Автор: Бобровская Ольга Васильевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: СПб ГБПОУ "Медицинский колледж №2"
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: учебно-методическая разработка
Тема: "Уверенное поведение как фактор успешности социализации"
Раздел: среднее профессиональное
Санкт-Петербургское государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
“ Медицинский колледж № 2”
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ РАЗРАБОТКА ДЛЯ
ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
по теме: «Уверенное поведение как фактор успешности
социализации»
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА:
ПСИХОЛОГИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО 34.02.01
Санкт-Петербург
2017 – 2018 уч. год
Пояснительная записка
Методическая
разработка
по
теме:
“Уверенное
поведение
как
фактор
успешности
социализации”
составлена
в
соответствии
с
требованиями
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
для
специальности
“Сестринское
дело”
базовый
уровень
среднего
профессионального
образования
и
соответствует
содержанию
и
уровню
подготовки выпускников по предмету “Психология”.
Методическая
разработка
включает
в
себя
самостоятельную
работу
студентов, рекомендации для преподавателей, методические рекомендации
для студентов, где отражены все этапы учебного процесса, что соответствует
современным требованиям к составлению дидактического материала.
В
методической
разработке
отражены
отличительные
особенности
уверенного
поведения,
что
является
предпосылкой
возникновения
положительных взаимоотношений и доверия пациента, от которых во многом
зависит
эффективность
лечения,
и,
следовательно,
успешность
в
социализации и будущей профессиональной деятельности.
Даны
мотивационные
установки
на
формирование
основных
знаний
и
умений, реализующихся в последующей практической деятельности.
Установки
на
формирование
профессионально
–
значимых
качеств,
соответствующих
современным
представлениям
о
с е ст ринской
специальности, на коммуникативную культуру и конструктивное поведение
медицинского работника, уважение личности пациента, его родственников.
Профессиональная компетентность медсестры включает уверенную манеру
поведения,
спокойствие,
решительность,
которые
сопровождаются
человеческим
участием
и
деликатностью.
Такая
поведенческая
стратегия
помогает “гасить” конфликтные ситуации и соответствует уровню мастерства
и свободы успешности общения.
Обоснование темы:
Медицинская сестра в лечебно – профилактических учреждениях, особенно
в стационарах,
проводит в контактах с пациентами значительно больше
времени, чем врач. Поэтому самочувствие пациента в больнице во многом
зависит
от
его
отношений
с
медицинской
сестрой,
а
не
только
от
добросовестного выполнения ею своих прямых обязанностей.
Овладение
знаниями
и
умениями
эффективного
профессионального
общения
является
необходимым
для
медицинского
работн и ка.
Квалифицированная медицинская сестра должна владеть навыками ведения
беседы
с
пациентом,
учитывая
его
индивидуальные
особенности
и
психическое
состояние.
Но
в
основе
успешных
коммуникаций
–
личная
уверенность.
Уверенно
вести
себя
–
это
значит
уметь
грамотно
и
конструктивно
общаться
с
пациентами,
их
родственниками
и
своими
коллегами: без излишней застенчивости и агрессии. Ставить и достигать
цели, направленные на сотрудничество и выздоровление, регулировать свое
поведение и эмоциональное состояние.
На сегодняшний день в психологии сформировалось представление об
уверенности как о комплексной характеристике человека, включающей в себя
определенные эмоциональные, поведенческие и когнитивные компоненты.
Понимание уверенности как профессионально и жизненно важного умения
позволит студентам стать более успешными в медицинской деятельности, где
важная роль отводится межличностному общению.
Схема интегральных связей:
Межпредметные связи:
Внутрипредметные связи:
Цель
:
способствовать
формированию представления о стратегии
уверенного поведения как наиболее оптимальной по сравнению с
агрессивной и неуверенной формами
Задачи:
Дидактические:
1)
Выделить
отличительные особенности уверенного, неуверенного и
агрессивного поведения.
