Напоминание

Звуки З-З"/ Буква З


Автор: Розова Олеся Евгеньевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №17 "Сказка""
Населённый пункт: город Шарья Костромской области
Наименование материала: Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Тема: Звуки З-З"/ Буква З
Раздел: дошкольное образование





Назад




Звуки З, З’. Буква З

Подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с ТНР (общее

недоразвитие речи, 3 уровень речевого развития)

Цель: Знакомство детей с буквой З.

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

-продолжать развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;

-закрепить правильное произношение звуков З,З’ в слогах, словах и предложениях;

-совершенствовать навыки звуко-слогового анализа и синтеза;

-упражнять в чтении слогов и слов с буквой З;

-закреплять умение дифференцировать звуки З-З’, З-С, З’-С’,

-продолжать закреплять навык практического употребления предлогов ИЗ, ИЗ-ЗА;

Коррекционно-развивающие:

-продолжать развивать слуховое и зрительное внимание, логическое мышление;

-развивать графические навыки изображения печатных букв изолированно, в слоге, слове:

соблюдать строчку, размер букв, расстояние между буквами;

-закреплять умение детей ориентироваться на листе бумаги (начинать работу с левой стороны

листа, различать понятия над, под, слева, справа);

-закреплять навык правильного захвата карандаша при письме;

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать правильную осанку;

-воспитывать самостоятельность , инициативность, умение выслушать товарища и исправить или

дополнить его ответ при необходимости.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный: Конверт с заданиями, символ звука З, карточки-слоги с символами звуков;

игрушки Кузя и Незнайка, шапочки-звуки, буквы З.

Раздаточный: пеналы для звукового анализа с буквами, полоски «звуковые домики», предметные

картинки, карандаши, тетради, папки для чтения.

Оргмомент: ребята, нам пришло письмо от первоклассников из школы .Оно запечатано в конверт,

и открыть его можно только тем , кто сможет назвать все гласные звуки. Вы знаете, сколько всего

гласных звуков в нашем языке? ( ответы детей). Назовите их (Дети называют: а у о и ы э).

Мотивация детей на предстоящую деятельность: открываю конверт и достаю письмо, читаю:

«Здравствуйте, ребята! Если вы открыли конверт, значит, вспомнили все гласные звуки. Наступила

весна, а значит, скоро вы придете в школу. Представьте сегодня, что вы уже пришли в первый

класс. Чтобы было все по-настоящему, мы отправили вам несколько заданий. Будьте

внимательными и усидчивыми, как мы, и все у вас получится. Напишите потом нам, как вы

справились».

-Ну что, ребята, отправляемся в нашу волшебную школу. Вокруг себя повернитесь и за парты

садитесь.

1)расскажи, как нужно правильно произносить звук З ( начнет Егор, продолжит Катя, закончит

Дима – губы в улыбке, зубы сближены, широкий кончик языка за нижними зубами).

*Дополнительный вопрос (если не сказали – какая воздушная струя идет по центру языка –

холодная или теплая?).

2) «Поймай слог»: хлопни, если услышишь слог со звуком З’:

СО, СИ, ЗИ, ЗА, СЭ, ОС, ЗЮ, ЗЕ, СЕ, ЗУ, ЗЯ, ЗА, ЗЕ, СА.

3) «Подружи комара с гласными звуками» - «чтение « слогов по звуковым символам.

4) «4-ый лишний» (назови лишнее слово в ряду слов):

-СОК, СУМКА, ЗОНТ, САНКИ;

-ЗИМА, ЗАЯЦ, ЗУБЫ, ЗАМОК;

5) «Подарки» (подари Незнайке и Кузе соответствующие подарки: Незнайке предметы со звуком з,

Кузе предметы со звуком з’)

6) «Составь предложение правильно»: запиши схему предложения в тетрадь.

-Сидит куст за зайка; -Выходит шкаф из-за Зоя;

- За весна идет зима.

7) «Живые звуки»:

А) сложи слово из слогов: ЗИ МА.

Б) назвать все по порядку звуки в слове ЗИМА,

В) Поселить слово в «звуковой домик»,

Г) 4 ребенка в шапочках-звуках.

-звуки, за руки возьмитесь, и в слово ЗИМА превратитесь.

(назвать первый слог, второй слог; назвать гласный в первом слоге, во втором слоге).

8) Физминутка:

Все вставайте по порядку на веселую зарядку!

Заяц по лесу гулял и лисицу увидал.

Испугался очень сильно, побежал за куст малины.

Тихо зайка там сидит и ушами шевелит.

Глазом правым, глазом левым смотрит вправо и налево.

9) Кто догадался, какую букву нам прислали первоклассники?

Вот она, буква З. (выставляю букву из конверта). Читаю стихотворение о букве.

На что похожа буква З? Из скольки элементов состоит буква? Из чего ее можно выложить?

Давайте пропишем букву в воздухе волшебными мелками.

Сегодня мы с вами напишем буквы заглавные и строчные в тетради. ( выставляю образец)

Посмотрите, как написана здесь заглавная буква З: высота 2 клеточки, ширина чуть меньше

клеточки. Повторить направление линий. Напомнить об осанке, правильном положении руки.

Что мы пишем с заглавной буквы? (названия городов, стран, имена, клички…). Вспомните имена

на букву З: Захар, Зина, Зоя, Злата…

10) Прочитайте слоги и слова с буквой З:

ЗА – ЗО – ЗУ –ЗЫ-ЗЭ-ЗИ Зина, зубы, замок, …Поселите слово «зубы» в звуковой домик,

-Выложите из букв слово» зубы».

11) Итог: с какой буквой мы сегодня познакомились? Какие звуки она обозначает?

Какое задание понравилось? Какое задание было трудным? Как вы думаете, что нам помогло

справиться с заданиями?

12)Рефлексия: если вам понравилось сегодня выступать в роли школьников, раскрасьте свою букву

в зеленый или синий цвет. Если не понравилось, раскрасьте в красный цвет.



В раздел образования