Напоминание

"Мой "Детский альбом" "П.И. Чайковского" в рамках реализации проектно-оринтированной программы "Воспитание слушательской культуры учащихся"


Авторы: Римская Елена Владимировна, Новосёлова Мария Сергеевна
Должность: преподаватели
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская школа искусств им. Серовой"
Населённый пункт: город Чудово, Новгородская область
Наименование материала: Творческий проект
Тема: "Мой "Детский альбом" "П.И. Чайковского" в рамках реализации проектно-оринтированной программы "Воспитание слушательской культуры учащихся"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Проект «Мой «Детский альбом «П.И. Чайковского»

в рамках проектно-ориентированной программы

«Воспитание слушательской культуры учащихся»

В рамках реализации проектно-ориентированной образовательной программы

«Воспитание

слушательской

культуры

учащихся»

творческой

группой

педагогов

Детской школы искусств им. В.С. Серовой в составе Новоселовой М.С., Римской

Е.В., Подберезского А.В., Фильченковой Н.С., Андреевой А.В., Пастуховой И.В. был

реализован

на

первом

году

обучения

инновационно-творческий

проект

«Мой

«Детский альбом» П.И. Чайковского.

Проект

«Мой «Детский альбом» П.И. Чайковского

«Чайковский и музыка –

это два нераздельных понятия,

и до тех пор, пока на нашей планете

будут звучать гениальные аккорды,

люди будут преклоняться перед его гением…»

Л.Стоковский.

Актуальность. В младшем школьном возрасте у детей формируются эталоны

красоты, накапливается тот опыт деятельности, от которого во многом зависит его

последующее эстетическое восприятие искусства и окружающего мира. Поэтому так

важно воспитывать детей на лучших образцах русской классической музыки.

Именно с музыки П.И. Чайковского начинается известность и популярность

русского музыкального искусства. Исполнение произведений великого композитора

также востребовано в наши дни, как и сто с лишним лет назад. И это неслучайный

факт. Музыка Чайковского приобщает людей к формированию высоких ценностей:

красоте, добру, человечности, духовности. Актуальность благотворного воздействия

музыки Чайковского на юные сердца подрастающего поколения побудила нас к

созданию этого проекта «Мой «Детский альбом» П.И. Чайковского (далее – Проект).

При создании Проекта нами были выбраны эффективные средства обучения и

воспитания,

основанные

на

использовании

современных

методов

и

новых

технологий. Одним из таких перспективных и инновационных методов является

интеграция

видов

искусств.

В

нашем

проекте

это

интеграция

музыкального

(исполнительского), изобразительного и ораторского искусств.

Кроме того, использование проектного метода:

-

невозможно

без

организационно-педагогических

условий

для

развития

творческого потенциала младших школьников;

-

способствует

развитию

образовательного

учреждения,

гармонизации

отношений педагогов, учащихся и их родителей.

П р о ц е с с

в к л юч е н и я

р о д и т е л е й

( з а ко н н ы х

п р е д с т а в и т е л е й

несовершеннолетних) очень важен для нас, поскольку только заинтересованностью

деятельностью

своего

ребенка

можно

добиться

успеха

в

его

музыкально-

эстетическом и художественном образовании. Родители, хорошо зная своего ребенка,

его характер, увлечения, склонности и найдя нужный подход, могут заинтересовать

его

произведениями

искусства,

постоянно

обогащать

впечатлениями,

используя

такие

средства

воздействия

как

совместное

слушание

музыки,

чтение

книг,

посещение концертов, театров, выставок.

Цель

Проекта

создать

условия

для

развития

творческого

потенциала

младших школьников посредством интеграции видов искусств.

Задачи Проекта:

-

познакомить

детей

с

яркими

страницами

жизни

и

творчества

П.

И.

Чайковского, в частности с произведениями из «Детского альбома»;

- развивать воображение, более глубокое эмоциональное восприятие музыки,

познавательную активность детей в процессе их творческой деятельности, умение

анализировать, беседовать о характере музыки;

-

способствовать

активному

восприятию

музыки

через

самостоятельную

творческую деятельность;

- воспитывать устойчивый интерес к классической музыке, самостоятельность,

активность, чувство товарищества;

- воспитывать интерес и любовь к изобразительной деятельности;

- повышать уровень вовлечённости родителей учащихся в деятельность Детской

школы искусств им. В.С. Серовой;

- углублять психолого-педагогическую компетенцию родителей;

- повышать уровень творческой инициативы педагогов;

-

развивать

готовность

педагогов

к

применению

современных

методик

и

технологий для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.

Объект и предмет Проекта.

Объект – творческий потенциал младших школьников. Предмет – комплекс

интегрированных мероприятий, связанных с музыкой из «Детского альбома» П.И.

Чайковского.

Участники Проекта.

-

учащиеся

младших

классов

инструментальных

отделений

школы

(экспериментальная группа);

- учащиеся художественного отделения школы;

- педагоги школы;

- родители;

-

представители

муниципального

учреждения

культуры

«Художественная

галерея» (директор – Гутман Е.В.).

Ожидаемые результаты.

Для учащихся:

- более осознанное отношение к классической музыке, знание творчества П. И.

Чайковского;

-

продуктивное

творчество

педагогов,

родителей,

детей

разных

отделений

и

классов;

- устойчивый интерес к различным формам музыкальной деятельности;

- сформированное эмоционально-оценочное отношение к музыке;

- проявление творческого самовыражения.

