Автор: Абеуова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ ЦРР д.с "Классика"
Населённый пункт: РС (Я),город Нерюнгри
Наименование материала: Статья
Тема: Экологическое воспитание детей в детском саду из опыта работы.
Раздел: дошкольное образование
Экологическое воспитание детей . из опыта работы.
Сухомлинский В.А. –Природа «Величайший источник мысли» добрых чувств.
Современный мир стоит у решающей черты ,за которой гибель природы и цивилизации или
выбор пути предотвращения экологической катастрофы ,грозящей всеобщим уничтожением .
Планету может спасти лишь деятельность людей ,осуществляемая на основе глубокого понимания
законов природы учета взаимодействий о природных сообществах ,осознание того что человек
является частью самой природы. Фундаментом ,истоком должен быть развитый в каждом
человеке достаточный уровень экологического сознания ,экологической культуры.
Экологическое воспитание является в настоящее время одним из приоритетных направлений в
работе. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей ,чем
целесообразнее организовывать этот процесс ,тем выше эффективность воспитания. Именно
через организацию совместной образовательной деятельности по экологии ,у дошкольников
формируется осознанно –бережное отношение к ближнему природному окружению ,как к живым
объектам. Обозначенная цель отвечает приоритетному познавательному-речевому направлению
и соответствует ФГОС ДОУ-обеспечению каждому ребенку условий для всестороннего развития ,
Формирования готовности к самостоятельному познанию окружающего мира через развитие
познавательной активности и овладение средствами и способами познавательной деятельности.
Дошкольное детство –ответственный период жизни человека- закладываются основы правильного
отношения к окружающему миру. Цель экологического воспитания детей – формирование начал
экологической культуры .
Важный путь по повышению экологического воспитания состоит в использовании разнообразных
форм и методов работы.
Над данной темой я работаю в течении пяти лет с 2012 года в своей работе использую занятия,
разнообразные циклы наблюдений в повседневной жизни , совместная деятельность в уголке
природы по уходу за комнатными растениями , Экскурсии , чтение книг о природе, О животных и
растениях, Беседы, Привлечение родителей к совместным с детьми наблюдениям за сезонными
изменениями в природе, рассказывание и обыгрывание народных сказок , проведение досугов
(Праздник «Осени» младшие группы), опытническая деятельность.
Первое с чего я начала свою работу - это подбор и изучение литературы по заданной теме ,
изготовление пособий , дидактических игр , подбор стихов ,сказок ,загадок, рассказов для детей.
Я работаю с детьми 3-4 лет, продолжила свою работу по экологии с того, что составила
перспективный план работы на год, подобрала конспекты занятий. В группе был оформлен уголок
природы таким образом, чтобы детям было удобно ухаживать и наблюдать за растениями.
Я считаю , что одним из важных средств ознакомления детей с окружающим миром являются
наблюдения . Наблюдения проводились ежедневно, что позволило обогащать у детей
представления об окружающем мире и формировать бережное отношение к природе . Каждое
наблюдение дает детям новые знания , постепенно расширяя и углубляя первоначальные
представления .Знания полученные в процессе наблюдений закреплялись, систематизировались с
помощью других форм и методов работы таких как рисование, лепка, ведение календаря
природы , беседа об увиденном. При описании явлений природы очень часто я использую стихи ,
песенки ,потешки, пословицы, поговорки. При чтении произведений дети учатся подмечать
характерные особенности того или иного природного явления . В уголке природы я знакомила
детей с комнатными растениями, дети учились поливать их ,ухаживать за ними, видеть сезонные
изменения. Научились называть их части (стебель , лист, корень). В процессе наблюдений важно
обращать внимание на красоту цветущих растений. На прогулке дети знакомились с растениями
,растущими на нашей местности . Для закрепления проводились игры «Четвертый лишний», «С
какого дерева лист» . Только в процессе взаимодействия с природой можно расширить
представления об окружающем мире . Дети при этом обследуют предметы и пытаются сделать
самостоятельные элементарные умозаключения.
