Напоминание

"Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"


Автор: Белокурова Лидия Юрьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБДОу № 91
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: "Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"
Раздел: дошкольное образование





Назад




План проведения Дня заботливых родителей по теме:

«Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

(Проводится с родителями имеющими детей с речевыми нарушениями, предварительно

записавшимися на участие в практикуме)

1. Вступительная часть

Логопед: Уважаемые мамы и папы, сегодня мы с вами поговорим о развитии речи детей.

Правильная, выразительная речь – звуковой портрет человека. Речь – это не прирожденный

дар. Все начинается с детства. Даже, если у ребенка овладение произношением звуков идет

нормально, то и тогда работа по звукопроизношению и над дикцией необходима, т.к. ясная и

правильная речь - это залог успешного общения.

У многих взрослых и детей наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых,

неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти. Скажите,

пожалуйста, что мы делаем, когда хотим, чтобы окрепли мышцы наших рук и ног?

Родители: Выполняем зарядку, занимаемся физкультурой, ходим на массаж.

Логопед: Да, вы правы. В наших щеках, губах, языке тоже есть мышцы. Вот эти мышцы

речевого аппарата мы можем тренировать с помощью артикуляционной

гимнастики. Артикуляционная гимнастика – это специальные упражнения, которые

укрепляют мышцы речевого аппарата, развивают их силу и подвижность.

Сегодня мы с вами научимся выполнять такие упражнения. Но для начала давайте

познакомимся.

2. Игра на знакомство: ребенок представляет свою маму и на первую букву имени называет

прилагательное - характеристику мамы (напр., Даша-добрая и т.п.)

3. Основная часть:

Логопед: Артикуляционные упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции

звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определенные

движения и положения губ, языка, вырабатывает направленную воздушную струю, т.е. все то,

что необходимо для правильного образования звука.

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей

двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше ее делать перед

завтраком в течение 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 3 упражнений.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, т.к. в таком положении у ребенка прямая

спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Размещать надо

ребенка так, чтобы он видел лицо взрослого, которое должно быть хорошо освещено.

Взрослый должен следить за качеством выполняемых ребенком движений, в противном

случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Сейчас, мы с вами вместе выполним некоторые упражнения общей артикуляционной

гимнастики.

(Логопед, показывает речевые упражнения, дети выполняют перед зеркалом, родители

контролируют правильность выполнения.)

Упражнение «Лягушка». Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося

звук и. Передние верхние и нижние зубы обнажены.

Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.

Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца.

Как весёлые лягушки тянем губки прямо к ушкам.

Потянули - перестали. И нисколько не устали!

Упражнение «Слон».

Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у

.

Подражаю я слону -

Губы хоботом тяну.

А теперь их отпускаю

И на место

возвращаю.

Упражнение «Лягушка - слон».

Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой.

Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.

А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня.

Упражнение «Рыбка». Спокойное широкое открывание и закрывание рта. Упражнение

выполняется ритмично, под счёт.

Упражнение «Качели».

Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение

языка: 1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами. Двигается

только язык, а не подбородок!

На качелях я качаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.

И всё выше поднимаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.

Упражнение «Часики».

Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка

поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Подбородок не двигается!

Тик-так, тик-так, ходят часики вот так.

Упражнение «Лопаточка».

Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий,

расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если язычок

не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.

Язычок широкий, гладкий, получается лопатка.

И при этом я считаю: раз, два, три, четыре, пять...

Упражнение «Иголочка».

Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта

узкий, напряжённый язык. Удерживать 5-10 сек.

Язычок вперёд тяну, подойдёшь, и уколю.

И опять буду считать: раз, два, три, четыре, пять...

Упражнение «Лопаточка-иголочка».

Чередование положений языка: широкий-узкий.

Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Язык лопаточкой лежит и нисколько не дрожит.

Язык иголочкой потом и потянем остриём.

Упражнение «Горка». Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается

в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Удерживать 5-10 сек. Затем верхние передние

зубы с лёгким нажимом проводят по спинке языка от середины к кончику. Спинка язычка

сейчас станет горочкой у нас.

Ну-ка, горка, поднимись! Мы помчимся с горки вниз.

Скатываются зубки с горочки.

4. Заключение:

Логопед: Давайте подведём итог нашей встречи. Появилось ли у вас желание проводить

дома с ребёнком артикуляционную гимнастику?

5. Упражнение «подарок».

