Напоминание

"Уверенное поведение как фактор успешности социализации"


Автор: Бобровская Ольга Васильевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: СПб ГБПОУ "Медицинский колледж №2"
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: учебно-методическая разработка
Тема: "Уверенное поведение как фактор успешности социализации"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Санкт-Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

“ Медицинский колледж № 2”

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ РАЗРАБОТКА ДЛЯ

ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

по теме: «Уверенное поведение как фактор успешности

социализации»

УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА:

ПСИХОЛОГИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО 34.02.01

Санкт-Петербург

2017 – 2018 уч. год

Пояснительная записка

Методическая

разработка

по

теме:

“Уверенное

поведение

как

фактор

успешности

социализации”

составлена

в

соответствии

с

требованиями

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

для

специальности

“Сестринское

дело”

базовый

уровень

среднего

профессионального

образования

и

соответствует

содержанию

и

уровню

подготовки выпускников по предмету “Психология”.

Методическая

разработка

включает

в

себя

самостоятельную

работу

студентов, рекомендации для преподавателей, методические рекомендации

для студентов, где отражены все этапы учебного процесса, что соответствует

современным требованиям к составлению дидактического материала.

В

методической

разработке

отражены

отличительные

особенности

уверенного

поведения,

что

является

предпосылкой

возникновения

положительных взаимоотношений и доверия пациента, от которых во многом

зависит

эффективность

лечения,

и,

следовательно,

успешность

в

социализации и будущей профессиональной деятельности.

Даны

мотивационные

установки

на

формирование

основных

знаний

и

умений, реализующихся в последующей практической деятельности.

Установки

на

формирование

профессионально

значимых

качеств,

соответствующих

современным

представлениям

о

с е ст ринской

специальности, на коммуникативную культуру и конструктивное поведение

медицинского работника, уважение личности пациента, его родственников.

Профессиональная компетентность медсестры включает уверенную манеру

поведения,

спокойствие,

решительность,

которые

сопровождаются

человеческим

участием

и

деликатностью.

Такая

поведенческая

стратегия

помогает “гасить” конфликтные ситуации и соответствует уровню мастерства

и свободы успешности общения.

Обоснование темы:

Медицинская сестра в лечебно – профилактических учреждениях, особенно

в стационарах,

проводит в контактах с пациентами значительно больше

времени, чем врач. Поэтому самочувствие пациента в больнице во многом

зависит

от

его

отношений

с

медицинской

сестрой,

а

не

только

от

добросовестного выполнения ею своих прямых обязанностей.

Овладение

знаниями

и

умениями

эффективного

профессионального

общения

является

необходимым

для

медицинского

работн и ка.

Квалифицированная медицинская сестра должна владеть навыками ведения

беседы

с

пациентом,

учитывая

его

индивидуальные

особенности

и

психическое

состояние.

Но

в

основе

успешных

коммуникаций

личная

уверенность.

Уверенно

вести

себя

это

значит

уметь

грамотно

и

конструктивно

общаться

с

пациентами,

их

родственниками

и

своими

коллегами: без излишней застенчивости и агрессии. Ставить и достигать

цели, направленные на сотрудничество и выздоровление, регулировать свое

поведение и эмоциональное состояние.

На сегодняшний день в психологии сформировалось представление об

уверенности как о комплексной характеристике человека, включающей в себя

определенные эмоциональные, поведенческие и когнитивные компоненты.

Понимание уверенности как профессионально и жизненно важного умения

позволит студентам стать более успешными в медицинской деятельности, где

важная роль отводится межличностному общению.

Схема интегральных связей:

Межпредметные связи:

Внутрипредметные связи:

Цель

:

способствовать

формированию представления о стратегии

уверенного поведения как наиболее оптимальной по сравнению с

агрессивной и неуверенной формами

Задачи:

Дидактические:

1)

Выделить

отличительные особенности уверенного, неуверенного и

агрессивного поведения.