В своей работе важное место я уделяю конечно же игре. Игра- является ведущим видом
деятельности дошкольников Через игровую деятельность детям лучше всего получать и осваивать
различные знания . Игра способствует воспитанию положительного отношения к природному
окружению, дети проявляют сочувствие, помогают всем нуждающимся в помощи ,учатся
заботиться о животных и растениях. Я широко применяю в практике дидактические игры такие
как « Кто где живет» , « У кого какая мама?» , «Угадай по описанию», « Овощи –фрукты», «Угадай
на вкус», « Кто что любит кушать?» «Времена года», «Кода это бывает?»
В процессе дидактических игр дети уточняют ,закрепляют ,расширяют имеющиеся у них
представления о предметах и явлениях природы.
Большое значение для развития детей имеют подвижные игры природоведческого характера
связаны с подражанием повадками животных , их образу жизни . Подвижные игры я подбираю в
соответствии с возрастными возможностями детей . «У медведя во бору», «Лохматый пес»,
«Смелые мыши», «Воробышки и кот», «Веселись детвора» « Зайка серенький сидит». Дети с
удовольствием повторяют слова за воспитателем ,имитируют движения и повадки животных
,закрепляют знания о диких и домашних животных. Воспитательное значение природы трудно
переоценить . Общение с природой положительно влияет на ребенка , делает его добрее ,мягче,
Будет в нем лучшие качества. Через игру дети теснее соприкасаются с природой.
Дошкольный возраст – возраст сказок. Это наиболее любимый детьми литературный жанр,
поэтому в развитии экологической культуры целесообразно применить сказку. Приоритетной
задачей сказок является формирование у детей целостно-окрашенного мира как дома, своего
собственного и общего для всех людей, для всего живого. в своей работе я использую Не только
показ сказок ,но и драматизацию с участием детей. Дети с удовольствием обыгрывают сказочных
героев , продолжают знакомиться с характерными особенностями лесных животных – лисы зайца.
Дети с удовольствием принимали участие в таких сказках как « Репка», «Теремок», «Заюшкина
избушка», «Колобок». Сказки можно использовать для ролевой игры, театрализованного
представления, включать в занятия по формированию реалистических представлений о животных.
Работая с детьми младшего дошкольного возраста мы учим наблюдать, анализировать , делать
элементарные выводы об окружающем мире .Дошкольники – прирожденные исследователи.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-
действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как ни какой другой
метод, соответствует этим возрастным особенностям. Исследовательская деятельность помогает
развивать познавательный интерес ребенка, его мышление, творчество, умение мыслить
логически, обобщать. Поэтому мы проводили опыты со снегом, С песком, С камнями, С водой, Со
льдом . Дети учились находить отличительные особенности живых и не живых объектов ,
сходства и различия между ними. Зимой я продолжала знакомить детей со свойствами снега
( лепить снежные колобки лучше из липкого снега ,чем колобки из сухого снега) . Дети учились
из снега с помощью формочек делать фигурки . Летом учились делать фигурки из песка. В
процессе игр с песком и водой дети закрепляли знания об их свойствах. Знакомились в процессе
бесед о значении воды для человека Животных и растений.
Подводя итоги работы, хочется отметить, что проводилась она не зря. Наблюдая за растениями и
животными, работая в цветнике, дети стали замечать то, на что раньше даже не обращали
внимания.
Так постепенно в процессе работы, я стараюсь воспитывать у детей доброту, отзывчивость,
развиваю детскую пытливость, любознательность, интерес, любовь к родной природе, желание
заботиться о ней. Уже виден результат работы.
И хочется закончить словами В. Сухомлинского « Мир окружающий ребенка-это прежде всего мир
природы, с безграничным богатством явлений , с неисчерпаемой красотой , здесь в природе ,
вечный источник детского разума.»
Список использованной литературы
1. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе
детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2007 (методическое пособие).
2. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.
3. Одинцова Л. Экспериментальная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. – М. :Сфера, 2012.
4.О,А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» Мозайка –синтез 2015 г.
5. а.к Бондаренко « Дидактические игры в детском саду»
6. М.А. Васильева В,В, Гербова , Т.С. Комарова «Методические рекомендации»