Напоминание

Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности


Авторы: Благова Ирина Владимировна, Смагулова Айгуль Сембаевна
Должность: старший воспитатель, музыкальный руководитель
Учебное заведение: БДОУ города Омска "Детский сад № 238"
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: статья
Тема: Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья на тему «Нравственное воспитание дошкольников в системе

всестороннего развития личности»

Педагогов БДОУ города Омска «Детский сад № 238», старшего воспитателя

Благовой И.В., воспитателя Шельмановой О.О., музыкального руководителя

Смагуловой А.С.

В

настоящее

время

обществу

требуется

новый

социальный

тип

личности уверенный в себе, независимый, с яркой индивидуальностью. При

этом наблюдается «дефицит нравственности» у отдельных личностей и во

взаимоотношениях

между

людьми.

Решение

проблемы

духовно-

нравственного воспитания требует новой идеологии в образовательной и

воспитательной деятельности.

Важным

аспектом

исследуемой

проблемы

является

необходимость

начинать духовно-нравственное воспитание в дошкольном возрасте. Сегодня

много пишут и говорят о новых детях, об их уникальных интеллектуальных и

даже телепатических способностях, о том, что они «пришли в этот мир,

чтобы его изменить, сделать лучше и добрее». В современных условиях ещё

не

создана

целостная

концепция

формирования

гражданина,

патриота

России. Поэтому у педагогов-практиков в связи

с этим возникает немало

вопросов, о содержании духовно-нравственного, патриотического воспитания

и средствах их осуществления.

Суть духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы посеять

и взрослить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и

семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких

людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и

эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и

есть самый естественный, а потому и верный способ духовно-нравственного

воспитания.

Данная

тема

в

нашем

учреждении

рассматривалась

нами

на

протяжении последних лет. Нами были проведены мероприятия, которые

преследовали

одну

цель

воспитание

маленького

человека (будущего

гражданина, защитника семейных устоев), любящего свою семью, город,

родину,

заботящегося

о

своих

близких,

пытливо

изучающего

историю

и

традиции.

Самое

главное

в

воспитании

детей

любовь,

терпение

и

личный

пример, а именно:

1.

Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции. Не имея

мира в собственной душе, нельзя дать его другим.

2.

Прощать,

сочувствовать,

сопереживать,

быть

великодушным

и

снисходительным.

3.

Быть всегда доброжелательным. Дружелюбие – основа здоровья.

4.

Всюду наводить порядок и уют, создавая оазис доброты, любви и

красоты: в душе, в семье, на работе. Прививать это детям.

5.

Быть добрым и честным.

Воспитывая детей, мы стремимся:

1.

Любить ребенка таким, каков он есть.

2.

Уважать

в

каждом

ребенке

личность,

воспитывая

в

нем

чувство

достоинства и ответственности за себя и свои поступки.

3.

Хвалить,

поощрять,

ободрять

ребенка,

создавая

положительную

атмосферу вокруг него.

4.

Верить в возможности каждого ребенка, в то доброе, что заложено в

нем, в перспективы его развития, находить его сильные стороны.

5.

Раскрывать душу ребенка прежде, чем его ум.

6.

Учить ребенка трудолюбию, заботе о ближнем, уважению к другим

людям. Воспитывать желание помочь.

и особенно важно научить детей соблюдать наше сердце в чистоте.

В

последние

десятилетия

взаимоотношения

семьи

и

детского

сада

изменились. Детский сад оказывает семье как институту общества огромную

поддержку. Общество, к счастью, начинает это осознавать и постепенно

поворачивается лицом к дошкольному образованию. Для более эффективной

работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста

необходимы

такие педагогические

условия

как

создание

эвристической

среды в детском саду и в семье, как тесное сотрудничество воспитателей

детского сада с членами семьи, подготовленность педагогов и родителей к

решению проблем духовно-нравственного воспитания детей.

Народная культура несет в себе созидательный опыт многочисленных

поколений, накопленный людьми в разных видах и формах деятельности,

понимание

нравственного

смысла

жизни

как

ответственности

перед

предками и потомками. Это народная философия

каждого этапа

жизни

человека: детства, материнства, отцовства, достойная старость - велика и

награда каждому, кто её освоил.

Мы всегда с радостью приходим в родительский дом, ведь там живет

частица нашего детства, бережно сохраненная родителями. Наверняка все

родители мечтают, чтобы их дети росли в атмосфере уюта, комфорта и

любви. Но как привить им любовь к своему дому? Как сделать так, чтобы

родительский

дом

навсегда

оставался

в

памяти,

и,

даже

став

взрослым,

человек всегда хотел бы туда возвратится? Мы педагоги готовы подумать об

этом и найти решение. И если у нас

получиться донести до сознания

ребенка, родителя базовое ядро духовных ценностей (бережное отношение к

земле,

трудолюбие,

уважение

к

старшим,

терпение,

милосердие

и

гостеприимство), то тогда проблема на половину будет решена.

Мы понимаем, как важно дать знания, чтобы использовать их, творить

добро. А так как мы состоим из души и тела, то и изучаем мы законы

вещественного

мира

законы

духовного

мира.

Знания

помогают

нам

совершенствовать душу и приводить в гармонию с душой тело.

Но

самое

главное

помнит,

что

ответственный

подход

к

делу,

материнское

отношение

к

ребёнку,

благожелательное

принятие

его

самостоятельности, а не установление мелочной опеки над ним – все это и

есть

народная

педагогика (тоже

составляющая

духовно-нравственного,

патриотического воспитания).



В раздел образования