единственно правильный

ответ из всех возможных. Так вот я вам желаю найти множество нестандартных

ответов на единственно возможный ответ. И научить этому своих воспитанников.

В заключении мне хочется подарить вам небольшие подборки игр на развитие

креативности у детей, которые помогут вам в вашей работе.



В раздел образования