Автор: Алифиров Виктор Николаевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: НРМОБУ "Салымская СОШ № 2"
Населённый пункт: п. Салым Нефтеюганский район
Наименование материала: статья
Тема: Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения России
Раздел: полное образование
Алифиров В.Н.
Нефтеюганский район
п. Салым
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения России.
В наше время актуальными вопросами являются сохранение нравственности
в обществе, восстановление и развитие исторического и культурного наследия. Мы
должны
с
самого
раннего
возраста
прививать
нашим
детям
традиции
своей
культуры, уважение к другим людям, основы духовности и нравственности. Наряду
с семьей основная обязанность по проведению духовно-нравственного воспитания
принадлежит
школе
как
важнейшему
социальному
институту,
влияющему
на
формирование
мировоззрения
детей.
Эффективным
решением
данной
задачи
является
выстраивание
в
школах
единой
системы
духовно-нравственного
воспитания.
В ежегодных в посланиях
Президента России Федеральному собранию
Российской
Федерации
было
подчеркнуто:
«Духовное
единство
народа
и
объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития,
как политическая и экономическая стабильность... и общество лишь тогда способно
ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая
система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному
языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти
своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это
национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета
страны,
служит
основой
нашей
повседневной
жизни,
фундаментом
для
экономических и политических отношений». Ребёнок школьного возраста наиболее
восприимчив
к
эмоционально-ценностному,
духовно-нравственному
развитию,
гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот
период жизни трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в
детстве отличается большой психологической устойчивостью. При этом особое
значение имеют следующие друг за другом переходы от детства к подростковому
возрасту, а затем к юности. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка
ценностей, - утверждал Л. С. Выготский, - есть основной момент при переходе от
возраста к возрасту».
Сфера общего образования призвана обеспечивать духовно-нравственное
развитие и воспитание личности обучающегося для становления и развития его
гражданственности,
принятия
гражданином
России
национальных
и
общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Носителями базовых национальных ценностей являются различные социальные
группы
составляющие
многонациональный
народ
Российской
Федерации.
Соответственно
духовно-нравственное
развитие
гражданина
России
в
рамках
общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе
осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей: семейной жизни,
культурно-регионального
сообщества;
культуры
своего
народа,
компонентом
которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской
религии. Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина
России является принятие культуры и духовных традиций многонационального
народа
Российской
Федерации.
Российскую
идентичность
и
культуру
можно
сравнить
со
стволом
могучего
дерева,
корни
которого
образуют
культуры
многонационального
народа
России.
Важным
этапом
развития
гражданского
самосознания является укоренённость в этнокультурных традициях, к которым
человек принадлежит по факту своего происхождения. Гражданское самосознание -
это
высшая
ступень
процесса
духовно-нравственного
развития
личности
россиянина,
его
гражданского,
патриотического
воспитания.
Россиянином
становится
человек,
осваивающий
культурные
богатства
своей
страны
и
многонационального народа Российской Федерации, осознающий их значимость,
особенности,
единство
и
солидарность
в
судьбе
России.
Важным
свойством
духовно-нравственного развития гражданина России является открытость миру,
д и а л о г
с
д р у г и м и
н а ц и о н а л ь н ы м и
к у л ь т у р а м и .
Программы
духовно-нравственного
развития
и
воспитания
школьников,
разрабатываемые и реализуемые общеобразовательными учреждениями совместно
с
другими
субъектами
социализации,
должны
обеспечивать
полноценную
и
последовательную
идентификацию
обучающегося
с
семьёй,
культурно-
региональным сообществом, многонациональным народом Российской Федерации,
открытым для диалога с мировым сообществом.
В связи с этим вытекают задачи воспитательной системы школы, ориентированные
на формирование воспитания нравственных ценностей:
1.
развитие духовно - нравственных ценностей и утверждение их в сознании и
поведении старшеклассников через духовное возрождение обычаев, семейных
ценностей
2.
создание условий для нравственного самовыражения личности
3.
поддержка личности
4.
построение отношений на основе добра, справедливости, гуманности,
Под духовно — нравственным воспитанием понимается процесс формирования
у человека:
— нравственных
чувств
(сове сти,
долга,
веры,
о т в е т с т в е н н о с т и ,
гражданственности, патриотизма);
— нравственного облика (терпения, милосердия, кротости;)
— нравственной
позиции
(способности
к различению
добра
и зла,
проявлению
самоотверженной любви);
— нравственного
поведения
(готовности
служения
людям
и Отечеству,
послушание, добрая воля).
