Напоминание

П.П. Бажов. Сказ "Серебряное копытце"


Автор: Фишман Татьяна Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа №4 для обучающихся с ОВЗ".
Населённый пункт: город Березники, Пермский край
Наименование материала: Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе
Тема: П.П. Бажов. Сказ "Серебряное копытце"
Раздел: начальное образование





Назад




Фишман Татьяна Васильевна,

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Школа №4 для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья»

г. Березники

tatyanafisyman@mail.

ru,

учитель начальных классов

4 класс

Литературное чтение УМК «Школа России»

Технологическая карта урока.

Урок №1.

Тема: П.П. Бажов. Сказ «Серебряное копытце»

Тип: изучение нового материала

Цели: Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством П. П. Бажова; отрабатывать навыки осмысленного, беглого

чтения; развивать речь, внимание.

Задачи:

Учить определять учебную задачу урока, планировать её выполнение, осуществлять самоконтроль;

Учить описывать иллюстрации в книге;

Учить представлять книгу.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать факты жизни и творчества

П.П. Бажова;

Описывать иллюстрации в

книге;

Метапредметные:

Определять учебные задачи

вводного урока;

Сопоставлять иллюстрацию с

текстом произведения;

Личностные:

Проявлять интерес к чтению

произведений П.П. Бажова;

Осознать ценности любви,

семьи, природы

Представлять книгу

Находить информацию о книге

для её представления

Межпредметные связи: Изобразительное искусство, темы «Волшебный мир».

Ресурсы урока: учебник, ч. 1, с. 180 – 192; рабочая тетрадь, с. 48, 49

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний

Предлагает рассмотреть книги П.П. Бажова на

выставке: «Сказы», «Хозяйка Медной горы»,

«Серебряное копытце», «Голубая змейка, «Ключ –

камень», «Каменный цветок».

Предлагает рассказать, что знают об этих

произведениях.

Рассматривают книги П.П. Бажова на выставке,

называют их.

Отвечают, что жанр книги – сказ, место действия –

Урал, герои – реальные жители уральских сёл.

Мотивация познавательной деятельности

Рассказывает о П.П. Бажове:

Павел Петрович Бажов родился и прожил жизнь на

Урале. Его отец был замечательным горным

мастером, а мать – искусной кружевницей. В 20 лет

Бажов начал работать учителем. Он много

путешествовал по Уралу, изучал окружающий мир,

беседовал с рабочими, записывал разговоры и

рассказы. Свои произведения Бажов назвал сказами.

В них встречаются люди, которые могли бы жить

рядом с нами: старик Кокованя, Дарёнка,

Данилушко, искусница Катюша, но рядом с

обычными людьми обитают сказочные персонажи:

Медной горы Хозяйка, ящерки, Великий Полоз.

Предлагает сравнить понятия сказка и сказ, найти

Слушают рассказ учителя.

Сравнивают понятия сказ и сказка, рассуждают о

сходство и различие.

Предлагает прочитать определение сказа на доске и

сравнить со своими определениями: Сказ – это

форма авторской речи в духе языка и характера

того, от чьего имени ведётся повествование.

сходстве и различии.

Читают определение сказа, сопоставляют с тем, что

предположили.

Организация познавательной деятельности.

Предлагает послушать сказ Бажова «Серебряное

копытце» и высказать свои первые впечатления.

Предлагает выполнить задание 1 на с. 48 рабочей

тетради и описать, каким художник увидел

Серебряное копытце.

Предлагает выполнить задание 2 на с. 48 и задание на

с. 49 рабочей тетради, соотнести иллюстрацию с

фрагментом текста, записать, какими фрагментами

можно дополнить иллюстрацию.

Предлагает нарисовать Серебряное копытце в

соответствии со своими представлениями

Слушают сказ Бажова, делятся впечатлениями.

Рассказывают, что на рисунке изображена встреча

Серебряного копытца с Мурёнкой. Художник

изобразил самого обыкновенного козлика, очень

небольшого, нежно – голубого цвета.

Рассказывают, что Дарёнка увидела Серебряное

копытце не таким, как художник, а красивым,

оставляющим необыкновенные монетки.

Рисуют, сравнивают рисунки, обсуждают.

Подведение итогов

Предлагает ответить: какая учебная задача была

решена на уроке.

Предлагает составить план прошедшего урока.

Отвечают, что узнали. Какие произведения написал

П.П. Бажов и в чём их особенность.

