Напоминание

Патриотическое воспитание дошкольников в условиях интеграции в рамках реализации ФГОС


Авторы: Алексеева Мария Васильевна, Тарасова Валерия Валентиновна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБДОУ ДС №81 "Солнышко"
Населённый пункт: г. Якутск
Наименование материала: статья
Тема: Патриотическое воспитание дошкольников в условиях интеграции в рамках реализации ФГОС
Раздел: дошкольное образование





Назад




Алексеева Мария Васильевна

Педагог доп. образ. по якутской культуре

МБДОУ Д/с №81 « Солнышко», г. Якутск Республика Саха (Якутия)

Патриотическое воспитание дошкольников в условиях интеграции в

рамках реализации ФГОС

Дополнительное

образование

детей

дошкольного

возраста

является

актуальным

направлением

развития

МБДОУ,

накоплен

определенный

положительный опыт его организации.

При

организации

дополнительного

образования

учитываются

интересы

дошкольников и запросы родителей.

Данная

работа

ведется

по

нескольким

направлениям,

в

том

числе

и

познавательное развитие дошкольника.

Отмечая позитивный опыт по данному направлению деятельности, нельзя

не отметить что формирование

патриотизма является одной из важнейших

задач современного общества.

Актуальность

Сегодня,

наиболее

актуальной

задачей

является

патриотическое

воспитание подрастающего поколения, знающего и любящего свою родину,

духовные богатства своего народа. Чувство патриотизма многогранно по своему

содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и

ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить

богатства своего края, своей страны.

Понимание Родины у детей должно быть связано с ощущением родного

края, земли, на которой родился и рос; с конкретными представлениями о том,

что близко и дорого – с любовью к родителям, своим близким, своему дому, к

ближайшему

окружению

родным

местам.

Отбор

соответствующего

содержания позволит сформировать у школьников представление о том, чем

славен родной край и что малая Родина – часть большой страны России. По

словам В.А.Сухомлинского: «То, что упущено в детстве никогда не возместить в

годы юности и тем более в зрелом возрасте». Это правило касается всех сфер

духовной жизни ребенка и особенно эстетического воспитания.

И вот поэтому целью моей работы является формирование начальных

основ

патриотизма

и

гражданственности

у

дошкольников

5-7

лет.

Работа

введется по программам «Люби и знай свой край», Платонова Т.В., Хохолова

Е.Е. Якутск-2009г. и «Родной край» Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова

С.А. Москва-1981г.

Каждый день ребенок в детском саду должен быть наполнен радостью,

улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства

привязанности

к

родному

детскому

саду,

родной

улице,

родной

семье

начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более

сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

В детском саду создали условия для более интенсивного индивидуального

развития личности дошкольника, В каждой группе создали уголки «Родного

края», а также есть кабинет «Якутского языка и культуре».

Проводим интегрированные занятия в рамках ФГОС. Тематика занятий

включает выстроенные в игровой форме задания, ориентированные на развитие

памяти, навыков логического мышления.

Например:

Тема занятия: «Город Якутск – моя малая Родина» Формировать умение

любить свой родной город, гордиться своей малой Родиной, в том числе её

символами. В соответствии с учебным планом МБДОУ, занятие «Я гражданин»

проводится 1 раз в месяц.

Методы проведения занятия: Игровой, наглядный, словесный, слуховой,

практический.

Прием

занятия:

Погружение

в

игровую

ситуацию,

групповая

работа,

беседа, рассказ, чтение стихотворений, просмотр и обсуждение видео фильма.

В работе с детьми мы используем целый комплекс мер, направленный на

развитие и закрепление знаний ребёнка о родном городе и области. Это не

только собственно краеведческие занятия - это и занятия по ознакомлению с

родной

природой,

посещение

интересных

архитектурных

объектов

и

памятников, экскурсии в городские музеи (краеведческий, музей древностей,

картинную галерею), разнообразные викторины и конкурсы.

