Напоминание

Как работать с одаренными детьми


Автор: Экшиян Алиса Андреевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ гимназия № 92
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: Как работать с одаренными детьми
Раздел: среднее образование





Назад




Как работать с одаренными детьми.

Учитель математики МБОУ гимназии № 92 г. Краснодара Экшиян Алиса Андреевна.

Ученик это не сосуд, который

надо наполнить, а факел,

который надо зажечь.

Плутарх

Под одаренностью мы понимаем высокий уровень каких-либо способностей

интеллектуальных, социальных, художественных, практических и т.д., который либо уже

проявляется

у

ребенка,

либо

существует

потенциально,

т.е.

может

быть

развит

при

наличии мотивирующей среды.

Одаренные дети могут входить в состав различных групп детей, которые отличаются по

уровню способностей, по типу развития, по типу проявления способностей и по многим

другим характеристикам.

Определить, кто из детей одарен, трудно. Для этого не существует специальных

методик

и

техник.

Каждый

ребенок

уникален

и

неповторим

в

проявлении

своих

способностей.

Как распознать детскую одаренность? Ее распознают по степени опережения ребенком

своих сверстников по умственному развитию при прочих равных условиях. Существует

определенная

зависимость

между

возрастом,

в

котором

проявляется

одаренность,

и

областью деятельности. Принято считать, что раньше других у детей обнаруживается

музыкальный,

поэтический,

художественно-изобразительный

дар,

а

в

области

науки

достижение

значимых

результатов

происходит

позднее.

Это

связано,

в

частности,

с

необходимостью приобретения глубоких и обширных знаний, без которых невозможны

научные открытия. Раньше других проявляется у детей склонность к математике. Данная

закономерность подтверждается фактами из биографий великих людей.

В наши дни развитию математического образования уделяется большое внимание. Это

подтверждается тем, что на Федеральном уровне распоряжением правительства России от

24.12.2013

г.

2606

Р

была

принята

концепция

математического

образования

в

Российской

Федерации.

В

Краснодарском

крае

решением

Коллегии

Министерства

Образования

науки

Краснодарского

края

от

23.12.2014

г.

7/8

утвержден

план

мероприятий по реализации Концепции математического образования в Краснодарском

крае до 2020 года.

В своей работе, выявляя математические способности у учащихся, я опираюсь на

следующие критерии при решении задач. Скорость - ребенок должен быстро думать,

должна быть хорошая реакция на задаваемые вопросы. Прочность - у детей должны быть

прочные знания в области математики и не только. Глубина - ребенок должен все время

работать над собой: расширять и углублять свои знания в области математики.

Реализуя концепцию математического образования, работа становиться многогранной,

разнообразной и интересной.

Я поделюсь с вами своим небольшим опытом работы, который позволяет моим

учащимся достигать высоких побед различного уровня. В ходе своей работы я ставлю

перед собой разные задачи и стараюсь различными способами и методами добиться

хороших результатов своего труда.

Самое главное – это привлечь интерес учащихся к математическим знаниям. Я

стараюсь помочь им почувствовать красоту математики, пытаюсь пробудить интерес к

математике

у

тех,

кто

его

до

сих

пор

не

испытывал,

даю

возможность

учащимся

обнаружить в себе математические способности. Для этого ежегодно привлекаю ребят к

участию в международных дистанционных образовательных конкурсах для учеников 1 –

11 классов «Олимпис». Девиз этого конкурса: «Учиться весело и интересно!». Каждый год

растет

среди

учащихся

количество

желающих

принять

участие

в

международном

математическом конкурсе – игре «Кенгуру». Эти конкурсы дают возможность любому

ученику, начиная с начальной школы, проявить себя.

Следующая задача, которую я выделяю в своей работе, это научить ребят навыкам

самостоятельной работы в команде. Примером этого является ежегодное участие команды

5 – 6 – х классов в конкурсе «Математическая карусель». Ее один пример – это командное

участие в конкурсе «Математическая регата» среди учащихся 7 – 8 классов. Результаты

участия каждый год разные, потому что состав команды ежегодно меняется.

Третья задача – развитие способностей у учащихся самостоятельно добывать знания.

Пример этого вида деятельности – ежегодное участие учащихся в конкурсе «Проектно –

исследовательская деятельность школьников» с очной защитой лучших математических

проектов, участие в шахматном турнире «Шахматный дебют» на приз Пирог Дмитрия, а

так же участие в устной олимпиаде по геометрии.

Еще одна задача, это – помочь учащимся расширить и углубить базовую программу по

математике. Мои ученики ежегодно становятся победителями и призерами олимпиад

различного уровня (окружные, городские, краевые). Они входят в состав команды города

Краснодара на Кавказской олимпиаде школьников. Также мои ученики – это призеры

Конкурса

научных

проектов

школьников

в

рамках

Краевой

научно

практической

конференции «Эврика» Малой академии наук учащихся Кубани.

Конечно же, самостоятельно работая с одаренными детьми, тяжело добиться таких

результатов. В моей работе помогает, то, что мои талантливые дети так же посещают

занятия

в

различных

центрах

дополнительного

образования:

ЦДО,

Малая

академия,

Малый матфак при Кубанском государственном университете, школа имени Бернулли.

По итогам и результатам проведенных олимпиад мои ученики неоднократно

приглашались

во

Всероссийский

образовательный

центр

«Сириус»

в

городе

Сочи,

который организовал президент РФ В.В.Путин.

Чтобы

работать

с

такими

талантливыми

детьми

я

систематически

прохожу

профессиональное

обучение

и

переподготовку.

Дважды

прошла

обучение

в

образовательном центре «Сириус», что помогает в работе с одаренными детьми.

Еще один способ достижения хороших результатов своего труда – это связь математики

с жизнью, которую я стараюсь показать на своих уроках. Примером такой работы могут

служить

физкультминутки

на

уроках

математики,

игра

«Танграм»,

которая

увлекает

учащихся.

Я считаю, что не менее важным фактором развития познавательной мотивации, а

математической одаренности в частности, становиться семья и ее ценности. Не секрет, что

найти одаренного ребенка - это труд. Но этот труд даст сои хорошие результаты только

тогда, когда будет поддержка со стороны родителей. Поэтому приходиться работать не

только с талантливыми детьми, но и с их родителями.

Родителей необходимо настроить на то, что они должны обращать внимание на то, что

нравиться их ребенку.

К.Э.Циолковский говорил: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал

открывать истины известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому не

известные».

Я думаю, что это и есть путь развития исследовательского таланта. И нам, учителям,

очень важно так выстроить свою работу, чтобы мы смогли найти и поддержать одаренных

школьников,

чтобы

они

были

успешны

и

могли

быть

конкурентоспособными

в

современном мире.

«Математическая регата» 2016 – 2017 уч.г.

«Эврика» 2016 – 2017 уч. г.

«Математическая карусель» 2017-2018 уч.г.



В раздел образования