Автор: Обухова Ольга Федоровна
Должность: заместитель директора по увр
Учебное заведение: МАОУ Армизонская СОШ
Населённый пункт: село Армизонское
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование смыслового чтения"
Раздел: среднее образование
Формирование навыков смыслового чтения в школе.
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать»
Дени Дидро
Не
секрет,
что
современные
дети,
разбалованные
обилием
быстрой
информации из всемирной паутины, не читают. Не будем кривить душой,
80%
взрослых
не
берут
в
руки
книгу,
не
подают
пример
детям.
А
современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно
новые знания и применять их в разнообразной деятельности. С введением
ФГОС обучение ориентировано на универсальные учебные действия (УУД),
которые могут применяться не только в рамках образовательного процесса,
но и при решении реальных познавательных или практических задач.
Что такое «смысловое чтение»?
В Примерной основной образовательной программе начального общего
образования под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и
выбор
вида
чтения
в
зависимости
от
цели;
извлечение
необходимой
информации
из
прослушанных
текстов
различных
жанров;
определение
основной
и
второстепенной
информации;
свободная
ориентация
и
восприятие
текстов
художественного,
научного,
публицистического
и
официально - делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств
массовой информации».
Начальная
школа
–
особый
этап
в
жизни
ребёнка.
Он
связан
с
формированием
у
школьника
основ
умения
учиться
и
способности
к
организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат
младшему
школьнику
возможность
самостоятельно
приобретать
новые
знания,
а
в
дальнейшем
создадут
основу
для
самообучения
и
самообразования на последующих уровнях обучения.
Поэтому первостепенная задача учителя начальных классов: каждый
ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком
чтения. Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон:
смысловой и технической.
Смысловая:
- понимание содержания и смысла читаемого.
Техническая:
- способ чтения,
- темп чтения,
- правильность чтения,
- выразительность.
Навык чтения прививается в начальной школе, но на протяжении всего
школьного пути этот навык должен развиваться и совершенствоваться. И
смысловая и техническая стороны чтения играют важную роль на каждом
уроке. Ученик должен уметь осмысливать и сам текст и задания к любому
упражнению. Мы оказываем «медвежью услугу» детям объясняя им задания,
«разжевывая»
каждое
слово
задания,
такое
же
отрицательное
влияние
складывается, если педагог сам читает задания. В конце концов в 9 и в 11
классе
при
прохождении
государственной
итоговой
аттестации
мы
сталкиваемся с проблемой непонимания задания, неправильного заполнения
бланков.
Так
как
обучающиеся,
элементарно,
не
читают
инструкцию
к
заполнению бланков.
Формировать
навыки
не
просто
чтения,
а
смыслового
чтения
необходимо не только в начальной школе, но и в среднем звене и в старшем.
На каждом уроке, читая задания к упражнению, теорему, математическую
задачу. Учителю необходимо не пояснять каждое задание перед контрольной
и
самостоятельной
работой
на
уроке,
а
научить
ребенка
прочитать
и
выполнить задание.
Именно от несформированности смыслового чтения обучающиеся часто
имеют низкие результаты всероссийских проверочных работ и региональной
оценки качества образования.
В школе был проведен мониторинг по оцениванию сформированности
навыков
смыслового
чтения
среди
учащихся
школы.
В
нем
принимали
участия
обучающиеся
с
3
по
7
классы.
Был
взят
текст
для
4
класса
«Материнская
любовь»
автор
Солоухин.
Дети
работали
самостоятельно.
Текст не сложный, детский. Главное условие было самостоятельно читать
задания и выполнять задания. Нужно было найти 3 орфографические ошибки
в тексте и выписать их под текстом печатными буквами. Ученики с легкостью
находили
ошибки,
но
9%
респондентов
выписывали
не
печатными,
а
прописными
буквами.
12%
выписывали
не
слово,
в
котором
допущены
ошибки, а предложение целиком. Затем нужно было выписать второе слово в
каждом абзаце, данное задание выполнили все правильно. И 3 задание было
выполнить тест на понимание прочитанного и отметить правильный ответ
знаком плюс. 6% не справились с пониманием, хотя, напомню, текст был для
4 класса! И, 40% отметили правильный ответ не знаком плюс, а тире, обвели
букву
с
правильным
ответом
и
есть
даже
работы,
где
ответ
обведен
полностью.
Таким образом, делаем вывод, что не все обучающиеся школы, несмотря
на,
казалось
бы,
хорошую
работу
каждого
педагога
по
формированию
смыслового чтения, имеют не высокие навыки. Именно поэтому на итоговой
аттестации часто бывает, что ученик правильно ответил, но не правильно
записал ответ в КИМ, получает отрицательный результат. Каждому педагогу
и родителю необходимо работать над самостоятельным пониманием задания
к тексту, иметь терпение и формировать навыки анализа, развития речи и
умения выполнять все задания к тексту.