Напоминание

Практикум с элементами тренинга "Артикуляционная гимнастика в домашних условиях"


Автор: Белокурова Лидия Юрьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБДОу № 91
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Практикум с элементами тренинга "Артикуляционная гимнастика в домашних условиях"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Практикум с элементами тренинга

"Артикуляционная гимнастика в домашних условиях"

(Проводится с родителями имеющими детей с речевыми нарушениями)

1. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

ЛОГОПЕД: Уважаемые мамы и папы, сегодня мы с вами поговорим о

развитии речи детей. Правильная выразительная речь- звуковой портрет

человека. Речь -это не прирождённый дар. Всё начинается с детства. Даже,

если у ребёнка овладение произношением звуков идёт нормально, то и тогда

работа по звукопроизношению и над дикцией необходима, т.к. ясная и

правильная речь-это залог успешного общения.

у многих взрослых и детей наблюдается смазанная, неясная речь. Это

следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности

нижней челюсти. Скажите, пожалуйста, что мы делаем, когда хотим, окрепли

мышцы наших рук и ног?

РОДИТЕЛИ: Выполняем зарядку, занимаемся физкультурой, ходим на

массаж.

ЛОГОПЕД: Да, вы правы. В наших щеках, губах, языке тоже есть мышцы. вот

эти мышцы речевого аппарата мы можем тренировать с помощью

артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика-это специальные

упражнения, которые управляют мышцы речевого аппарата, развивают их

силу и подвижность.

Сегодня мы с вами выполним такие упражнения. Но для начала давайте

познакомимся.

2. ИГРА НА ЗНАКОМСТВО: ребёнок представляет свою маму и на первую

букву имени называет прилагательное-характеристика мамы (например

Даша- добрая и т.п.)

3. ОСНАЯВНАЯ ЧАСТЬ:

ЛОГПЕД: Артикуляционные упражнения подбираются исходя из правильной

артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый

комплекс готовит определённые движения и положения губ, языка,

вырабатывает направленную воздушную струю, т.е. всё то, что необходимо

для правильного образования звука.

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы

вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились

более прочными. Лучше её делать переде завтраком в течении 3-5 минут. Не

следует предлагать детям более трёх упражнений.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у

ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в

спокойном положении. Размещать надо ребёнка так, чтобы он видел лицо

взрослого, которое должно быть хорошо освещено. Взрослый должен

следить за качеством выполняемых ребёнком движений, в противном случае

артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Сейчас мы с вами вместе выполним некоторые упражнения общей

артикуляционной гимнастики.

(Логопед показывает речевые упражнения, дети выполняют перед зеркалом,

родители контролируют правильность выполнения)

-Упражнение " Лягушка". Удержание губ в улыбке, как бы беззвучно

произнося звук передние верхние и нижние зубы обнажены.

Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.

Улыбаются, смеются, а глаза у них как блюдца.

Как весёлые лягушки тянем губки прямо к ушкам.

Потянули- перестали. И нисколько не устали!

-Упражнение " Слон".

Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук У.

Подражаю я слону-

Губы хоботом тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

-Упражнение " Лягушка- Слон". Чередование положения губ: в улыбке-

трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.

А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня.

-Упражнение " Рыбка". Спокойное широкое открывание и закрывание рта.

Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

-Упражнение " Качели". рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично

меняем положение языка: 1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик

языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!

На качелях я качаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.

и всё выше поднимаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.

- Упражнение " Часики". Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик

языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение

выполняется ритмично, под счёт. Подбородок неподвижен!

Тик-так, тик-так, ходят часики вот так.

-Упражнение "Лопаточка". Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке.

Широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение

удерживается 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабляться, можно похлопать

его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.

Язычок широкий, гладкий, получается лопатка.

И при этом я считаю: раз, два, три, четыре, пять...

-Упражнение "Иголочка". Рот приоткрыт , губы растянуты в улыбке.

Высунуть изо рта узкий, напряжённый язык. Удерживать 5-10 сек.

Язычок вперёд тяну, подойдёшь и уколю.

И опять буду считать: раз, два, три , четыре, пять...

-Упражнение " Лопаточка-Иголочка". Чередование положений языка :

широкий -узкий. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Язык лопаточкой лежит и нисколько не дрожит.

Язык иголочкой потом и потянем остриём.

-Упражнение " Горка". Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик

языка упирается в нижние зубы, спинка языка вытянута дугой. Удерживать 5-

10 сек. Затем верхние передние зубы проводят по спинке языка с лёгким

нажимом от середины к кончику. Спинка языка сейчас станет горочкой у нас.

Ну-ка, горка , поднимись! Мы помчимся с горки вниз!

Скатываются зубки с горочки.

4. Заключение:

ЛОГОПЕД: Давайте подведём итог нашей встречи. Появилось ли у вас

желание проводить дома с ребёнком артикуляционную гимнастику?

5. Упражнение " Подарок".

Детям и взрослым раздаются сердечки, вырезанные из бумаги и цветные

карандаши. Задание Напишите или нарисуйте что-либо приятное в память о

сегодняшней встрече и подарите друг другу. (упражнение в паре "ребёнок-

мама")

ЛОГОПЕД:

Мы благодарим вас за участие в практикуме, надеемся, что вы узнали много

интересного, а самое главное, что у вас появилось желание поиграть с

детьми в такие игры, которые помогут эффективно развитию речи.

( Вручает методические рекомендации логопеда родителям, имеющих

детей с речевыми нарушениями)

Желаю удачи!

Санкт-Петербург

ГБДОУ № 91

Учитель-логопед Белокурова Лидия Юрьевна



В раздел образования