Авторы: Римская Елена Владимировна, Новосёлова Мария Сергеевна
Должность: преподаватели
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская школа искусств им. Серовой"
Населённый пункт: город Чудово, Новгородская область
Наименование материала: Творческий проект
Тема: "Мой "Детский альбом" "П.И. Чайковского" в рамках реализации проектно-оринтированной программы "Воспитание слушательской культуры учащихся"
Раздел: дополнительное образование
Проект «Мой «Детский альбом «П.И. Чайковского»
в рамках проектно-ориентированной программы
«Воспитание слушательской культуры учащихся»
В рамках реализации проектно-ориентированной образовательной программы
«Воспитание
слушательской
культуры
учащихся»
творческой
группой
педагогов
Детской школы искусств им. В.С. Серовой в составе Новоселовой М.С., Римской
Е.В., Подберезского А.В., Фильченковой Н.С., Андреевой А.В., Пастуховой И.В. был
реализован
на
первом
году
обучения
инновационно-творческий
проект
«Мой
«Детский альбом» П.И. Чайковского.
Проект
«Мой «Детский альбом» П.И. Чайковского
«Чайковский и музыка –
это два нераздельных понятия,
и до тех пор, пока на нашей планете
будут звучать гениальные аккорды,
люди будут преклоняться перед его гением…»
Л.Стоковский.
Актуальность. В младшем школьном возрасте у детей формируются эталоны
красоты, накапливается тот опыт деятельности, от которого во многом зависит его
последующее эстетическое восприятие искусства и окружающего мира. Поэтому так
важно воспитывать детей на лучших образцах русской классической музыки.
Именно с музыки П.И. Чайковского начинается известность и популярность
русского музыкального искусства. Исполнение произведений великого композитора
также востребовано в наши дни, как и сто с лишним лет назад. И это неслучайный
факт. Музыка Чайковского приобщает людей к формированию высоких ценностей:
красоте, добру, человечности, духовности. Актуальность благотворного воздействия
музыки Чайковского на юные сердца подрастающего поколения побудила нас к
созданию этого проекта «Мой «Детский альбом» П.И. Чайковского (далее – Проект).
При создании Проекта нами были выбраны эффективные средства обучения и
воспитания,
основанные
на
использовании
современных
методов
и
новых
технологий. Одним из таких перспективных и инновационных методов является
интеграция
видов
искусств.
В
нашем
проекте
это
интеграция
музыкального
(исполнительского), изобразительного и ораторского искусств.
Кроме того, использование проектного метода:
-
невозможно
без
организационно-педагогических
условий
для
развития
творческого потенциала младших школьников;
-
способствует
развитию
образовательного
учреждения,
гармонизации
отношений педагогов, учащихся и их родителей.
П р о ц е с с
в к л юч е н и я
р о д и т е л е й
( з а ко н н ы х
п р е д с т а в и т е л е й
несовершеннолетних) очень важен для нас, поскольку только заинтересованностью
деятельностью
своего
ребенка
можно
добиться
успеха
в
его
музыкально-
эстетическом и художественном образовании. Родители, хорошо зная своего ребенка,
его характер, увлечения, склонности и найдя нужный подход, могут заинтересовать
его
произведениями
искусства,
постоянно
обогащать
впечатлениями,
используя
такие
средства
воздействия
как
совместное
слушание
музыки,
чтение
книг,
посещение концертов, театров, выставок.
Цель
Проекта
–
создать
условия
для
развития
творческого
потенциала
младших школьников посредством интеграции видов искусств.
Задачи Проекта:
-
познакомить
детей
с
яркими
страницами
жизни
и
творчества
П.
И.
Чайковского, в частности с произведениями из «Детского альбома»;
- развивать воображение, более глубокое эмоциональное восприятие музыки,
познавательную активность детей в процессе их творческой деятельности, умение
анализировать, беседовать о характере музыки;
-
способствовать
активному
восприятию
музыки
через
самостоятельную
творческую деятельность;
- воспитывать устойчивый интерес к классической музыке, самостоятельность,
активность, чувство товарищества;
- воспитывать интерес и любовь к изобразительной деятельности;
- повышать уровень вовлечённости родителей учащихся в деятельность Детской
школы искусств им. В.С. Серовой;
- углублять психолого-педагогическую компетенцию родителей;
- повышать уровень творческой инициативы педагогов;
-
развивать
готовность
педагогов
к
применению
современных
методик
и
технологий для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.
Объект и предмет Проекта.
Объект – творческий потенциал младших школьников. Предмет – комплекс
интегрированных мероприятий, связанных с музыкой из «Детского альбома» П.И.
Чайковского.
Участники Проекта.
-
учащиеся
младших
классов
инструментальных
отделений
школы
(экспериментальная группа);
- учащиеся художественного отделения школы;
- педагоги школы;
- родители;
-
представители
муниципального
учреждения
культуры
«Художественная
галерея» (директор – Гутман Е.В.).
Ожидаемые результаты.
Для учащихся:
- более осознанное отношение к классической музыке, знание творчества П. И.
Чайковского;
-
продуктивное
творчество
педагогов,
родителей,
детей
разных
отделений
и
классов;
- устойчивый интерес к различным формам музыкальной деятельности;
- сформированное эмоционально-оценочное отношение к музыке;
- проявление творческого самовыражения.