Составляют план:

1.

Анализ книг на выставке.

2.

Сравнение определений сказа и сказки.

3.

Слушание сказа П.П. Бажова.

4.

Высказывание впечатлений от прочитанного.

5.

Рисование Серебряного копытца.

6.

Анализ рисунков.

Дополнительный материал: Иллюстрированные книги со сказами П.П. Бажова.

Диагностика достижения планируемых результатов: Описать своё видение Серебряного копытца.

Дополнительные творческие задания: Найти в библиотеке и составить список книг П.П. Бажова; рассказать об одной

из них.

Урок №2.

Тема: П.П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы

народных сказок в авторском тексте.

Тип: изучение нового материала

Цели: Продолжить знакомство обучающихся со сказкой П. П. Бажова «Серебряное копытце»; отрабатывать навыки

осмысленного, беглого чтения; учить находить слова автора, героев; учить оценивать героев и выражать своё

отношение.

Задачи:

Учить определять учебную задачу урока, планировать её выполнение, осуществлять самоконтроль.

Учить сравнивать литературную сказку с народной, находить фольклорные мотивы в литературной сказке.

Планируемые результаты.

Предметные:

Знать особенности русской

народной сказки;

Находить фольклорные мотивы

в литературной сказке.

Метапредметные:

Сравнивать народную и

литературную сказки.

Анализировать текст

художественного произведения.

Личностные:

Проявлять интерес к чтению

произведений П.П. Бажова;

Осознать, что все произведения

устного народного творчества

направлены на формирование

ценностей добра, терпения,

любви.

Межпредметные связи: изобразительное искусство, темы «Волшебный мир».

Ресурсы урока: учебник, ч. 1. С. 180 – 192.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний

Предлагает рассказать об одной из книг П.П.

Бажова в соответствии с планом: назвать автора и

произведение, рассказать о событиях, о героях,

объяснить авторское и своё отношение к

прочитанному.

Рассказывают о сказе Бажова «Серебряное копытце»;

открывающим маленьким читателям мир уральских

самоцветов

Мотивация познавательной деятельности

Предлагает ответить, к какому жанру относятся

прочитанные произведения, уточнить, что такое

сказ.

Предлагает прочитать тему урока: Мотивы

народных сказок в литературной сказке.

Сформулировать учебную задачу урока, наметить

пути её решения.

Отвечают, что это сказ, форма авторской речи – в духе

языка и характера того, от чьего имени ведётся

повествование.

Читают тему урока, называют учебную задачу:

определить в литературной сказке мотивы народной

сказки.

Организация познавательной деятельности

Предлагает назвать основные особенности русской

народной сказки. Привести примеры названных

особенностей из сказа «Серебряное копытце»,

предлагает обсудить в группе. Являются ли

названные фрагменты доказательствами того. Что в

литературной сказке отражаются мотивы народной

сказки.

С помощью учителя вспоминают основные

особенности народной сказки: постоянные элементы

композиции: (зачин, завязка действия, развитие

действия, кульминация, развязка, концовка);

троекратное повторение, постоянные эпитеты,

синонимические повторы, атрибуты сказки,

мифологические представления, путешествия в

волшебный мир, особый тип героя, героини, наличие

испытаний, трудной задачи. Перечитывают текст,

приводят примеры, обсуждают в группе,

подтверждают связь народной и литературной сказок.

Подведение итогов.

Предлагает заполнить самостоятельно таблицу и

сделать вывод.

Выполняют задание

Параметры

сравнения

Русская

народная сказка

Сказ П.П.

Бажова

Зачин

В некотором

царстве, в

некотором

государстве жил

– был…

Завязка

Сватовство трёх

женихов к

сёстрам,

свадьба, беда

Развитие

действия

Уход героя из

дома, поиски

волшебного

средства

Кульминация

сказки

Развязка

действия

Смерть Кощея,

возвращение

домой

Концовка

Стали жить –

поживать,

устроили пир на

весь мир

Приём

Три сестры, три

Параметры

сравнения

Русская

народная сказка

Сказ П.П.

