Автор: Карпекина Юлия Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУд/с 430
Населённый пункт: г.Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Игра- форма организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО".
Раздел: дошкольное образование
Игра- форма организации жизни и деятельности детей дошкольного
возраста в условиях реализации ФГОС ДО.
Современный образовательный процесс в ДОУ немыслим без поиска новых
эффективных технологий, призванных содействовать развитию и воспитанию
дошкольников. В ряду приоритетных направлений одно из главных мест занимает
игровая деятельность, в которой присутствует эмоциональная насыщенность и
свободное общение детей. Игра необходима на всех этапах развития, является
эффективным средством формирования личности ребенка. В игре ребенок легче
устанавливает связь с миром взрослых и сверстников, социализация проходит
естественно и успешно.
Современные дошкольники живут в век информационно-компьютерных
технологий. На смену непосредственному общению сверстников, веселым
дворовым играм пришли компьютерные забавы. Уменьшается двигательная
активность детей, что приводит к снижению уровня физического развития, а
значит, и здоровья. Этим и определяется актуальность проблемы, ведь у ребенка
природная тяга к игре. Дворовое игровое сообщество всегда было обязательным
условием формирования и обогащения игрового объекта ребенка. В подвижной
игре он осваивает школу взаимодействия и взаимоотношений в паре, в команде
формируется социально-коммуникативная сфера. Полезной интересной может
быть использование парциальной программы «Выходи играть во двор» под
редакцией Л. Н. Волошиной. Хотя подвижные игры прямо направлены на развитие
основных движений и формирование двигательных качеств, они оказывают
влияние на многие стороны психического развития ребенка. Прежде всего это
касается нравственно-волевой личности ребенка. В коллективных подвижных играх
происходит становление организаторских и коммуникативных умений ребенка. В
играх – соревнованиях, играх –эстафетах он учится контролировать свое поведение
и действия. Работа в условиях реализации ФГОС ДО повлекли за собой целый ряд
инноваций и в организации игровой деятельности дошкольников. Стандарт
ориентирует нас на обеспечение индивидуализации развития ребенка. В. А.
Сухомлинский считал, что «Игра-незаменимое средство пробуждения яркой
индивидуальности ребенка». Чтобы сделать мир игры интересным, развивающим
и ярким, большое значение необходимо придавать предметно-пространственной
среде. Игровые модули- одно из инновационных направлений. Модульные
конструкции эффективно развивают и обогащают игровую деятельность.
Элементом предметной среды могут стать игровые поля, «островки» игры, где дети
могли бы все устроить по-своему, придумывать, фантазировать, привести в
исполнение доступный замысел. Ребенок чувствует при этом себя большим и
умным, сильным и смелым. Игрушка, как и книга, заключает в себе большой
педагогический заряд: с чем она познакомит ребенка, что новое ему раскроет.
Знаменитая фраза К. Д. Ушинского «Лучшая игра та, когда ребенок сам ее
изменяет» актуально и в настоящее время. Наша задача-обеспечить комфортно –
эмоциональную среду для саморазвития дошкольника. Наблюдая за игровой
деятельностью детей, убеждаемся, что необходимо постоянно упражнять их в
проявлении добрых чувств друг к другу, своими действиями подводить к ролевой
игре, поддерживать интерес, стимулируя вопросами. Считаю полезным
использовать игры с текстом, игровые досуги со словами и музыкально-
ритмическими упражнениями. Привлекательны детям хороводные игры и
театрализованные, игры-драматизации и сюжетно-ролевые игры, в которых
создается естественная речевая среда и повышается эмоциональная активность.
Важным аспектом для повышения качества организации игровой деятельности
является взаимодействие с семьей в современных инновационных формах. В игре
таятся большие педагогические возможности, поэтому вовлечение родителей в
образовательный процесс-одна из составляющих взаимодействия с семьей. В
практику вводятся эффективные формы работы: «День дублера», «Живой» журнал,
совместные проекты в педагогическом процессе. Родители получают информацию
об игровых методах и приемах, должны уметь играть со своими детьми, обращать
внимание, как и во что играет ребенок. Главное-создавать условия, ситуации для
появления у ребенка желания играть, обогащать его представления об
окружающем мире. Таким образом, игра-это необходимая пища для всестороннего
развития дошкольников, а взрослые должны ценить эту потребность и участвовать
в ней.
Карпекина Юлия Олеговна,
воспитатель 1 кв. категории
МКДОУ №430 г. Новосибирска.