Напоминание

Комплексная работа над развитием техники и созданием художественного образа в классе фортепиано


Автор: Руденко Мария Юрьевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ №1" Саратовского муниципального района Саратовской области
Населённый пункт: филиал в р.п. Красный Октябрь
Наименование материала: методическая разработка открытого урока
Тема: Комплексная работа над развитием техники и созданием художественного образа в классе фортепиано
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств №1»

Саратовского муниципального района Саратовской области

ОТКРЫТЫЙ УРОК

Преподавателя Руденко М.Ю.

с учащейся 3 класса ДООП «Фортепиано»

специальность

на тему: «Комплексная работа над развитием техники и созданием

художественного образа в классе фортепиано»

Филиал в р.п. Красный октябрь

15.03.2018

Тема урока «Комплексная работа над развитием техники и созданием

художественного образа в классе фортепиано»

Урок с обучающейся 3 класса по ДООП в области музыкального искусства

«Основы исполнительского мастерства (фортепиано)» Землянухиной

Анной.

Тип урока:

Индивидуальный урок – комбинированный, продолжительность урока

- 40 минут

Цель урока: отработка модели самостоятельной работы ученика над

устранением проблем технического плана, развитие гармонического слуха и

структурного мышления, работа над художественным образом при

разучивании музыкального произведения

Задачи урока:

Образовательные:

формировать навыки эффективного использования всего комплекса

полученных знаний;

искать рациональные приемы игры на фортепиано;

овладеть способами интеграции музыкально-образного мышления,

музыкально-слуховых представлений, исполнительских умений и

навыков;

овладевать средствами музыкально-исполнительской выразительности

Развивающие:

развивать технические навыки исполнительства;

развивать мотивационную сторону личности исполнителя через

активацию художественно-образного мышления;

развивать музыкально-слуховые, аналитические, исполнительские

навыки

Воспитательные:

воспитывать эстетический вкус;

воспитывать любовь к музыке, осознанное отношение к качеству

исполнения музыкальных произведений;

воспитывать усидчивость и трудолюбие.

Здоровьесберегающие:

развитие мышц пальцев, что положительно влияет на память, которая

будет интенсивнее развиваться;

чередование различных видов учебной деятельности;

психологический комфорт на уроке, заряд позитивных эмоций.

Оборудование: инструмент фортепиано, подставки на стул и под ноги, стулья

по числу присутствующих в классе. Ноты музыкальных произведений

Упражнения Шарля Ганона; Гаммы, арпеджио, аккорды (Н - dur); И.Иордан

«Охота за бабочкой»; Роберт Шуман «Вальс» соч. 124 №4.

План урока

1.

Организационный момент. Сообщение темы урока, постановка учебной

задачи — 1мин.

2.

Основная часть урока — 35 мин.

а) Гимнастика на освобождение тела обучающегося от зажимов — 2 мин.

б) игра упражнений и гамм - 8 мин.

в) Работа над музыкальными произведениями — 20 мин.

3. Закрепление материала — 5 мин.

4. Заключительная часть: оценка, домашнее задание — 3 мин.

Рефлексия. Подведение итогов — 1 мин.

Приёмы и методы работы на уроке:

- словесный (беседа, объяснение),

- практический,

- творческий,

- репродуктивный,

- игровой метод,

- метод наблюдения,

- метод самостоятельной работы,

- метод анализа и синтеза.

Ход урока.

1. Организационный этап. Сообщение темы урока, постановка

учебной задачи.

План урока.

1.Тема урока:

«Межпредметная

интеграция в

современной школе

искусств

как один из методов

работы над

художественным

образом музыкального

произведения»

2. Цель урока:

Активизация и развитие

художественно-образного

мышления

учащихся посредством

использования

комплекса средств,

включающих

межпредметную связь и

проблемно-поисковые

ситуации.

3. Задачи урока:

образовательные:

подхода к обучению.

