Автор: Экшиян Алиса Андреевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ гимназия № 92
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: Как работать с одаренными детьми
Раздел: среднее образование
Как работать с одаренными детьми.
Учитель математики МБОУ гимназии № 92 г. Краснодара Экшиян Алиса Андреевна.
Ученик это не сосуд, который
надо наполнить, а факел,
который надо зажечь.
Плутарх
Под одаренностью мы понимаем высокий уровень каких-либо способностей
интеллектуальных, социальных, художественных, практических и т.д., который либо уже
проявляется
у
ребенка,
либо
существует
потенциально,
т.е.
может
быть
развит
при
наличии мотивирующей среды.
Одаренные дети могут входить в состав различных групп детей, которые отличаются по
уровню способностей, по типу развития, по типу проявления способностей и по многим
другим характеристикам.
Определить, кто из детей одарен, трудно. Для этого не существует специальных
методик
и
техник.
Каждый
ребенок
уникален
и
неповторим
в
проявлении
своих
способностей.
Как распознать детскую одаренность? Ее распознают по степени опережения ребенком
своих сверстников по умственному развитию при прочих равных условиях. Существует
определенная
зависимость
между
возрастом,
в
котором
проявляется
одаренность,
и
областью деятельности. Принято считать, что раньше других у детей обнаруживается
музыкальный,
поэтический,
художественно-изобразительный
дар,
а
в
области
науки
достижение
значимых
результатов
происходит
позднее.
Это
связано,
в
частности,
с
необходимостью приобретения глубоких и обширных знаний, без которых невозможны
научные открытия. Раньше других проявляется у детей склонность к математике. Данная
закономерность подтверждается фактами из биографий великих людей.
В наши дни развитию математического образования уделяется большое внимание. Это
подтверждается тем, что на Федеральном уровне распоряжением правительства России от
24.12.2013
г.
№
2606
–
Р
была
принята
концепция
математического
образования
в
Российской
Федерации.
В
Краснодарском
крае
решением
Коллегии
Министерства
Образования
науки
Краснодарского
края
от
23.12.2014
г.
№
7/8
утвержден
план
мероприятий по реализации Концепции математического образования в Краснодарском
крае до 2020 года.
В своей работе, выявляя математические способности у учащихся, я опираюсь на
следующие критерии при решении задач. Скорость - ребенок должен быстро думать,
должна быть хорошая реакция на задаваемые вопросы. Прочность - у детей должны быть
прочные знания в области математики и не только. Глубина - ребенок должен все время
работать над собой: расширять и углублять свои знания в области математики.
Реализуя концепцию математического образования, работа становиться многогранной,
разнообразной и интересной.
Я поделюсь с вами своим небольшим опытом работы, который позволяет моим
учащимся достигать высоких побед различного уровня. В ходе своей работы я ставлю
перед собой разные задачи и стараюсь различными способами и методами добиться
хороших результатов своего труда.
Самое главное – это привлечь интерес учащихся к математическим знаниям. Я
стараюсь помочь им почувствовать красоту математики, пытаюсь пробудить интерес к
математике
у
тех,
кто
его
до
сих
пор
не
испытывал,
даю
возможность
учащимся
обнаружить в себе математические способности. Для этого ежегодно привлекаю ребят к
участию в международных дистанционных образовательных конкурсах для учеников 1 –
11 классов «Олимпис». Девиз этого конкурса: «Учиться весело и интересно!». Каждый год
растет
среди
учащихся
количество
желающих
принять
участие
в
международном
математическом конкурсе – игре «Кенгуру». Эти конкурсы дают возможность любому
ученику, начиная с начальной школы, проявить себя.
Следующая задача, которую я выделяю в своей работе, это научить ребят навыкам
самостоятельной работы в команде. Примером этого является ежегодное участие команды
5 – 6 – х классов в конкурсе «Математическая карусель». Ее один пример – это командное
участие в конкурсе «Математическая регата» среди учащихся 7 – 8 классов. Результаты
участия каждый год разные, потому что состав команды ежегодно меняется.
Третья задача – развитие способностей у учащихся самостоятельно добывать знания.
Пример этого вида деятельности – ежегодное участие учащихся в конкурсе «Проектно –
исследовательская деятельность школьников» с очной защитой лучших математических
проектов, участие в шахматном турнире «Шахматный дебют» на приз Пирог Дмитрия, а
так же участие в устной олимпиаде по геометрии.
Еще одна задача, это – помочь учащимся расширить и углубить базовую программу по
математике. Мои ученики ежегодно становятся победителями и призерами олимпиад
различного уровня (окружные, городские, краевые). Они входят в состав команды города
Краснодара на Кавказской олимпиаде школьников. Также мои ученики – это призеры
Конкурса
научных
проектов
школьников
в
рамках
Краевой
научно
–
практической
конференции «Эврика» Малой академии наук учащихся Кубани.
Конечно же, самостоятельно работая с одаренными детьми, тяжело добиться таких
результатов. В моей работе помогает, то, что мои талантливые дети так же посещают
занятия
в
различных
центрах
дополнительного
образования:
ЦДО,
Малая
академия,
Малый матфак при Кубанском государственном университете, школа имени Бернулли.
По итогам и результатам проведенных олимпиад мои ученики неоднократно
приглашались
во
Всероссийский
образовательный
центр
«Сириус»
в
городе
Сочи,
который организовал президент РФ В.В.Путин.
Чтобы
работать
с
такими
талантливыми
детьми
я
систематически
прохожу
профессиональное
обучение
и
переподготовку.
Дважды
прошла
обучение
в
образовательном центре «Сириус», что помогает в работе с одаренными детьми.
Еще один способ достижения хороших результатов своего труда – это связь математики
с жизнью, которую я стараюсь показать на своих уроках. Примером такой работы могут
служить
физкультминутки
на
уроках
математики,
игра
«Танграм»,
которая
увлекает
учащихся.
Я считаю, что не менее важным фактором развития познавательной мотивации, а
математической одаренности в частности, становиться семья и ее ценности. Не секрет, что
найти одаренного ребенка - это труд. Но этот труд даст сои хорошие результаты только
тогда, когда будет поддержка со стороны родителей. Поэтому приходиться работать не
только с талантливыми детьми, но и с их родителями.
Родителей необходимо настроить на то, что они должны обращать внимание на то, что
нравиться их ребенку.
К.Э.Циолковский говорил: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал
открывать истины известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому не
известные».
Я думаю, что это и есть путь развития исследовательского таланта. И нам, учителям,
очень важно так выстроить свою работу, чтобы мы смогли найти и поддержать одаренных
школьников,
чтобы
они
были
успешны
и
могли
быть
конкурентоспособными
в
современном мире.
«Математическая регата» 2016 – 2017 уч.г.
«Эврика» 2016 – 2017 уч. г.
«Математическая карусель» 2017-2018 уч.г.