Напоминание

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения России


Автор: Алифиров Виктор Николаевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: НРМОБУ "Салымская СОШ № 2"
Населённый пункт: п. Салым Нефтеюганский район
Наименование материала: статья
Тема: Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения России
Раздел: полное образование





Назад




Алифиров В.Н.

Нефтеюганский район

п. Салым

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения России.

В наше время актуальными вопросами являются сохранение нравственности

в обществе, восстановление и развитие исторического и культурного наследия. Мы

должны

с

самого

раннего

возраста

прививать

нашим

детям

традиции

своей

культуры, уважение к другим людям, основы духовности и нравственности. Наряду

с семьей основная обязанность по проведению духовно-нравственного воспитания

принадлежит

школе

как

важнейшему

социальному

институту,

влияющему

на

формирование

мировоззрения

детей.

Эффективным

решением

данной

задачи

является

выстраивание

в

школах

единой

системы

духовно-нравственного

воспитания.

В ежегодных в посланиях

Президента России Федеральному собранию

Российской

Федерации

было

подчеркнуто:

«Духовное

единство

народа

и

объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития,

как политическая и экономическая стабильность... и общество лишь тогда способно

ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая

система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному

языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти

своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это

национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета

страны,

служит

основой

нашей

повседневной

жизни,

фундаментом

для

экономических и политических отношений». Ребёнок школьного возраста наиболее

восприимчив

к

эмоционально-ценностному,

духовно-нравственному

развитию,

гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот

период жизни трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в

детстве отличается большой психологической устойчивостью. При этом особое

значение имеют следующие друг за другом переходы от детства к подростковому

возрасту, а затем к юности. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка

ценностей, - утверждал Л. С. Выготский, - есть основной момент при переходе от

возраста к возрасту».

Сфера общего образования призвана обеспечивать духовно-нравственное

развитие и воспитание личности обучающегося для становления и развития его

гражданственности,

принятия

гражданином

России

национальных

и

общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Носителями базовых национальных ценностей являются различные социальные

группы

составляющие

многонациональный

народ

Российской

Федерации.

Соответственно

духовно-нравственное

развитие

гражданина

России

в

рамках

общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе

осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей: семейной жизни,

культурно-регионального

сообщества;

культуры

своего

народа,

компонентом

которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской

религии. Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина

России является принятие культуры и духовных традиций многонационального

народа

Российской

Федерации.

Российскую

идентичность

и

культуру

можно

сравнить

со

стволом

могучего

дерева,

корни

которого

образуют

культуры

многонационального

народа

России.

Важным

этапом

развития

гражданского

самосознания является укоренённость в этнокультурных традициях, к которым

человек принадлежит по факту своего происхождения. Гражданское самосознание -

это

высшая

ступень

процесса

духовно-нравственного

развития

личности

россиянина,

его

гражданского,

патриотического

воспитания.

Россиянином

становится

человек,

осваивающий

культурные

богатства

своей

страны

и

многонационального народа Российской Федерации, осознающий их значимость,

особенности,

единство

и

солидарность

в

судьбе

России.

Важным

свойством

духовно-нравственного развития гражданина России является открытость миру,

д и а л о г

с

д р у г и м и

н а ц и о н а л ь н ы м и

к у л ь т у р а м и .

Программы

духовно-нравственного

развития

и

воспитания

школьников,

разрабатываемые и реализуемые общеобразовательными учреждениями совместно

с

другими

субъектами

социализации,

должны

обеспечивать

полноценную

и

последовательную

идентификацию

обучающегося

с

семьёй,

культурно-

региональным сообществом, многонациональным народом Российской Федерации,

открытым для диалога с мировым сообществом.

В связи с этим вытекают задачи воспитательной системы школы, ориентированные

на формирование воспитания нравственных ценностей:

1.

развитие духовно - нравственных ценностей и утверждение их в сознании и

поведении старшеклассников через духовное возрождение обычаев, семейных

ценностей

2.

создание условий для нравственного самовыражения личности

3.

поддержка личности

4.

построение отношений на основе добра, справедливости, гуманности,

Под духовно — нравственным воспитанием понимается процесс формирования

у человека:

— нравственных

чувств

(сове сти,

долга,

веры,

о т в е т с т в е н н о с т и ,

гражданственности, патриотизма);

— нравственного облика (терпения, милосердия, кротости;)

— нравственной

позиции

(способности

к различению

добра

и зла,

проявлению

самоотверженной любви);

— нравственного

поведения

(готовности

служения

людям

и Отечеству,

послушание, добрая воля).