Всем нам известно, что

компетентносный подход

предполагает тесную

взаимосвязь и

практическое

использование всех

знаний,

умений и навыков,

полученных в процессе

обучения.

Успешность работы по

формированию

художественного образа

музыкального

произведения зависит от

многих составляющих,

это и умение

передать эпоху, стиль,

исполняемого

произведения,

способность осмыслить

особенности

гармонического языка,

возможность освоить

произведение

технически, иными

словами это ежедневная

кропотливая работа

исполнителя.

Прежде чем начать

практическую часть

урока хотелось бы дать

точное

определение понятию

«художественный образ»

музыкального

произведения.

Художественный образ

музыкального

произведения

определяется как

интегрированное

отражение авторского

замысла музыкального

произведения

сквозь призму

индивидуальности

исполнителя.

Работа над

художественным

образом музыкального

произведения условно

делится на два этапа.

На первом этапе

обучающийся

охватывает только

общий

характер и

эмоциональный тон

исполняемого

произведения. На

втором этапе

впечатления постепенно

дифференцируются, и

речь идет о форме,

мелодии,

педализации,

ритмических

особенностях

произведения и т.д.

Сегодня на уроке мы

покажем работу по

воплощению

художественного

образа «Элегической

серенады» В.Купревича с

учащейся 4 класса

фортепианного

отделения.

Хорошо

известно,

что

работа

над

музыкальным

произведением

является основой обучения игре на фортепиано, и, кроме того, представляет

собой целостный единый и сложный процесс, который включает в себя

множество проблем. Речь идет и о проблеме звучания, точности фразировки и

ритма, аппликатуры и педализации, в целом – о выразительности исполнения,

исполнительской

технике,

то

есть

об

использовании

комплекта

средств,

необходимых для воплощения художественного образа.

Одной из главных задач, стоящих перед преподавателями фортепианного

класса – преодолеть разрыв между художественными замыслами учащегося

и

их

техническими

возможностями,

которые

подчас

недостаточны

для

практической

реализации

этих

замыслов

и

намерений.

Поэтому

основополагающая

педагогическая

цель:

оптимизация

проце сса

формирования двигательно-технических умений и навыков,

определение

современных

педагогических

подходов

к

решению

этой

проблемы.

Анечка занимается в моем классе третий год и добилась определенных

результатов в овладении инструментом. Но у нас есть проблема – отсутствие

инструмента дома. Причем, если раньше его не было в принципе, то сейчас

появился синтезатор. В связи с этим, нам стало легче заниматься разбором

текста,

выучиванием

наизусть,

но при

занятиях

на

фортепиано

стала

появляться

определенная

зажатость,

которую

я

связываю

с

разницей

в

усилиях при нажатии клавиш по сравнению с синтезатором. Наша задача –

преодолеть зажатость и пойти дальше в техническом развитии и в овладении

инструментом.

3.

Основная часть урока

а)Гимнастика на освобождение тела обучающегося от зажимов

В силу специфики наших занятий, дети приходят на урок фортепиано

после общеобразовательной школы, и прежде чем перейти к выполнению

поставленных задач, необходимо снять накопившееся мышечное напряжение,

усталость

детей

после

предыдущих

занятий.

Для

этого

существует

ряд

упражнений,

доказавших

свою

полезность

десятилетиями

использования.

Сегодня мы в процессе урока покажем вам несколько, которые нам нравятся

более других. И начнем с упражнения «Балерина». Чуть прогнутый корпус.

На вдох подняться на носки и одновременно плавно приподнять руки вверх,

скрестить их над головой и развести в стороны. На выдохе руки свободно

падают и раскачиваются до полной остановки. Педагог в это время проверяет,

расслаблены

ли

мышцы

плеч

(подставляя

под

плечи

ребенка

ладони).

Упражнение помогает распрямить туловище, научиться ощущать руки «из

корпуса», а также освобождать мышцы рук от зажимов.

Упражнение 2 - «Стирка». Ученик представляет, что стирает какую-либо

вещь.

