Напоминание

Музыка народов мира


Автор: Наумова Лариса Анатольевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №71
Населённый пункт: город Таганрог, Ростовской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Музыка народов мира
Раздел: дошкольное образование





Назад




1

Музыкальное занятие в подготовительной группе на тему:

«МУЗЫКА НАРОДОВ МИРА»

Цель: Развитие и обогащение музыкально-интеллектуального кругозора

детей; воспитание чувства общности и единства с людьми, живущими на

земле.

Образовательные задачи:

Закрепить понятия о географическом положении некоторых стран и

континентов;

Знакомство с культурой, традициями и музыкальным языком Японии,

Франции, Италии, Америки;

Закрепить названия музыкальных терминов, которые понятны без перевода

всем музыкантам мира;

Выучить в шуточной форме несколько простейших слов и выражений на

различных языках;

Передать в танцевальных движениях особенности музыкальных культур

разных стран;

Развивающие задачи:

Способствовать развитию познавательной активности и коммуникабельности

детей;

Закреплять умение петь хором, ансамблем, соло;

Продолжать работу над развитием метроритма, координацией движений,

согласованностью действий с партнёрами;

Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей с помощью

здоровьесберегающих технологий (артикуляционная, дыхательная

гимнастика, игровой массаж, речевые игры);

Воспитательные задачи:

Воспитывать культуру практической познавательной деятельности;

Создать атмосферу уважения и интереса к культуре разных стран мира

Воспитывать чувство общности и единства с людьми, живущими на земле.

2

Вход с обручами. ТАНЦЕВАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ «Края родные»

Ю.Антонов ---

1мин.40 сек.

Музыка сопровождает нас повсюду. На земле много людей таких разных,

непохожих на нас цветом кожи, разрезом глаз, они все говорят на разных

языках. Но есть язык, который понятен всем без перевода. Какой это язык?

(музыкальный)

Действительно, музыкальный язык помогает всем нам понять и

почувствовать характер, настроение, культуру разных народов.

РАЗМИНКА

1.Греческий «Сиртаки» 1м.8с.

2.Северный «Увезу тебя я в тундру» 1м18с

3. Еврейский «Хава нагила» 1м.8с.

4. Восточный «Алибаба» 1м.30с.

Садятся на стулья вдоль правой боковой стороны зала, лицом к экрану.

А эту мелодию узнаёте? (звучит песня «Вишня» на японском языке)

СЛАЙД №1 Посмотрите! Вот-Япония –

СЛАЙД №2 страна чайной церемонии,

СЛАЙД №3 Все здесь ходят в кимоно,

СЛАЙД №4 здесь в чести борьба сумо,

СЛАЙД №5 Снег лежит на Фудзияме

СЛАЙД №6 и бывают здесь цунами

СЛАЙД №7 А когда весна придёт,

СЛАЙД №8 всюду сакура цветёт.

Как красиво! Именно сейчас, в апреле японцы берут несколько дней отпуска,

чтобы спокойно посидеть на траве и полюбоваться цветущей сакурой,

вдохнуть этот необыкновенный аромат.

ДЫХАТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЦВЕТОК»

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «ЦВЕТЫ»

Наши нежные цветки распускают лепестки-

ладошки вместе, полное раскрывание

пальцев)

3

Ветерок чуть дышит, листики колышет

пальчики шевелятся

Наши нежные цветки закрывают лепестки-

плавно соединяют пальцы в «бутон»

Головой качают-

соединённые вместе ладони наклоняют в разные стороны

Тихо засыпают-

прикладывают ладони к щеке, закрывая глаза

А весенний ветерок то нежно ласкает розовые лепестки, то вдруг

неожиданно закружит и закачает весенние веточки!

ФОНОПЕДИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ВЕСЕННИЙ ВЕТЕР»

Тёплый ветер вихревой, непутёвый, вестовой про весну смутьянит

шалый –

дети, сложив губы трубочкой дуют

Топит, топчет снег отталый-

топ-шлёп, топ-шлёп, топ-шлёп, топ-шлёп

Куролесит, колесит, -

Ф-р-р, ф-р-р (в разных голосовых регистрах)

Запевалой голосит –

Ля-ля-ля-ля-ля (в высоком регистре)

Коннитива (Konnichiwa) - "Добрый день". Обычное вариант приветствие.

ЯПОНСКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ «ВИШНЯ»

(пение поочерёдно по голосам) 2,5 минуты

А вот – совсем другая культура и язык совсем другой.

Звучит песня на французском языке.

На каком языке прозвучала эта песня?

Эта замечательная песня привела нас во Францию.

СЛАЙД № 9 Где центр Западной Европы,

СЛАЙД № 10 Лежит прекрасная страна,

СЛАЙД №11 Со всей земли ведут к ней тропы,

СЛАЙД № 12Зовется Францией она!

СЛАЙД №13 Она открыта

СЛАЙД №14и забавна,

СЛАЙД №15 Сюрпризов множества полна,

СЛАЙД № 16 Она блистательна,

СЛАЙД № 17 шикарна,

СЛАЙД №18 Все это - Франция страна...

Французский язык очень музыкальный и красивый, правда, не очень

понятный, но некоторые слова мы знаем очень хорошо. Давайте их

вспомним.

4

СЛАЙД №19 Суфле

СЛАЙД №20 Желе

СЛАЙД №21 Лангет

СЛАЙД №22 Буфет

СЛАЙД №23 Пломбир

СЛАЙД №24 Кефир

СЛАЙД №25 Крем-брюле

СЛАЙД №26 Пюре

Ну, что ж, начнём урок французского!

(обращается к девочкам):

Бонжур, мадмуазель!

Девочки отвечают:

Бонжур, мадам!

Обращается к мальчикам:

Бонжур, мсье!

Мальчики отвечают:

Бонжур, мадам!

ПЕСНЯ «УРОК ФРАНЦУЗСКОГО» -1 мин

И ещё одно французское слово известно всем. Это слово – массаж.

СЛАЙД № 27

Масс

а́

ж (от фр. masser — растирать)

Давайте сделаем массаж под музыку известного французского композитора

СЛАЙД №28 Делиба.

ПИЦЦИКАТО Л.Делиба «ИГРОВОЙ МАССАЖ»-1 мин.

Всего 3,5 минуты

А сейчас музыка перенесёт нас в другую страну, послушайте!

Звучит песня на английском языке «Америка»

в исполнении Ф.Синатры

Куда мы попали?

СЛАЙД №29 АМЕРИКА На каком языке прозвучала песня?

СЛАЙД №30 Вот она, Америка, –два материка

СЛАЙД №31 Северная, Южная, все легко пока.

СЛАЙД №32 Ураганы и торнадо пролетают тут.

5

СЛАЙД №33 И Американцы в Америке живут.

СЛАЙД №34 Гамбургеры и хотдоги –их любимая еда

СЛАЙД №35 Чипсы, «Колу» и «Попкорны» тоже любят иногда

В Америке разговаривают на английском языке. Американские дети, так же,

как и мы, любят петь, танцевать и играть в любимые игры.

РЕЧЕВАЯ ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА «Кто взял ключи от буфета?»

А вот ещё одна любимая песенка-игра американских детей.

На картине изображены движения к популярной американской народной песне «Вудели

Атча»

СЛАЙД 36 Вам знакомы эти движения? Давайте попробуем догадаться, о

какой американской песенке идёт речь?

АМЕРИКАНСКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ с движениями «Вудели Атча»

А сейчас – географическая загадка!

СЛАЙД №37 Мы шагали по планете

СЛАЙД № 38 Средь загадочных дорог.

СЛАЙД № 39 Карта, глобус – нам в подмогу...

СЛАЙД №40 Видим вдруг: лежит сапог.

Это же, конечно, шутка. Знаешь ты и знаю я, что сапог на карте мира –

СЛАЙД №41 Славная ...(ИТАЛИЯ!)