Детям и взрослым раздаются сердечки, вырезанные из бумаги и цветные карандаши.

Задание: напишите или нарисуйте что-либо приятное в память о сегодняшней встрече и

подарите друг другу. (упражнение в паре «ребенок-мама»)

Логопед:

Мы благодарим вас за участие в практикуме, надеемся, что вы узнали много интересного,

а самое главное, что у вас появилось желание поиграть с детьми в такие игры, которые

помогут эффективному развитию речи.

(Вручает методические рекомендации логопеда родителям, имеющих детей с речевыми

нарушениями (Приложение №5).

Желаю удачи!

4.2. КВН для родителей старшей группы

«Речевое развитие средствами театрализованной деятельности»

Воспитатель представляет командам друг друга. Объявляет о том, что соревнуются команды

«Сказка» и «Маска». Представляет членов жюри.

«Разминка»

Вопросы команде «Сказка»:

1.

Способность отчетливо произносить слова в речи (дикция)

2.

Перерыв, временная остановка в речи, музыке (пауза)

3.

Манера ходить, поступь (походка)

4.

С помощью чего обозначаются предметы, понятия в устной и письменной

речи? (слова)

5.

Манера произношения, обозначающая различные чувства говорящего (интонация)

6.

Чувство, душевное переживание (эмоция)

Вопросы команде «Маска»:

1.

Движение рукой, что-то обозначающее (жест)

2.

Искусство, в котором чувства, настроение передаются с помощью звуков (музыка)

3.

Перемещение кого-нибудь в определенном направлении, иногда в определенном

ритме (движение)

4.

Специальный прибор для извлечения определенных звуков (инструмент)

5.

Особенности окраски звука у голоса, инструмента (тембр)

6.

Мимика лица, губ, глаз, выражающее удовольствие (улыбка)

Слово жюри.

II этап

«Что мы знаем о сказках?»

1.

Назовите зачин и концовку сказок, наиболее часто встречающиеся при рассказывании,

чтении (Жили-были; в некотором царстве, в некотором государстве; в старые

-стародавние времена; было ли это, не было; как-то раз, решили и т. д. Стали они жить

поживать, да добра наживать; тут и сказке конец, а кто слушал молодец; и я там был, мед

– пиво пил, по усам текло, а в рот не попало; сказка туда, а я сюда; сказка на том берегу, а

я – на этом; с неба три яблока упало: одно мне, другое тому, кого сказку рассказывал, а

третье – тому, кто сказку слушал)

2.

Объясните значение слов:

для 1-й команды:

для 2-й команды:

десница (правая рука)

уста (губы)

чертог (дворец)

Очи (глаза)

чело (лоб)

длань (ладонь)

челобитная (прошение)

кафтан (верхняя мужская одежда)

перст (палец)

тягло (налог)

Слово жюри

1.

3. Конкурс капитанов: «Реши кроссворд» (Приложение №6).

Слова на звук «К» - кино, книга, концерт, композитор

Слова на звук «А» - афиша, артист, антракт, аплодисменты

Слово жюри

1.

Кроссворды для команд

Театральные жанры – балет, опера, клоунада, оперетта, драма

Театральные профессии – драматург, гример, композитор, режиссер, суфлер,

осветитель

Слово жюри

1.

«Чьи это сказки?»

Каждой команде предлагается вспомнить и назвать авторов сказок (5-6 сказок)

Слово жюри

1.

«Покажи сказку» - домашнее задание.

Участники команды мимикой и жестами показывают отрывок любой сказки, а другая команда

должна угадать, какая это сказка.

Слово жюри

1.

«Сочини сказку»

Участникам команд предлагается сочинить сказку

Слово жюри: подведение итогов.

5. Физкультурно-речевой досуг "Всей семьей на старт!" для детей и родителей

подготовительной группы

(Под мелодию "Мария, Мирабела", муз. Е. Доги, дошкольники и родители входят в

физкультурный зал, украшенный детскими рисунками, шариками, флажками.)

Воспитатель по физкультуре:

Добрый день, дорогие ребята! Добрый день, уважаемые родители! Мы рады видеть вас в этом

зале.

На спортивную площадку

Приглашаем всех сейчас!

Праздник спорта и здоровья

Начинается у нас!

Разрешите открыть наш праздник "Всей семьей на старт!".

(Звучит "Песня Чебурашки", муз. В. Шаинского, сл. Э. Успенского, в зал ходит ребенок в

костюме Чебурашки, в руках у него воздушные шарики, наполненные гелием.)

