Автор: Муртузалева Гебекиз Халимбековна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №30 "Семицветик"
Населённый пункт: г. Сургут
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Социально-коммуникативное развитие дошкольников в соответствии ФГОС ДО".
Раздел: дошкольное образование
Практико-ориентированный проект
"Социально-коммуникативное развитие дошкольников в
соответствии ФГОС ДО".
Исполнитель:
Муртузалиева Гебекиз Халимбековна
Сургут 2017
Название проекта: «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в
соответствии ФГОС ДО».
Актуальность темы. Важными задачами государства и общества по отношению к
детям являются обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных
способностей,
саморегуляции,
формирования
основ
уважительного
отношения
к
окружающим, приобщения к общечеловеческим ценностям.
Задача современного ДОУ состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не
только
с
определенным
запасом
знаний,
умений
и
навыков,
но
и
людьми
самостоятельными,
обладающими
определенным
набором
нравственных
качеств,
необходимых
для
дальнейшей
жизни.
Важно
формировать
у
дошкольников
умение
строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания,
готовность принять их привычки, обычаи, взгляды.
Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти
"себя" и своё место в жизни, нравственно стойких, социально адаптированных, способных
к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личности
закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения
возлагается
особая
ответственность
по
воспитанию
таких
качеств
у
подрастающего
поколения.
Министерством
образования
и
науки
России
утвержден
и
введен
в
действие
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в
котором уделяется особое внимание проблеме социально-коммуникативного развития и
представлено как одно из направлений развития и образования детей.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей,
принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и
взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности,
целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и
эмоционального
интеллекта,
эмоциональной
отзывчивости,
сопереживания,
формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование
уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей
и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам
труда
и
творчества;
формирование
основ
безопасного
поведения
в
быту,
социуме,
природе».
Основные цели и задачи социально-коммуникативного развития:
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание. Усвоение норм и
ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка,
формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.
Развитие
общения
и
взаимодействия
ребенка
с
взрослыми
и
сверстниками,
развитие
социального
и
эмоционального
интеллекта,
эмоциональной
отзывчивости,
сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
Формирование
готовности
детей
к
совместной
деятельности,
развитие
умения
договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.
Ребенок
в
семье
и
сообществе,
патриотическое
воспитание.
Формирование
образа
Я,
уважительного
отношения
и
чувства
принадлежности
к
своей
семье
и
к
сообществу
детей
и
взрослых
в
организации;
формирование
гендерной,
семейной,
гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения,
патриотических чувств.
Самообслуживание,
самостоятельность,
трудовое
воспитание.
Развитие
навыков
самообслуживания;
становление
самостоятельности,
целенаправленности
и
саморегуляции собственных действий.
Воспитание
культурно-гигиенических
навыков.
Формирование
позитивных
установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения
к труду, желания трудиться.
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и
его результатам. Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию
(умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).
Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и
жизни каждого человека.
Формирование основ безопасности. Формирование первичных представлений
о безопасном поведении в быту, социуме, природе. Воспитание осознанного отношения к
выполнению правил безопасности.
Формирование
осторожного
и
осмотрительного
отношения
к
потенциально
опасным
для
человека
и
окружающего
мира
природы
ситуациям.
Формирование
представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них.
Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного
движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.
Исследованием
данной
темы
занимались такие
выдающиеся
учёные,
как
Божович Л.И., Выготский Л.С.,Запорожец А.В., Зеньковский В.В, Леонтьев А.Н., Лисина
М.И., Рубинштейн С.Л., Эльконин Д.Б. и другие. Они едины во мнении, что социально-
коммуникативное
развитие
ребёнка
необходимо
для
становления
его
личностных,
индивидуальных
особенностей,
формирования
нравственных
общечеловеческих
ценностей.
Социально-коммуникативное
развитие
дошкольников
многоаспектно,
трудозатратно, часто отсрочено во времени. Основная цель педагогов детского сада –
помочь
детям
войти
в
современный
мир,
такой
сложный,
динамичный,
характеризующийся
множеством
негативных
явлений.