2)

Распознать

личностные

источники

уверенности,

влияющие

на

эффективность действий в различных ситуациях.

Развивающие:

1)

Активизировать

внутренние

ресурсы,

развить

вербальные

и

невербальные навыки уверенного поведения.

2)

Способствовать позитивному мышлению студентов.

3)

П о ка зат ь,

ч то

р е ше ние

пр ед ложе нны х

за д ач

п о в ы ш а е т

профессиональную компетентность студентов.

Воспитательные:

1)

Способствовать развитию коммуникативной культуры, эмпатии.

2)

Способствовать

развитию

внутренней

свободы

и

смелости

в

общении, личностному росту студентов.

Студент должен иметь представление:

о связи успешности в будущей профессиональной деятельности и

стратегии уверенного поведения.

Студент должен знать:

1)

“Симптомы” агрессивного и неуверенного поведения.

2)

Характеристики уверенного поведения.

Студент должен уметь:

1)

И с пользо ват ь

пр о с т е йшие

с по с о б ы

с а мо р е гуля ции

и

психологического настроя.

2)

Демонстрировать вербальные и невербальные навыки уверенного

поведения в сложных ситуациях общения.

Результаты освоения темы:

Коды формируемых компетенций: ПК 1.1, 1.2, 1.3, 2.1; ОК 1-14

Студенты

находятся в

процессе освоения

профессиональных

и

общих

компетенций.

Этапы проведения занятия:

Этап

К р а т к о е

о п и с а н и е

деятельности и методика

Цель

Вре

мя

мин

Оснащение

1.

Организация

занятия.

Приветствие

преподавателя,

о б р а щ е н и е

в н и м а н и я

н а

в н е ш н и й

в и д

с т уд е н т о в ,

проверка присутствующих.

Создание

рабочей

обстановки.

5

журнал

2.

Формулировка

т е м ы

и

е е

обоснование.

Связь информации с прошлым

о п ы т о м

с т у д е н т о в ,

информирование

о

том,

где

м о ж н о

и с п о л ь з о в а т ь

полученные знания.

Стимулирование

познавательной

активности

3

Ноутбук.

проектор

4. Определение

целей

занятия

и

плана работы.

Сообщение

целей

и

ход а

занятия.

Ориентация

с т уд е н т о в

н а

конечный

результат.

2

Ноутбук,

проектор

4.

Приветствие

по

кругу

Элемент СПТ

Настройка

с т уд е н т о в

н а

групповую

работу, создание

открытой

психологической

атмосферы.

10

Приложение

1

5.

Предварительный

контроль

Установочный тест

Контроль

исходного

уровня знаний

10

Приложение

2

5.

Самостоятельная

работа студентов.

1.

Работа

малыми

группами.

2.

Работа в парах

3.

Заключительн

ый контроль

Реализация

дидактических

целей занятия.

20

25

10

Приложение

3

Приложение

4

Приложение

5

10.

Заключительный.

Подведение

итогов.

Домашнее

задание.

Прогностическа

я

ф у н к ц и я .

Стимулирование

с т у д е н т о в

к

5

Приложение

6

познавательной

деятельности

Приложение 1.

Студентам предлагается в качестве приветствия продолжить фразу:

«Я умею лучше всех….» (не повторяться!)

Приложение 2.

Самостоятельная работа студентов.

1 вариант

Ответить на вопрос:

Причины агрессивного поведения подростков

2 вариант

Ответить на вопрос:

Способы снижения эмоционального напряжения

Эталон ответа:

Причины агрессивного поведения подростков:

1.

возрастной кризис

2.

неблагоприятная обстановка в семье, в школе

3.

комплекс неполноценности

4.

наследственность

5.

гормональные нарушения

6.

заболевания организма

7.

злоупотребление алкоголем, наркотиками, антидепрессантами

2 вариант

1.

Движение

2.

Вербализация эмоций и чувств в социально-приемлемой форме

3.

Послушать спокойную музыку

4.

Поговорить с приятным человеком (позитивное общение)

5.

