Автор: Котомова Людмила Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Жемчужинка"
Населённый пункт: пос.Харп, Приуральский р-н, ЯНАО.
Наименование материала: статья
Тема: Влияние нетрадиционных техник в изобразительной деятельности на развитие детей с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: дошкольное образование
ТЕМА:
«Использование
техник
нетрадиционной
изобразительной
деятельности в работе с детьми с ОВЗ, посещающих группу «Дети со
сложными дефектами»»
АВТОР:
Ефанова Вера Алексеевна (воспитатель)
УЧРЕЖДЕНИЕ: Государственное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 26 компенсирующего вида Пушкинского района
города Санкт-Петербурга (ГБДОУ детский сад № 26 компенсирующего вида
Пушкинского района СПб)
«Нет необучаемых детей, нужно просто уметь любить их
такими, какие они есть».
Девиз
Международной
организации
по
изучению
прав
людей
с
ограниченными возможностями:
«Люди
с
ограниченными
интеллектуальными
возможностями
должны
считаться такими же человеческими существами, как и все другие, должны
пользоваться
всеми
гражданскими
правами,
должны
жить
в
обществе
полной жизнью». Ребёнок с особыми образовательными потребностями и
теперь
государство
берёт
на
себя
ответственность
за
обучение
такого
ребёнка и разработку образовательных программ для него
ГБДОУ детский сад № 26 компенсирующего вида для детей, имеющих
различные нарушения опорно-двигательного аппарата. В детском саду есть
две группы, которые посещают дети со сложной структурой дефекта - это
дети-инвалиды,
имеющие
разнообразные
нарушения
в
развитии
(опорно-
двигательного аппарата, интеллекта различной степени, зрения, контакта,
поведения).
У
каждого
ребёнка
сочетание
нарушений
уникально
и
индивидуально.
Я работаю воспитателем одной из коррекционных групп, в которой
практически
все
дети
имеют
ДЦП
тяжёлой
степени
в
сочетании
с
нарушением интеллекта, а также зрения.
Одной из приоритетных задач моей работы с детьми, посещающих
группу, является: стимуляция
сенсорной (зрительного, слухового, тактильно-
кинестетического восприятия) и речевой активности у детей дошкольного
возраста через нетрадиционные методы рисования.
Ко р р е к ц и о н н а я
р а б от а
в
о б р а зо ват е л ь н ом
у ч р е ж д е н и и
компенсирующего
вида
направлена
на обеспечение
разностороннего
и
гармоничного
развития
детей
с
ОВЗ
с
учётом
их
возрастных
и
индивидуальных особенностей.
Изобразительная
деятельность
детей
организуется
на
специальных
занятиях, которые проводит воспитатель индивидуально с каждым ребёнком.
Формирование навыков изобразительной деятельности у детей с ОВЗ (дети
со сложными дефектами) имеет свои особенности, которые обусловлены
актуальным уровнем развития ребёнка и основным заболеванием (у наших
воспитанников, как правило, ДЦП).
Ребёнок
с
нарушением
опорно-двигательного
аппарата
должен
научиться использовать свои руки, поэтому необходимо обучать действовать
руками. Развитие движений рук зависит от того, как ребёнок сохраняет позу,
от
развития
крупных
движений
и
от
способности
воспринимать
и
обрабатывать сенсорную информацию различного рода.
Из-за недостаточной стабильности туловища и таза ребёнок не может
стабилизировать одну часть тела, а другой в то же время совершать какое-то
движение.
При
этом
движения
в
целом
некоординированные,
нарушено
сокращение и расслабление мышц, ладони могут быть постоянно сжаты в
кулаки, поэтому ребёнок с ДЦП не может без помощи взрослых выполнять
действия. Такой ребёнок не может самостоятельно удерживать карандаш,
кисточку,
выполнять
необходимые
манипуляции
с
клеем,
красками,
пластилином, заполнять пространство внутри листа бумаги.
При
этом
ребёнок
с
нарушением
опорно-двигательного
аппарата
нуждается точно в таком же опыте, что и нормально развивающиеся дети.
