Напоминание

"Куб природы"


Автор: Королёва Галина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №11 "Звёздочка"
Населённый пункт: город Шарья Костромской обл
Наименование материала: дидактическое пособие по экологии Костромской области.
Тема: "Куб природы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №11 «Звездочка»» городского округа город Шарья

Костромской области.

«Куб природы»

дидактическое пособие по экологии Костромской области.

Предназначено для детей старшего возраста

сроком на один год

Авторы дидактического пособия:

Королёва. Галина Владимировна

Вестникова Мария Владимировна

г.Шарья 2018

Введение

Экологическое образование, воспитание дошкольников в настоящее время становится одним из

приоритетных

направлений.

Чем

раньше

начинается

формирование

основ

экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень.

Главная

задача

этого

пособия

научить

видеть

и

понимать

красоту

родной

природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в

области экологии и научить соблюдать элементарные правила поведения при

взаимодействии с природой

Один

из

основных

принципов

экологического

образования

это

принцип

научности

и

достоверности

фактов.

Но

как

рассказать

детям

о

том,

как

размножаются растения, о пользе и вреде нефти, о нересте рыб, о силе медведя

или рождении бабочки (при этом не нарушая детскую тягу к познанию)? Как

увлечь и заинтересовать их? Ведь материал для обсуждения по большей части не

что иное, как сухие, строгие научные факты, которые зачастую просто непонятны

детям.

Необходимо

выбрать

такие

формы

и

методы

экологического

развития

дошкольников,

которые

позволили

бы

продемонстрировать

приспособление

растений и животных к среде обитания, взаимосвязи в природных сообществах,

связь человека с природой.

Таким

занимательным

средством

обучения

может

быть

куб

природы,

характерной особенностью которой является переработка материала, получаемого

из природного окружения

Такой подход будет интересен детям новизной . А так же элементами, из которых

строится экологический куб, потому что таковыми являются реальные предметы и

взаимоотношения в природе.

Экологический куб воздействует не только на сознание, но и на чувства ребенка.

Она позволяет ребенку более глубоко пережить те, или иные, явления в природе,

учит детей научному видению природы.

Данное пособие рекомендована для работы с детьми в старшей подготовительной

группе дошкольников и младших школьников (5-7 лет)

Основная часть

«Куб природы»

Цель

использования

пособия: помочь

дошкольникам

упорядочить

и

систематизировать

знания

об

окружающем

мире,

постичь

понимания

взаимосвязей в природе.

Задачи:

- Воспитание чуткости, доброты, бережного отношения к природе; любви к

Родине;

- формирование потребности в приобретении экологических знаний;

-

формирование

интереса

к

объектам

окружающего

мира,

условиям

жизни

растений, животных;

-поддерживать у детей инициативу, пытливость, активность и самостоятельность в

экологически ориентированной деятельности;

- развивать личный познавательный опыт детей

Описание пособия: Пособие представляет собой куб, каждая грань которого –

природная

зона

Костромской

области.

В

нижней

части

граней

карманы

для

карточек.

Для удобства в использовании куб укреплен на крутящемся диске. К пособию

прилагаются

карточки

с

изображениями

представителей

флоры

и

фауны

различных

природных

зон . Для

изготовления использованы

плакаты

серии

«Природные зоны России».

Куб предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Используется в

рамках учебной нагрузки в соответствии с нормами санпин в индивидуальной и

совместной деятельности по познавательному развитию в старшем возрасте 20-25

мин, подготовительном 25-30 мин. Он универсален: поможет детям не только

познакомиться с животными, растениями Костромской обл, увидеть красоту и

разнообразие

природы,

но

и

расширить

кругозор

воспитанников,

развить

их

память, внимание, мышление, речь. Способствует повышению познавательной

активности ребёнка.

Пособие может быть использовано как в совместной деятельности ребенка и

взрослого, так и для самостоятельных и коллективных игр.

Технология использования дидактического материала

Сроки

Тема

Цель

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

ь

« Г д е

р а с т у т

э т и

растения?»

Дети помогают животным и растениям найти свой дом,

выбрав подходящие климатические условия.

« Г д е

ж и в у т

э т и

животные?»

«Помоги животным и растениям найти свой дом».

«Найди лишнее»

«Продолжи ряд»

« П о м о г и

и с п р а в и т ь

ошибку».

Дети сравнивают животных, находят сходство и различие

между

ними,

общее

и

различное

у

растений,

учатся

замечать

интересные

особенности

внешнего

вида,

поведения животных.

О

К

Т

Я

Б

Р

ь

«Узнай по описанию».

Детям

предлагается определить

природную

зону

по

описанию

«Установи соответствие».

Дети учатся устанавливать соответствие: природная зона –

её климат, растения, животные, птицы.

«Составь рассказ».

Опираясь на пособие можно рассказать о животном или

растении, составлять и отгадывать загадки.

Н

О

Я

Б

Р

ь

«Детки с какой ветки?»

