Автор: Большакова Светлана Юрьевна
Должность: заместитель директора по вр
Учебное заведение: Панаевская школа-интернат
Населённый пункт: село Панаевск
Наименование материала: педагогический совет
Тема: "Социализация обучающихся через систему естественных социальных проб и внеурочную деятельность"
Раздел: среднее профессиональное
Педагогический совет
«Социализация обучающихся через систему естественных социальных
проб и внеурочную деятельность»
Добрый вечер уважаемые педагоги. Тема сегодняшнего педагогического
совета
«Социализация
обучающихся
через
систему
естественных
социальных проб и внеурочную деятельность».
Миллионы
лет
существует
мир.
Многое
изменилось
в
нем,
стало
совершенно другим, но все же есть что-то непреходящее, вечное, что было и
будет всегда. Ведь всегда будут люди, идущие по тернистому пути к своему
совершенству, каждый раз, вновь разрешая вечные жизненные проблемы,
преодолевая
преграды.
Жизнь
всегда
заставляла
людей
искать
пути
к
совершенствованию
самого
себя.
Проблемам
самовоспитания
и
самообразования во все века придавалось большое значение. Как народная
мудрость
гласит
«Век
живи
–
век
учись!»,
значит,
и
воспитывай
и
образовывай себя целый век!
Почитайте газеты, посмотрите новости, просто оглянитесь вокруг себя, и
вы увидите, что кругом идет конкурентная борьба за власть, за обладание
местом в обществе, в учебном учреждении, за территорию, за свободу и т.п.
Кажется, так было всегда, но в период глобальной реформации общества
острота этой борьбы возрастает многократно.
Растут
требования
к
выпускникам,
которые
должны
быть
подготовлены к новым рыночным отношениям. Другими словами, в школе и,
выходя
из
неё,
наши
дети
должны
быть:
социально
защищенными,
нравственно
стойкими,
социально
-
закаленными,
против
всякого
рода
соблазна,
имеющие
знания
на
уровне
современной
науки
и
техники,
физически
и
психически
здоровы,
а
главное,
иметь
социальный
опыт
самостоятельного
принятия
решений,
выбора
поведения,
профессии,
партнеров, ценностей и т.д.
Однако, положение детей в настоящее время тревожно…
Долгие годы школа готовила учеников к социальному благополучию,
которое
было
запрограммировано
системой
социальных
отношений.
Идеальным считалось, что выпускники школы пойдут туда, куда их позовет
общество. Однако это явно противоречило реальным оценкам того будущего,
которое по-разному видели выпускники школы.
Характерным в этом отношении является выступление на выпускном
вечере Юлечки Студенцовой, героини повести Владимира Тендрякова «Ночь
после выпуска». «Люблю ли я школу? — Голос звенящий, взволнованный. —
Да, люблю! Очень!.. Как волчонок свою нору... И вот нужно вылезть из своей
норы. И оказывается — сразу тысячи дорог!.. Тысячи!.. По какой мне идти?
Давно задавала себе вопрос, но отмахивалась, пряталась от него. Теперь все
— прятаться нельзя. Надо идти, а не могу, не знаю... Школа меня заставляла
знать все, все, кроме одного — что мне нравится, что я люблю. Мне что-то
нравилось, а что-то не нравилось. А раз не нравится, то и дается труднее,
значит, этому не нравившемуся и отдавай больше сил, иначе не получишь
пятерку. Школа требовала пятерок, я слушалась и ... и не смела сильно
любить... Теперь вот оглянулась, и оказалось — ничего не люблю. Ничего,
кроме
мамы,
папы
и
школы.
И
тысячи
дорог
—
и
все
одинаковы,
все
безразличны...
Не
думайте,
что
я
счастливая.
Мне
страшно.
Очень!».
Юлечку и других героев повести можно назвать «жертвами социализации».
Привыкнув
приспосабливаться
к
определенному
типу
отношений,
сложившихся в школе, они оказались в очень затруднительном положении
при выборе своего, только себе присущего способа социального поведения.
Такими же «жертвами» социализации являются и те, кто в отношениях с
людьми
не
может
адаптироваться
к
нормам
отношений
группы
людей,
общества в целом.
Стало
очевидным,
что
решение
проблемы
–
в
программно-целевом
объединении
усилий
семьи,
школы,
общественных
организаций.
Сегодня
главным
социальным
институтом
для
ребенка
является
школа.
Поэтому
именно школа, точнее, воспитательная система школы предлагает систему
освоения социального опыта, систему социализации личности.
В
школе-интернате
педагогом-психологом
проведена
диагностика
уровня
социальной
зрелости
в
выпускных
классах.
Давайте
посмотрим,
насколько наши выпускники готовы к взрослой самостоятельной жизни.
Профессиональное
самоопределение
школьников
является
одним
из
условий успешной социализации личности подростка.
Что
мы
понимаем
под
социализацией?
