Напоминание

"Сенсорное воспитание как основа развития познавательной деятельности ребенка с ОВЗ.


Автор: Шибнева Светлана Вячеславовна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГКУ ЦССВ "Петровский парк"
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Сенсорное воспитание как основа развития познавательной деятельности ребенка с ОВЗ.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сенсорное воспитание как основа развития познавательной

деятельности ребенка с ОВЗ.

Шибнева Светлана Вячеславовна,

учитель-дефектолог ЦССВ «Петровский парк» г.Москва.

Специалисты

в

области

дошкольной

педагогики

и

психологии

(Ф.Фребель, О.Декроли, Е.И.Тихеева, А.В.Запорожец, А.П.Усова и др.)

справедливо

полагали,

что

сенсорное

воспитание,

направленное

на

обеспечение

полноценного

формирования

чувственного

познания,

является одним из основных направлений развития детей дошкольного

возраста как при нормальном, так и при нарушенном развитии.

Сенсорное

воспитание

это

развитие

у

ребёнка

процессов

восприятия

и

представлений

о

внешних

свойствах

предметов:

их

форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе,

вкусе и т.п. Значение сенсорного развития трудно переоценить: с одной

стороны,

сенсорное

развитие

составляет

фундамент

общего

умственного

развития,

с

другой

стороны,

имеет

самостоятельное

значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного

обучения ребёнка.

Исходным пунктом всякого познания являются ощущения, ибо

они

дают

материал

для

более

сложных

форм

отражения

действительности

в

сознании

человека:

для

восприятия,

для

представления, для различных форм мысли. Выделяют несколько видов

ощущений:

зрительные,

слуховые,

осязательные,

вкусовые,

обонятельное

(одно

из

наиболее

древних

и

жизненно

важных),

проприоцептивное (о состоянии мышечной системы), инероцептивное

(информация о состоянии внутренних органов), ощущения равновесия

(положение

тела

относительно

направленности

сил

гравитации).

Способность

к

ощущениям

имеется

у

всех

живых

существ,

обладающих нервной системой, а к осознаваемым ощущениям – только

у тех, у кого есть головной мозг и кора головного мозга.

Восприятие

является

более

сложным

психическим

процессом.

Под восприятием понимают целостное отражение предметов, ситуаций

и

событий,

возникающее

при

непосредственном

воздействии

физических

раздражителей

на

рецепторные

поверхности

органов

чувств.

Восприятие

это

осмысленный

(включающий

процесс

принятия

решения)

и

означенный

(связанный

с

речью)

синтез

разнообразных ощущений, полученный от целостного предмета или от

сложных, воспринимаемых как единое целое, явлений.

Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее

будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Таким

образом, сенсорная культура ребёнка, уровень развития его ощущений

и

восприятий

являются

важной

предпосылкой

успешной

познавательной

деятельности.

Все

другие

формы

познания:

запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов

восприятия,

являются

результатом

их

переработки.

Поэтому

нормальное

умственное

развитие

невозможно

без

опоры

на

полноценное восприятие.

Ребёнок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него

есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей

осязать

предметы

и

т.п.

это

лишь

предпосылки

для

восприятия

окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно,

необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребёнка следует

научить

рассматриванию,

ощупыванию,

выслушиванию

и

т.п.,

т.е.

сформировать у него перцептивные действия. Но увидеть предмет,

обследовать, ощупать его ещё недостаточно. Необходимо определить

отношение

выявленных

свойств

и

качеств

данного

предмета

к

свойствам и качествам других предметов. Для этого ребёнку нужны

мерки, с которыми можно сравнивать то, что он в настоящий момент

воспринимает.

Общепринятыми

мерками,

так

называемыми

«эталонами»,

которые

сложились

исторически,

сравнивают,

сопоставляют

результаты

восприятия.

Это

системы

геометрических

форм, шкала величин, меры веса, звуковысотный ряд, спектр цветов,

система фонем родного языка и т. д. Все эти эталоны должны быть

усвоены

ребёнком.

Усвоение

сенсорных

эталонов

-

длительный

и

сложный

процесс,

не

ограничивающийся

рамками

дошкольного

детства.

Ознакомление с формой, величиной и цветом составляет основное

содержание сенсорного воспитания в дошкольном возрасте как при

нормальном, так и при нарушенном развитии, так как

именно они

имеют

определяющее

значение

для

формирования

зрительных

представлений о предметах и явлениях действительности. Правильное

восприятие

формы,

величины,

цвета

необходимо

для

успешного

усвоения

многих

учебных

предметов

в

школе,

от

него

зависит

и

формирование

способностей

ко

многим

видам

творче ской

деятельности.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои

задачи, формируется определённое звено сенсорной культуры.

На первом году жизни основная задача состоит в предоставлении

ребёнку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений,

развитии внимания к свойствам предметов. Когда у малыша начинают

формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется

ещё одна - необходимо помочь ребёнку приспособить хватательные

движения

к

форме

предмета,

его

величине

и

положению

в

пространстве. Сенсорное воспитание в этот период - основной вид

воспитания

вообще.

Обеспечивая

приток

новых

впечатлений,

оно

становится необходимым не только для развития деятельности органов

чувств, но и для нормального общего физического и

психического

развития.

На

втором-третьем

году

жизни

задачи

сенсорного

воспитания

существенно

усложняются.

Хотя

ребёнок

раннего

возраста

ещё

не

готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться

представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов.

Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А

это

значит,

что

ребёнка

следует

знакомить

со

всеми

основными

разновидностями

свойств

предметов.

Начиная

с

трёх

лет

основное

место в сенсорном

воспитании детей занимает ознакомление их с

сенсорными эталонами и способами их использования.

Можно охарактеризовать несколько уровней сенсорного развития

детей в норме:

1-ый

уровень.

Ребёнок

фиксирует

внимание

на

объекте,

стремится

захватить,

выполняет

простейшие

манипуляции.

Ещё

не

может

установить

тождество

предметов,

не

использует

поисковые

способы ориентировки, решает наглядно-практическую задачу силой,

например, безуспешно пытается протолкнуть кубик в круглую прорезь

«почтового

ящика».

Инструкцию

«дай

такую

же

куклу,

такой

же

мячик»

не

выполняет.

При

нормальном

развитии

такого

уровня

достигает годовалый ребёнок.

2-ой уровень. Ребёнок овладевает соотносящими действиями на

уровне

практических

проб,

используя

их,

находит

идентичные

предметы, не выделяя конкретных свойств. Выполняет инструкцию

«дай

такую

же

машину,

куклу»,

подбирает

парные

картинки,

справляется

с

простой

доской

Сегена.

Начинает

понимать,

что

предметы могут быть одинаковыми и разными. Этого уровня развития

ребёнок достигает к двум годам.

3-ий

уровень.

Устанавливает

тождество

предметов

по

цвету,

форме,

величине,

используя

практические

пробы.

В

словесном

обозначении затрудняется, используя «опредмечивание»: овал – как

огурчик, красный цвет – как ягодка и т.п. Такого уровня развития

ребёнок достигает на третьем году жизни.

4-уровень. Легко идентифицирует предметы по цвету и форме,

начинает опираться на зрительное соотнесение. Самостоятельно ещё не

называет

выделенные

свойства.

К

четырём

годам

легко

выполняет

инструкцию

«дай

красный

кружок»,

«покажи

все

квадратики».

С

помощью

взрослого

даёт

обозначение

нужного

свойства,

подводя

вместе с ним итог выполненной работы. Самостоятельно затрудняется

правильно назвать цвет, форму предмета.

5-ый

уровень.

У

ребёнка

сформировано

представление

об

основных цветах, называет их самостоятельно. Может затрудняться в

назывании

промежуточных

цветов,

оттенков.

Правильно

называет

объёмные формы и плоскостные фигуры, но может спутать названия

таких фигур, как квадрат и прямоугольник. При выполнении задания

действует

преимущественно

по

зрительному

соотнесению.

Этого

уровня ребёнок достигает на пятом году жизни.

6-уровень. Сформированы представления об основных цветах,

промежуточных тонах, светлотных оттенках. Самостоятельно называет

их. Знает названия объёмных форм и плоскостных фигур. Выделяет

цвет

и

форму

окружающих

предметов,

пытается

передать

их

в

продуктивных видах деятельности.

Легко справляется с заданиями на классификацию предметов по

признаку цвета или формы, абстрагируясь от «ненужных» признаков.

Выстраивает сериационные ряды светлотных оттенков.

Такого уровня нормально развивающийся ребёнок достигает к

шести годам.

7-ой

уровень.

Наряду

с

вышеназванными

достижениями

формируется способность к пониманию сигнального значения цвета,

формы.

Понимает

сигналы

светофора,

самостоятельно

подбирает

краски для изображения «Огней ночного города», «Спелых яблок», при

конструировании подбирает детали, адекватные свойствам реальных

предметов и их частей: треугольник – крыша, палочка – труба, колечко

– колесо. Этот уровень развития в норме достигается ребёнком на

седьмом году жизни.

Таким образом, развитие восприятия в дошкольном возрасте – это

сложный,

многоаспектный

процесс,

который

при

соответствующей

организации и целенаправленном руководстве со стороны взрослого

способствует тому, чтобы ребёнок с ОВЗ точнее, чётче и адекватнее

отображал

окружающий

мир

и

благодаря

этому

мог

успешно

адаптироваться в нем.

Литература.

1.

Борякова

Н.Ю.,

Соболева

А.В.,

Ткачева

В.В.

«Практикум

по

развитию мыслительной деятельности у дошкольников», Москва,

«Гном-Пресс», 1999г.

2.

Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. «Воспитание сенсорной

культуры ребёнка», Москва «Просвещение», 1988г.

3.

Войлокова

Е.Ф.,

Андрухович

Ю.В.,

Ковалева

Л.Ю.

«Сенсорное

воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью»,

«Каро» Санкт-Петербург, 2005г.

4.

Войлокова

Е.Ф.

«Коррекционно-педагогическая

работа

по

сенсорному

развитию

детей

дошкольного

возраста»,

студия

«ВиЭль», Санкт-Петербург, 2014г.

5.

«Дети-сироты:

консультирование

и

диагностика

развития»,

под

редакцией Е.А.Стребелевой, Москва «Полиграф сервис», 1998г.

6.

Катаева А.А., Стребелева Е.А. «Дидактические игры и упражнения в

обучении

умственно

отсталых

дошкольников»,

Москва

«Бук-

Мастер», 1993г.

7.

Мастюкова

Е.М.

«Лечебная

педагогика

(ранний

и

дошкольный

возраст)», Москва «Владос», 1997г.

8.

«Развитие и воспитание детей в домах ребёнка», под редакцией

В.А.Доскина, З.С.Макаровой, Москва «Владос пресс», 2007г



В раздел образования