Напоминание

"Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников"


Автор: Уткина Светлана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №59 "Калейдоскоп"
Населённый пункт: МО г.Химки
Наименование материала: Проект
Тема: "Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МО г.Химки

МБДОУ №59 «Калейдоскоп»

Проект по теме:

«Театрализованная деятельность как

средство развития творческих способностей

дошкольников»

Подготовила воспитатель :

Уткина Светлана Николаевна

2017-2018 г.

ПРОЕКТ

по

теме:

Театрализованная

деятельность

как

с р е д с т в о

р а з в и т и я

т в о р ч е с к и х

с п о с о б н о с т е й

дошкольников

Вид проекта: долгосрочный (2017-2018г.);творческий, игровой.

Участники проекта:

- дети второй младшей группы

- родители воспитанников

Актуальность

Младший дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего

развития ребенка. В 3-4 года у детей активно развиваются все психические процессы:

восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот же период

происходит формирование основных качеств личности. Поэтому ни один из детских

возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и воспитания,

как младший дошкольный.

Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду.

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества.

Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение

стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из

окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в

образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его

заинтересовало, и, получая огромное наслаждение. Благодаря театру ребенок

познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к

добру и злу.

Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость,

неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть

прекрасное в жизни и людях, зародить стремление самому нести в жизнь прекрасное

и доброе. Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать

многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это

помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем

дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Игра - ведущий вид

деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и

доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы

педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием,

развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии,

инициативности и т. д.

Постановка проблемы

Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского

творчества. Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить.

Театр, как никто другой! - возвращает нас к исконным корням. Он – единственный, со-

храняющий и культивирующий народную мудрость вне зависимости от национальной

принадлежности. В опосредованной форме он учит детей быть честными и добрыми,

устремлёнными и трудолюбивыми, способными по – настоящему оценить и полюбить

богатство родного слова. Она является уникальным средством развития

художественно-творческих способностей детей. В тоже время, не смотря на

имеющиеся исследования в данной области, воспитание детей средствами театра

медленно и не всегда успешно реализуется на практике. Часто театр превращается в

мероприятие необязательное, вспомогательное, способное лишь развлечь. Указанные

противоречия обуславливают выбор темы моей работы.

Гипотеза:

Театрализованная деятельность является средством самовыражения и

самореализации ребенка.

Основной целью проекта является создание условий для формирования творческой

личности средствами театральной деятельности.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

1. Активизировать познавательный интерес детей, привлекая их к совместной

театрализованной деятельности;

2. Развивать речь, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность,

находчивость, фантазию, воображение, образное мышление;

3. Помогать робким и застенчивым детям включаться в театрализованную игру, учить

согласовывать свои действия с другими детьми;

4. Воспитывать доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками;

5. Формировать представление о различных видах театра, учить импровизировать

игры – драматизации на темы знакомых сказок;

6. Развивать дикцию использую скороговорки, стихи. Пополнять словарный запас;

7. Раскрыть для родителей значение театрализованной деятельности для

всестороннего развития ребенка.

Предполагаемый результат:

Дети научатся пользоваться разными видами театра в своей игровой деятельности.

Сформируют умение передавать характер персонажа интонационной

выразительностью речи, мимикой, жестами. Театральный уголок, при активном

участии родителей, пополнится новыми видами театра и атрибутами для те-

атрализованных игр детей. Театрализованная деятельность поможет развить

интересы и способности ребенка, научить преодолевать робость, застенчивость и

неуверенность в себе. Будет способствовать общему развитию, проявлению

любознательности, стремления к познанию нового, развитию ассоциативного

мышления, эмоций при проигрывании ролей.

Намечены следующие этапы работы:

I. Подготовительный

1. Выявить уровень развития творческих способностей у детей на начало проекта;

2. Изучить литературу по теме проекта;

3. Работа с родителями:

• Донести до родителей важность темы о театрализованной деятельности детей;

• Выявить их заинтересованность в пополнении театрального уголка, их

способностей в той или иной области рукоделия;

• Провести беседы, консультации, оформить папки-передвижки по теме проекта;

4. Пополнение методической копилки по теме проекта.

II. Основной

• Работа с родителями:

1. Распределение заданий между родителями по изготовлению персонажей сказки

своими руками;

2. Консультация для родителей на тему: «Воспитательные и образовательные

возможности театрализованной деятельности в детском саду»;

3. Выступление на родительском собрании по теме проекта.

