Напоминание

"Социально-коммуникативное развитие дошкольников в соответствии ФГОС ДО".


Автор: Муртузалева Гебекиз Халимбековна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №30 "Семицветик"
Населённый пункт: г. Сургут
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Социально-коммуникативное развитие дошкольников в соответствии ФГОС ДО".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Практико-ориентированный проект

"Социально-коммуникативное развитие дошкольников в

соответствии ФГОС ДО".

Исполнитель:

Муртузалиева Гебекиз Халимбековна

Сургут 2017

Название проекта: «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в

соответствии ФГОС ДО».

Актуальность темы. Важными задачами государства и общества по отношению к

детям являются обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных

способностей,

саморегуляции,

формирования

основ

уважительного

отношения

к

окружающим, приобщения к общечеловеческим ценностям.

Задача современного ДОУ состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не

только

с

определенным

запасом

знаний,

умений

и

навыков,

но

и

людьми

самостоятельными,

обладающими

определенным

набором

нравственных

качеств,

необходимых

для

дальнейшей

жизни.

Важно

формировать

у

дошкольников

умение

строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания,

готовность принять их привычки, обычаи, взгляды.

Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти

"себя" и своё место в жизни, нравственно стойких, социально адаптированных, способных

к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личности

закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения

возлагается

особая

ответственность

по

воспитанию

таких

качеств

у

подрастающего

поколения.

Министерством

образования

и

науки

России

утвержден

и

введен

в

действие

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в

котором уделяется особое внимание проблеме социально-коммуникативного развития и

представлено как одно из направлений развития и образования детей.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей,

принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и

взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности,

целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и

эмоционального

интеллекта,

эмоциональной

отзывчивости,

сопереживания,

формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование

уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей

и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам

труда

и

творчества;

формирование

основ

безопасного

поведения

в

быту,

социуме,

природе».

Основные цели и задачи социально-коммуникативного развития:

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание. Усвоение норм и

ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка,

формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.

Развитие

общения

и

взаимодействия

ребенка

с

взрослыми

и

сверстниками,

развитие

социального

и

эмоционального

интеллекта,

эмоциональной

отзывчивости,

сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

Формирование

готовности

детей

к

совместной

деятельности,

развитие

умения

договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.

Ребенок

в

семье

и

сообществе,

патриотическое

воспитание.

Формирование

образа

Я,

уважительного

отношения

и

чувства

принадлежности

к

своей

семье

и

к

сообществу

детей

и

взрослых

в

организации;

формирование

гендерной,

семейной,

гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения,

патриотических чувств.

Самообслуживание,

самостоятельность,

трудовое

воспитание.

Развитие

навыков

самообслуживания;

становление

самостоятельности,

целенаправленности

и

саморегуляции собственных действий.

Воспитание

культурно-гигиенических

навыков.

Формирование

позитивных

установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения

к труду, желания трудиться.

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и

его результатам. Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию

(умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и

жизни каждого человека.

Формирование основ безопасности. Формирование первичных представлений

о безопасном поведении в быту, социуме, природе. Воспитание осознанного отношения к

выполнению правил безопасности.

Формирование

осторожного

и

осмотрительного

отношения

к

потенциально

опасным

для

человека

и

окружающего

мира

природы

ситуациям.

Формирование

представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них.

Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного

движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.

Исследованием

данной

темы

занимались такие

выдающиеся

учёные,

как

Божович Л.И., Выготский Л.С.,Запорожец А.В., Зеньковский В.В, Леонтьев А.Н., Лисина

М.И., Рубинштейн С.Л., Эльконин Д.Б. и другие. Они едины во мнении, что социально-

коммуникативное

развитие

ребёнка

необходимо

для

становления

его

личностных,

индивидуальных

особенностей,

формирования

нравственных

общечеловеческих

ценностей.

Социально-коммуникативное

развитие

дошкольников

многоаспектно,

трудозатратно, часто отсрочено во времени. Основная цель педагогов детского сада –

помочь

детям

войти

в

современный

мир,

такой

сложный,

динамичный,

характеризующийся

множеством

негативных

явлений.