Бажова

Зачин

В некотором

царстве, в

некотором

государстве

жил – был…

Жил на нашем

заводе…

Завязка

Сватовство трёх

женихов к

сёстрам,

свадьба, беда

Дед взял

девочку –

сиротку к себе

жить

Развитие

действия

Уход героя из

дома, поиски

волшебного

средства

Девочка и

старик живут

вместе с

кошкой

Мурёнкой

Кульминация

сказки

Увидела в лесу

чудо - козла

Развязка

действия

Смерть Кощея,

возвращение

домой

Стали по

покосным

лугам камешки

появляться -

хризолиты

Концовка

Стали жить –

поживать,

-

троекратного

повторения

свата, три ведра

воды, три дня,

три раза

похищал

Постоянные

эпитеты

Добрый

молодец, Иван –

царевич, Кощей

Бессмертный,

прекрасная

царевна. Добрый

конь. Мёртвая

вода, живая

вода, огненная

река, буйная

головушка,

богатырский

конь.

Синонимические

повторы

Путь – дорога,

житьё – бытьё,

жить - поживать

Стиль

произведения

С

использованием

народных

выражений

Атрибуты сказки

Ведро воды,

серебряная

ложка, дуб,

серебряная

устроили пир

на весь мир

Приём

троекратного

повторения

Три сестры, три

свата, три ведра

воды, три дня,

три раза

похищал

-

Постоянные

эпитеты

Добрый

молодец, Иван

– царевич,

Кощей

Бессмертный,

прекрасная

царевна.

Добрый конь.

Мёртвая вода,

живая вода,

огненная река,

буйная

головушка,

богатырский

конь.

Ночь месячная.

светлая

Синонимические

повторы

Путь – дорога,

житьё – бытьё,

жить -

поживать

-

Стиль

произведения

С

использованием

С

использованием

вилка,

серебряная

табакерка, пять

печей, бочка

Мифологические

представления

Баба- Яга, сокол,

орёл, ворон,

Кощей

Бессмертный

Главные герои

Кощей

Бессмертный,

Василиса

Премудрая, Баба

Яга, Иван -

царевич

народных

выражений

народных

выражений

Атрибуты сказки

Ведро воды,

серебряная

ложка, дуб,

серебряная

вилка,

серебряная

табакерка, пять

печей, бочка

-

Мифологически

е представления

Баба- Яга,

сокол, орёл,

ворон, Кощей

Бессмертный

Серебряное

копытце

Главные герои

Кощей

Бессмертный,

Василиса

Премудрая,

Баба Яга, Иван

- царевич

Дед, девочка –

сиротка, кошка,

козлик

Дополнительный материал: Иллюстрированные произведения П.П. Бажова

Диагностика достижения планируемых результатов: Подчеркнуть особенности сказа П.П. Бажова: главные герои –

простые люди, в сказке действует Баба Яга, с помощью волшебной палочки появляется Серебряное копытце, уход из

дома в лес. Есть помощник – кошка Мурёнка.

Дополнительное творческое задание: Рассказать о встрече Дарёнки и Серебряного копытца

Урок №3

Тема: П.П. Бажов «Серебряное копытце». Герои

художественного произведения и авторское отношение к

ним.

Тип: изучение нового материала

Цели: Продолжить знакомство обучающихся со сказкой П. П. Бажова «Серебряное копытце»; отрабатывать навыки

осмысленного, беглого чтения; делить текст на смысловые части, озаглавливать их, пересказывать.

Задачи:

Учить определять учебную задачу урока, составлять план ответа;

Учить характеризовать героев произведения, выражать своё отношение к их поступкам.

Планируемые результаты

Предметные:

Находить в тексте на основе

выборочного чтения описание

героев, их речевые

характеристики;

Характеризовать героев

произведения на основе

составления плана

Метапредметные:

Определять учебную задачу

урока;

Составлять план ответа;

Анализировать текст, находить

необходимую информацию для

создания высказывания

Личностные:

Проявлять интерес к творчеству

П.П. Бажова;

Оценивать поступки героев;

Осознавать ценность семьи,

доброго отношения друг к другу

Межпредметные связи: Изобразительное искусство, темы «Чудесный мир».

Ресурсы учебника: учебник с. 180 - 192

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний

Предлагает назвать основные мотивы народной

сказки в литературной сказке П.П. Бажова

«Серебряное копытце».

Называют основные мотивы народной сказки:

постоянные элементы композиции; троекратные

повторения; постоянные эпитеты; синонимические

повторы; сказочные атрибуты; мифологические

представления; путешествия в волшебный мир;

особый тип героя; наличие испытаний, трудной

Предлагает найти доказательства в самом тексте

произведения.