Педагогическая
технология
социально-коммуникативного развития детей осуществляется поэтапно:
- сбор информации об индивидуальных личностных особенностях воспитанников;
- перспективное планирование работы с детьми по социально-коммуникативному
развитию;
- систематическая работа с детьми по социально-коммуникативному развитию;
- коррекция имеющихся социально-эмоциональных и коммуникационных проблем.
Большую
роль
в
успешном
социально-коммуникативном
развитии
дошкольников
играет
коллектив
единомышленников,
который
формируется
из
администрации
детского
сада,
воспитателей,
педагога-психолога,
инструктора
по
физкультуре,
музыкальных
руководителей.
Воспитатели
формируют
у
детей
представления
о
социальном
мире,
о
самом
себе,
окружающих
людях,
природе
и
рукотворном мире, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию.
Музыкальные руководители помогают в создании драматизаций, обыгрывании ситуаций с
использованием
декораций,
костюмов.
Педагог-психолог
ведёт
работу
с
детьми
по
овладению языком эмоций, коррекции агрессивности; формированию уверенности в себе,
социальных навыков, нравственного сознания.
В целях обеспечения социального партнёрства ДОУ и семьи необходимо уделять
большое
внимание
работе
с
родителями.
Для
обеспечения
тесного
взаимодействия
педагогов
и
родителей
по
социально-личностному
направлению
работы
с
детьми
необходимо составить план работы с родителями в этом направлении, а для ознакомления
родителей с работой детского сада использовать родительские собрания, консультации,
открытые занятия, совместные праздники, оформления в «Уголке родителей» и др.
Для
реализации
задач
социально-личностного
развития
детей
дошкольного
возраста педагогам необходим высокий уровень профессиональной компетентности, ведь
процесс
социального
воспитания
ребёнка
в
ДОУ
требует
от
педагога
освоения
специальных профессиональных установок и понимания своеобразия авторских программ
дошкольного образования.
Цель – способствовать социально-коммуникативному развитию детей дошкольного
возраста в соответствии ФГОС ДО.
Задачи исследования:
изучить
ФГОС
ДО
(задачи
и
содержание
образовательной
области
«Социально-коммуникативное
развитие»
в
соответствии
ФГОС
ДО;
виды
и
формы
организации деятельности детей для реализации содержания образовательной области
«Социально-коммуникативное развитие» в соответствии ФГОС ДО; условия реализации
основной
образовательной
программы
дошкольного
образования;
планируемые
результаты освоения образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в
соответствии ФГОС ДО);
конкретизировать понятие «социально-коммуникативное развитие ребенка»
в соответствии с научной идеей исследования;
разработать концепцию социально - коммуникативного развития ребенка -
дошкольника в соответствии ФГОС ДО, выделить критерии и показатели его развития;
создание единого воспитательного пространства, включающего детей,
педагогов, родителей и общественные организации на основе взаимодействия всех
субъектов.
Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги по
реализации проекта):
Создание предметно-пространственной развивающей образовательной
среды;
Работа с детьми;
Работа с родителями;
Работа с коллегами (педагогами).
Объект исследования: социально-коммуникативное развитие дошкольников в
соответствии ФГОС ДО.
Предмет
исследования: создание
образовательной
среды
и
воспитательного
пространства для социально-коммуникативного развития дошкольников.
Методы исследования:
1.
Обзорно-аналитическое изучение
ФГОС ДО, закона «Об образовании»,
специальной литературы по теме исследования;
2.
Эмпирические методы: анализ педагогической документации, наблюдение за
детьми, педагогами в процессе образовательного процесса;
3.
Экспериментальные методы: констатирующий, обучающий и контрольный
эксперименты;
4.
Количественный и качественный анализ результатов исследования.
Участники: коллектив МБДОУ д/с «Малышок», дети, родители.
Организация деятельности: индивидуальная, групповая.
Вид проекта: практико-ориентированый.
Основные этапы исследования:
Решение поставленных в исследовании задач осуществлялось в три этапа
Первый этап – обзорно-аналитическое изучение специальной литературы по теме
социально-коммуникативного развития, изучение ФГОС ДО, закона «Об образовании».
Второй этап – создание образовательной среды и воспитательного пространства
для социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста в соответствии
ФГОС ДО.