Чебурашка: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, мамы и папы! Вы меня, конечно, узнали!

Скажите мне, какое большое спортивное событие было в 2010 году в Ванкувере? Правильно,

Олимпиада. А в 2014 году Олимпиада пройдет у нас, в России, в городе Сочи. Вы хотите стать

такими же ловкими и сильными, как наши олимпийцы? Я приготовил вам задания, они в этом

конверте.

(Чебурашка дает конверт с заданиями воспитателю по физкультуре.)

1-й ребенок:

Здоровье, сила, ловкость –

Вот спорта пламенный завет!

Покажем нашу дружбу, смелость.

Семейным стартам шлем привет!

2-й ребенок:

Чтобы в спорте первым быть,

Спорт надо полюбить.

Чтоб спортсменом мог каждый стать,

Надо день зарядкой начинать!

Чебурашка: Давайте начнем наши соревнования с веселой зарядки.

Комплекс общеразвивающих упражнений на стихи А. Барто "Зарядка"

Инструктор по физической культуре:

По порядку стройся в ряд.

На зарядку все подряд!

(Ходьба обычная, с высоким подниманием колена, приставным шагом,

с выполнением заданий. Перестроение для общеразвивающих упражнений.)

Левая, правая!

Бегая, плавая,

Мы растем смелыми,

На солнце загорелыми.

(И. п.: основная стойка руки на поясе. На раз – руки к плечам; на два –

руки вверх; на три – к плечам; на четыре – принять исходное положение,

повторить 5–6 раз.)

Ноги наши быстрые,

Метки наши выстрелы.

(И. п.: основная стойка руки на поясе. На раз – отставить ногу вперед

на носок; на два – поднять ее вверх; на три – на носок; на четыре – принять исходное

положение. То же другой ногой. Повторить 3–4 раза каждой ногой.)

Крепки наши мускулы,

И глаза нетусклые.

(И. п.: ноги на ширине плеч. Руки вверх. На раз – наклон вперед, коснуться

руками пола – выдох; на два – исходное положение, вдох. Повторить 6–8 раз.)

По порядку стройся в ряд.

На зарядку все подряд!

(И. п.: основная стойка, прыжки на месте на двух ногах, чередуя с ходьбой

на месте. По 10 прыжков, повторить 3–4 раза.)

Воспитатель по физкультуре:

Молодцы, ребята! А сейчас я хочу вам представить наше жюри.

(Члены жюри (старший воспитатель, медсестра, педагог-психолог)

приветствуют участников праздника. Соревнование начинается.)

Эстафета "Будь ловким"

Участникам команд необходимо взять мяч, пройти по скамье, пропрыгать из обруча в обруч,

бросить мяч в кольцо, забрать и бегом вернуться к своей команде. Выполняет ребенок,

взрослый страхует. Жюри оценивает их броски, правильность выполнения и быстроту.

Конкурс для мам "Кто дольше"

Мамы под "Песенку Мамонтенка", муз. В. Шаинского, сл. Д. Непомнящего, крутят обруч на

талии. Оценивается продолжительность упражнения.

Чебурашка: Пока жюри подводит итоги, предлагаю поиграть.

Игра-аттракцион "Кто быстрее в обруч"

На полу лежат обручи (на один меньше числа детей). Пока звучит песня "Чунга-Чанга", муз. В.

Шаинского, сл. Ю. Энтина, все двигаются, как только она останавливается – дети занимают

обручи. Игра проводится 2–3 раза.

Воспитатель по физкультуре:

Жюри объявляет итоги первых двух конкурсов, а у нас задание для пап.

Эстафета для пап "Пожарники"

(Проводится под мелодию песни "Папа может", муз. В. Шаинского, сл. М. Танича.)

На некотором удалении от стартовой черты стоят два стула спинками друг к другу, под ними

веревка. Выигрывает тот, кто первым добежит до стула, сядет на него и выдернет веревку.

Эстафета "Дружная семейка"

Первым бежит взрослый, добегает до ориентира, обегает его и возвращается к команде, где

его за талию берет ребенок. Затем они бегут вдвоем и так до тех пор, пока вся команда не

соберется в один "паровоз". Выигрывает команда, которая при выполнении задания сохранит

целостность и придет к финишу первой.

Семейный аттракцион "Групповой прыжок"

Первым от отмеченной линии прыгает ребенок, затем от него прыгает мама, а от того места,

до которого допрыгнула мама, совершает прыжок папа. Побеждает команда, чей общий

прыжок длиннее.