Новые подходы

Cовременные

условия

характеризуются

гуманизацией

образовательного

процесса,

обращением

к

личности

ребенка,

развитию

лучших

его

качеств.

Поэтому проблема формирования разносторонней и полноценной личности в

условиях детского сада приобретает особое значение.

Реализация этой задачи объективно требует качественно нового

подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего воспитательно -

образовательного процесса.

Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и

способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и

способности.

Соответственно, должны претерпеть изменения и способы, средства,

методы, формы обучения и воспитания детей.

Нужны новые формы работы, моделирующие сам творческий процесс

и создающие свой микроклимат, где проявляются возможности для творческой

стороны интеллекта.

Важно - формирование у детей дошкольного возраста системных

знаний по истории родного края, чувства любви к своей малой родине па

основе разнообразия форм работы.

Экскурсия - это форма организации работы, при которой дошкольники

выходят на место расположения изучаемых объектов (природы, исторических

памятников, производства) для непосредственного ознакомления с ними. Такая

форма

работы

позволяет

организовать

наблюдение

и

изучение

различных

предметов и явлений в естественных условиях.

Цель подобных экскурсий - экологическое воспитание детей, понимаемое

как одна из составляющих нравственного формирования личности. Поэтому в

содержании экскурсий основную роль играет формирование осознанного и

бережного отношения к объектам живой и неживой природы.

Экскурсия выполняет целый ряд функций:

реализует принцип наглядности обучения;

повышает

научность

образования

и

укрепляет

его

связи

с

жизнью

и

практикой;

расширяет кругозор;

такая форма работы выполняет интегративную функцию.

Но у нас нет возможности, например, посещать театры, музеи, зоопарк,

достопримечательности города . Что же делать?

Одним из основных средств расширения детских представлений являются

презентации,

слайд-шоу,

мультимедийные

фотоальбомы.

Это

наглядность,

дающая возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично,

научно, с использованием видеофрагментов.

При такой организации материала включаются три вида памяти детей:

зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть

сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и

повторить

предыдущую

тему.

Использование

анимационных

эффектов

способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.

Также

в

качестве

мультимедиаресурсов

выступают

видеофрагменты.

Задача разного рода слайд-шоу и видеофрагментов - показать детям те моменты

из окружающего мира, наблюдение которых возможно лишь виртуально.

Применение

компьютерных

слайдовых

презентаций

имеет

следующие

достоинства:

объединение

аудио-,

видео-

и

анимационных

эффектов

в

единую

презентацию

способствует

компенсации

объема

информации,

получаемого

д е т ь м и

и з

у ч е б н о й

л и т е р а т у р ы ;

возможность

демонстрации

объектов

более

доступных

для

восприятия

с о х р а н н о й

с е н с о р н о й

с и с т е м е ;

активизация

зрительных

функций,

глазомерных

возможностей

ребенка;

компьютерные

презентационные

слайд-фильмы

удобно

использовать

для

вывода

информации

в

виде

распечаток

крупным

шрифтом

на

принтере

в

качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.

Итак,

привлекая

детей

непосредственно

к

созданию

разного

рода

мультимедиаресурсов, мы превращаем их из объекта наших педагогических

усилий в субъект образовательной деятельности, особенно это актуально для

детей

старшего

дошкольного

возраста,

которые

уже

могут

почти

самостоятельно или с помощью родителей создать свою презентацию.

Составную

часть

общей

педагогики

профессионалы

называют

«педагогической

техникой»,

которая

понимается

как

форма

организации

поведения

педагога

в

обстоятельствах

воспитательно

-

образовательного

процесса.

Если

понимать

под

технологизацией

воспитательно

-

образовательного

п р о ц е с с а внедрение

новых

образовательных

технологий,

включая

информационные

технологии,

современные

ТСО,

то

уместно

использовать

такую форму работы, как виртуальная видеоэкскурсия.

Провести её можно разыми способами:

фотопутешествие (с каким - либо героем);

видеоэкскурсия, проводимая ребёнком, членами его семьи (комментарии);

видеопутешествие (какой - либо семьи).