• Формы работы с детьми:

1. Посещение театрализованных представлений, кукольных спектаклей и беседы по

ним;

2. Чтение художественных произведений;

3. Театрализованные представления для детей;

4. НОД по всем образовательным областям с использованием театрализованной

деятельности детей;

5. Театрализованные игры, развлечения, праздники;

6. Подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

7. Отдельные упражнения для эмоционального развития детей.

III. Заключительный

1. Выявить уровень развития творческих способностей на конец проекта;

2. Открытые показы для воспитанников ДОУ, воспитателей и родителей с

инсценировкой сказок, выступление на педсовете в рамках недели «Педагогического

мастерства» по теме проекта;

3. Подтверждение гипотезы проекта;

4. Подведение итогов и оформление проекта.

Реализация проекта:

Подготовительный этап проекта (сентябрь – ноябрь)

Подбор и изучение педагогической литературы по теме:

• А. В. Щёткин «Театральная деятельность в детском саду»

• И. Н. Рослякова «На что способен театр»

• Т. Н. Караманенко «Кукольный театр дошкольникам»

• Г. В. Бельтюкова «Магнитный театр»

• Л.В. Артемьева «Театрализованные игры дошкольников»

• М.Д. Маханева «Занятия по театрализованной деятельности в саду»

Работа с детьми:

Чтение с детьми русских народных сказок, стихотворений, потешек; работа с за-

гадками о героях сказок;

Работа с родителями:

1. Беседы, консультации, оформление папки-передвижки по темам:

• «Театр в жизни ребенка»;

• «Как устроить домашний театр».

2. Распределение заданий между родителями (сшить костюмы, связать маски,

пополнить театральный уголок различными видами театра: настольный,

пальчиковый, кукольный).

Методическая копилка:

1. Картотека театрализованных игр;

2. Картотека упражнений по развитию эмоциональной сферы детей;

3. Разработаны конспекты НОД с инсценировками и мини сценками,

сценарии развлечений и досугов.

Определение целей и задач проекта.

Основной этап реализации проекта (ноябрь – апрель)

Ресурсное обеспечение:

• настольные театры: «Репка», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка», «Гуси-

Лебеди», «Колобок»;

• театр на магнитах: «Три медведя», «Теремок», «Маша и медведь»;

• пальчиковый театр, куклы би-ба-бо: «Репка», «Теремок», «Маша и медведь», «Волк

и семеро козлят»;

• маски к сказкам: «Теремок», «Колобок», «Курочка ряба»;

• костюмы к сказке «Колобок», «Репка», «Теремок»;

• сюжетные картинки, иллюстрированные детские книги с потешками и сказками,

загадки, стихи и пословицы к сказкам, мнемотаблицы;

• ИКТ для показа мультфильмов, презентаций и интерактивных дидактических игр по

теме проекта;

• дидактические игры: «Мои любимые сказки», «Четвертый лишний», «Расскажи

потешку», «Угадай, о ком говорю», «Кто-кто в теремочке живет?» «Угадай сказку»,

«Чьи это слова?», лото «Сказки», кубики с сюжетами сказок, раскраски по мотивам

р.н.с. сказок и потешек, мозаика «Репка», пазлы «Три медведя», «»Колобок»,

разрезные картинки по р. н. сказкам;

• картотеки пальчиковых игр, физминуток по сюжетам сказок, сюжетно-ролевых

подвижных и театрализованных игр, упражнений на развитие эмоциональной сферы

ребенка.

Работа с родителями:

1. Распределение заданий между родителями (сшить костюмы, связать героев

пальчикового театра, пополнить театральный уголок различными видами театра:

настольный, пальчиковый, магнитный);

2. Выступление на родительском собрании на тему: «Театрализованная

деятельность в детском саду»;

3. Памятка для родителей о пользе театрализованных игр с примерами

упражнений.

4. При участии родителей:

• Уголок театрализованной деятельности пополнился разными видами театра

(кукольный, настольный, пальчиковый, би-ба-бо, магнитный театр);

• Изготовлены маски и атрибуты;

• Уголок ряженья дополнен костюмами сказочных героев.

