Напоминание

Экологическое воспитание детей в детском саду из опыта работы.


Автор: Абеуова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ ЦРР д.с "Классика"
Населённый пункт: РС (Я),город Нерюнгри
Наименование материала: Статья
Тема: Экологическое воспитание детей в детском саду из опыта работы.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Экологическое воспитание детей . из опыта работы.

Сухомлинский В.А. –Природа «Величайший источник мысли» добрых чувств.

Современный мир стоит у решающей черты ,за которой гибель природы и цивилизации или

выбор пути предотвращения экологической катастрофы ,грозящей всеобщим уничтожением .

Планету может спасти лишь деятельность людей ,осуществляемая на основе глубокого понимания

законов природы учета взаимодействий о природных сообществах ,осознание того что человек

является частью самой природы. Фундаментом ,истоком должен быть развитый в каждом

человеке достаточный уровень экологического сознания ,экологической культуры.

Экологическое воспитание является в настоящее время одним из приоритетных направлений в

работе. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей ,чем

целесообразнее организовывать этот процесс ,тем выше эффективность воспитания. Именно

через организацию совместной образовательной деятельности по экологии ,у дошкольников

формируется осознанно –бережное отношение к ближнему природному окружению ,как к живым

объектам. Обозначенная цель отвечает приоритетному познавательному-речевому направлению

и соответствует ФГОС ДОУ-обеспечению каждому ребенку условий для всестороннего развития ,

Формирования готовности к самостоятельному познанию окружающего мира через развитие

познавательной активности и овладение средствами и способами познавательной деятельности.

Дошкольное детство –ответственный период жизни человека- закладываются основы правильного

отношения к окружающему миру. Цель экологического воспитания детей – формирование начал

экологической культуры .

Важный путь по повышению экологического воспитания состоит в использовании разнообразных

форм и методов работы.

Над данной темой я работаю в течении пяти лет с 2012 года в своей работе использую занятия,

разнообразные циклы наблюдений в повседневной жизни , совместная деятельность в уголке

природы по уходу за комнатными растениями , Экскурсии , чтение книг о природе, О животных и

растениях, Беседы, Привлечение родителей к совместным с детьми наблюдениям за сезонными

изменениями в природе, рассказывание и обыгрывание народных сказок , проведение досугов

(Праздник «Осени» младшие группы), опытническая деятельность.

Первое с чего я начала свою работу - это подбор и изучение литературы по заданной теме ,

изготовление пособий , дидактических игр , подбор стихов ,сказок ,загадок, рассказов для детей.

Я работаю с детьми 3-4 лет, продолжила свою работу по экологии с того, что составила

перспективный план работы на год, подобрала конспекты занятий. В группе был оформлен уголок

природы таким образом, чтобы детям было удобно ухаживать и наблюдать за растениями.

Я считаю , что одним из важных средств ознакомления детей с окружающим миром являются

наблюдения . Наблюдения проводились ежедневно, что позволило обогащать у детей

представления об окружающем мире и формировать бережное отношение к природе . Каждое

наблюдение дает детям новые знания , постепенно расширяя и углубляя первоначальные

представления .Знания полученные в процессе наблюдений закреплялись, систематизировались с

помощью других форм и методов работы таких как рисование, лепка, ведение календаря

природы , беседа об увиденном. При описании явлений природы очень часто я использую стихи ,

песенки ,потешки, пословицы, поговорки. При чтении произведений дети учатся подмечать

характерные особенности того или иного природного явления . В уголке природы я знакомила

детей с комнатными растениями, дети учились поливать их ,ухаживать за ними, видеть сезонные

изменения. Научились называть их части (стебель , лист, корень). В процессе наблюдений важно

обращать внимание на красоту цветущих растений. На прогулке дети знакомились с растениями

,растущими на нашей местности . Для закрепления проводились игры «Четвертый лишний», «С

какого дерева лист» . Только в процессе взаимодействия с природой можно расширить

представления об окружающем мире . Дети при этом обследуют предметы и пытаются сделать

самостоятельные элементарные умозаключения.

