Напоминание

"Руководство самостоятельной музыкальной деятельностью детей"


Автор: Устинова Надежда Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 9 общеразвивающего вида"
Населённый пункт: город Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: "Руководство самостоятельной музыкальной деятельностью детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для воспитателей

«Руководство самостоятельной музыкальной деятельностью детей».

Руководство самостоятельной музыкальной деятельностью детей значительно отличается

от приёмов воспитания и обучения. Если в НОД взрослый определяет содержание

организации музыкальной деятельности дошкольников, то в самостоятельной

деятельности ребёнок может сам выбрать себе занятие по душе, реализовать свои

замыслы.

Однако, это не означает, что он должен быть предоставлен сам себе. Просто меняется

характер руководства воспитателя. Он становится косвенным.

Воспитатель, наблюдая за деятельностью ребенка, организует такие условия, которые

способствуют развёртыванию деятельности детей по собственной инициативе.

При этом он должен быть тактичным, стать, как бы, соучастником детских игр.

Устанавливается тесная связь между НОД и развитием самостоятельности детей. Многое,

что ребёнок применяет в своей самостоятельной деятельности, он может перенести из

опыта активных действий на НОД в музыкальном зале.

Прежде всего, это музыкальный материал: песни, танцы, игры, пальчиковые игры,

попевки для игры на инструментах и т. д., которые ребёнок хорошо усвоил. С большой

радостью дети исполняют их в играх, на прогулках.

Помимо НОД, немалое влияние на возникновение самостоятельной музыкальной

деятельности оказывает участие в утренниках и развлечениях. Наиболее яркие,

интересные, запомнившиеся моменты игр, танцев, инсценировок дети переносят в

повседневную деятельность.

Полезно, чтобы в этих развлечениях дети проявляли себя творчески. Надо ставить их в

такие ситуации, в которых они могли бы придумывать отдельные элементы танца, игры –

инсценировки и т. п. Необходимым условием для этого является внесение в

самостоятельную деятельность тех атрибутов, игрушек, костюмов, которые

использовались в НОД, на праздниках, развлечениях. Ребята вновь обыгрывают их,

комбинируют в новых сочетаниях. Например: при исполнении хоровода можно

предложить детям, придумать свои движения, связанные с текстом, спеть свою мелодию

на знакомую попевку.

Самостоятельная музыкальная деятельность требует создания определённой материальной

среды. Детям важно иметь свой «музыкальный уголок». Он помещается в наиболее

отдаленном месте. В распоряжении детей должно находиться небольшое количество

музыкальных инструментов, настольных музыкально – дидактических игр, альбом по

слушанию музыки, различные самоделки: пианино с нарисованной клавиатурой…

Посещение театра, кино оставляет у детей сильное впечатление. Особенно это относится к

детским операм, спектаклям.

В семье дети часто слушают музыку по радио, смотрят детские телепередачи,

мультфильмы. Это обогащает их новыми музыкальными впечатлениями, которые они

затем пытаются отразить в самостоятельной деятельности.

На протяжении всего года воспитатель присматривается к детям: кто, чем интересуется

(пением, игрой на музыкальных инструментах, танцами). Есть ли дети, которые совсем

не принимают участия в музицировании. Часто одни и те же роли достаются одним и тем

же детям. Это происходит не только потому, что ребёнок проявляет интерес к

музицированию, но и потому, что он хочет лидировать. Другие дети, наоборот, очень хотят

заняться этой деятельностью, но они робки, нерешительны и лишь наблюдают за более

активными товарищами. Воспитатель не должен оставаться к этому безучастным. Важно

создать для всех оптимальные, наиболее благоприятные условия. На основе своих

наблюдений воспитатель организует каждого ребёнка, старается заинтересовать

музыкальной деятельностью. Он должен поощрять детей, стимулировать, содействовать,

координировать взаимоотношения детей.

Музыкальный руководитель обеспечивает в НОД освоение необходимого музыкального

материала, способов музыкальной деятельности, приучает к самостоятельности: работа с

ведущими, солистами, подгруппами и т. д. Совместно продумывается планирование

работы воспитателя и музыкального руководителя. Он заходит в группы и наблюдает за

детьми. Сразу становится понятно, чему они научились. В совместной работе

музыкального руководителя и воспитателя кроется причина успеха этой деятельности

детей.



В раздел образования