Работа с детьми:

• Чтение и прослушивание звукозаписей, просмотр мультфильмов и презентаций

детских сказок – «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Репка»,

«Теремок», «Курочка Ряба», «Кот, петух и лиса», «Три медведя», «Заюшкина

избушка», «Гуси-лебеди», «У страха глаза велики»;

• Посещение театральных представлений в ДОУ;

• Рассматривание игрушек, сюжетных картинок и иллюстраций к сказкам;

• Комплексы утренней гимнастики – «Курочка и цыплята», «На лесной полянке»,

«Медвежата»;

• Рассказывание русских народных сказок с показом настольного, кукольного, магнит-

ного, пальчикового и кукол би-ба-бо;

• Чтение стихов, потешек, работа с загадками, пословицами;

• Разучивание танцевальных движений и пение детских песенок;

• Развитие мелкой моторики: лепка, рисование, аппликация, конструирование из

бумаги по сюжетам сказок;

• Театрализованные игры, упражнения «Покажи эмоцию, имитационные задания

«Изобрази героев сказки и их голоса»;

• Использование раскрасок и разрезных картинок по сказкам;

• Пересказ сказок детьми, с опорой на мнемотаблицы и героев настольного и

магнитного театра;

• Ряжение в костюмы героев сказок для игр - драматизаций;

• Подвижные игры «Курочка и цыплята», «Зайка серенький сидит», «У медведя во бо-

ру», «Лохматый пес», «Зайцы и лиса», «Гуси – гуси», «Лиска – лиса»;

• Разучивание пальчиковых игр: «Репка», «Мы хотим построить дом», «У оленя дом

большой»;

• Беседы с детьми о безопасности дома и на улице с использованием героев и

сюжетов этих сказок.

Непосредственная образовательная деятельность:

- НОД по рисованию с игрой-драматизацией по сказке «Курочка Ряба»;

- НОД по ФЦКМ по теме: «Посадка растений» (с театрализацией сказки «Репка»);

- НОД по лепке с элементами театрализованной деятельности: «Пирожки для Маши»

(по сказке «Маша и медведь»);

- НОД по ФЭМП с использованием театрализованной деятельности по сказке

«Колобок»;

- НОД по речевому развитию: Знакомство со сказкой «У страха глаза велики».

Заключительный этап: (апрель-май)

1. Интегрированные досуг для воспитанников и воспитателей ДОУ с театрализацией

сказки «Репка».

2. Открытый показ для воспитателей: НОД по речевому развитию: сказка «У страха

глаза велики».

3. Инсценировка сказки «Теремок» на дне Открытых дверей в ДОУ (для родителей).

4. Выступление на педсовете с презентацией НОД по речевому развитию в рамках

недели педагогического мастерства по теме проекта.

Итоги проекта:

1. Дети получили возможность познакомиться с разными видами театра и развивать

свои личностные качества посредством театрализованной деятельности;

2. У детей сформировался ряд качеств, ценных для дальнейшего творческого

развития: способность к сочувствию и сопереживанию, яркость в выражении и

проявлении воображения, навыки совместного взаимодействия со сверстниками;

3. В самостоятельной деятельности дети импровизируют с персонажами

пальчикового, настольного театра и театра на магнитах, в связи с чем, наблюдается

ослабление внутренней напряженности у детей, что способствует развитию у них

положительных эмоций и умению управлять своим поведением;

4. У родителей появился интерес к театру и совместной с детьми театрализованной

деятельности;

5. Театральный уголок, при содействии родителей, пополнился новыми видами театра

и атрибутами (маски, настольный (вязанный), пальчиковый, магнитный театры,

ширма);

6. Опытом моей работы могут воспользоваться в практике воспитатели ДОУ.

Заключение

Целенаправленная и планомерная работа в течение года по развитию творческих

способностей детей, показала, что, театрализованная деятельность, игры-

драматизации, и частые выступления на сцене перед зрителями способствовали

реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и

повышению самооценки. Тем самым была подтверждена гипотеза, что теат-

рализованная деятельность является средством самовыражения и самореализации

ребенка.

Понимая значение театрализованной деятельности в воспитании и обучении ребёнка

дошкольного возраста, я намерена использовать ее и дальше в своей работе,

создавать условия для развития творческой активности; приобщать к театральной

культуре; обеспечить её взаимосвязь с другими видами деятельности в едином

педагогическом процессе.

Список литературы

Васильева Н. Творческие проявления у детей в игре./Мой кроха и Я,1997,№2

Галанова Т. В. Развивающие игры с детьми с трёх лет. Популярное пособие для

родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1998.

Доронова Т. Н. Играем в театр. М.: Просвещение, 2000.

Нагибина. М. И. Чудеса для детей из ненужных вещей. М.: Просвещение, 1999.

Карамоненко Т. Н. Кукольный театр дошкольникам. М.: Просвещение, 2006.

Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр. М.: Просвещение, 1999.

Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности

дошкольников и младших школьников. М.: Просвещение, 2001. – 350 с.

Губанова Н.Ф. – “Театрализованная деятельность дошкольников”



В раздел образования