Напоминание

"Знай и соблюдай правила дорожного движения"


Автор: Федулова Татьяна Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 19
Населённый пункт: город Междуреченск, Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка классного часа
Тема: "Знай и соблюдай правила дорожного движения"
Раздел: начальное образование





Назад




Классный час «Знай и соблюдай правила дорожного движения»

Цели:

сформировать и развивать у учащихся целостное восприятие окружающей дорожной среды;

провести анализ типичных ошибок в поведении детей на улицах и дорогах;

расширить словарный запас по дорожной лексике;

развивать мышление, внимание, память, устную речь.

- Почти каждое утро вы выходите из дома и идёте в школу.

- Кому из вас приходится переходить дорогу, чтобы оказаться в школе?

- Какие действия вы предпринимаете, когда переходите дорогу?

Слайд

Долгожданный дан звонок –

Это начался урок.

А урок расскажет всем

Как без бед и без проблем,

Рано утром, не спеша,

Прийти в школу малышам.

Итак, сегодня на классном часе мы с вами повторим правила движения школьников по улице

и дороге, т.е. поговорим о правилах дорожного движения. Что же такое правила дорожного

движения и откуда они пришли к нам?

Давным-давно когда машин еще не было, люди передвигались по дорогам пешком, верхом на

лошади или в повозке. В те давние времена улицы городов были очень узкими, правил до-

рожного движения не было, люди ходили и ездили на лошадях, кто как хотел, и часто проис-

ходили столкновения как людей с лошадьми, так и лошадей между собой. Много людей поги-

бало под повозками и ногами коней.

Слайд

1

Многие историки считают, что первые правила дорожного движения ввел император Римской

Империи Юлий Цезарь около 2000 лет назад, чтобы упорядочить и упростить движение на

улицах Рима. Некоторые из этих правил дошли до наших дней. Например, уже в те давние

времена на многих улицах было разрешено только одностороннее движение. А еще улица

была поделена на проезжую часть и часть, где люди ходили пешком.

В России правила дорожного движения на лошадях были введены Петром 13 января 1683 года.

Указ предупреждал извозчиков, что бы они ездили осторожно, не давили пеших людей.

- В 1812г были введены правила, которые установили правостороннее движение, ограничение

скорости, требование технической исправности экипажей, введение номерных знаков для эки-

пажей.

Слайд

С каждым годом увеличивается количество транспорта. Днем и ночью по дорогам

непрерывным потоком движутся легковые и грузовые автомобили, автобусы, маршрутное

такси.

Слайд

2

Конечно же, такое огромное количество транспорта затрудняет передвижение людей,

участников движения, по улицам.

-Кто же они, эти участники движения? (пешеходы, водители, пассажиры)

- К кому из участников движения мы отнесем нас, школьников?

- Все люди, как только выходят на улицу, становятся пешеходами. Машины ездят по строгим

правилам. Для пешеходов тоже есть правила. Если их не знать, ни за что не стать хорошим

пешеходом. Настоящий пешеход ведёт себя на улице уверенно, и шофёры относятся к нему с

уважением.

- Как же пешеходы и водители транспорта договариваются между собой, чтобы не мешать

друг другу при движении на дорогах?

- Что или кто им помогает при этом? (Каждый участник движения соблюдает правила

дорожного движения, которые им диктуют дорожные знаки)

- Прежде всего для пешеходов и транспорта дорога разделена на части. Для пешеходов –

тротуары, а для транспорта – проезжая часть дороги.

Слайд

Там, где движутся машины,

Люди не должны ходить,

Потому что очень просто

Под машины угодить.

На улице такое место

Проезжей частью называется,

И по проезжей части людям

Ходить строжайше запрещается!

- Но бывают ситуации, когда пешеходу нужно перейти с одной стороны улицы на другую. Как

же он должен поступить? Кто ему поможет?

3

Загадка

Встало с краю улицы

В длинном сапоге

Чучело трёхглазое

На одной ноге.

Где машины движутся,

Где сошлись пути,

Помогает улицу

Людям перейти.

Слайд

Он над шумным перекрестком

С огоньками на груди

Для машин и пешеходов

Самый строгий командир.

Не вступая в разговоры,

На дорогах всей страны

Указаньям светофора

Подчиняться все должны.

- Расскажите, как правильно пользоваться сигналами светофора?

Переход дороги на зелёный сигнал светофора является правилом дорожного движения.

Воспитанные, дисциплинированные, культурные дети – пешеходы всегда переходят дорогу

только на зелёный сигнал светофора.

Игра «Светофор».

Учащиеся выстраиваются в шеренгу.

Если учитель показывает красный сигнал (кружок) – учащиеся делают шаг назад, жёлтый –

стоять на месте, зелёный – сделать три шага вперёд.

4

Тот, кто ошибается, выходит из игры. Победит тот, кто ни разу не ошибся.

- Кроме светофора на дорогах есть еще помощники для водителей и пешеходов. Кто они?

(Дорожные знаки)

(Слайды отгадки)

Загадки

Шли из школы мы домой

Видим знак на мостовой

Круг, внутри велосипед

Ничего другого нет (велосипедная дорожка)

Я хочу спросить про знак

Нарисован знак вот так

В треугольнике ребята

со всех ног бегут куда-то ( дети)

Если ты поставил ногу

На проезжую дорогу

Обрати внимание друг:

Знак дорожный - красный круг

Человек, идущий в черном,

Красной черточкой зачеркнут

И дорога вроде, но

Здесь ходить запрещено (Движение пешеходов запрещено)

5

Ожидаешь ты посадки

На отведенной площадке

Не нужна тебе сноровка -

Это место (остановка)

Я не мыл в дороге рук,

Поел фрукты, овощи,

Заболел и вижу пункт

Медицинской……..(помощи)

Что мне делать?

