Автор: Белокурова Лидия Юрьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБДОу № 91
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Практикум с элементами тренинга "Артикуляционная гимнастика в домашних условиях"
Раздел: дошкольное образование
Практикум с элементами тренинга
"Артикуляционная гимнастика в домашних условиях"
(Проводится с родителями имеющими детей с речевыми нарушениями)
1. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
ЛОГОПЕД: Уважаемые мамы и папы, сегодня мы с вами поговорим о
развитии речи детей. Правильная выразительная речь- звуковой портрет
человека. Речь -это не прирождённый дар. Всё начинается с детства. Даже,
если у ребёнка овладение произношением звуков идёт нормально, то и тогда
работа по звукопроизношению и над дикцией необходима, т.к. ясная и
правильная речь-это залог успешного общения.
у многих взрослых и детей наблюдается смазанная, неясная речь. Это
следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности
нижней челюсти. Скажите, пожалуйста, что мы делаем, когда хотим, окрепли
мышцы наших рук и ног?
РОДИТЕЛИ: Выполняем зарядку, занимаемся физкультурой, ходим на
массаж.
ЛОГОПЕД: Да, вы правы. В наших щеках, губах, языке тоже есть мышцы. вот
эти мышцы речевого аппарата мы можем тренировать с помощью
артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика-это специальные
упражнения, которые управляют мышцы речевого аппарата, развивают их
силу и подвижность.
Сегодня мы с вами выполним такие упражнения. Но для начала давайте
познакомимся.
2. ИГРА НА ЗНАКОМСТВО: ребёнок представляет свою маму и на первую
букву имени называет прилагательное-характеристика мамы (например
Даша- добрая и т.п.)
3. ОСНАЯВНАЯ ЧАСТЬ:
ЛОГПЕД: Артикуляционные упражнения подбираются исходя из правильной
артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый
комплекс готовит определённые движения и положения губ, языка,
вырабатывает направленную воздушную струю, т.е. всё то, что необходимо
для правильного образования звука.
Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы
вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились
более прочными. Лучше её делать переде завтраком в течении 3-5 минут. Не
следует предлагать детям более трёх упражнений.
Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у
ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в
спокойном положении. Размещать надо ребёнка так, чтобы он видел лицо
взрослого, которое должно быть хорошо освещено. Взрослый должен
следить за качеством выполняемых ребёнком движений, в противном случае
артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Сейчас мы с вами вместе выполним некоторые упражнения общей
артикуляционной гимнастики.
(Логопед показывает речевые упражнения, дети выполняют перед зеркалом,
родители контролируют правильность выполнения)
-Упражнение " Лягушка". Удержание губ в улыбке, как бы беззвучно
произнося звук передние верхние и нижние зубы обнажены.
Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются, а глаза у них как блюдца.
Как весёлые лягушки тянем губки прямо к ушкам.
Потянули- перестали. И нисколько не устали!
-Упражнение " Слон".
Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук У.
Подражаю я слону-
Губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
-Упражнение " Лягушка- Слон". Чередование положения губ: в улыбке-
трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.
А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня.
-Упражнение " Рыбка". Спокойное широкое открывание и закрывание рта.
Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
-Упражнение " Качели". рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично
меняем положение языка: 1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик
языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!
На качелях я качаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.
и всё выше поднимаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.
- Упражнение " Часики". Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик
языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение
выполняется ритмично, под счёт. Подбородок неподвижен!
Тик-так, тик-так, ходят часики вот так.
-Упражнение "Лопаточка". Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке.
Широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение
удерживается 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабляться, можно похлопать
его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.
Язычок широкий, гладкий, получается лопатка.
И при этом я считаю: раз, два, три, четыре, пять...
-Упражнение "Иголочка". Рот приоткрыт , губы растянуты в улыбке.
Высунуть изо рта узкий, напряжённый язык. Удерживать 5-10 сек.
Язычок вперёд тяну, подойдёшь и уколю.
И опять буду считать: раз, два, три , четыре, пять...
-Упражнение " Лопаточка-Иголочка". Чередование положений языка :
широкий -узкий. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
Язык лопаточкой лежит и нисколько не дрожит.
Язык иголочкой потом и потянем остриём.
-Упражнение " Горка". Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик
языка упирается в нижние зубы, спинка языка вытянута дугой. Удерживать 5-
10 сек. Затем верхние передние зубы проводят по спинке языка с лёгким
нажимом от середины к кончику. Спинка языка сейчас станет горочкой у нас.
Ну-ка, горка , поднимись! Мы помчимся с горки вниз!
Скатываются зубки с горочки.
4. Заключение:
ЛОГОПЕД: Давайте подведём итог нашей встречи. Появилось ли у вас
желание проводить дома с ребёнком артикуляционную гимнастику?
5. Упражнение " Подарок".
Детям и взрослым раздаются сердечки, вырезанные из бумаги и цветные
карандаши. Задание Напишите или нарисуйте что-либо приятное в память о
сегодняшней встрече и подарите друг другу. (упражнение в паре "ребёнок-
мама")
ЛОГОПЕД:
Мы благодарим вас за участие в практикуме, надеемся, что вы узнали много
интересного, а самое главное, что у вас появилось желание поиграть с
детьми в такие игры, которые помогут эффективно развитию речи.
( Вручает методические рекомендации логопеда родителям, имеющих
детей с речевыми нарушениями)
Желаю удачи!
Санкт-Петербург
ГБДОУ № 91
Учитель-логопед Белокурова Лидия Юрьевна