Третий
этап
–
оценка
эффективности
проведенной
работы
по
социально-
коммуникативному развитию детей дошкольного возраста, разработка рекомендаций для
родителей и педагогов дошкольных организаций.
Описание продукта, полученного в результате проекта:
благодаря данному проекту будет видна позитивная динамика по внедрению
ФГОС ДО в работу МБДОУ д/с «Малышок».
повысится профессиональная компетентность педагогов по данному
вопросу, материалы исследования будут использованы в образовательной деятельности, в
консультационной работе педагога в системе дошкольного воспитания.
повысится уровень сотрудничества детей, воспитателей, родителей, степень
вовлеченности в общую деятельность.
работа по данному направлению будет продолжаться, так как существует
потребность педагогов в совершенствовании профессиональной компетенции молодых
специалистов по данному направлению.
Сроки реализации проекта.
Реализация проекта рассчитана на один учебный год.
Межпредметные связи:
Название раздела
программы
Задачи
Образовательная
о бл а с т ь
«Познавательное развитие»
Развитие
интересов
детей,
любознательности
и
п о з н а в а т е л ь н о й
м о т и в а ц и и ;
ф о р м и р о в а н и е
познавательных
действий,
становление
сознания;
развитие
воображения
и
творческой
активности;
формирование первичных представлений о себе, других
людях,
объектах
окружающего
мира,
о
свойствах
и
отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете,
размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве,
числе, части и целом, пространстве и времени, движении
и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и
Отечестве, представлений о социокультурных ценностях
нашего
народа,
об
отечественных
традициях
и
праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об
особенностях ее природы, многообразии стран и народов
мира.
Образовательная
о бл а с т ь
«Художественно-эстетическое
развитие»
Развитие
предпосылок
ценно стно-смыслового
восприятия
и
понимания
произведений
искусства
(словесного,
музыкального,
изобразительного),
мира
природы;
становление
эстетического
отношения
к
окружающему
миру;
формирование
элементарных
представлений о видах искусства; восприятие музыки,
х уд о ж е с т в е н н о й
л и т е р а т у р ы ,
ф о л ь к л о р а ;
ст имулирование
сопереж ивания
п е р с о н а ж а м
худ ож е с т в е н н ы х
п р о и з в ед е н и й ;
р е а л и з а ц и ю
самостоятельной
творческой
деятельности
детей
(изобразительной,
ко н с т р у к т и в н о - м од е л ь н о й ,
музыкальной и др.).
Образовательная
о бл а с т ь
«Речевое развитие»
Владение
речью
как
средством
общения
и
культуры;
обогащение
активного
словаря;
развитие
связной,
грамматиче ски
правильной
диалогиче ской
и
монологической
речи;
развитие
речевого
творчества;
развитие
звуковой
и
интонационной
культуры
речи,
фонематического
слуха;
знакомство
с
книжной
культурой,
детской
литературой,
понимание
на
слух
текстов
различных
жанров
детской
литературы;
формирование
звуковой
аналитико-синтетической
активности как предпосылки обучения грамоте.
Образовательная
о бл а с т ь
«Физическое развитие»
Приобретение опыта в следующих видах деятельности
детей:
двигательной,
в
том
числе
связанной
с
выполнением
упражнений,
направленных
на
развитие
таких физических качеств, как координация и гибкость;
способствующих правильному формированию опорно-
двигательной системы организма, развитию равновесия,
координации
движения,
крупной
и
мелкой
моторики
обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба
организму,
выполнением
основных
движений
(ходьба,
бег,
мягкие
прыжки,
повороты
в
обе
стороны),
формирование
начальных
представлений
о
некоторых
видах
спорта,
овладение
подвижными
играми
с
правилами;
становление
целенаправленности
и
саморегуляции
в
двигательной
сфере;
становление
ценностей
здорового
образа
жизни,
овладение
его
элементарными
нормами
и
правилами
(в
питании,
двигательном режиме, закаливании, при формировании
полезных привычек и др.).
Формы взаимодействия участников педагогического проекта.
№ Направления
реализации
проекта
Мероприятия
Сроки
Ответственные
1
Организация
работы с
педагогами.
Анкетирование и тестирование
педагогов.
сентябрь
педагог-психолог,
ст. воспитатель
Консультирование педагогов.
