Напоминание

"Воспитание патриотических чувств в рамках предметов гуманитарного цикла"


Автор: Старцева Юлия Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ Мокроусовская СОШ № 1 имени генерал-майора Г.Ф.Тарасова
Населённый пункт: с.Мокроусово, Курганская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Воспитание патриотических чувств в рамках предметов гуманитарного цикла"
Раздел: полное образование





Назад




Воспитание патриотических чувств в рамках предметов гуманитарного цикла.

Старцева Юлия Николаевна, учитель русского

языка и литературы. МКОУ

Мокроусовская СОШ № 1 имени

генерал-майора Г.Ф.Тарасова.

Курганская область, с.Мокроусово

Воспитание гражданственности и патриотизма является особенностью российской

системы

образования

на

протяжении

достаточно

долгого

периода

времени.

Это

вполне

понятно, ведь любовь к Отечеству является одной из основных русских ценностей.

Однако приходится признать, что эта цель часто не находит своего выражения в

современной педагогической практике. Во многом это связано со стремительно меняющейся

системой ценностей. Массовое сознание в переходный период способно воспроизводить,

мягко

говоря,

не

самые

лучшие

образцы

жизненных

ориентиров.

Отсюда

гипертрофированное подражание всему «заграничному», отрицание отечественных, русских

традиций.

Этому

гибельному

пути

можно

противостоять,

активно

воздействуя

через

просвещение .

Один из истоков духовности - полноценное гуманитарное образование.

Именно предметы гуманитарного цикла способствуют духовному становлению личности,

формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса.

Учебный предмет «Русский язык» имеет познавательно-практическую направленность:

дает учащимся знания о родном языке и формирует у них речевые умения, кроме того, и

воспитательную - прививает любовь к языку, а значит и к его носителю – русскому народу.

Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является

средоточием духовной культуры народа. По этой причине каждый урок русского языка –

воспитание патриотизма в учениках.

Особое место занимает литература, так как каждый урок этого предмета воспитывает

чувство гордости за свою страну, где жили и творили такие замечательные писатели, как:

Пушкин А.С., Толстой Л.Н., Достоевский Ф.М., Лермонтов М.Ю., Бунин И.А., Тургенев

И.С…. Писатель, в какую бы эпоху он ни жил, является членом общества, гражданином

своей страны. Литература воспитывает идейно, нравственно и эстетически, развивает любовь

к Родине, к созидательному труду, чувство гражданского долга.

На уроках литературы знакомимся с историческими повестями, где рассказывается о

деяниях

князей-воинов,

их

борьбе

с

внешними

захватчиками,

воинских

подвигах.

Содержание воинских повестей проникнуто любовью к Родине и тревогой за ее судьбу, в них

отражены стремления русского народа сохранить национальную независимость. Об этом

говорим, знакомясь с древнерусским произведением «Слово о полку Игореве», былинами.

Много внимания уделяется этой теме во время изучения романа Л.Н.Толстого «Война и

мир», одного из самых патриотичных произведений в русской литературе 19 века. К.Симонов

вспоминал:

«Для

моего

поколения,

увидевшего

немцев

у

ворот

Москвы

и

у

стен

Сталинграда,

чтение

«Войны

и

мира»

в

тот

период

нашей

жизни

стало

навсегда

запомнившимся потрясением не только эстетическим, но и нравственным…Именно «Война

и мир» стала в годы войны той книгой, которая самым прямым образом укрепляла дух

сопротивления,

охватившей

страну

перед

лицом

враже ского

н а ш е с т в и я » .

С суровой беспощадностью Толстой срывал всяческие маски с представителей высшего

света,

обличая

антинародную

сущность

их

идеологии

тщеславия,

презрения

к

людям,

лжепатриотизм. На уроках с учениками рассуждаем о том, что значит истинный патриотизм,

а что – ложный. В романе дана картина массового патриотизма, движения нации в едином

праведном порыве; партизанская война, в отличие от линии фронта, движима не приказом

командиров, а сердечным порывом, где любые политические резоны не действительны, а

действительно только одно: «За Родину, за веру православную!»

Также на уроках пытаемся осмыслить события Великой Отечественной войны 1941-

1945 годов. На примере художественных и музыкальных произведений пробуем понять, что

помогло русскому солдату победить в этой страшной войне и какова цена этой Победы. В

этом

помогают

произведения

А.Т.Твардовского,

М.А.Шолохова,

В.Быкова,

Б.Васильева,

В.Г.Распутина, К.Симонова, Ю.Бондарева, В.Кондратьева и др. Традиционно проводятся

уроки

-

пресс-конференции

«Поэзия

подвига»,

семинары

на

различные

темы

о

войне,

например: «Лицо войны», «Подвиг человека на войне», «У войны –не женское лицо»,

литературно-музыкальные

композиции,

уроки-концерты

с

исполнением

песен

и

стихов

В.Высоцкого, Р.Рождественского, Б.Окуджавы. Обязательным является написание сочинений

на военную тему, рецензии на самостоятельно прочитанную книгу о войне.

Обращаю внимание на целесообразность использования в работе исторических образов

личностей, внесших значительный вклад в российскую историю, заслуживших признание

современников

и

потомков

не

только

за

свою

деятельность,

но

и

благодаря

высоким

нравственным качествам. В полной мере это относится к великим полководцам: А.Суворову,

М.Кутузову,

А.Невскому,

поэтам

и

писателям:

А.С.Пушкину,

М.В.Ломоносову,

М.Ю.Лермонтову, Л.Н.Толстому, Н.А.Некрасову, М.А.Шолохову и др.

Таким образом, проведя через цели своей образовательной деятельности воспитание

патриотизма российского гражданина, именно учитель гуманитарных предметов сможет

оказать

реальное

воздействие

на

качественное

позитивное

изменение

общественной

ситуации России.



В раздел образования