задачи.

Приводят примеры из текста.

Мотивация познавательной деятельности

Предлагает назвать главных героев произведения и

объяснить, почему они являются главными.

Предлагает рассказать, какое чудо произошло с

главными героями.

Предлагает высказать предположение, почему

Коковане и Дарёнке так хотелось увидеть Серебряное

копытце.

Предлагает составить план характеристики героя

Говорят, что главными героями являются Кокованя и

Дарёнка, все события происходят вокруг них.

Рассказывают что именно они увидели Серебряное

копытце.

Отвечают, что им хотелось увидеть чудо своими

глазами.

Составляют план характеристики с помощью

учителя: 1) место героя в произведении; 2) семья и

окружение; 3) внешность; 4) речь; 5) поступки; 6)

отношение к людям; 7) отношение окружающих к

герою; 8) отношение автора.

Организация познавательной деятельности

Предлагает, работая в группе, сравнить героев и

заполнить таблицу

Кокованя

Дарёнка

Место в сюжете

Положение

Внешность

Речь

Поступки,

особенности

поведения

Отношения к

Заполняют таблицу

Кокованя

Дарёнка

Место в сюжете

Главный герой

Главный герой

Положение

Одинокий

Сирота

Внешность

Старик

большой да

бородатый

По шестому

года,

маленькая,

носишка

пуговкой

Речь

Добрая,

Добрая,

другим героям

Отношение

автора

ласковая,

весёлая

ласковая,

весёлая

Поступки,

особенности

поведения

Охотник. Летом

пески

промывает,

золото

добывает, а

зимой по лесам

за козлом

бегает. Мастер

сказки

сказывать.

В избе

прибирала,

похлёбку да

кашу варила,

кукле платье

шила, любила

сказки

слушать.

Отношения к

другим героям

По – доброму,

понравилась

кошка Мурёнка,

стрелять козла

не будет.

Любит кошку,

заботиться о

ней.

Отношение

автора

Автору

нравится герой

Автору

нравится герой.

Предлагает назвать черты характеров героев, выбрав

из написанных на доске: эгоистичный, добрый,

ласковый, смелый, вежливый, отзывчивый, злой,

злопамятный, умный, мудрый, сердечный, скромный,

застенчивый, упрямый, трудолюбивый, честный,

самолюбивый, справедливый, простой,

внимательный, жадный.

Предлагает рассказать о главных героях на основе

таблицы, найти черты сходства.

Называют качества героев.

Рассказывают о главных героях, говорят, что их

роднит любовь к природе, доброта, одиночество.

Предлагает найти описание других героев сказа -

кошки Мурёнки, Серебряного копытца.

Предлагает ответить на главный вопрос урока:

Почему Коковане и Дарёнке так хотелось увидеть

Серебряное копытце и почему это чудо свершилось?

Находят и зачитывают описание животных.

Отвечают, что Кокованя и Дарёнка тонко чувствуют

природу, для них Серебряное копытце – настоящее

чудо, увидев его, они станут счастливыми.

Подведение итогов

Предлагает определить, какие вопросы на с. 192

учебника относятся к теме урока, ответить на них,

оценить результат своего труда.

Предлагает посмотреть фрагмент

мультипликационного фильма «Серебряное копытце»

и ответить, что его отличает от сказа.

Отвечать на вопросы учебника: 2, 3, 4, 5, 7.

Сравнивают мультфильм и сказ, делают выводы.

Дополнительный материал: Книга и мультфильм «Серебряное копытце».

Диагностика достижения планируемых результатов: Выписать из текста слова и выражения, характеризующие

Дарёнку, составить план её характеристики и подготовить рассказ по плану.

Дополнительные творческие задания: Нарисовать иллюстрации к сказу «Серебряное копытце»

Аннотация.

На уроках большое внимание уделяется активности обучающихся и заинтересованности в высоких результатах. Особое

место отводится работе в парах или группах, совместному творчеству. На уроке делается акцент на то, чем русская

народная сказка отличается от литературной сказки. Учитель служит направляющим звеном, а определения, выводы

делают сами дети.

Список литературы:

1.

Литературное чтение 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.2 (Л.Ф. Климанова, В.Г.

Горецкий) – М. Просвещение 2013 год «Школа России».

2.

Поурочные разработки по литературному чтению 4 класс.

3.

Словарь Ожегова



В раздел образования