Для педагогов:
- повышение уровня коммуникативной культуры;
- повышение профессионального уровня квалификации;
- возможность творческой самореализации.
Для родителей:
- повышение уровня музыкальной культуры;
- информированность родителей о деятельности школы, новых методах и формах
педагогической деятельности;
- ориентация на эмоционально – личностное и эстетическое развитие ребёнка в
семье;
- заинтересованность и взаимодействие родителей, детей, педагогов в процессе
музыкально - эстетического воспитания.
Описание
Проекта. Основная
идея
Проекта
заключается
в
создании
иллюстраций
по
пьесам
«Детского
альбома»
П.И.
Чайковского
учащимися
художественного
отделения.
Работы
учащимися
художественного
отделения
создавались в течение года
и стали участниками конкурса под одноименным
названием «Мой «Детский альбом» П.И. Чайковского». Музыкальные образы нашли
свое отражение в разных техниках после серии лекций (авторами текста стали
преподаватели – Новосёлова М.С., Римская Е.В.; докладчиками – учащиеся младших
классов инструментальных отделений (участники экспериментальной группы)
с
прослушиванием
Детского
альбома
П.И.
Чайковского.
Открытие
выставки
с
подведением
итогов
конкурса
детского
рисунка
состоялось
в
Художественной
галерее города с участием юных пианистов школы.
Этапы реализации Проекта.
I этап. Подготовительный.
В рамках подготовки Проекта была проведена следующая работа:
- создана Творческая группа из педагогов-участников Проекта;
- составлен План мероприятий в рамках Проекта;
-
педагогами-музыкантами
собран
музыкально-теоретический
материал
(биография, творческое наследие П.И. Чайковского);
- разработано Положение о проведении конкурса юных художников
«Мой «Детский альбом» П.И. Чайковского» (в рамках празднования 175-летия со
дня рождения П.И. Чайковского) (Приложение В);
- решен организационный вопрос о проведении итоговой выставки работ-
победителей конкурса с директором «Художественной галереи» г. Чудово.
II этап. Основной.
- педагогами-музыкантами составлена и адаптирована для учащихся младших
классов – участников экспериментальной группы лекция по материалам биографии
композитора,
образной
составляющей
музыки
«Детского
альбома»
Чайковского
(содержание
пьес,
история
создания,
круг
тем,
музыкальный
язык
и
др.),
презентация с музыкальным материалом;
-
учащимися-музыкантами
проведены
ряд
лекций
для
учащихся
художественного отделения с показом презентации и музыкальным материалом;
-
педагогами-музыкантами
(Новосёлова
М.С.,
Римская
Е.В.)
распределены
между учащимися фортепианного отделения пьесы из «Детского альбома» П.И.
Чайковского для разучивания наизусть;
-
учащимися
художественного
отделения
созданы
иллюстрации
к
пьесам
«Детского альбома»;
- преподавателями художественного отделения совместно с родителями были
приобретены памятные подарки, грамоты участникам конкурса юных художников;
-
преподавателем
Новосёловой
М.С.
организован
и
проведен
для
преподавателей-инструменталистов
открытый
урок
по
теме
«Особенности
музыкального языка в пьесах «Детского альбома» П.И. Чайковского» с учащимися
фортепианного отделения (класс преподавателя Новосёловой М.С.).
III этап. Заключительный включал следующие мероприятия:
- подведение итогов конкурса юных художников;
- монтаж выставки победителей и участников конкурса юных художников в
Художественной галерее г. Чудово;
-
торжественное
открытие
выставки
«Мой
«Детский
альбом»
П.И.
Чайковского»,
награждение
участников
конкурса
и
Проекта;
концерт
юных
пианистов.
На
данном
этапе
особенно
прослеживалась
активная
позиция
еще
одной
группы участников Проекта – родителей, которые не только посетили торжественное
мероприятие, но и размещали информацию в сети Интернет (группах В Контакте),
подготовили материалы для публикации в районной газете «Родина».
По
завершении
Проекта
было
проведено
анкетирование
среди
учащихся-
участников и их родителей.
Перспективы развития Проекта.
Проект
может
быть
продолжен
с
интеграцией
других
видов
искусств:
хореография, ораторское искусство, русское народное песенное искусство, а также с
участием учащихся средних и старших классов школы.
2.2.4 Проект «Образы животных в фортепианном цикле «Карнавал животных»
Камиля
Сен-Санса в
рамках
модуля
«Работа
над
проектом»
проектно-
ориентированной программы «Воспитание слушательской культуры учащихся»
Проектно-ориентированная программа должна быть направлена на развитие у
учащихся компетенций – способностей применять приобретенные знания, умения и
навыки в процессе разработки и реализации проектов. В рамках модуля «Работа над
проектом
совместно
с
педагогом»
проектно-ориентированной
образовательной
программы
«Воспитание
слушательской
культуры
учащихся»
учащимися
под
руководством педагога были самостоятельно разработаны и реализованы проекты.
Основными целями и задачами этих проектов стали:
- популяризировать творчество композиторов: К. Сен-Санса, С.С. Прокофьева
и др. (согласно учебно-тематическому плану основной образовательной программе
«Слушание музыки»);
-
развить
слушательскую
и
коммуникативную
культуры
на
основе
современных форм представления информации.
Авторы Проекта:
Новосёлова Мария Сергеевна, Римская Елена Владимировна, преподаватели
МАУ ДО «Детская школа искусств им. В.С. Серовой»