Дифференцировать отличительные признаки деревьев.

« К а к о е

н а с е к о м о е ,

назови?»

Формировать

у

детей

понятие

«насекомое».

Узнавать

и

называть

представителей

насекомых:

муха,

бабочка,

стрекоза, божья коровка, пчела, жучок, кузнечик…

«Кто как поет?

Формировать

артикуляцию

речи.

От рабатывать

правильные звукоподражания птицам. Закреплять знания

детей об особенностях птиц

Д

Е

К

А

Б

ь

«Воздух, земля, вода»

Закреплять знания детей об объектах природы. Развивать

слуховое внимание, мышление, сообразительность.

«Природа и человек»

Закрепить и систематизировать знания детей о том, что

создано человек и что дает человеку природа

«Выбери нужное»

Закреплять

знания

о

природе.

Развивать

мышление,

познавательную активность.

Я

Н

В

А

Р

ь

«Прилетели птицы»

Уточнить представление о птицах.

«Звери, птицы, рыбы»

Закреплять

умение,

классифицировать

животных,

птиц,

рыб.

«Угадай, что где растет»

Уточнить знание детей о названиях и местах произрастания

растений; развивать внимание, сообразительность, память

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

«Сложи животное»

Закрепить

знания

детей

о

диких

животных.

Учить

описывать по наиболее типичным признакам

«Четвертый лишний»

Закреплять знания детей о насекомых.

«Кто чем питается?»

Закрепить знания у детей, чем питаются звери.

М

А

Р

т

«Кто где живёт»

Закреплять знания о животных и местах их обитания.

«Летает,

плавает,

бегает,

прыгает

Закреплять знания об объектах живой природы.

«Береги природу»

Закреплять знания об охране объектов природы.

А

П

Р

Е

Л

Ь

«Лекарственные

растения»

Закрепить знания лекарственных растений.

«Я знаю

Описать предмет и узнать его по описанию.

«Назови птицу с нужным

звуком».

Развивать фонематический слух, быстроту мышления.

М

А

Й

«Узнай птицу по силуэту»

Закреплять

знания

о

зимующих

и

перелетных

птицах,

упражнять в умении узнавать птиц по силуэту.

«Найди

листок,

как

на

дереве».

Учить

классифицировать

растения

по

определенному

признаку

« О т г а д а й т е ,

ч т о

з а

растение».

Описать предмет и узнать его по описанию.

Ожидаемые результаты :

У детей присутствуют чуткость , доброта, бережное отношение к природе.

Сформированы потребность в приобретении знаний.

Сформировался

интерес

к

объектам

окружающего

мира,

условиям

жизни

растений, животным.

Развился личный познавательный опыт детей

Вывод.

Методические пособие «Куб природы» соответствует требованиям стандарта

дошкольного

образования.

Знания,

полученные

в

игровой

форме,

пригодятся

детям в школе. Пособие сделано в форме крутящегося куба, это отличает его от

традиционных демонстрационных пособий, и яркие картинки помогут ребенку в

занимательной форме легче усвоить знания о живом мире нашей области. Игры,

предложенные

в

пособии

,

помогут

дошкольникам

любить

родной

край

и

окружающую как живую, так и неживую природу.

Приложение

Список лексических тем на год:

Дата

Тема недели

Сентябрь

1-2неделя

Педагогические наблюдения

3 неделя

Осень

4 неделя

Овощи

Октябрь

1 неделя

Фрукты

2 неделя

Овощи - фрукты

3 неделя

Грибы, ягоды

4 неделя

Семья

Ноябрь

1 неделя

Одежда

2 неделя

Обувь

3 неделя

Игрушки

4 неделя

Перелетные птицы

5 неделя

Зимующие птицы

Декабрь

1 неделя

Зима

2 неделя

Россия

3 неделя

Наш город

4 неделя

Новый год

Январь

1 неделя

Новогодние каникулы

2 неделя

Домашние животные

3 неделя

Домашние птицы

4 неделя

Дикие животные

Февраль

1 неделя

Дикие животные жарких стран

2 неделя

Дикие и домашние животные

3 неделя

Профессии

4 неделя

Наша армия

Март

1 неделя

Весна

2 неделя

8 марта

3 неделя

Мебель

4 неделя

Посуда

5 неделя

Продукты питания

Апрель

1 неделя

Деревья

2 неделя

Космос

3 неделя

Насекомые

4 неделя

Цветы

Май

1 неделя

День победы

2 неделя

Транспорт

3 неделя

Правила дорожного движения

4 неделя

Лето

5 неделя (29.05 -31.05)

Лето

Описание

тема

материал

Методика проведения

«Воздух,

земля,

вода»

картинки .

Вариант

1.

Ребенок

берёт

и

называет

объект

природы,

например,

«сорока».

Ребенок

должен

ответить

«воздух»

и

кладёт

картинку

.

На

слово

«дельфин»

ребенок отвечает «вода», на слово «волк» -

«земля» и т.д.

Вариант

2.

