Напоминание

Влияние нетрадиционных техник в изобразительной деятельности на развитие детей с ограниченными возможностями здоровья


Автор: Котомова Людмила Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Жемчужинка"
Населённый пункт: пос.Харп, Приуральский р-н, ЯНАО.
Наименование материала: статья
Тема: Влияние нетрадиционных техник в изобразительной деятельности на развитие детей с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: дошкольное образование





Назад




ТЕМА:

«Использование

техник

нетрадиционной

изобразительной

деятельности в работе с детьми с ОВЗ, посещающих группу «Дети со

сложными дефектами»»

АВТОР:

Ефанова Вера Алексеевна (воспитатель)

УЧРЕЖДЕНИЕ: Государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 26 компенсирующего вида Пушкинского района

города Санкт-Петербурга (ГБДОУ детский сад № 26 компенсирующего вида

Пушкинского района СПб)

«Нет необучаемых детей, нужно просто уметь любить их

такими, какие они есть».

Девиз

Международной

организации

по

изучению

прав

людей

с

ограниченными возможностями:

«Люди

с

ограниченными

интеллектуальными

возможностями

должны

считаться такими же человеческими существами, как и все другие, должны

пользоваться

всеми

гражданскими

правами,

должны

жить

в

обществе

полной жизнью». Ребёнок с особыми образовательными потребностями и

теперь

государство

берёт

на

себя

ответственность

за

обучение

такого

ребёнка и разработку образовательных программ для него

ГБДОУ детский сад № 26 компенсирующего вида для детей, имеющих

различные нарушения опорно-двигательного аппарата. В детском саду есть

две группы, которые посещают дети со сложной структурой дефекта - это

дети-инвалиды,

имеющие

разнообразные

нарушения

в

развитии

(опорно-

двигательного аппарата, интеллекта различной степени, зрения, контакта,

поведения).

У

каждого

ребёнка

сочетание

нарушений

уникально

и

индивидуально.

Я работаю воспитателем одной из коррекционных групп, в которой

практически

все

дети

имеют

ДЦП

тяжёлой

степени

в

сочетании

с

нарушением интеллекта, а также зрения.

Одной из приоритетных задач моей работы с детьми, посещающих

группу, является: стимуляция

сенсорной (зрительного, слухового, тактильно-

кинестетического восприятия) и речевой активности у детей дошкольного

возраста через нетрадиционные методы рисования.

Ко р р е к ц и о н н а я

р а б от а

в

о б р а зо ват е л ь н ом

у ч р е ж д е н и и

компенсирующего

вида

направлена

на обеспечение

разностороннего

и

гармоничного

развития

детей

с

ОВЗ

с

учётом

их

возрастных

и

индивидуальных особенностей.

Изобразительная

деятельность

детей

организуется

на

специальных

занятиях, которые проводит воспитатель индивидуально с каждым ребёнком.

Формирование навыков изобразительной деятельности у детей с ОВЗ (дети

со сложными дефектами) имеет свои особенности, которые обусловлены

актуальным уровнем развития ребёнка и основным заболеванием (у наших

воспитанников, как правило, ДЦП).

Ребёнок

с

нарушением

опорно-двигательного

аппарата

должен

научиться использовать свои руки, поэтому необходимо обучать действовать

руками. Развитие движений рук зависит от того, как ребёнок сохраняет позу,

от

развития

крупных

движений

и

от

способности

воспринимать

и

обрабатывать сенсорную информацию различного рода.

Из-за недостаточной стабильности туловища и таза ребёнок не может

стабилизировать одну часть тела, а другой в то же время совершать какое-то

движение.

При

этом

движения

в

целом

некоординированные,

нарушено

сокращение и расслабление мышц, ладони могут быть постоянно сжаты в

кулаки, поэтому ребёнок с ДЦП не может без помощи взрослых выполнять

действия. Такой ребёнок не может самостоятельно удерживать карандаш,

кисточку,

выполнять

необходимые

манипуляции

с

клеем,

красками,

пластилином, заполнять пространство внутри листа бумаги.

При

этом

ребёнок

с

нарушением

опорно-двигательного

аппарата

нуждается точно в таком же опыте, что и нормально развивающиеся дети.