Постирал

надо

стряхнуть.

Если

стряхивать

хорошо

брызги

разлетаются далеко, а если стряхивать зажатыми руками – все брызги падают

на живот. Значит, будешь мокрым ходить. И когда играешь на рояле – звуки,

как

брызги:

играешь

свободными

руками

звуки

далеко

в

зал

летят,

а

играешь зажатыми – они все здесь, у тебя остаются. И их никто не услышит

б) игра упражнений и гамм

Проверка качества выполнения домашнего задания Обучающийся

показывает преподавателю выполнение домашнего задания:

показ обучающимся гаммы Н – dur.

Само слово «техника» происходит от греческого слова techne, которое

означает

«искусство»,

«мастерство».

Фортепианная

техника

-

дело

чрезвычайно точное и многообразное, требующее постоянного включенного

слухового

и

двигательного

контроля,

для

которого

необходимо

немалые

умственные усилия, особенно, когда неправильные навыки («зажимы») уже

успели,

«пустить

корни»

в

подсознание

ученика.

Авторы

наилучших

фортепианных этюдов и упражнений – К.Черни, Крамер, М. Клементи и др. –

находили обобщенные, сконцентрированные технические формулы, освоение

которых

помогает

овладеть

различными

вариантами

этих

формул

в

художественных произведениях. В воспитании техники большое значение

имеет систематичность приобретения навыков.

В педагогической практике используются различные виды упражнений.

Для применения можно использовать сборники упражнений, сообразуясь с

потребностью того или иного ученика: для детей – из «Подготовительных

упражнений к различным видам фортепианной техники». Е. Гнесиной, для

более подвинутых учеников из «160 восьмитактовых упражнений» ор. 821 К.

Черни, «Новой формулы» В. Сафонова, упражнений А. Корто, М. Лонг. Для

расширения и обновления педагогического репертуара на начальном этапе

обучения,

а

также

в

качестве

дополнительного

материала

к

имеющимся

школам и пособиям создан сборник 50 упражнений для беглости пальцев Т.

Симоновой

«Скороговорки

для

фортепиано»

доступность,

знакомство

с

новыми

музыкальными

образами

и

техническими

комбинациями

характерная черта данного сборника.

Нельзя обойти стороной и упражнения Ш. Ганона. Поскольку они, в

свою очередь, содержат материал разной трудности. Но как полезное сделать

ещё и интересным? Ведь пути развития пианиста в двигательном отношении,

как

и

во

всех

других,

индивидуальны.

Тут

педагогу

нужно

проявить

фантазию:

можно

варьировать

штрихи,

ритм

(добиваясь

ритмической

точности в избранной вами фигуре), не забывайте о динамических нюансах

(играйте с различными оттенками, используйте крещендо и диминуэндо),

экспериментируйте с тембровыми красками. Но при этом следует помнить

известное правило В.Сафонова: «Играй всегда так, чтобы пальцы твои шли за

головой, а не голова за пальцами».

Основные этапы технической отработки:

1.

На крышке (столе), высоко поднимая пальцы

2.

На клавиатуре – высоко поднимая пальцы («печатная машинка»)

3.

На клавиатуре - все внутри ладони, опуская пальцы и поднимая их

только на высоту клавиши.

1 этап - работа по позициям, исключив 1 палец. Малая позиция: си-до диез-

ре

диез.

Здесь

необходимо

приучить

ученика

к

хорошему

контакту

с

клавиатурой.

Нажим

пальца

в

клавишу

должен

проходить

без

толчка.

Передача

веса

из

пальца

в

палец

должна

проходить

методом

плавного

переступания с пальца на палец. Пальцы движутся за кистью. При этом

необходимо следить, чтобы пальцы, которые не играют, не напрягались, не

оттопыривались. Кисть должна быть все время собранной. Мы как будто

перекатываем

гирьки.

Большая

позиция:

фа

диез-соль

диез-

ля

диез-си.