Воспитатель

называет

слово

«воздух» ребенок , должен назвать птицу.

На слово «земля» - животное, обитающие

на земле; на слово «вода» - обитателя рек,

морей, озер и океанов.

«Выбери нужное»

Предметные

картинки.

На столе рассыпаны предметные картинки.

Воспитатель

называет

какое

либо

свойство

или

признак,

а

дети

должны

выбрать

как

можно

больше

предметов,

которые этим свойством обладают.

Например:

«зеленый»

-

это

могут

быть

картинки

листочка,

кузнечика.

Или:

«влажный»

-

вода,

росса,

облако,

туман,

иней и т.д.

«Звери,

птицы,

рыбы»

: картинки

Вариант

1:

Дети

становятся

около

куба.

Играющие

по

очереди

берет

в

руки

картинку

и

называют

название

(зверя,

птицы, рыбы) и вставляет в кармашек

«Сложи

животное»

к а р т и н к и

с

изображением

разных

животных

(каждое в двух

экземплярах).

: один экземпляр картинок целый, а второй

разрезанный

на

четыре

части.

Дети

рассматривают целые картинки, затем они

должны

из

разрезанных

частей

сложить

изображение животного, но без образца.

«Угадай – ка»

картинки

на

каждого

р е б е н к а

с

изображение

деревьев.

Книга загадок.

На

столе

перед

каждым

ребенком

лежат

картинки отгадки. Воспитатель загадывает

загадку,

дети

находят

и

вставляют

картинку-отгадку.

«Четвертый

лишний»

картинки

Воспитатель называет четыре слова, дети

должны показать лишнюю картинку:

Вариант 1:

1) заяц, еж, лиса, шмель;

2) трясогузка, паук, скворец, сорока;

3) бабочка, стрекоза, енот, пчела;

4)

кузнечик,

божья

коровка,

воробей,

майский жук;

5) пчела, стрекоза, енот, пчела;

6)

кузнечик,

божья

коровка,

воробей,

комар;

7) таракан, муха, пчела, майский жук;

8)

стрекоза,

кузнечик,

пчела,

божья

коровка;

9) лягушка, комар, жук, бабочка;

10) стрекоза, мотылек, шмель, воробей.

Вариант

2: Воспитатель

читает

слова,

а

дети

должны

подумать,

какие

из

них

подходят

муравью

(шмелю…пчеле…

таракану).

Словарь: муравейник,

зеленый,

порхает,

мед,

увертливая,

трудолюбивая,

красная

спинка,

пассика,

надоедливая,

улей,

мохнатый, звенит, река, стрекочет, паутина,

квартира,

тли,

вредитель,

«летающий

цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион

по

прыжкам»,

пестрокрылая,

большие

глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар,

пыльца,

гусеница,

защитная

окраска,

отпугивающая окраска.

«Прилетели

птицы»

Стихотворение

о птицах.

Дети

отгадывают

,

что

за

птица

и

и

поднимают картинку-отгадку.

«Угадай – ка»

к а р т и н к и

с

На

столе

лежат

картинки

отгадки.

изображением

я г од .

К н и г а

загадок.

Воспитатель

загадывает

загадку,

дети

отыскивают

и

поднимают

картинку-

отгадку.

« К т о

ч е м

питается?»

Картинки

зверей

Дети берут картинку и рассказывают, кто

чем питается.

«Лекарственные

растения»

К а р т о ч к и

с

растениями.

Воспитатель берет растения и показывает

их

детям,

уточняет

правила

игры:

вот

лежат

лекарственные

растения.

Я

буду

показывать вам какое-нибудь растение, а

вы

должны

рассказать

о

нем

все,

что

знаете.

Например,

ромашку

аптечную

(цветы)

собирают

летом,

подорожник

(собирают

только

листики

без

ножек)

весной

и

в

начале лета, крапиву – весной, когда она

только

только

вырастет

(2-3

рассказа

детей).

«Кто где живёт»

Карточки

«Животных»,

«Места

обитания».

Воспитатель

показывает

картинку

с

изображением животного. Ребёнок должен

определить, где оно обитает

«Летает,

плавает,

бегает, прыгает»

К а р т и н к и

с

изображением

разных

животных.

Вариант

1: Воспитатель показывает или

называет

детям

объект

живой

природы.

Д е т и

долж н ы

и зобра з и т ь

с п о с о б

передвижения

этого

объекта.

Например:

при слове «зайчик» дети начинают бежать

(или

прыгать)

на

месте;

при

слове

«карась»

-

имитируют

плывущую

рыбу;

при слове «воробей» - изображают полёт

птицы.

В а р и а н т

2 : Дети

классифицируют

картинки

летающие,

бе г а ю щ и е ,

прыгающие, плавающие.

«Узнай

птицу

по

силуэту»

К а р т и н к и

с

силуэтами

птиц.

Детям предлагаются силуэты птиц. Дети

отгадывают птиц и называют перелетная

или зимующая птица.



В раздел образования