Нарушение не должно выступать на первый план и закрывать собой ребёнка,

который, несмотря на свои трудности, растёт так же, как все другие дети, и

ему необходимо набирать как можно больше опыта.

Как

показала

моя

практика,

изобразительная

деятельность,

когда

используются

различные

нетрадиционные

материалы

и

техники,

способствует развитию у ребёнка с ОВЗ мелкой моторики рук и тактильного

восприятия,

развитию

координации

глаз-рука,

т.е.

координации

между

прослеживающими движениями глаз и движениями рук.

Тактильная

стимуляция

при

соприкосновении

руки

ребёнка

с

различными материалами (крупой, ватой, пальчиковыми красками, кусочками

скрученной

бумаги,

пластилином

и

т.д.)

обогащает

опыт

ребёнка

с

нарушением

опорно-двигательного

аппарата

сенсорными

впечатлениями

(мышцы, суставы и кожа получают новые ощущения от прикосновений и

давления), формирует сенсорно-моторную активность, при которой ребёнок с

ОВЗ начинает пользоваться руками.

В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий

с материалами ведётся непрерывный разговор с детьми. Игровая организация

деятельности

детей

стимулирует

их

речевую

активность,

побуждает

к

речевому

подражанию

на

доступном

индивидуально

каждому

ребёнку

уровне.

Можно

говорить

о

том,

что

изобразительная

деятельность

это

ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи,

способствует расширению активного и пассивного словаря детей.

НА

занятиях

я

стараюсь

дать

ребёнку

с

ОВЗ

возможную

свободу

выбора вариантов при изготовлении работы, поделки, выборе материала,

безусловно,

с

учётом

его

актуального

уровня

развития

и

необходимой

ассистирующей помощью взрослого.

Ребёнок с нарушением опорно-двигательного аппарата вовремя ИЗО-

деятельности

находится

рядом

с

взрослым,

который

помогает

принять

удобную позу, удерживать карандаш, клей, поролоновую кисточку, работать с

пластилином, крупой, ватой, бумажными шариками, природным материалом.

При

этом

взрослый

непрерывно

комментирует

ощущения

ребёнка,

его

действия, побуждает к использованию доступной речи, к ответной речевой

реакции.

Такой

подход

позволяет

развивать

восприятие

детей,

речь,

коммуникацию.

Взаимодействие с родителями – одно из важнейших направлений в

работе.

Основная

задача

на

начальном

этапе

работы

с

родителями

формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе

с их детьми. Для этого проводятся выставки детских работ, презентации на

родительских

собраниях,

мастер-классы

по

использованию

различных

развивающих методик, также для родителей создана группа в Контакте, где

размещаются различные рекомендации по использованию нетрадиционных

методик изо- деятельности дома.

Вывод:

использование

нетрадиционных

материалов

и

техник

изобразительной деятельности способствует обогащению сенсорного опыта

ребёнка с ОВЗ (со сложными дефектами), формирует сенсорно-моторную

активность, способствует развитию движений в целом и движений руки в

частности,

побуждает

пользоваться

доступной

речью,

с о зд а ё т

коммуникативные ситуации, игровые моменты.

Список литературы:

«Ребёнок с церебральным параличом. Помощь. Уход. Развитие» под

редакцией Е.В.Клочковой, Москва «Теревинф», 2001

Ю.В.Рузанова

«Развитие

моторики

рук

в

нетрадиционной

изобразительной

деятельности»

пособие

для

воспитателей

и

заботливых родителей; Санкт-«Петербург КАРО», 2007

Г.Н.Давыдова «Пластиллинография для малышей»; Москва 2006

Е.А.Янушко

«Лепка

с

детьми

раннего

возраста

(1-3

года)»

методическое

пособие

для

воспитателей

и

родителей;

Москва

«МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2005

Е.А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста

(1-3

года)»

методическое

пособие

для

воспитателей

и

родителей;

Москва «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2007

Диагностика – развитие - коррекция: Программа дошкольного

образования детей с интеллектуальной недостаточностью Л.Б. Баряева

Изд. ЦДК проф. Л.Б. Баряевой 2012.

Предлагаю Вашему вниманию фото подборку по использованию

нетрадиционных техник изо деятельности на занятиях с детьми группы.



В раздел образования