Особое место в воспитательной системе нашей школы отводится программе

«Истоки», которая включает в себя: изучение ценностей и жизненных ориентиров

учащихся,

ведение

учебного

курса

«Мировой

художественной

культуры»,

нравственных

бесед,

тематических

мероприятий,

народных

спортивных

игр,

направленных на духовно-нравственное воспитание изучение традиций, обычаев,

культуры народов, религий, семьи, школы.

Задачи программы:

На основе существующей воспитательной системы школы создать единое

«воспитательное пространство».

Создание

культуросообразного

уклада,

среды

и

системы

мероприятий

школы, позволяющих воспитывать детей в традициях народной культуры;

Освоение детьми опыта спортивно - игровой, художественно-прикладной,

театрально-игровой, вокальной и других традиций русского народа;

Формирование

коллектива

педагогов,

нацеленного

на

решение

задач

освоения и воспроизведения опыта народной культуры.

Создание

коллектива

родителей

единомышленников,

заинтересованных

в

изучении традиций русского народа.

Свобода

мнений

и

убеждений

взглядов

на

протяжении

многих

лет

способствовала

открытости

общества,

раскрепощению

духовной

жизни.

Для

миллионов людей актуальным стал поиск нового мировоззрения, новой культуры;

обострились проблемы в духовно-нравственной сфере жизни общества. Многие

молодые

люди

проявляют

нежелание

принимать

участие

в

жизни

общества

и

государства,

большая

часть

вовлекается

в

различные

суррогатные

формы

групповой

активности,

сохраняется

отрыв

существенной

части

молодёжи

и

общества в целом от базовых духовно – нравственных ценностей и традиций

русской

культуры,

культуры

других

народов,

которые

сложились

в

предшествующий исторический период. В этом многие учёные рассматривают

главную причину современных трудностей в формировании гражданственности,

духовно-патриотического сознания молодёжи. (Клуб исторического фехтования,

театр исторического костюма, открыт Кадетский класс, ЛОЛ «Русич»)

Обратимся к истокам и своеобразию русской культуры. Ведь именно она, со

своим богатейшим опытом

может оказать огромное влияние на формирование

духовно-нравственного

и

патриотического

воспитания

молодых

людей.

Произведениям

искусства

всегда

был

свойствен

повышенный

интерес

к

человеческой

личности,

являющейся

главным

творцом

всех

материальных

и

духовных

ценностей.

Многовековую

историю

искусств

мы

воспринимаем

как

вечные поиски духовной красоты и идеала Человека. Они нашли отражение в

религиозных

представлениях,

в

художественных

образах

женщины-матери,

защитников

Отечества,

в

идеалах

благородного

рыцарства.

Защита

Отечества

всегда считалась высшей обязанностью и священным долгом человека.

Перед нами стоит великая, ответственная и святая задача - вернуть нашему

народу

его

православные

традиции,

веру

отцов

и

противостоять

той

миссии,

которую сегодня осуществляют различные миссионеры, секты, пытаясь заполнить

тот духовный вакуум, который образовался в результате воспитания народа в духе

безверия, отрицания духовных ценностей.

Литература.

Богданова, О.С. Этические беседы с школьниками [Текст]/О.С.Богданова. –

Москва, 2007.-310с.

Божович, Л.И., Нравственное формирование личности школьника в коллективе

[Текст]/Л.И. Божович. - Москва, 2000.-468с.

Волков, Б.С., Детская психология развития [Текст]/Б.С. Волков. - Москва, 2000.-

576с.

Каиров, И.А. Азбука нравственного воспитания [Текст]/И. А. Каиров. – Москва,

2006.- 201с.

Каиров, И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания

[Текст]/ И.А. Каиров. - Москва, 2005.-213с.

Калюжный, А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников [Текст]/

А.А. Калюжный. – Москва, 2008.-205с.

Колдунов, Я.И. Нравственное воспитание личности школьника

[Текст]/Я.И.Колдунова. - Калуга, 2007.-197с.

Кузнецова, Л. В. Гармоническое развитие личности младшего школьника

[Текст]/Л.В.Кузнецова. – Москва, 2008.-241с.

Князева И.А., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры. –

СПб.: Детство-Пресс, 1998.

Рождественская С.Б. Русская народная художественная традиция: Архитектурно –

декоративные и художественные промыслы. – М., 1981.

Салтыков А.Б. Самое близкое искусство. – М., 1968.



В раздел образования