Автор: Старцева Юлия Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ Мокроусовская СОШ № 1 имени генерал-майора Г.Ф.Тарасова
Населённый пункт: с.Мокроусово, Курганская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Воспитание патриотических чувств в рамках предметов гуманитарного цикла"
Раздел: полное образование
Воспитание патриотических чувств в рамках предметов гуманитарного цикла.
Старцева Юлия Николаевна, учитель русского
языка и литературы. МКОУ
Мокроусовская СОШ № 1 имени
генерал-майора Г.Ф.Тарасова.
Курганская область, с.Мокроусово
Воспитание гражданственности и патриотизма является особенностью российской
системы
образования
на
протяжении
достаточно
долгого
периода
времени.
Это
вполне
понятно, ведь любовь к Отечеству является одной из основных русских ценностей.
Однако приходится признать, что эта цель часто не находит своего выражения в
современной педагогической практике. Во многом это связано со стремительно меняющейся
системой ценностей. Массовое сознание в переходный период способно воспроизводить,
мягко
говоря,
не
самые
лучшие
образцы
жизненных
ориентиров.
Отсюда
–
гипертрофированное подражание всему «заграничному», отрицание отечественных, русских
традиций.
Этому
гибельному
пути
можно
противостоять,
активно
воздействуя
через
просвещение .
Один из истоков духовности - полноценное гуманитарное образование.
Именно предметы гуманитарного цикла способствуют духовному становлению личности,
формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса.
Учебный предмет «Русский язык» имеет познавательно-практическую направленность:
дает учащимся знания о родном языке и формирует у них речевые умения, кроме того, и
воспитательную - прививает любовь к языку, а значит и к его носителю – русскому народу.
Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является
средоточием духовной культуры народа. По этой причине каждый урок русского языка –
воспитание патриотизма в учениках.
Особое место занимает литература, так как каждый урок этого предмета воспитывает
чувство гордости за свою страну, где жили и творили такие замечательные писатели, как:
Пушкин А.С., Толстой Л.Н., Достоевский Ф.М., Лермонтов М.Ю., Бунин И.А., Тургенев
И.С…. Писатель, в какую бы эпоху он ни жил, является членом общества, гражданином
своей страны. Литература воспитывает идейно, нравственно и эстетически, развивает любовь
к Родине, к созидательному труду, чувство гражданского долга.
На уроках литературы знакомимся с историческими повестями, где рассказывается о
деяниях
князей-воинов,
их
борьбе
с
внешними
захватчиками,
воинских
подвигах.
Содержание воинских повестей проникнуто любовью к Родине и тревогой за ее судьбу, в них
отражены стремления русского народа сохранить национальную независимость. Об этом
говорим, знакомясь с древнерусским произведением «Слово о полку Игореве», былинами.
Много внимания уделяется этой теме во время изучения романа Л.Н.Толстого «Война и
мир», одного из самых патриотичных произведений в русской литературе 19 века. К.Симонов
вспоминал:
«Для
моего
поколения,
увидевшего
немцев
у
ворот
Москвы
и
у
стен
Сталинграда,
чтение
«Войны
и
мира»
в
тот
период
нашей
жизни
стало
навсегда
запомнившимся потрясением не только эстетическим, но и нравственным…Именно «Война
и мир» стала в годы войны той книгой, которая самым прямым образом укрепляла дух
сопротивления,
охватившей
страну
перед
лицом
враже ского
н а ш е с т в и я » .
С суровой беспощадностью Толстой срывал всяческие маски с представителей высшего
света,
обличая
антинародную
сущность
их
идеологии
тщеславия,
презрения
к
людям,
лжепатриотизм. На уроках с учениками рассуждаем о том, что значит истинный патриотизм,
а что – ложный. В романе дана картина массового патриотизма, движения нации в едином
праведном порыве; партизанская война, в отличие от линии фронта, движима не приказом
командиров, а сердечным порывом, где любые политические резоны не действительны, а
действительно только одно: «За Родину, за веру православную!»
Также на уроках пытаемся осмыслить события Великой Отечественной войны 1941-
1945 годов. На примере художественных и музыкальных произведений пробуем понять, что
помогло русскому солдату победить в этой страшной войне и какова цена этой Победы. В
этом
помогают
произведения
А.Т.Твардовского,
М.А.Шолохова,
В.Быкова,
Б.Васильева,
В.Г.Распутина, К.Симонова, Ю.Бондарева, В.Кондратьева и др. Традиционно проводятся
уроки
-
пресс-конференции
«Поэзия
подвига»,
семинары
на
различные
темы
о
войне,
например: «Лицо войны», «Подвиг человека на войне», «У войны –не женское лицо»,
литературно-музыкальные
композиции,
уроки-концерты
с
исполнением
песен
и
стихов
В.Высоцкого, Р.Рождественского, Б.Окуджавы. Обязательным является написание сочинений
на военную тему, рецензии на самостоятельно прочитанную книгу о войне.
Обращаю внимание на целесообразность использования в работе исторических образов
личностей, внесших значительный вклад в российскую историю, заслуживших признание
современников
и
потомков
не
только
за
свою
деятельность,
но
и
благодаря
высоким
нравственным качествам. В полной мере это относится к великим полководцам: А.Суворову,
М.Кутузову,
А.Невскому,
поэтам
и
писателям:
А.С.Пушкину,
М.В.Ломоносову,
М.Ю.Лермонтову, Л.Н.Толстому, Н.А.Некрасову, М.А.Шолохову и др.
Таким образом, проведя через цели своей образовательной деятельности воспитание
патриотизма российского гражданина, именно учитель гуманитарных предметов сможет
оказать
реальное
воздействие
на
качественное
позитивное
изменение
общественной
ситуации России.