Автор: Розова Олеся Евгеньевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №17 "Сказка""
Населённый пункт: город Шарья Костромской области
Наименование материала: Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Тема: Звуки З-З"/ Буква З
Раздел: дошкольное образование
Звуки З, З’. Буква З
Подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с ТНР (общее
недоразвитие речи, 3 уровень речевого развития)
Цель: Знакомство детей с буквой З.
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
-продолжать развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
-закрепить правильное произношение звуков З,З’ в слогах, словах и предложениях;
-совершенствовать навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
-упражнять в чтении слогов и слов с буквой З;
-закреплять умение дифференцировать звуки З-З’, З-С, З’-С’,
-продолжать закреплять навык практического употребления предлогов ИЗ, ИЗ-ЗА;
Коррекционно-развивающие:
-продолжать развивать слуховое и зрительное внимание, логическое мышление;
-развивать графические навыки изображения печатных букв изолированно, в слоге, слове:
соблюдать строчку, размер букв, расстояние между буквами;
-закреплять умение детей ориентироваться на листе бумаги (начинать работу с левой стороны
листа, различать понятия над, под, слева, справа);
-закреплять навык правильного захвата карандаша при письме;
Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать правильную осанку;
-воспитывать самостоятельность , инициативность, умение выслушать товарища и исправить или
дополнить его ответ при необходимости.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный: Конверт с заданиями, символ звука З, карточки-слоги с символами звуков;
игрушки Кузя и Незнайка, шапочки-звуки, буквы З.
Раздаточный: пеналы для звукового анализа с буквами, полоски «звуковые домики», предметные
картинки, карандаши, тетради, папки для чтения.
Оргмомент: ребята, нам пришло письмо от первоклассников из школы .Оно запечатано в конверт,
и открыть его можно только тем , кто сможет назвать все гласные звуки. Вы знаете, сколько всего
гласных звуков в нашем языке? ( ответы детей). Назовите их (Дети называют: а у о и ы э).
Мотивация детей на предстоящую деятельность: открываю конверт и достаю письмо, читаю:
«Здравствуйте, ребята! Если вы открыли конверт, значит, вспомнили все гласные звуки. Наступила
весна, а значит, скоро вы придете в школу. Представьте сегодня, что вы уже пришли в первый
класс. Чтобы было все по-настоящему, мы отправили вам несколько заданий. Будьте
внимательными и усидчивыми, как мы, и все у вас получится. Напишите потом нам, как вы
справились».
-Ну что, ребята, отправляемся в нашу волшебную школу. Вокруг себя повернитесь и за парты
садитесь.
1)расскажи, как нужно правильно произносить звук З ( начнет Егор, продолжит Катя, закончит
Дима – губы в улыбке, зубы сближены, широкий кончик языка за нижними зубами).
*Дополнительный вопрос (если не сказали – какая воздушная струя идет по центру языка –
холодная или теплая?).
2) «Поймай слог»: хлопни, если услышишь слог со звуком З’:
СО, СИ, ЗИ, ЗА, СЭ, ОС, ЗЮ, ЗЕ, СЕ, ЗУ, ЗЯ, ЗА, ЗЕ, СА.
3) «Подружи комара с гласными звуками» - «чтение « слогов по звуковым символам.
4) «4-ый лишний» (назови лишнее слово в ряду слов):
-СОК, СУМКА, ЗОНТ, САНКИ;
-ЗИМА, ЗАЯЦ, ЗУБЫ, ЗАМОК;
5) «Подарки» (подари Незнайке и Кузе соответствующие подарки: Незнайке предметы со звуком з,
Кузе предметы со звуком з’)
6) «Составь предложение правильно»: запиши схему предложения в тетрадь.
-Сидит куст за зайка; -Выходит шкаф из-за Зоя;
- За весна идет зима.
7) «Живые звуки»:
А) сложи слово из слогов: ЗИ МА.
Б) назвать все по порядку звуки в слове ЗИМА,
В) Поселить слово в «звуковой домик»,
Г) 4 ребенка в шапочках-звуках.
-звуки, за руки возьмитесь, и в слово ЗИМА превратитесь.
(назвать первый слог, второй слог; назвать гласный в первом слоге, во втором слоге).
8) Физминутка:
Все вставайте по порядку на веселую зарядку!
Заяц по лесу гулял и лисицу увидал.
Испугался очень сильно, побежал за куст малины.
Тихо зайка там сидит и ушами шевелит.
Глазом правым, глазом левым смотрит вправо и налево.
9) Кто догадался, какую букву нам прислали первоклассники?
Вот она, буква З. (выставляю букву из конверта). Читаю стихотворение о букве.
На что похожа буква З? Из скольки элементов состоит буква? Из чего ее можно выложить?
Давайте пропишем букву в воздухе волшебными мелками.
Сегодня мы с вами напишем буквы заглавные и строчные в тетради. ( выставляю образец)
Посмотрите, как написана здесь заглавная буква З: высота 2 клеточки, ширина чуть меньше
клеточки. Повторить направление линий. Напомнить об осанке, правильном положении руки.
Что мы пишем с заглавной буквы? (названия городов, стран, имена, клички…). Вспомните имена
на букву З: Захар, Зина, Зоя, Злата…
10) Прочитайте слоги и слова с буквой З:
ЗА – ЗО – ЗУ –ЗЫ-ЗЭ-ЗИ Зина, зубы, замок, …Поселите слово «зубы» в звуковой домик,
-Выложите из букв слово» зубы».
11) Итог: с какой буквой мы сегодня познакомились? Какие звуки она обозначает?
Какое задание понравилось? Какое задание было трудным? Как вы думаете, что нам помогло
справиться с заданиями?
12)Рефлексия: если вам понравилось сегодня выступать в роли школьников, раскрасьте свою букву
в зеленый или синий цвет. Если не понравилось, раскрасьте в красный цвет.