Отрабатываем таким же образом. Переносим вес тела с пальца на палец.

Упражнение «Кластер».

2 этап. Теперь нам нужно соединить обе позиции, т.е. заняться

подкладыванием 1 пальца. Ставим одновременно до диез и ре диез. Первый

палец двигается (скачет). Как можно ловчее.

Упражнения на подкладывание и перекладывание пальцев

Упражнение «Броски» - игра гаммы одним пальцем (начинаем с первого)

3 этап. Ре диез – ми – фа диез. Палец ставим «на пуанту». Затем добавляем

по одной ноте сверху и снизу.

В силу экономии времени, я попрошу Аню аналогичные упражнения

проделать левой рукой дома самостоятельно.

«ОХОТА ЗА БАБОЧКОЙ», автор И .Иордан.

Сложность:

- 3-нотные залигованные мотивы, написанные на сильную долю, когда

образ предполагает избегать статики и двигаться к вершинам фраз, нельзя

передерживать восьмую в этих мотивах, т. к. это утяжелить их, но и не

стаккатировать, во избежание резких ненужных акцентов;

- динамика в кульминации не от доли к доле – постепенно (чтобы не

усиливать слабые доли, а от мотива к мотиву);

- важно избегать грубых звуков, нарушающих образ, перекосов в мотивах,

показать

несколько

волн

в

кульминации

и

непрерывное

движение,

не

разделенное на отдельные мотивы

Используем в работе над музыкальными фрагментами:

- приём вычленения отдельных мотивов и объединение их во фразы,

- игра каждой рукой отдельно,

- многократные повторения в работе над звуком,

-

поиск

нужных

движений

(готовить

нужную

руку,

чтобы

не

было

остановок, запинок,

- словесную подтекстовку;

-

показ

педагога,

чтобы ученик

имел

представление,

как

следует

исполнить ту или иную фразу для передачи лёгкости и полётности звука.

Большое

внимание

уделяет

игровым

приёмам,

координации

движений,

слуховому

контролю

и

экономичности

движений

при

полной

свободе

движений, закрепляя навык «дышащей руки». Особое внимание уделяется

характеру

всей

пьесы,

лёгкости

в

звуке

(для

передачи

полёта

бабочки),

аппликатурной и штриховой точности.

Сейчас мы перейдем к работе над следующей пьесой. Аня исполнит нам

Вальс Р.Шумана ля минор.

Человек большой и светлой души, мечтатель и выдумщик, очень любивший

людей – взрослых и детей, - таким предстаёт в своей музыке Роберт Шуман –

великий немецкий композитор-романтик. Шумана можно сравнить с хорошо

знакомым

нам

Гансом

Христианом

Андерсеном.

Оба

они

обращались

к

самому лучшему в людях: к их способности замечать красоту и добро, видеть

чудесное

и

необыкновенное

в

полевом

цветке,

в

шелесте

ле са,

прислушиваться к тайному голосу человеческого сердца.

Главная задача при работе с произведением – проникнуть в содержание. А

затем

воссоздать

его

более

правдиво.

Правдивое

во ссоздание

художественного образа предполагает не только верность авторскому тексту,

но и эмоциональную насыщенность исполнения.

Нужно приучать ученика слушать своё исполнение, запоминать его, и

анализировать , что удалось сделать, а что не удалось, необходимо выяснить

причину неудачи. После того, как ученик выяснит характер трудности, он

должен уметь найти рациональный путь для её преодоления. Лучше выделить

сложные построения и работать над ними отдельно.

Если ученик, например, не может играть мелодические голоса, так как

этому мешают другие голоса, надо упростить задачу, проиграв одну мелодию

и наиболее трудные места в ней, затем поочередно добавлять и другие голоса.

Если не выходит длинный пассаж в целом, поучить его частями, а затем

объединить. Иногда надо сосредоточиться на какой-либо стороне исполнения

-

на

звуковой,

метро

-

ритмичной,

на

педализации.