Посмотрите
определения,
предложенные вам, и выберете те, которые на ваш взгляд, на сегодняшний
день наиболее соответствуют воспитательным задачам школы и требованиям
времени.
(Работа
в
микрогруппах
1
минуты,
обсуждение,
подведение
итогов).
Давайте подведем итог, обобщив определения. Итак, как мы сегодня
понимаем, что такое социализация? (читает каждая группа)
Социализация
личности
–
процесс
вхождения
(интеграции)
её
в
общество,
в
различные
типы
социальных
общностей
(группа,
коллектив,
организация и др.) посредством усвоения культуры, социальных ценностей и
норм,
на
основе
которых
формируются
общественно
значимые
черты
личности.
Традиционно
механизмы
социализации
классифицируют
следующим
образом:
· традиционный (через семью и ближайшее окружение);
· институциональный (через различные институты общества);
· стилизованный (через субкультуры);
· межличностный (через значимых лиц);
· рефлексивный (через переживание и осознание).
Таким
образом,
социализация
человека
происходит
в
процессе
его
взаимодействия с многочисленными факторами, агентами, при помощи ряда
механизмов.
Однако
их
функции
в
процессе
социализации
могут
как
дополнять, так и противоречить друг другу. В связи с этим нам, учителям
необходимо определить направление процесса социализации, уметь выявить
его
позитивные
и
негативные
возможности
и
найти
приемы
усиления
позитивных и компенсации негативных.
Педагог, как садовник. Он не в силах изменить породу дерева, но он
может и должен улучшить плоды своего сада. Какими бы вы хотели видеть
плоды своего труда и партнеров? В каждой группе продолжите выражения:
-мой ученик…
-мой коллега…
-родители моих учеников…
- Мой социальный партнер -…
Свои ожидания запишите на этих символических «яблоках» и озвучьте
полученный результат. (2 мин.)
Мой ученик –
ответственный, любознательный, коммуникабельный,
воспитанный, умеет учиться, успешный, имеет цель в жизни, стремится её
осуществить, социально адаптированный и защищённый.
Родители моих учеников – единомышленники, помощники, спонсоры,
организаторы КТД.
Мой
коллега
– единомышленник, грамотный специалист, творческая
личность, коммуникабельный человек.
Мой
социальный
партнер –
помощник в решении любых задач,
мудрый наставник, требовательный, понимающий человек, профессионал,
шагающий в ногу со временем.
В основном, мы услышали наш достижимый, но все же идеал. Все мы
хотим видеть ученика знающего, умеющего, т.е. социально зрелого.
Социальная
адаптация
возрастает
в
связи
с
ускорением
темпов
социальных изменений, в условиях, когда эти изменения затрагивают важные
стороны жизни. Такие изменения происходят сегодня в нашем обществе.
Поэтому
наша
задача
создать
все
необходимые
условия
для
успешной
социализации обучающихся. Но прежде, мы сами должны четко знать и
понимать, что мы хотим и можем дать ребенку для его безболезненного
вхождения во взрослую жизнь, какими качествами личности он должен для
этого обладать.
Какой же он – человек будущего? (прочитать)
Личность
доминантой
на
(личность
с
доминантой
на
са м о со в е р ш е н с т во в а н и е ,
п о с т оя н н о
з а н и м а ю щ и й с я
самообразованием,
сохраняющий
интерес
к
познанию
мира
на
протяжении всей жизни)
Здоровый (физически
и
психически,
ориентирующийся
на
здоровый образ жизни, испытывающий постоянную потребность
в саморегуляции и физическом совершенствовании).
Деловой
( т р у д о л ю б и в ы й ,
с а м о с т о я т е л ь н ы й ,
конкурентоспособный)
Образованный (воспитанный, интеллигентный человек, в основе
поступков
которого
превалируют
гуманистические
идеи
и
ценности)
Компетентный
(
социально
зрелый,
свободный,
осознающий
свои
права и признающий права других людей с их убеждениями и
вероисповедание)
Высоконравственный
(
и духовно культурный,живущий интересами
ноосферного
развития,
участвующий
в
межнациональном
общении)
Творческая личность
(
постоянно совершенствующая самого себя.
Гражданин, патриот, семьянин
(
Человек Мира, знающий свою
родословную, малую и большую Родину, уважающий и чтящий
обычаи предков, их веру.)
Социализация - начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в
глубокой старости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм.
Под социализацией понимается процесс вхождения индивида в социум, что
порождает
изменения
в
социальной
структуре
общества
и
в
структуре
личности.
Социализация
-
процесс,
посредством
которого
индивидом
усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование
собственного "Я" проявляется уникальность данного индивида как личности,
процесс
усвоения
индивидом
образцов
поведения,
социальных
норм
и
ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном
обществе.