Особое место в воспитательной системе нашей школы отводится программе
«Истоки», которая включает в себя: изучение ценностей и жизненных ориентиров
учащихся,
ведение
учебного
курса
«Мировой
художественной
культуры»,
нравственных
бесед,
тематических
мероприятий,
народных
спортивных
игр,
направленных на духовно-нравственное воспитание изучение традиций, обычаев,
культуры народов, религий, семьи, школы.
Задачи программы:
На основе существующей воспитательной системы школы создать единое
«воспитательное пространство».
Создание
культуросообразного
уклада,
среды
и
системы
мероприятий
школы, позволяющих воспитывать детей в традициях народной культуры;
Освоение детьми опыта спортивно - игровой, художественно-прикладной,
театрально-игровой, вокальной и других традиций русского народа;
Формирование
коллектива
педагогов,
нацеленного
на
решение
задач
освоения и воспроизведения опыта народной культуры.
Создание
коллектива
родителей
единомышленников,
заинтересованных
в
изучении традиций русского народа.
Свобода
мнений
и
убеждений
взглядов
на
протяжении
многих
лет
способствовала
открытости
общества,
раскрепощению
духовной
жизни.
Для
миллионов людей актуальным стал поиск нового мировоззрения, новой культуры;
обострились проблемы в духовно-нравственной сфере жизни общества. Многие
молодые
люди
проявляют
нежелание
принимать
участие
в
жизни
общества
и
государства,
большая
часть
вовлекается
в
различные
суррогатные
формы
групповой
активности,
сохраняется
отрыв
существенной
части
молодёжи
и
общества в целом от базовых духовно – нравственных ценностей и традиций
русской
культуры,
культуры
других
народов,
которые
сложились
в
предшествующий исторический период. В этом многие учёные рассматривают
главную причину современных трудностей в формировании гражданственности,
духовно-патриотического сознания молодёжи. (Клуб исторического фехтования,
театр исторического костюма, открыт Кадетский класс, ЛОЛ «Русич»)
Обратимся к истокам и своеобразию русской культуры. Ведь именно она, со
своим богатейшим опытом
может оказать огромное влияние на формирование
духовно-нравственного
и
патриотического
воспитания
молодых
людей.
Произведениям
искусства
всегда
был
свойствен
повышенный
интерес
к
человеческой
личности,
являющейся
главным
творцом
всех
материальных
и
духовных
ценностей.
Многовековую
историю
искусств
мы
воспринимаем
как
вечные поиски духовной красоты и идеала Человека. Они нашли отражение в
религиозных
представлениях,
в
художественных
образах
женщины-матери,
защитников
Отечества,
в
идеалах
благородного
рыцарства.
Защита
Отечества
всегда считалась высшей обязанностью и священным долгом человека.
Перед нами стоит великая, ответственная и святая задача - вернуть нашему
народу
его
православные
традиции,
веру
отцов
и
противостоять
той
миссии,
которую сегодня осуществляют различные миссионеры, секты, пытаясь заполнить
тот духовный вакуум, который образовался в результате воспитания народа в духе
безверия, отрицания духовных ценностей.
Литература.
Богданова, О.С. Этические беседы с школьниками [Текст]/О.С.Богданова. –
Москва, 2007.-310с.
Божович, Л.И., Нравственное формирование личности школьника в коллективе
[Текст]/Л.И. Божович. - Москва, 2000.-468с.
Волков, Б.С., Детская психология развития [Текст]/Б.С. Волков. - Москва, 2000.-
576с.
Каиров, И.А. Азбука нравственного воспитания [Текст]/И. А. Каиров. – Москва,
2006.- 201с.
Каиров, И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания
[Текст]/ И.А. Каиров. - Москва, 2005.-213с.
Калюжный, А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников [Текст]/
А.А. Калюжный. – Москва, 2008.-205с.
Колдунов, Я.И. Нравственное воспитание личности школьника
[Текст]/Я.И.Колдунова. - Калуга, 2007.-197с.
Кузнецова, Л. В. Гармоническое развитие личности младшего школьника
[Текст]/Л.В.Кузнецова. – Москва, 2008.-241с.
Князева И.А., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры. –
СПб.: Детство-Пресс, 1998.
Рождественская С.Б. Русская народная художественная традиция: Архитектурно –
декоративные и художественные промыслы. – М., 1981.
Салтыков А.Б. Самое близкое искусство. – М., 1968.