Для

преодоления

различных

технических

трудностей

и

закрепления

разобранного

текста

приходится многократно проигрывать, как отдельные построения и голоса,

так и сочинение в целом.

О

темпе.

Темп

должен

обусловливаться

задачами,

стоящим

перед

исполнителем. Надо учить в таком темпе, чтобы ученик услышал все детали

своей игры и преодолел недостатки.

Последний этап – окончательное выяснение художественных задач и

разрешение

их.

Собираются

отдельные

куски

в

единое

целое.

Чтобы

выполнить

эти

задачи

требуется

систематическое

проигрывание

пьесы

в

целом в темпе от начала до конца. Но для того, чтобы пьесу не «заиграть»,

нужно систематически возвращаться к игре в медленном темпе, и продолжать

работу над отдельными трудными деталями.

При

работе

над

этим

вальсом

полезно

начать

с

сопровождения,

исполнить его вальсовый аккомпанемент – легко, с чуть заметной опорой на

бас. Полезно выучить партию левой руки наизусть.

При разучивании мелодии добиваться музыкального выразительного

исполнения

мягкого

насыщенного

звучания

долгих

синкопированных

длительностей

и

их

плавной

связи

с

последующими

более

короткими,

соединить в общую линию.

Имеет огромное значение осмысленное исполнение штрихов, а также

использование двигательных приемов (в быстром темпе кистевые движения

минимальные) и применение правильной аппликатуры.

Танцевальному

началу

следует

подчинить

и

педализацию.

Педаль

следует брать на первую долю и иногда чуть позже баса, чтобы не «зацепить»

мелодические звуки предшествующего такта.

«Педаль». Упражнение для ног. Точность и тонкость педализации во

многом зависят от свободного состояния ноги и положения стопы на педали.

Опора на пятку, прикасаться к педали частью стопы, нога должна как бы

слиться с ней и работать, не отрываясь от нее. Такое положение помогает

правильно

прикасаться

педали,

легко

бесшумно

и

с

большей

точностью

опускать ее как угодно мало и как угодно часто.

а) свободно отклоняйте колено в стороны, опираясь на пятку;

б) легко вибрируйте стопой;

в) вращайте стопу вокруг педали;

г) поворачивайте стопу вправо и влево;

Рефлексия.

1. Скажи, трудности у тебя были?

2.Как ты считаешь, ты достигла цели, произведение зазвучало интереснее?

3.А ты довольна результатом?

Я рада, что ты слышишь свое исполнение и можешь сказать получилось у

тебя или нет. Я тебе дам это задание на дом для закрепления. А ты

обязательно повторяй эти действия дома

III. Заключительный этап.

-Сегодня на уроке мы показали работу над произведениями очень яркими,

содержательными, образными. Показали соотношение музыкально-

художественных и технических задач, когда эти два понятия сливаются в

единый исполнительский процесс.

Домашнее задание: Работая самостоятельно над пьесами, через средства

выразительности, исполнительскую технику, различные приёмы

звукоизвлечения, необходимо стремиться передать, показать, донести до

слушателей художественный замысел композитора.

Список используемой литературы

1.

Алексеев А. История фортепианного искусства. – Вып. 1-2. – М.,1988

2.

Гуревич Е. Музыкальное воспитание и образование на немецких

землях от средневековья к XXI веку. – М.,1991

3.

Житомирский Д.В. Роберт Шуман. – М., 1964

4.

Зенкин К. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма.

– М., 1997

5.

Музыка Австрии и Германии 19 века. Вып.2. – М., 1990

6.

Натансон В. Р.Шуман. «Альбом для юношества» // Вопросы

фортепианной педагогики. – Вып.1. – М., 1963

7.

Роберт Шуман и перекрестье путей музыки и литературы. Сб. научных

трудов. – Харьков, 1997

8.

Ражников В. Диалоги о музыкальной педагогике. – М., 2004



В раздел образования