Посмотреть смешной видеоролик

6.

Обращение за помощью

Приложение 3.

Работа малыми группами.

Студенты разбиваются на 3 команды. Каждой команде достается с

помощью жеребьевки один трех типов поведения (агрессивное,

ассертивное, неуверенное).

Задача: с помощью мозгового штурма «накидать» как можно больше + и –

«своего» вида поведения.

Продумать, в каких ситуациях вы и ваши одногруппники ведут себя

таким образом (уверенно, неуверенно, агрессивно).

Нарисовать эмблему поведения, представить свою работу группе.

Приложение 4.

Работа в парах.

Задание: прочитав ситуацию в карточке дать три варианта ответа в стиле:

неуверенное поведение, агрессивное, ассертивное поведение.

Одногруппник, с которым у Вас

хорошие отношения, предлагает

прогулять последнюю пару,

мотивируя это тем, что

неинтересно, и вообще сегодня

премьера фильма, который вы

так долго ждали, Вы говорите:…..

Преподаватель поставил Вам за

работу неудовлетворительную

оценку, с которой Вы не согласны.

Вы говорите:…

Ваша группа должна принять

участие в украшении колледжа к

празднику. Староста сказала, что

именно Вы должны остаться

после пар чтобы помочь ей в этом

деле, а у Вас дома семейный

праздник. Вы говорите:…

Вы выдвинули интересную идею для

выступления вашей группы на

конкурсе, а Ваша одногруппница

утверждает, что из этого ничего не

выйдет, Вы говорите:…

Ваша соседка по комнате в

Ваш сосед по парте взял у Вас в долг

общежитии постоянно оставляет

свою грязную посуду на общем

столе, а это мешает Вам. Вы

говорите:….

200 рублей, и не отдал их вовремя.

Вы говорите:…

Про Вас пустили слух, который не

имеет ничего общего с реальным

положением дел. Вы знаете кто

это сделал. Вы подходите к этому

человеку и говорите:…

Вы опоздали на урок. В свое

оправдание Вы говорите:….

Куратор говорит, что на ваше

поведение жалуются многие

преподаватели. Вы говорите:…

Ваш друг курит, а Вы нет. Он

предлагает Вам попробовать, так

как с его слов Вы будете казаться

более взрослым, самостоятельным и

раскованным для противоположного

пола. Вам эта идея не нравится. Вы

говорите:…

По предмету Вам и вашим

сотоварищам необходимо

подготовить учебный проект. Вы

сделали основную часть, и

попросили своих сотоварищей

оформить материал. Они

отказались, мотивируя это тем,

что нет времени и вообще это

скучно. Вы говорите:…

На дне рождения Вашего друга его

мать предлагает Вам попробовать

нелюбимое Вами блюдо. Вы

говорите:..

Вы взяли почитать

художественную книгу и еще не

успели просмотреть даже пары

страниц. Ваша одногруппница

увидела это, и начала

рассказывать Вам содержание

книги. Вы говорите:…

Вам оказывает навязчивое внимание

человек, которому Вы не

симпатизируете. Вы говорите:…

Вы совершили оплошность, на

которую Вам теперь постоянно

указывают Ваши родители. Вы

говорите:….

Вы пришли на занятия, а ваши

одногруппники по неизвестной Вам

причине с Вами не разговаривают.

Вы говорите:…

Вы как староста назначили

дежурных в гардероб. В

назначенный день студенты не

вышли на дежурство, и Вам

пришлось дежурить вместо них.

После случившегося Вы

обращаетесь к группе:..

Родители хотят, чтобы Вы

занимались в музыкальной школе, а

Вам больше нравится волейбол. Вы

говорите:…

Приложение 5.

Заключительный контроль: обсуждение-дискуссия: каковы могут быть

критерии для оценки уверенного поведения?

Приложение 6.

Домашнее задание:

Ответить на вопрос: причины агрессивного, неуверенного и ассертивного

поведения у медицинских работников.



В раздел образования