Педагогическая

технология

социально-коммуникативного развития детей осуществляется поэтапно:

- сбор информации об индивидуальных личностных особенностях воспитанников;

- перспективное планирование работы с детьми по социально-коммуникативному

развитию;

- систематическая работа с детьми по социально-коммуникативному развитию;

- коррекция имеющихся социально-эмоциональных и коммуникационных проблем.

Большую

роль

в

успешном

социально-коммуникативном

развитии

дошкольников

играет

коллектив

единомышленников,

который

формируется

из

администрации

детского

сада,

воспитателей,

педагога-психолога,

инструктора

по

физкультуре,

музыкальных

руководителей.

Воспитатели

формируют

у

детей

представления

о

социальном

мире,

о

самом

себе,

окружающих

людях,

природе

и

рукотворном мире, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию.

Музыкальные руководители помогают в создании драматизаций, обыгрывании ситуаций с

использованием

декораций,

костюмов.

Педагог-психолог

ведёт

работу

с

детьми

по

овладению языком эмоций, коррекции агрессивности; формированию уверенности в себе,

социальных навыков, нравственного сознания.

В целях обеспечения социального партнёрства ДОУ и семьи необходимо уделять

большое

внимание

работе

с

родителями.

Для

обеспечения

тесного

взаимодействия

педагогов

и

родителей

по

социально-личностному

направлению

работы

с

детьми

необходимо составить план работы с родителями в этом направлении, а для ознакомления

родителей с работой детского сада использовать родительские собрания, консультации,

открытые занятия, совместные праздники, оформления в «Уголке родителей» и др.

Для

реализации

задач

социально-личностного

развития

детей

дошкольного

возраста педагогам необходим высокий уровень профессиональной компетентности, ведь

процесс

социального

воспитания

ребёнка

в

ДОУ

требует

от

педагога

освоения

специальных профессиональных установок и понимания своеобразия авторских программ

дошкольного образования.

Цель – способствовать социально-коммуникативному развитию детей дошкольного

возраста в соответствии ФГОС ДО.

Задачи исследования:

изучить

ФГОС

ДО

(задачи

и

содержание

образовательной

области

«Социально-коммуникативное

развитие»

в

соответствии

ФГОС

ДО;

виды

и

формы

организации деятельности детей для реализации содержания образовательной области

«Социально-коммуникативное развитие» в соответствии ФГОС ДО; условия реализации

основной

образовательной

программы

дошкольного

образования;

планируемые

результаты освоения образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в

соответствии ФГОС ДО);

конкретизировать понятие «социально-коммуникативное развитие ребенка»

в соответствии с научной идеей исследования;

разработать концепцию социально - коммуникативного развития ребенка -

дошкольника в соответствии ФГОС ДО, выделить критерии и показатели его развития;

создание единого воспитательного пространства, включающего детей,

педагогов, родителей и общественные организации на основе взаимодействия всех

субъектов.

Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги по

реализации проекта):

Создание предметно-пространственной развивающей образовательной

среды;

Работа с детьми;

Работа с родителями;

Работа с коллегами (педагогами).

Объект исследования: социально-коммуникативное развитие дошкольников в

соответствии ФГОС ДО.

Предмет

исследования: создание

образовательной

среды

и

воспитательного

пространства для социально-коммуникативного развития дошкольников.

Методы исследования:

1.

Обзорно-аналитическое изучение

ФГОС ДО, закона «Об образовании»,

специальной литературы по теме исследования;

2.

Эмпирические методы: анализ педагогической документации, наблюдение за

детьми, педагогами в процессе образовательного процесса;

3.

Экспериментальные методы: констатирующий, обучающий и контрольный

эксперименты;

4.

Количественный и качественный анализ результатов исследования.

Участники: коллектив МБДОУ д/с «Малышок», дети, родители.

Организация деятельности: индивидуальная, групповая.

Вид проекта: практико-ориентированый.

Основные этапы исследования:

Решение поставленных в исследовании задач осуществлялось в три этапа

Первый этап – обзорно-аналитическое изучение специальной литературы по теме

социально-коммуникативного развития, изучение ФГОС ДО, закона «Об образовании».

Второй этап – создание образовательной среды и воспитательного пространства

для социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста в соответствии

ФГОС ДО.