СЛАЙД №42 Город есть один старинный, его Венецией зовут,

СЛАЙД №43 По каналам в лодках длинных, здесь по улицам…

плывут.

СЛАЙД №44А вот- славный город Пиза, своей башней знаменит,

СЛАЙД № 45Наклонилась башня к низу, но не падает, стоит.

СЛАЙД №46 Итальянская еда ни с чем по вкусу не сравнится

СЛАЙД №47 Паста это вкусно? (Да)

СЛАЙД №48 А это что, ребята? (ПИЦЦА)

6

СЛАЙД №49 Здесь живут певцы, актёры, их ты знаешь, знаю я,

Синьориты и синьоры – Это всё - И-ТА-ЛИ-Я!

Посмотрите внимательно: кто из этих итальянских певцов вам знаком?

СЛАЙД №50 РОБЕРТИНО ЛОРЕТИ

Сейчас прозвучит песня в исполнении Робертино Лорети.

Внимательно слушайте и смотрите, а потом я попрошу вас ответить на вопрос

«О ком эта песня?»

ВИДЕО: Робертино Лоретти поёт песню «Мама»

Слово «Мама» на всех языках звучит похоже. По- английски -

 mother |ˈmʌðr̩

|

по- немецки

Mutter - мутер

, по французски

maman

, а по итальянски, как вы уже

убедились так же, как и у нас –мама.

Итальянский язык – особенный, его называют самым музыкальным языком.

Почему?

(музыканты всего мира понимают его, в нотах все пояснения – на

итальянском языке)

Давайте вспомним некоторые музыкальные термины.

(на экране- термины на русском и в скобках на итальянском языке:

Стаккато, легато, маркато, модерато, скерцо, тарантелла.

А эти слова – не музыкальные, но их тоже знают все

(макароны,спагетти,

феттучини, чиффери, кончигли, фезилли пепперони, конфетти)

А эти итальянские герои вам знакомы?

(Пьеро и Пульчинелла, Коломбина и

Арлекино)

Теперь споём об этом. Итак, урок итальянского!

Буонджорно бамбино!

Буонджорно синьора!

«УРОК ИТАЛЬЯНСКОГО»

муз. итальянская

народная, сл. Т.Тютюнниковой

Тарантелла – это чудо, это песня, это танец.

И всегда её исполнить любит каждый итальянец.

Музыка тарантеллы настолько зажигательна и эмоциональна, что понятна и

близка людям любой национальности. Давайте и мы сейчас её исполним!

Дети берут бубны и палочки. Исполняют, используя ритмические партитуры.

Оркестр «ТАРАНТЕЛЛА» 1м.27с. 8 минут

7

СЛАЙД № А вот традиционные блюда русской кухни.

Вам это ничего не напоминает?

(танцевальные движения: щи, каша, лапша…)

Дети исполняют танцевальные движения под речевую игру «ЩИ-КАША»

СЛАЙД № Посмотрите – мальчики гоняют голубей! Маленькие, будто

воробушки. А зовут и одного и другого – Андрей. Помните это танцевальное

упражнение?

Дети исполняют танцевальные движения под речевую игру «Андрей-

воробей»

Попробуем соединить эти две танцевальные игры и получится русский танец

«Барыня»

Под русскую народную мелодию «Барыня» исполняют танец

Молодцы! Очень задорно получилось, ведь музыка эта всем нам особенно

близка, потому что она наша – русская!

Беру в руки глобус

У меня в ладонях страны, реки, горы, океаны.

Догадались в чём тут фокус? Я держу руками… (ГЛОБУС)

На свете живут разноцветные дети,

Живут на одной разноцветной планете,

И эта планета на все времена

У всех разноцветных всего лишь одна!

Давайте, ребята, назло непогодам

Обнимем планету своим хороводом,

Развеем над нею и тучи, и дым,

В обиду её никому не дадим!

(В.Орлов)

ТАНЦЕВАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ «Всех людей объединяет музыка!»

8

ДЕНЬ дошкольного работника 2014 детсад 40 УФА



В раздел образования