2)
Распознать
личностные
источники
уверенности,
влияющие
на
эффективность действий в различных ситуациях.
Развивающие:
1)
Активизировать
внутренние
ресурсы,
развить
вербальные
и
невербальные навыки уверенного поведения.
2)
Способствовать позитивному мышлению студентов.
3)
П о ка зат ь,
ч то
р е ше ние
пр ед ложе нны х
за д ач
п о в ы ш а е т
профессиональную компетентность студентов.
Воспитательные:
1)
Способствовать развитию коммуникативной культуры, эмпатии.
2)
Способствовать
развитию
внутренней
свободы
и
смелости
в
общении, личностному росту студентов.
Студент должен иметь представление:
о связи успешности в будущей профессиональной деятельности и
стратегии уверенного поведения.
Студент должен знать:
1)
“Симптомы” агрессивного и неуверенного поведения.
2)
Характеристики уверенного поведения.
Студент должен уметь:
1)
И с пользо ват ь
пр о с т е йшие
с по с о б ы
с а мо р е гуля ции
и
психологического настроя.
2)
Демонстрировать вербальные и невербальные навыки уверенного
поведения в сложных ситуациях общения.
Результаты освоения темы:
Коды формируемых компетенций: ПК 1.1, 1.2, 1.3, 2.1; ОК 1-14
Студенты
находятся в
процессе освоения
профессиональных
и
общих
компетенций.
Этапы проведения занятия:
№
Этап
К р а т к о е
о п и с а н и е
деятельности и методика
Цель
Вре
мя
мин
Оснащение
1.
Организация
занятия.
Приветствие
преподавателя,
о б р а щ е н и е
в н и м а н и я
н а
в н е ш н и й
в и д
с т уд е н т о в ,
проверка присутствующих.
Создание
рабочей
обстановки.
5
журнал
2.
Формулировка
т е м ы
и
е е
обоснование.
Связь информации с прошлым
о п ы т о м
с т у д е н т о в ,
информирование
о
том,
где
м о ж н о
и с п о л ь з о в а т ь
полученные знания.
Стимулирование
познавательной
активности
3
Ноутбук.
проектор
4. Определение
целей
занятия
и
плана работы.
Сообщение
целей
и
ход а
занятия.
Ориентация
с т уд е н т о в
н а
конечный
результат.
2
Ноутбук,
проектор
4.
Приветствие
по
кругу
Элемент СПТ
Настройка
с т уд е н т о в
н а
групповую
работу, создание
открытой
психологической
атмосферы.
10
Приложение
1
5.
Предварительный
контроль
Установочный тест
Контроль
исходного
уровня знаний
10
Приложение
2
5.
Самостоятельная
работа студентов.
1.
Работа
малыми
группами.
2.
Работа в парах
3.
Заключительн
ый контроль
Реализация
дидактических
целей занятия.
20
25
10
Приложение
3
Приложение
4
Приложение
5
10.
Заключительный.
Подведение
итогов.
Домашнее
задание.
Прогностическа
я
ф у н к ц и я .
Стимулирование
с т у д е н т о в
к
5
Приложение
6
познавательной
деятельности
Приложение 1.
Студентам предлагается в качестве приветствия продолжить фразу:
«Я умею лучше всех….» (не повторяться!)
Приложение 2.
Самостоятельная работа студентов.
1 вариант
Ответить на вопрос:
Причины агрессивного поведения подростков
2 вариант
Ответить на вопрос:
Способы снижения эмоционального напряжения
Эталон ответа:
Причины агрессивного поведения подростков:
1.
возрастной кризис
2.
неблагоприятная обстановка в семье, в школе
3.
комплекс неполноценности
4.
наследственность
5.
гормональные нарушения
6.
заболевания организма
7.
злоупотребление алкоголем, наркотиками, антидепрессантами
2 вариант
1.
Движение
2.
Вербализация эмоций и чувств в социально-приемлемой форме
3.
Послушать спокойную музыку
4.
Поговорить с приятным человеком (позитивное общение)
5.