Третий

этап

оценка

эффективности

проведенной

работы

по

социально-

коммуникативному развитию детей дошкольного возраста, разработка рекомендаций для

родителей и педагогов дошкольных организаций.

Описание продукта, полученного в результате проекта:

благодаря данному проекту будет видна позитивная динамика по внедрению

ФГОС ДО в работу МБДОУ д/с «Малышок».

повысится профессиональная компетентность педагогов по данному

вопросу, материалы исследования будут использованы в образовательной деятельности, в

консультационной работе педагога в системе дошкольного воспитания.

повысится уровень сотрудничества детей, воспитателей, родителей, степень

вовлеченности в общую деятельность.

работа по данному направлению будет продолжаться, так как существует

потребность педагогов в совершенствовании профессиональной компетенции молодых

специалистов по данному направлению.

Сроки реализации проекта.

Реализация проекта рассчитана на один учебный год.

Межпредметные связи:

Название раздела

программы

Задачи

Образовательная

о бл а с т ь

«Познавательное развитие»

Развитие

интересов

детей,

любознательности

и

п о з н а в а т е л ь н о й

м о т и в а ц и и ;

ф о р м и р о в а н и е

познавательных

действий,

становление

сознания;

развитие

воображения

и

творческой

активности;

формирование первичных представлений о себе, других

людях,

объектах

окружающего

мира,

о

свойствах

и

отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете,

размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве,

числе, части и целом, пространстве и времени, движении

и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и

Отечестве, представлений о социокультурных ценностях

нашего

народа,

об

отечественных

традициях

и

праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об

особенностях ее природы, многообразии стран и народов

мира.

Образовательная

о бл а с т ь

«Художественно-эстетическое

развитие»

Развитие

предпосылок

ценно стно-смыслового

восприятия

и

понимания

произведений

искусства

(словесного,

музыкального,

изобразительного),

мира

природы;

становление

эстетического

отношения

к

окружающему

миру;

формирование

элементарных

представлений о видах искусства; восприятие музыки,

х уд о ж е с т в е н н о й

л и т е р а т у р ы ,

ф о л ь к л о р а ;

ст имулирование

сопереж ивания

п е р с о н а ж а м

худ ож е с т в е н н ы х

п р о и з в ед е н и й ;

р е а л и з а ц и ю

самостоятельной

творческой

деятельности

детей

(изобразительной,

ко н с т р у к т и в н о - м од е л ь н о й ,

музыкальной и др.).

Образовательная

о бл а с т ь

«Речевое развитие»

Владение

речью

как

средством

общения

и

культуры;

обогащение

активного

словаря;

развитие

связной,

грамматиче ски

правильной

диалогиче ской

и

монологической

речи;

развитие

речевого

творчества;

развитие

звуковой

и

интонационной

культуры

речи,

фонематического

слуха;

знакомство

с

книжной

культурой,

детской

литературой,

понимание

на

слух

текстов

различных

жанров

детской

литературы;

формирование

звуковой

аналитико-синтетической

активности как предпосылки обучения грамоте.

Образовательная

о бл а с т ь

«Физическое развитие»

Приобретение опыта в следующих видах деятельности

детей:

двигательной,

в

том

числе

связанной

с

выполнением

упражнений,

направленных

на

развитие

таких физических качеств, как координация и гибкость;

способствующих правильному формированию опорно-

двигательной системы организма, развитию равновесия,

координации

движения,

крупной

и

мелкой

моторики

обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба

организму,

выполнением

основных

движений

(ходьба,

бег,

мягкие

прыжки,

повороты

в

обе

стороны),

формирование

начальных

представлений

о

некоторых

видах

спорта,

овладение

подвижными

играми

с

правилами;

становление

целенаправленности

и

саморегуляции

в

двигательной

сфере;

становление

ценностей

здорового

образа

жизни,

овладение

его

элементарными

нормами

и

правилами

питании,

двигательном режиме, закаливании, при формировании

полезных привычек и др.).

Формы взаимодействия участников педагогического проекта.

№ Направления

реализации

проекта

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Организация

работы с

педагогами.

Анкетирование и тестирование

педагогов.

сентябрь

педагог-психолог,

ст. воспитатель

Консультирование педагогов.

ноябрь,

декабрь

педагог-психолог,

ст. воспитатель

Организация работы по

самообразованию.

в течение

года

педагоги

Проведение семинара-практикума

по теме «Социально-

коммуникативное направление

работы ДОУ»

октябрь

заведующая,

ст. воспитатель

2

Организация

работы с детьми.

Организация работы по

социально-коммуникативному

в течение

года

педагоги

развитию детей в соответствии с

перспективными и календарными

планами работы.

Работа по развитию

коммуникативных способностей.

в течение

года

педагоги

Изучение детско-родительских

отношений совместно с

психологом с целью оказания

помощи детям, с которыми

жестоко обращаются родители.

август

педагог-психолог,

воспитатели

Коррекция агрессивности.

октябрь-

апрель

педагог-психолог

Коррекция тревожности, страхов.

октябрь-

апрель

педагог-психолог

Коррекционная работа с

гиперактивными детьми.

октябрь-

апрель

педагог-психолог

Преодоление застенчивости,

замкнутости, нерешительности.

октябрь-

апрель

педагог-психолог

3

Организация

работы с

родителями.

Анкетирование и тестирование

родителей, подбор специальной

литературы с целью обеспечения

обратной связи с семьёй.

сентябрь

педагог-психолог,

воспитатели

Организация работы психолого-

педагогического лектория для

родителей.

в течение

года

педагог-психолог,

воспитатели

Проведение тренингов с

родителями: способы решения

нестандартных ситуаций с целью

повышения компетентности в

вопросах воспитания.

ноябрь

педагог-психолог

Помощь родителям в расширении

семейной библиотеки

(педагогическая, медико-

психологическая, юридическая

литература, периодическая печать)

с целью распространения

инновационных подходов к

воспитанию детей, а также

повышения правовой культуры

родителей.

декабрь

воспитатели

Привлечение родителей к участию

в детских праздниках (разработка

идей, подготовка атрибутов,

ролевое участие).

в течение

года

воспитатели

Разработка индивидуальных

программ взаимодействия с

родителями по созданию

предметной среды для развития

ребёнка.

октябрь

воспитатели

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

владение Интернет-пространством, приобретение методической, научной и специальной

литературы;

использование

ИКТ,

видеопроектора,

видеоэкрана,

фотоаппарата,

видеокамеры;

приобретение

необходимых

индустриально-эстетических

продуктов

потребления для художественного творчества детей.

Ресурсное обеспечение проекта (кадровое и материальное).

Кадры.

Коллектив ДОУ имеет большой опыт в плане работы по программам социально-

личностного развития детей дошкольного возраста. Приоритетными направлением для

нашего сада является духовно – нравственное и патриотическое воспитание. При

работе

по

данному

направлению

коллектив

пользуется

программой

«Ладушки»

(Программа

духовно

нравственного

и

патриотического

воспитания

детей

старшего

дошкольного возраста на основе православной культуры, приобщения детей к истокам

русской народной культуры) автором которой является руководитель кружка по духовно-

нравственному

воспитанию

МБДОУ

детский

сад

«Малышок»

Н.П.

Горынина.

И

программой «Добрый мир», под ред. Л.Л. Шевченко.

Педагогический состав ДОУ хорошо разбирается в данной проблеме и способен

реализовать проект.

Внутренние ресурсы.

- средства из Фонда развития детского сада.

Внешние ресурсы.

- муниципальное финансирование в рамках программы развития дошкольного

образования города;

- возможные дополнительные внебюджетные средства.

Механизм реализации проекта.

1. Анкетирование педагогов, родителей.

2. Самоанализ.

3. Собеседование с воспитателями по проблеме социально-личностного развития

дошкольников.

4. Самообразование педагогов.

5. Тематическая проверка «Организация воспитательно-образовательного процесса

по формированию у детей культуры общения».

6. Диагностика уровня социально-личностного развития детей.

7. Наблюдение за общением детей, беседы с детьми.

8. Диагностика коммуникативной сферы.

9. Анализ состояния психологического здоровья детей.

10. Создание творческой группы.

11. Создание медико-психолого-педагогического консилиума.

Контроль реализации проекта.

Контроль

может

осуществляться

как

администрацией

детского

сада,

так

и

органами управления образованием различного уровня.



В раздел образования