Как мне быть?

Нужно срочно позвонить

Должен знать и ты, и он

В этом месте… (телефон)

Тут вилка, тут ложка

подзаправишься немножко

накормили и собаку

говорим спасибо знаку (пункт питания)

- На какие подгруппы можно разделить эти знаки?

- Давайте расскажем ещё о знаках этих групп. Что они обозначают?

Дети рассказывают о других знаках

- Знаки, оповещающие, разрешающие

- Знаки запрещающие

- Знаки предупреждающие

6

Ребята, выходя из дома на улицу, вы должны прислушиваться и присматриваться, нет ли

поблизости машин. Опасность может подстерегать и на улице, и во дворе, куда въезжают и

выезжают автомобили.

На улице надо быть очень внимательным и наблюдательным, научиться видеть все

происходящее вокруг.

Игра «Доскажи словечко»

- По дороге кто идёт? (Пешеход).

-Кто машину ведёт? (Водитель)

- Сколько «глаз» у светофора? (Три)

- Если красный «глаз» горит, то о чём он говорит? (Стой и жди)

- Если жёлтый «глаз» горит, то о чём он говорит? (Подожди)

- Если зелёный «глаз» горит, то о чём он говорит? (Можете идти)

- Идут наши ножки по пешеходной…? (Дорожке)

- Где мы автобус ждём? (На остановке)

- Где играем в прятки? (На детской площадке)

Ребята, к сожалению, опасные места встречаются не только на улицах и дорогах, но и во

дворах, где заигравшись не сразу можно увидеть движущиеся машины. Поэтому вы должны

быть внимательными везде. Особенно опасно выходить или выбегать на проезжую часть из-за

стоящих машин, деревьев, кустов, т.к. из-за стоящих автомобилей или автобусов не видно

движущихся по дороге других машин. Водителям этого транспорта также не видно человека,

который намерен перейти дорогу.

Чтобы избежать беды, надо соблюдать правила безопасного поведения на улицах.

Нельзя выходить на дорогу без взрослых, не соблюдая определённые правила перехода. Не-

льзя выходить на дорогу из-за стоящего транспорта, деревьев, кустов.

Когда переходишь дорогу или улицу с друзьями, надо прекратить разговоры, остановиться,

сосредоточиться, оценить дорожную обстановку, убедиться в безопасности. Затем посмотреть

во все стороны, потом налево, направо, и, если нет машин, переходить.

Играть можно только в отведённых местах.

Трамвай обходи спереди, а автобус и троллейбус только спереди.

Разберем ситуации

Ситуация 1. Шестеро ребят играли в снежки на проезжей части дороги. Двое ушли домой.

Остальные остались играть на дороге. Сколько ребят поступили правильно?

7

Ситуация 2. Как только выпал первый снег, все ребята помчались во двор. Все рады первому

снегу. А Федя взял санки и побежал к горке, горки совсем рядом – у дороги. Влез Федя на гор-

ку, сел на санки и – помчался вниз!.. Но вдруг неожиданно из-за поворота появился грузовик…

Как ты думаешь, что могло случиться?

Ситуация 3 два мальчика и три девочки вышли из школы. Когда они подошли к пешеходному

переходу, зеленый сигнал уже начал мигать. Мальчики побежали через дорогу бегом, а девочки

остались дожидаться следующего сигнала. Сколько ребят правильно перешли дорогу?

Ситуация 4 Вчера бабушка спросила Сашу, почему он плохо ведет себя на улице: бежит куда

попало, не смотрит по сторонам. Саша ответил:

- Ты же сама говоришь: “Внучек, быстро сбегай в магазин, чтобы одна нога была там, а другая

здесь”. Вот я и бегаю. Кто прав в данном случае – бабушка или Саша?

Игра «Это я, это я, это все мои друзья!»

Кто из вас идёт вперёд только там, где переход?

Кто из вас, идя домой, держит путь по мостовой?

Кто из вас с дружком на пару в школу шёл по тротуару?

Кто автобус ожидая, прыгает и всех толкает?

Кто из вас в вагоне тесном уступает старшим место?

Знает кто, что красный свет означает «Хода нет»?

Если жёлтый свет горит, кто идёт?

А кто стоит?

Кто же правила все знает и всегда их выполняет?

Подведение итогов

-Что нового вы узнали на занятии?

-На все ли вопросы получили ответы?

-Кто справился с заданиями легко?

-Кому было трудновато?

-Кто доволен своей работой?

- Кто хотел бы что - то исправить?

-Как бы вы оценили свою работу?

-Отметьте своё настроение.

8

На улице будьте внимательны, дети,

Твёрдо запомните правила эти!

Правила эти помни всегда,

Чтоб не случилась с тобою беда!

Слайд

Вручение памяток. Помни правила дорожного движения.

1.

Не играйте на проезжей части дороги.

2.

Будьте внимательны на улицах города.

3.

Переходите улицу только на зелёный свет или там, где есть знак «Пешеходный

переход».

4.

Ходите только по тротуару, придерживаясь правой стороны.

5.

Стоящий на остановке автобус обходите только сзади.

Слайд

9



В раздел образования