Посмотреть смешной видеоролик
6.
Обращение за помощью
Приложение 3.
Работа малыми группами.
Студенты разбиваются на 3 команды. Каждой команде достается с
помощью жеребьевки один трех типов поведения (агрессивное,
ассертивное, неуверенное).
Задача: с помощью мозгового штурма «накидать» как можно больше + и –
«своего» вида поведения.
Продумать, в каких ситуациях вы и ваши одногруппники ведут себя
таким образом (уверенно, неуверенно, агрессивно).
Нарисовать эмблему поведения, представить свою работу группе.
Приложение 4.
Работа в парах.
Задание: прочитав ситуацию в карточке дать три варианта ответа в стиле:
неуверенное поведение, агрессивное, ассертивное поведение.
Одногруппник, с которым у Вас
хорошие отношения, предлагает
прогулять последнюю пару,
мотивируя это тем, что
неинтересно, и вообще сегодня
премьера фильма, который вы
так долго ждали, Вы говорите:…..
Преподаватель поставил Вам за
работу неудовлетворительную
оценку, с которой Вы не согласны.
Вы говорите:…
Ваша группа должна принять
участие в украшении колледжа к
празднику. Староста сказала, что
именно Вы должны остаться
после пар чтобы помочь ей в этом
деле, а у Вас дома семейный
праздник. Вы говорите:…
Вы выдвинули интересную идею для
выступления вашей группы на
конкурсе, а Ваша одногруппница
утверждает, что из этого ничего не
выйдет, Вы говорите:…
Ваша соседка по комнате в
Ваш сосед по парте взял у Вас в долг
общежитии постоянно оставляет
свою грязную посуду на общем
столе, а это мешает Вам. Вы
говорите:….
200 рублей, и не отдал их вовремя.
Вы говорите:…
Про Вас пустили слух, который не
имеет ничего общего с реальным
положением дел. Вы знаете кто
это сделал. Вы подходите к этому
человеку и говорите:…
Вы опоздали на урок. В свое
оправдание Вы говорите:….
Куратор говорит, что на ваше
поведение жалуются многие
преподаватели. Вы говорите:…
Ваш друг курит, а Вы нет. Он
предлагает Вам попробовать, так
как с его слов Вы будете казаться
более взрослым, самостоятельным и
раскованным для противоположного
пола. Вам эта идея не нравится. Вы
говорите:…
По предмету Вам и вашим
сотоварищам необходимо
подготовить учебный проект. Вы
сделали основную часть, и
попросили своих сотоварищей
оформить материал. Они
отказались, мотивируя это тем,
что нет времени и вообще это
скучно. Вы говорите:…
На дне рождения Вашего друга его
мать предлагает Вам попробовать
нелюбимое Вами блюдо. Вы
говорите:..
Вы взяли почитать
художественную книгу и еще не
успели просмотреть даже пары
страниц. Ваша одногруппница
увидела это, и начала
рассказывать Вам содержание
книги. Вы говорите:…
Вам оказывает навязчивое внимание
человек, которому Вы не
симпатизируете. Вы говорите:…
Вы совершили оплошность, на
которую Вам теперь постоянно
указывают Ваши родители. Вы
говорите:….
Вы пришли на занятия, а ваши
одногруппники по неизвестной Вам
причине с Вами не разговаривают.
Вы говорите:…
Вы как староста назначили
дежурных в гардероб. В
назначенный день студенты не
вышли на дежурство, и Вам
пришлось дежурить вместо них.
После случившегося Вы
обращаетесь к группе:..
Родители хотят, чтобы Вы
занимались в музыкальной школе, а
Вам больше нравится волейбол. Вы
говорите:…
Приложение 5.
Заключительный контроль: обсуждение-дискуссия: каковы могут быть
критерии для оценки уверенного поведения?
Приложение 6.
Домашнее задание:
Ответить на вопрос: причины агрессивного, неуверенного и ассертивного
поведения у медицинских работников.