Эстафета "Собери словечко"

Рядом со стартовой чертой приготовлены слоги: по-бе-да, ко-ман-да, за-ряд-ка. Первым бежит

папа, берет первый слог, добегает до магнитной доски и прикрепляет его. Затем бежит

ребенок, за ним – мама. Выигрывает команда, первой собравшая слово.

(Жюри объявляет итоги.)

Чебурашка: Молодцы! Очень хорошие результаты показали вы и ваши родители! Вижу, что

вы уже научились читать, и наши соревнования получились не только спортивными, но и

очень дружными! Хочу наградить всех участников соревнований!

(Чебурашка вручает всем участникам шоколадные медали.)

Воспитатель по физкультуре:

Вот и подошли к концу наши соревнования! Мы поздравляем победителей! Пусть в вашем

доме всегда царят радость, веселье, бодрость и здоровый дух! Приглашаем вас в наш

дружный хоровод!

(Под музыку Е. Жигалкина "Большой хоровод" дети и взрослые водят хоровод.)

6. Круглый стол

Тема: «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

Звучит музыка

Ведущий: Добрый вечер!

Мы благодарны вам за то, что вы пришли на эту встречу. Рассчитываем на вашу поддержку и

помощь, на взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.

Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов

человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в

дошкольном возрасте по двум направлениям.

Во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка со

взрослыми и сверстниками.

Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в

орудие мышления.

Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного

языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных

способностей, т.е. способности общаться.

Сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.

Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют

большой интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на

грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети

достигают определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы

создать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.

Предлагаем Вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые факторы успешного

речевого развития ребёнка и прокомментировать свой выбор

(раздать каждому родителю).

1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с момента рождения.

2. Общение ребёнка с другими детьми.

3. Речь взрослого – образец для подражания.

4. Развитие мелкой моторики рук.

5. Чтение детской художественной литературы.

6. Игры с ребёнком взрослых и друзей.

Развитие речи прямо влияет на развитие мышления. По высказыванию ребёнка можно судить,

насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, уровнем

умственного, эстетического и эмоционального развития. Обучение родному языку

предоставляет возможности и для нравственного воспитания.

Таким образом, овладение родным языком рассматривается как стержень полноценного

формирования личности ребёнка, который представляет большие возможности для решения

многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.

Как Вы думаете, какие же основные задачи развития речи должны решаться на протяжении

всего дошкольного возраста? Чем мы должны заниматься с ребёнком?

(Предложить высказаться родителям)

1.

Воспитание звуковой культуры речи.

2.

Словарная работа.

3.

Формирование грамматического строя речи.

4.

Обучение рассказыванию – связная речь.

«Острое блюдо» по Метеновой Н.М.

(Ведущий, передает родителям корзину с шарами, в шарах – вопросы «острого блюда»).

Я предлагаю под музыку передавать шары до тех пор, пока музыка не прервется. У кого шар,

тот отвечает на вопрос.

Вопросы:

1. С какого возраста, нужно обращаться к логопеду за помощью? Почему?

2. В какие речевые игры Вы играете с ребенком дома? Как часто? Какие самые любимые?

3. Что подразумевается под общением взрослого и ребенка в семье?

Ведущий: Наша дискуссия о развитии речи дошкольников в семье.

Скажите, пожалуйста, какие вопросы задают Вам дети?

(Высказывания родителей)

Специалист ДОУ: Потребность задавать вопросы возникает у детей при встречи с чем-то

неизвестным, при попытке понять это неизвестное, при осмыслении нового. Причём вопросы

взрослого должны побуждать ребёнка к полным ответам.

Ведущий: А когда дошкольник не задаёт взрослому вопросов, это хорошо или плохо? В чём

причина?

(Высказывания родителей)

Специалист ДОУ: Отсутствие необходимых знаний.

Нет устойчивого интереса к чему-либо.

Раньше ребёнок обращался к взрослому с вопросами, но встретился с раздражением

взрослого, получил отказ.

Ведущий: Если ребёнок рано научился говорить, у него хорошо развита речь, но он не рисует,

не лепит. Хорошо ли это для его развития?

(Высказывания родителей)

Специалист ДОУ: Занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики

руки, что создаёт предпосылки к успешному овладению письмом.

Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе

знаний и представлений ребёнка об окружающей жизни и в процессе наблюдений за

природой.