ноябрь,
декабрь
педагог-психолог,
ст. воспитатель
Организация работы по
самообразованию.
в течение
года
педагоги
Проведение семинара-практикума
по теме «Социально-
коммуникативное направление
работы ДОУ»
октябрь
заведующая,
ст. воспитатель
2
Организация
работы с детьми.
Организация работы по
социально-коммуникативному
в течение
года
педагоги
развитию детей в соответствии с
перспективными и календарными
планами работы.
Работа по развитию
коммуникативных способностей.
в течение
года
педагоги
Изучение детско-родительских
отношений совместно с
психологом с целью оказания
помощи детям, с которыми
жестоко обращаются родители.
август
педагог-психолог,
воспитатели
Коррекция агрессивности.
октябрь-
апрель
педагог-психолог
Коррекция тревожности, страхов.
октябрь-
апрель
педагог-психолог
Коррекционная работа с
гиперактивными детьми.
октябрь-
апрель
педагог-психолог
Преодоление застенчивости,
замкнутости, нерешительности.
октябрь-
апрель
педагог-психолог
3
Организация
работы с
родителями.
Анкетирование и тестирование
родителей, подбор специальной
литературы с целью обеспечения
обратной связи с семьёй.
сентябрь
педагог-психолог,
воспитатели
Организация работы психолого-
педагогического лектория для
родителей.
в течение
года
педагог-психолог,
воспитатели
Проведение тренингов с
родителями: способы решения
нестандартных ситуаций с целью
повышения компетентности в
вопросах воспитания.
ноябрь
педагог-психолог
Помощь родителям в расширении
семейной библиотеки
(педагогическая, медико-
психологическая, юридическая
литература, периодическая печать)
с целью распространения
инновационных подходов к
воспитанию детей, а также
повышения правовой культуры
родителей.
декабрь
воспитатели
Привлечение родителей к участию
в детских праздниках (разработка
идей, подготовка атрибутов,
ролевое участие).
в течение
года
воспитатели
Разработка индивидуальных
программ взаимодействия с
родителями по созданию
предметной среды для развития
ребёнка.
октябрь
воспитатели
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
владение Интернет-пространством, приобретение методической, научной и специальной
литературы;
использование
ИКТ,
видеопроектора,
видеоэкрана,
фотоаппарата,
видеокамеры;
приобретение
необходимых
индустриально-эстетических
продуктов
потребления для художественного творчества детей.
Ресурсное обеспечение проекта (кадровое и материальное).
Кадры.
Коллектив ДОУ имеет большой опыт в плане работы по программам социально-
личностного развития детей дошкольного возраста. Приоритетными направлением для
нашего сада является духовно – нравственное и патриотическое воспитание. При
работе
по
данному
направлению
коллектив
пользуется
программой
«Ладушки»
(Программа
духовно
–
нравственного
и
патриотического
воспитания
детей
старшего
дошкольного возраста на основе православной культуры, приобщения детей к истокам
русской народной культуры) автором которой является руководитель кружка по духовно-
нравственному
воспитанию
МБДОУ
детский
сад
«Малышок»
Н.П.
Горынина.
И
программой «Добрый мир», под ред. Л.Л. Шевченко.
Педагогический состав ДОУ хорошо разбирается в данной проблеме и способен
реализовать проект.
Внутренние ресурсы.
- средства из Фонда развития детского сада.
Внешние ресурсы.
- муниципальное финансирование в рамках программы развития дошкольного
образования города;
- возможные дополнительные внебюджетные средства.
Механизм реализации проекта.
1. Анкетирование педагогов, родителей.
2. Самоанализ.
3. Собеседование с воспитателями по проблеме социально-личностного развития
дошкольников.
4. Самообразование педагогов.
5. Тематическая проверка «Организация воспитательно-образовательного процесса
по формированию у детей культуры общения».
6. Диагностика уровня социально-личностного развития детей.
7. Наблюдение за общением детей, беседы с детьми.
8. Диагностика коммуникативной сферы.
9. Анализ состояния психологического здоровья детей.
10. Создание творческой группы.
11. Создание медико-психолого-педагогического консилиума.
Контроль реализации проекта.
Контроль
может
осуществляться
как
администрацией
детского
сада,
так
и
органами управления образованием различного уровня.