Авторы: Благова Ирина Владимировна, Смагулова Айгуль Сембаевна
Должность: старший воспитатель, музыкальный руководитель
Учебное заведение: БДОУ города Омска "Детский сад № 238"
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: статья
Тема: Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности
Раздел: дошкольное образование
Статья на тему «Нравственное воспитание дошкольников в системе
всестороннего развития личности»
Педагогов БДОУ города Омска «Детский сад № 238», старшего воспитателя
Благовой И.В., воспитателя Шельмановой О.О., музыкального руководителя
Смагуловой А.С.
В
настоящее
время
обществу
требуется
новый
социальный
тип
личности уверенный в себе, независимый, с яркой индивидуальностью. При
этом наблюдается «дефицит нравственности» у отдельных личностей и во
взаимоотношениях
между
людьми.
Решение
проблемы
духовно-
нравственного воспитания требует новой идеологии в образовательной и
воспитательной деятельности.
Важным
аспектом
исследуемой
проблемы
является
необходимость
начинать духовно-нравственное воспитание в дошкольном возрасте. Сегодня
много пишут и говорят о новых детях, об их уникальных интеллектуальных и
даже телепатических способностях, о том, что они «пришли в этот мир,
чтобы его изменить, сделать лучше и добрее». В современных условиях ещё
не
создана
целостная
концепция
формирования
гражданина,
патриота
России. Поэтому у педагогов-практиков в связи
с этим возникает немало
вопросов, о содержании духовно-нравственного, патриотического воспитания
и средствах их осуществления.
Суть духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы посеять
и взрослить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и
семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких
людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и
эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и
есть самый естественный, а потому и верный способ духовно-нравственного
воспитания.
Данная
тема
в
нашем
учреждении
рассматривалась
нами
на
протяжении последних лет. Нами были проведены мероприятия, которые
преследовали
одну
цель
–
воспитание
маленького
человека (будущего
гражданина, защитника семейных устоев), любящего свою семью, город,
родину,
заботящегося
о
своих
близких,
пытливо
изучающего
историю
и
традиции.
Самое
главное
в
воспитании
детей
–
любовь,
терпение
и
личный
пример, а именно:
1.
Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции. Не имея
мира в собственной душе, нельзя дать его другим.
2.
Прощать,
сочувствовать,
сопереживать,
быть
великодушным
и
снисходительным.
3.
Быть всегда доброжелательным. Дружелюбие – основа здоровья.
4.
Всюду наводить порядок и уют, создавая оазис доброты, любви и
красоты: в душе, в семье, на работе. Прививать это детям.
5.
Быть добрым и честным.
Воспитывая детей, мы стремимся:
1.
Любить ребенка таким, каков он есть.
2.
Уважать
в
каждом
ребенке
личность,
воспитывая
в
нем
чувство
достоинства и ответственности за себя и свои поступки.
3.
Хвалить,
поощрять,
ободрять
ребенка,
создавая
положительную
атмосферу вокруг него.
4.
Верить в возможности каждого ребенка, в то доброе, что заложено в
нем, в перспективы его развития, находить его сильные стороны.
5.
Раскрывать душу ребенка прежде, чем его ум.
6.
Учить ребенка трудолюбию, заботе о ближнем, уважению к другим
людям. Воспитывать желание помочь.
и особенно важно научить детей соблюдать наше сердце в чистоте.
В
последние
десятилетия
взаимоотношения
семьи
и
детского
сада
изменились. Детский сад оказывает семье как институту общества огромную
поддержку. Общество, к счастью, начинает это осознавать и постепенно
поворачивается лицом к дошкольному образованию. Для более эффективной
работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста
необходимы
такие педагогические
условия
как
создание
эвристической
среды в детском саду и в семье, как тесное сотрудничество воспитателей
детского сада с членами семьи, подготовленность педагогов и родителей к
решению проблем духовно-нравственного воспитания детей.
Народная культура несет в себе созидательный опыт многочисленных
поколений, накопленный людьми в разных видах и формах деятельности,
понимание
нравственного
смысла
жизни
как
ответственности
перед
предками и потомками. Это народная философия
каждого этапа
жизни
человека: детства, материнства, отцовства, достойная старость - велика и
награда каждому, кто её освоил.
Мы всегда с радостью приходим в родительский дом, ведь там живет
частица нашего детства, бережно сохраненная родителями. Наверняка все
родители мечтают, чтобы их дети росли в атмосфере уюта, комфорта и
любви. Но как привить им любовь к своему дому? Как сделать так, чтобы
родительский
дом
навсегда
оставался
в
памяти,
и,
даже
став
взрослым,
человек всегда хотел бы туда возвратится? Мы педагоги готовы подумать об
этом и найти решение. И если у нас
получиться донести до сознания
ребенка, родителя базовое ядро духовных ценностей (бережное отношение к
земле,
трудолюбие,
уважение
к
старшим,
терпение,
милосердие
и
гостеприимство), то тогда проблема на половину будет решена.
Мы понимаем, как важно дать знания, чтобы использовать их, творить
добро. А так как мы состоим из души и тела, то и изучаем мы законы
вещественного
мира
законы
духовного
мира.
Знания
помогают
нам
совершенствовать душу и приводить в гармонию с душой тело.
Но
самое
главное
–
помнит,
что
ответственный
подход
к
делу,
материнское
отношение
к
ребёнку,
благожелательное
принятие
его
самостоятельности, а не установление мелочной опеки над ним – все это и
есть
народная
педагогика (тоже
составляющая
духовно-нравственного,
патриотического воспитания).