В своей работе важное место я уделяю конечно же игре. Игра- является ведущим видом

деятельности дошкольников Через игровую деятельность детям лучше всего получать и осваивать

различные знания . Игра способствует воспитанию положительного отношения к природному

окружению, дети проявляют сочувствие, помогают всем нуждающимся в помощи ,учатся

заботиться о животных и растениях. Я широко применяю в практике дидактические игры такие

как « Кто где живет» , « У кого какая мама?» , «Угадай по описанию», « Овощи –фрукты», «Угадай

на вкус», « Кто что любит кушать?» «Времена года», «Кода это бывает?»

В процессе дидактических игр дети уточняют ,закрепляют ,расширяют имеющиеся у них

представления о предметах и явлениях природы.

Большое значение для развития детей имеют подвижные игры природоведческого характера

связаны с подражанием повадками животных , их образу жизни . Подвижные игры я подбираю в

соответствии с возрастными возможностями детей . «У медведя во бору», «Лохматый пес»,

«Смелые мыши», «Воробышки и кот», «Веселись детвора» « Зайка серенький сидит». Дети с

удовольствием повторяют слова за воспитателем ,имитируют движения и повадки животных

,закрепляют знания о диких и домашних животных. Воспитательное значение природы трудно

переоценить . Общение с природой положительно влияет на ребенка , делает его добрее ,мягче,

Будет в нем лучшие качества. Через игру дети теснее соприкасаются с природой.

Дошкольный возраст – возраст сказок. Это наиболее любимый детьми литературный жанр,

поэтому в развитии экологической культуры целесообразно применить сказку. Приоритетной

задачей сказок является формирование у детей целостно-окрашенного мира как дома, своего

собственного и общего для всех людей, для всего живого. в своей работе я использую Не только

показ сказок ,но и драматизацию с участием детей. Дети с удовольствием обыгрывают сказочных

героев , продолжают знакомиться с характерными особенностями лесных животных – лисы зайца.

Дети с удовольствием принимали участие в таких сказках как « Репка», «Теремок», «Заюшкина

избушка», «Колобок». Сказки можно использовать для ролевой игры, театрализованного

представления, включать в занятия по формированию реалистических представлений о животных.

Работая с детьми младшего дошкольного возраста мы учим наблюдать, анализировать , делать

элементарные выводы об окружающем мире .Дошкольники – прирожденные исследователи.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-

действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как ни какой другой

метод, соответствует этим возрастным особенностям. Исследовательская деятельность помогает

развивать познавательный интерес ребенка, его мышление, творчество, умение мыслить

логически, обобщать. Поэтому мы проводили опыты со снегом, С песком, С камнями, С водой, Со

льдом . Дети учились находить отличительные особенности живых и не живых объектов ,

сходства и различия между ними. Зимой я продолжала знакомить детей со свойствами снега

( лепить снежные колобки лучше из липкого снега ,чем колобки из сухого снега) . Дети учились

из снега с помощью формочек делать фигурки . Летом учились делать фигурки из песка. В

процессе игр с песком и водой дети закрепляли знания об их свойствах. Знакомились в процессе

бесед о значении воды для человека Животных и растений.

Подводя итоги работы, хочется отметить, что проводилась она не зря. Наблюдая за растениями и

животными, работая в цветнике, дети стали замечать то, на что раньше даже не обращали

внимания.

Так постепенно в процессе работы, я стараюсь воспитывать у детей доброту, отзывчивость,

развиваю детскую пытливость, любознательность, интерес, любовь к родной природе, желание

заботиться о ней. Уже виден результат работы.

И хочется закончить словами В. Сухомлинского « Мир окружающий ребенка-это прежде всего мир

природы, с безграничным богатством явлений , с неисчерпаемой красотой , здесь в природе ,

вечный источник детского разума.»

Список использованной литературы

1. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе

детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2007 (методическое пособие).

2. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.

3. Одинцова Л. Экспериментальная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. – М. :Сфера, 2012.

4.О,А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» Мозайка –синтез 2015 г.

5. а.к Бондаренко « Дидактические игры в детском саду»

6. М.А. Васильева В,В, Гербова , Т.С. Комарова «Методические рекомендации»



В раздел образования