Для педагогов:

- повышение уровня коммуникативной культуры;

- повышение профессионального уровня квалификации;

- возможность творческой самореализации.

Для родителей:

- повышение уровня музыкальной культуры;

- информированность родителей о деятельности школы, новых методах и формах

педагогической деятельности;

- ориентация на эмоционально – личностное и эстетическое развитие ребёнка в

семье;

- заинтересованность и взаимодействие родителей, детей, педагогов в процессе

музыкально - эстетического воспитания.

Описание

Проекта. Основная

идея

Проекта

заключается

в

создании

иллюстраций

по

пьесам

«Детского

альбома»

П.И.

Чайковского

учащимися

художественного

отделения.

Работы

учащимися

художественного

отделения

создавались в течение года

и стали участниками конкурса под одноименным

названием «Мой «Детский альбом» П.И. Чайковского». Музыкальные образы нашли

свое отражение в разных техниках после серии лекций (авторами текста стали

преподаватели – Новосёлова М.С., Римская Е.В.; докладчиками – учащиеся младших

классов инструментальных отделений (участники экспериментальной группы)

с

прослушиванием

Детского

альбома

П.И.

Чайковского.

Открытие

выставки

с

подведением

итогов

конкурса

детского

рисунка

состоялось

в

Художественной

галерее города с участием юных пианистов школы.

Этапы реализации Проекта.

I этап. Подготовительный.

В рамках подготовки Проекта была проведена следующая работа:

- создана Творческая группа из педагогов-участников Проекта;

- составлен План мероприятий в рамках Проекта;

-

педагогами-музыкантами

собран

музыкально-теоретический

материал

(биография, творческое наследие П.И. Чайковского);

- разработано Положение о проведении конкурса юных художников

«Мой «Детский альбом» П.И. Чайковского» (в рамках празднования 175-летия со

дня рождения П.И. Чайковского) (Приложение В);

- решен организационный вопрос о проведении итоговой выставки работ-

победителей конкурса с директором «Художественной галереи» г. Чудово.

II этап. Основной.

- педагогами-музыкантами составлена и адаптирована для учащихся младших

классов – участников экспериментальной группы лекция по материалам биографии

композитора,

образной

составляющей

музыки

«Детского

альбома»

Чайковского

(содержание

пьес,

история

создания,

круг

тем,

музыкальный

язык

и

др.),

презентация с музыкальным материалом;

-

учащимися-музыкантами

проведены

ряд

лекций

для

учащихся

художественного отделения с показом презентации и музыкальным материалом;

-

педагогами-музыкантами

(Новосёлова

М.С.,

Римская

Е.В.)

распределены

между учащимися фортепианного отделения пьесы из «Детского альбома» П.И.

Чайковского для разучивания наизусть;

-

учащимися

художественного

отделения

созданы

иллюстрации

к

пьесам

«Детского альбома»;

- преподавателями художественного отделения совместно с родителями были

приобретены памятные подарки, грамоты участникам конкурса юных художников;

-

преподавателем

Новосёловой

М.С.

организован

и

проведен

для

преподавателей-инструменталистов

открытый

урок

по

теме

«Особенности

музыкального языка в пьесах «Детского альбома» П.И. Чайковского» с учащимися

фортепианного отделения (класс преподавателя Новосёловой М.С.).

III этап. Заключительный включал следующие мероприятия:

- подведение итогов конкурса юных художников;

- монтаж выставки победителей и участников конкурса юных художников в

Художественной галерее г. Чудово;

-

торжественное

открытие

выставки

«Мой

«Детский

альбом»

П.И.

Чайковского»,

награждение

участников

конкурса

и

Проекта;

концерт

юных

пианистов.

На

данном

этапе

особенно

прослеживалась

активная

позиция

еще

одной

группы участников Проекта – родителей, которые не только посетили торжественное

мероприятие, но и размещали информацию в сети Интернет (группах В Контакте),

подготовили материалы для публикации в районной газете «Родина».

По

завершении

Проекта

было

проведено

анкетирование

среди

учащихся-

участников и их родителей.

Перспективы развития Проекта.

Проект

может

быть

продолжен

с

интеграцией

других

видов

искусств:

хореография, ораторское искусство, русское народное песенное искусство, а также с

участием учащихся средних и старших классов школы.

2.2.4 Проект «Образы животных в фортепианном цикле «Карнавал животных»

Камиля

Сен-Санса в

рамках

модуля

«Работа

над

проектом»

проектно-

ориентированной программы «Воспитание слушательской культуры учащихся»

Проектно-ориентированная программа должна быть направлена на развитие у

учащихся компетенций – способностей применять приобретенные знания, умения и

навыки в процессе разработки и реализации проектов. В рамках модуля «Работа над

проектом

совместно

с

педагогом»

проектно-ориентированной

образовательной

программы

«Воспитание

слушательской

культуры

учащихся»

учащимися

под

руководством педагога были самостоятельно разработаны и реализованы проекты.

Основными целями и задачами этих проектов стали:

- популяризировать творчество композиторов: К. Сен-Санса, С.С. Прокофьева

и др. (согласно учебно-тематическому плану основной образовательной программе

«Слушание музыки»);

-

развить

слушательскую

и

коммуникативную

культуры

на

основе

современных форм представления информации.

Авторы Проекта:

Новосёлова Мария Сергеевна, Римская Елена Владимировна, преподаватели

МАУ ДО «Детская школа искусств им. В.С. Серовой»



В раздел образования