Социологи подчеркивают, что социализация способствует развитию
социальной природы человека, его участию в социальной, общественной
жизни (А.И. Кравенко, Г.В. Осипов. Н.Дж. Смелзер и др.). Как же влияет
внеурочная воспитательная деятельность на процесс социализации личности
подростка, об этом расскажет педагог-организатор.
Произошедшие в последние годы изменения в практике образования не
оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе
дорогу
новые
принципы
личностно
ориентированного
образования,
индивидуального подхода, субъектности в обучении потребовали в первую
очередь новых методов обучения и воспитания.
Согласно ФГОС организация
внеурочной
деятельности
детей
является
той
самой
системой,
которая
помогает социализации обучающихся в рамках школы-интерната.
Девизом этой работы могут стать слова Д. Дьюи «Добрая школа – это
хорошо, умная школа – это великолепно, но ребенок должен быть еще и
подготовлен к жизни».
Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности, в которых
возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.
Главной отличительной особенностью нового стандарта является не
предметный, а личностный результат. О социализации младших школьников
через систему урочной и внеурочной деятельности вы узнаете от учителей
начальной школы
Все мы с вами согласны, что ребенок развивается в любое время – будь
это
игра
или
учеба,
встречи
или
экскурсии,
кружки
или
спортивные
мероприятия. И каждый из нас понимает, что задача школы заключается в
том,
чтобы
помочь
подрастающему
поколению
подготовиться
к
самостоятельной взрослой жизни. Поэтому важно – уже сейчас, научить
ребенка
ориентироваться
в
потоке
информации,
ставить
собственные
поисковые
задачи
в
разных
областях
знаний,
находить
осмысленные
основания для решения и оценивания своих возможностей.
Таким
образом,
ребенок,
вовлеченный
в
разные
виды
деятельности,
приобретает
необходимый
социальный
опыт,
развивают
качества,
помогающие успешному личностному развитию.
Когда ученик что-то делает, он осваивает нечто новое и продвигается по
пути своего развития. Он расширяет поле своих возможностей, он завязывает
отношения, которые развиваются в результате этой деятельности. Он пробует
различные
инструменты,
которыми
может
впоследствии
воспользоваться,
расширяет
свою
познавательную
сферу,
приобретает
новую
пищу
для
мышления,
осваивает
некоторые
социальные
действия,
которые
его
утверждают в социуме.
Ученые
выделяют
семь
основных
направлений
социализации
подростков, которые помогают стать высокообразованным, инициативным и
предприимчивым молодым человеком, способным творчески реформировать
наше
общество,
увеличить
интеллектуальный
потенциал
страны,
восстановить
духовную
культуру.
Поэтому
выпускники
должны
быть
подготовлены к новым общественным отношениям, социально защищены,
должны быть нравственно стойкими, социально закаленными должны быть
подготовлены
к
встрече
с
трудностями
в
условиях
конкурентной
деятельности;
быть
здоровыми
физически
и
психологически.
И
главное,
выпускники
должны
быть
способны
к
саморазвитию,
к
непрерывному
совершенствованию себя.
Главная цель педагогического коллектива, отдельно педагога -
вывести личность ребенка в режим саморазвития, на каждом возрастном
этапе поддерживать и стимулировать этот режим, формировать веру в себя, а
также обеспечивать инструментарием саморазвития.
Каждый учитель мечтает о хороших учениках, но в каждом классе есть
разные
дети.
Неоднородность
всякого
общества
как
бы
изначально
предполагает,
что
ребёнок
подрастёт,
займёт
асоциальную
позицию
и
взрослые должны помочь ему в этом.
Исходя
из
всего
сказанного
и
предложенного
сегодня,
разрешите
зачитать проект решения педагогического совета.
1)
Основной
задачей
классного
руководителя
по
созданию
условий
социализации
обучающихся
считать
формирование
досуговой
деятельности
ребенка.
Вести
постоянную
работу
с родителями
и
обучающимися по
вовлечению
учеников
в
активную
внеклассную
творческую деятельность.
2)
На заседании методического объединения классных руководителей изучить
теоретические
и
технологические
аспекты
использования
системного
подхода в социализации учащихся.
3)
Педагогу – психологу Лукояновой Н.Г. подготовить сборники практических
занятий,
упражнений,
социальных
проб,
методик
педагогической
диагностики
для
классных
руководителей
по
программам
социализации
школьников.
4)
Организовать
творческую
лабораторию
педагогов
«Социализация
обучающихся через систему социальных проб и внеурочной деятельности»
по созданию
информационно-методического банка форм, методов и
приемов по социализации учащихся.
5)
Руководителям внеурочной деятельности предоставить творческий отчёт о
проделанной работе.
И в завершении нашего педагогического совета, благодарим всех за
продуктивную
работу,
желаем
успехов
в
творческой
деятельности
и
помните, как сказал Г.Спенсер, знание закона жизни гораздо важнее многих
других знаний, а знание, прямо ведущее нас к самосовершенствованию, есть
знание первейшей важности.