Нарушение не должно выступать на первый план и закрывать собой ребёнка,
который, несмотря на свои трудности, растёт так же, как все другие дети, и
ему необходимо набирать как можно больше опыта.
Как
показала
моя
практика,
изобразительная
деятельность,
когда
используются
различные
нетрадиционные
материалы
и
техники,
способствует развитию у ребёнка с ОВЗ мелкой моторики рук и тактильного
восприятия,
развитию
координации
глаз-рука,
т.е.
координации
между
прослеживающими движениями глаз и движениями рук.
Тактильная
стимуляция
при
соприкосновении
руки
ребёнка
с
различными материалами (крупой, ватой, пальчиковыми красками, кусочками
скрученной
бумаги,
пластилином
и
т.д.)
обогащает
опыт
ребёнка
с
нарушением
опорно-двигательного
аппарата
сенсорными
впечатлениями
(мышцы, суставы и кожа получают новые ощущения от прикосновений и
давления), формирует сенсорно-моторную активность, при которой ребёнок с
ОВЗ начинает пользоваться руками.
В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий
с материалами ведётся непрерывный разговор с детьми. Игровая организация
деятельности
детей
стимулирует
их
речевую
активность,
побуждает
к
речевому
подражанию
на
доступном
индивидуально
каждому
ребёнку
уровне.
Можно
говорить
о
том,
что
изобразительная
деятельность
–
это
ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи,
способствует расширению активного и пассивного словаря детей.
НА
занятиях
я
стараюсь
дать
ребёнку
с
ОВЗ
возможную
свободу
выбора вариантов при изготовлении работы, поделки, выборе материала,
безусловно,
с
учётом
его
актуального
уровня
развития
и
необходимой
ассистирующей помощью взрослого.
Ребёнок с нарушением опорно-двигательного аппарата вовремя ИЗО-
деятельности
находится
рядом
с
взрослым,
который
помогает
принять
удобную позу, удерживать карандаш, клей, поролоновую кисточку, работать с
пластилином, крупой, ватой, бумажными шариками, природным материалом.
При
этом
взрослый
непрерывно
комментирует
ощущения
ребёнка,
его
действия, побуждает к использованию доступной речи, к ответной речевой
реакции.
Такой
подход
позволяет
развивать
восприятие
детей,
речь,
коммуникацию.
Взаимодействие с родителями – одно из важнейших направлений в
работе.
Основная
задача
на
начальном
этапе
работы
с
родителями
–
формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе
с их детьми. Для этого проводятся выставки детских работ, презентации на
родительских
собраниях,
мастер-классы
по
использованию
различных
развивающих методик, также для родителей создана группа в Контакте, где
размещаются различные рекомендации по использованию нетрадиционных
методик изо- деятельности дома.
Вывод:
использование
нетрадиционных
материалов
и
техник
изобразительной деятельности способствует обогащению сенсорного опыта
ребёнка с ОВЗ (со сложными дефектами), формирует сенсорно-моторную
активность, способствует развитию движений в целом и движений руки в
частности,
побуждает
пользоваться
доступной
речью,
с о зд а ё т
коммуникативные ситуации, игровые моменты.
Список литературы:
«Ребёнок с церебральным параличом. Помощь. Уход. Развитие» под
редакцией Е.В.Клочковой, Москва «Теревинф», 2001
Ю.В.Рузанова
«Развитие
моторики
рук
в
нетрадиционной
изобразительной
деятельности»
пособие
для
воспитателей
и
заботливых родителей; Санкт-«Петербург КАРО», 2007
Г.Н.Давыдова «Пластиллинография для малышей»; Москва 2006
Е.А.Янушко
«Лепка
с
детьми
раннего
возраста
(1-3
года)»
методическое
пособие
для
воспитателей
и
родителей;
Москва
«МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2005
Е.А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста
(1-3
года)»
методическое
пособие
для
воспитателей
и
родителей;
Москва «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2007
Диагностика – развитие - коррекция: Программа дошкольного
образования детей с интеллектуальной недостаточностью Л.Б. Баряева
Изд. ЦДК проф. Л.Б. Баряевой 2012.
Предлагаю Вашему вниманию фото подборку по использованию
нетрадиционных техник изо деятельности на занятиях с детьми группы.