Дошкольная дидактика исходит из положения о том, что полноценное

развитие ребенка должно осуществляться в интересной, значимой для него

деятельности.

Поэтому педагогу, конструирующему образовательный процесс,

необходимо

представить

ребенку

все

разнообразие

присущих

ему

видов

деятельности, педагогически грамотно согласовывая и интегрируя их между

собой.

Таким образом, любая новая форма работы с детьми является тем

самым

педагогическим

феноменом,

который

сосредотачивает

в

себе

возможность решения многих задач, а самое существенное - может помочь в

личностном

совершенствовании

самого

педагога,

воспитании

в

нём

такого

качества, как креативность.

Социальное

партнерство

ДОУ

с

учреждениями

образования,

культуры, спорта города и поселка.

Вариативная

часть

образовательной

программы

нашего

дошкольного

учреждения

реализуется

и

через

дополнительные

образовательные.

Анализ

социокультурной

ситуации

поселка,

города,

микрорайона

определил

спектр

взаимодействия

с

социальными

институтами

детства,

образовательными

и

культурными

учреждениями

города

и

поселка

для

полной

реализации

вариативной

части

образовательной

программы

нашего

дошкольного

учреждения.

Наше дошкольное учреждение тесно сотрудничает с поселковым домом

культуры «Чэчир»,

ежегодно проводим

совместные мероприятия. Наши

воспитанники

активные

участники

различных

тематических

выставок,

проводимых

в

доме

культуры:

«Творче ская

с емья»,

« Я к у т и я -

многонациональная страна», «Маленькая краса- Длинная коса», Моя Родина-

Саха Якутия» посвященный Дню родного языка.

Библиотека

так

же

является

надежным

партнером

по

реализации

вариативной части с учетом регионального содержания по краеведению.

Якутский Краеведческий музей, в рамках дополнительного образования

воспитанников,

посещают

дети

старшего

дошкольного

возраст а.

Образовательная

деятельность

проводится

по

краеведению

совместно

с

педагогами и родителями.

Соблюдается преемственность «Начальная школа- детский сад».

Проводятся

совместные

методические

мероприятия,

спортивные

состязания.

Ежегодно

проводим

экологические

акции

«Кормушка»,

«Скворечник»

(школьники

на

уроках

труда

делают

их

своими

руками),

дошкольники ходят на экскурсию в школу в экологическую зону, ежегодно в

марте совместно проводим неделю экологии, где школьники показывают сказки,

презентации о природе, проводим викторины. В этом году акцию «Кормушка»

проводим

в

детском

саду

(дошкольники

с

родителями

делают

их

своими

руками).

Также активно ведется работа с родителями. Например: в марте месяце

проводим исследовательские работы патриотического направления «Семейное

краеведение».

Заключение

Человеку очень важно ощущать себя звеном в цепи поколений, в цепи

жизни. Надо только воспитать в подрастающем гражданине эту потребность

видеть себя как продолжателя дела своего поколения, своей семьи, своего отца.

Необходимо объяснить, растущему человеку, что его жизнь маленькая частица

жизни фамилии, рода, страны, мира.

Жизнь

каждого

человека

важна,

необходима,

ценна.

Надо

стараться

построить

ее

так,

чтобы

дело,

которым

ты

занимаешься,

было

важным,

интересным, приносило пользу не только тебе, но и окружающим тебя людям.

Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и

способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и

способности.

Реализация этой задачи объективно требует качественно нового

подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего воспитательно -

образовательного процесса.

Литература:

1.

Н.В.

Алешина

«Патриотическое

воспитание

дошкольников»

МЦГЛ.:2004.

2.

О.Н.Баранникова Уроки гражданственности и патриотизма в ДОУ:

практическое пособие. М.: Школьная пресса, 2007.

3.

Н.Ф. Виноградова, Р.И. Жуковская,

Козлова С.А. «Родной край»

М.:-1981.

4.

Е.Е. Хохолова, Т.В. Платонова «Люби и знай свой край» Я.:2009.



В раздел образования