Ведущий: Как часто Вы бываете на природе, чем занимаетесь с ребёнком?

(Высказывания родителей)

Специалист ДОУ: Отправляясь с ребёнком на прогулку, мы можем поговорить о том, какая

сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в какую сторону он дует,

как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано? Какое сейчас

время года? В холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведением и повадками.

Посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает.

Загадать загадку и найти отгадку. Поискать приметы времени года, познакомить ребёнка с

народными пословицами и приметами. Прочитать стихотворение, вспомнить песенку, поиграть

с ними в игру, например: С какого дерева литок? Найди дерево по описанию. С какой ветки

детки? И т.д.

Проблемная ситуация.

В вестибюле детского сада, в вольере, жили два попугая. Все дети имели возможность их

покормить печеньем, хорошо рассмотреть, однако никто особенного интереса к ним не

проявлял, кроме тех случаев, когда птицы начинали кричать.

Тогда воспитанники соседней, средней группы, по очереди выбегали к ним, грозили

пальцем: «Кеша – хороший, а Маша – плохая! Она кричит все время!» Однако когда на

занятиях по развитию речи в той же группе зашла речь о попугаях, дети не смогли

рассказать о птицах: какие у них перья, клюв и т.д.

Вопросы:

Можно ли утверждать, что маленькие дети не наблюдательны? Чем объяснялось неумение

детей рассказать о попугае? Как следует организовать наблюдение детей в данном случае?

Ведущий: Да, мы должны сами видеть окружающий нас мир и открывать на него глаза

ребёнку. Учить его замечать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить всё

живое, а свои чувства уметь высказывать словами. Например, здороваясь утром с

солнышком, сказать ему ласковые слова – признаки: золотистое, лучистое, доброе, весёлое,

яркое, дорогое, великолепное, весеннее, тёплое.

Давайте вместе попробуем подобрать хотя бы по 5 слов – признаков к следующим словам:

ветер, дождь, луна, метель, кошка, лягушка, ворона, червяк, жук.

(Предложить родителям объединиться в небольшие группы).

Ведущий: Скажите, а какими ласковыми словами Вы называете своего малыша. Может ли

ребёнок их повторить?

(Предложить родителям высказаться.)

Ведущий: А знает ли ребёнок, в каком городе он живёт? Свой домашний адрес? Свою

фамилию и как зовут родителей? Знакомите ли Вы его со своими родителями, рассматриваете

ли вместе семейные фотоальбомы?

(Предложить родителям высказаться.)

Специалист ДОУ: Общаясь с ребёнком, учите его рассказывать о любимых игрушках, о

членах семьи, об отдыхе в выходной день, об интересных событиях в жизни ребёнка и о его

близких, об увлекательных прогулках в природу, за город и т.д. Чем больше мы разговариваем

с ребёнком, чем больше мы ему показываем и рассказываем, тем лучше для его развития.

Ведущий: А сейчас есть возможность сказать свое слово о развитии речи дошкольников всем

желающим в слове – эстафете. Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я должен

(должна)…

Ведущий: Мы в свою очередь хотим выразить вам благодарность за участие, за вашу

активность. Нам было приятно с вами общаться. Очень хочется, чтобы все то, что вы сегодня

узнали и вспоминали, осталось с вами, чтобы ваш дом был радостным и уютным. Всего вам

доброго!

7. Библиографический список

1.Здериглазова Т. Театр скороговорок //журнал «Дошкольное воспитание» №8, 2009г. с 46-48

2.Метенова Н.М. Родителям о детях. 2009.43с.

3.Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. – Екатеринбург.: Изд-во «ЛИТУР», 2001. – 208с.

4.Ронина О.Л., Миронова Е.А. Логопедические досуги в системе коррекционной деятельности

ДОУ // журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №7, 2011г. с 20-

29

5.Сидоренко Л. Мои пальчики расскажут // журнал «Дошкольное воспитание» №7, 2008г. с 67-

70

6.Справникова И.Н. Слово на ладошке // журнал «Ребенок в детском саду» №4, 2011г. с 82-85

7.Сухорукова С. Конспекты досугов по развитию речи // журнал «Дошкольное воспитание»

№8, 2006г. с 9-12

8.Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память// журнал «Ребенок в детском саду» №2, 2004г.

с 59-62

Для разработки Дня заботливых родителей были использованы статьи Интернет – ресурсов с

неисключительным правом на использование информации.



В раздел образования