Автор: Петренко Наталья Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 54 гор Иркутска
Населённый пункт: Иркутск
Наименование материала: Статья
Тема: Первые шаги сенсорного развитие в раннем детстве
Раздел: дошкольное образование
Первые шаги сенсорного развитие в раннем
детстве.
В раннем детстве восприятие у детей очень несовершенно.
Ребёнок не может последовательно осмотреть предмет и
выделить разные его стороны. Он выхватывает какой-то наиболее
яркий признак и, реагирует на него, узнаёт предмет. Именно
поэтому на втором году жизни малыш с удовольствием
рассматривает картинки, фотографии, не обращая внимания на
пространственное расположение изображённых предметов,
например, когда книжка лежит вверх ногами. Он одинаково
хорошо опознаёт окрашенные и контурные объекты, а также
объекты, раскрашенные в необычные цвета. То есть цвет не стал
ещё для ребёнка важным признаком, характеризующим предмет.
Развитие предметной деятельности в раннем возрасте ставит
ребёнка перед необходимостью выделять и учитывать в
действиях именно те сенсорные признаки предметов, которые
имеют практическую значимость для выполнения действий.
Например, малыш легко отличает маленькую ложку, которой ест
сам, от большой, которой пользуются взрослые. Форма и
величина предметов при необходимости выполнить практическое
действие выделяются правильно. В других ситуациях восприятие
остаётся расплывчатым и неточным. Цвет ребёнком
воспринимается труднее, поскольку, в отличие от формы и
величины, не оказывает большого внимания на выполнение
действий.
Ответ на вопрос, какой признак в первую очередь выделяет в
предмете ребёнок, неоднозначен. Предпочтения малыша зависят
от его подготовленности к различению признаков, от того, знаком
или не знаком ему предмет, назван или не назван в слове. Так,
подбираю пару к незнакомому предмету, малыши ориентируются
на цвет. А к знакомому - на форму.
Выполнение ребёнком орудийных и соотносящих действий
создаёт условия для освоения им перспективных действий,
которые в свою очередь, делают восприятие более точным и
правильным.