Напоминание

"Проблемы индивидуализации методов обучения: эффективность проведения урока"


Автор: Самойленко Татьяна Геннадьевна
Должность: преподаватель, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Раздольненская ДМШ", МБУ ДО "Центр детского творчества"
Населённый пункт: Камчатский край, г.Елизово
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Тема: "Проблемы индивидуализации методов обучения: эффективность проведения урока"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РАЗДОЛЬНЕНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПРОГРАММЕ

«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

«Проблемы индивидуализации методов обучения:

эффективность проведения урока

»

Разработала

Самойленко Татьяна Геннадьевна

преподаватель по классу

народных инструментов

пос. Раздольный

2016

Оглавление

Пояснительная записка………………………………………….. 3

Качества и способности преподавателя-музыканта…………… 4

Сотворчество преподавателя и ученика………………………... 5

Развитие творческой индивидуальности……………………….. 6

Эффективность проведения урока…………………………….... 9

Заключение………………………………………………………..10

Список литературы……………………………………………….11

2

Пояснительная записка

В музыкальной педагогике индивидуальная работа с учениками, урок в

форме

диадического

(«парного»)

взаимодействия

преподавателя

и

ученика,

является

основной,

наиболее

распространенной

формой

обучения,

которая,

однако,

недостаточно

разработана

в

своих

теоретических

и

методических

аспектах. В результате разрыв между величиной накопленного музыкального

«багажа» преподавателя и ограниченностью в приемах его передачи ученику в

последнее время не сокращается, а напротив, даже растет.

Проблемы индивидуализации методов обучения требует сегодня вести

поиск

повышения

качества

учебно-педагогического

процесса

как

через

разработку

путей

и

способов

оптимизации

структуры,

форм

и

методов

проведения урока, так и совершенствования подготовки преподавателя.

3

Качества и способности преподавателя-музыканта

Профессия

преподавателя

требует

высокого

напряжения,

страстной

увлеченности, большой выносливости и быстрых решений.

Каждый настоящий преподаватель индивидуален, неповторим, у каждого

свои

пути.

Но

есть

что-то,

что

нужно

всегда

помнить

и

знать

любому

преподавателю.

Высокий

профессионализм

непременное

качество

и

свойство

преподавателя.

Талант

является

непреложным

атрибутом

учительской

профессии.

Многое в педагогике зависит от таланта и личности преподавателя , от его

душевного богатства, от содержательности и значительности его внутреннего

мира. Признак, таланта преподавателя - любовь к ученикам, к процессу работы.

Большое значение в педагогике имеет опыт, педагогическое мастерство.

Но

главным

и

решающим

является

самозабвенный

труд,

страстная

увлеченность и полная отдача творческих сил.

Педагогика - подлинное творчество, а не простое ремесло, в котором

можно преуспеть, как и в любом другом, при известной сноровке и должном

терпении.

Ведь

надо

разбудить

творческую

индивидуальность,

выявить

органическую природу исполнителя-ученика, активность молодого музыканта.

Мы воспитываем навыки профессии, готовим своих учеников к жизни.

Надо уметь помочь молодому музыканту, посоветовать, посчитаться с его

желаниями, не навязывать только свое.

В о змож н о с т и

п ед а го ги ч е с ко го

во зд е й с т в и я

ко л о с с а л ь н ы .

Профессионально обучая ученика, преподаватель воспитывает в нем, прежде

всего человека, художника, помогает становлению художественной личности.

Наша насущная задача — воспитывать настоящих музыкантов.

Для глубокого, всестороннего формирования молодых музыкантов нужна

огромная

вдумчивая,

созидательная

работа,

страстная

увлеченность,

нужны

творческие поиски и дерзания, нужна полная отдача творческих сил.

4

Самое

страшное

в

педагогике — это равнодушие. Нельзя создавать в

классе унылую атмосферу скуки, ремесленничества, пессимизма, в которой

увядают и потенциально способные ученики.

Основная задача преподавателя — давать знания и умения, необходимые

для самостоятельной работы.

Преподаватель-музыкант должен уметь слушать ученика. При этом он, во-

первых,

сравнивает

его

игру

со

своим

идеалом

исполнения

данного

произведения, во-вторых, проникаясь чувствами и мыслями ученика, как бы

воспринимает и переживает музыку вместе с ним.

А. Корто писал о том, что музыкальная педагогика должна углубиться в

самую природу искусства, должна открывать скрытые импульсы вдохновения

композитора, должна воспитывать чувства.

Сотворчество преподавателя и ученика

Сотворчество

преподавателя

и

ученика — основа

художественной

педагогики.

Серьезна проблема психологической совместимости (сочетания разных

типов способностей) ученика и учителя.

Установление

сотрудничества

между

преподавателем

и

учеником

трудный и длительный процесс. Художественный и личный контакт между

учителем

и

учеником

важное

условие

плодотворности

педагогического

процесса, гарантии его успеха.

Резкое

расхождение

индивидуальностей

и

художественных

идеалов

мешает

успешной работе.

Если преподаватель вкладывает в занятия с учеником все свои мысли, всю

свою душу, то художественный и личный контакт возникает легко и просто.

Эмоциональное воздействие преподавателя на ученика имеет особенно

большое значение.

Преподаватель вверяет исполнителю-ученику свои мысли, свои мечты,

свое

отношение

к

музыке

и

к

данному

произведению

и

свое

искреннее

увлечение, и свой восторг перед прекрасным, и наоборот, свою холодность, а то

5

и

равнодушие.

Передавая

ученику

свои

профессиональные

знания,

преподаватель одновременно передает ему и свое отношение к работе, и свое

отношение

к

жизни.

И

чем

более

щедро

он

делится

с

учеником

своими

эмоциями, тем больше выигрывают от этого они оба. Если произведение не

трогает самого преподавателя или надоело ему, то всегда можно опасаться, что

и в ученике преподаватель вызовет такое же отношение к этому произведению.

Ученик — мыслящая личность, а не слепой исполнитель чужой воли.

Творческое

содружество

«на

равных»

преподавателя

и

ученика

определяет

успех.

Познание

это

вечный

поиск

учителя

и

ученика,

это

бесконечное

восхождение к новым для них истинам. Учитель сам находится в постоянных

новых исканиях и увлекает за собой ученика.

Надо

понять

ученика,

его

психологию,

характер,

его

жизненные

устремления

и

заботы,

уловить

неповторимый

комплекс

особенностей,

составляющих

его

личность.

Если

преподаватель

проникнется

мыслями,

чувствами и физическим состоянием ученика, тогда ярче проявится творческая

инициативность и с его стороны. Надо уметь поставить себя на место ученика,

знать, что он думает, чувствовать тенденцию его мысли. Важно вовлечь ученика

в творческий процесс. «В искусстве можно только увлекать, в нем нельзя

приказывать»,— говорил К. С. Станиславский.

Развитие творческой индивидуальности

Развивать

творческую

индивидуально сть —

главная

задача

преподавателя-музыканта. В каждом ученике заложена творческая активность.

Без знаний природной, нравственной основы формирования личности

ученика,

не

вырастить

истинного

таланта,

творчески

активного,

глубоко

мыслящего, яркого, впечатляющего, новаторского по своим художественным

качествам, смелого, наступательного.

6

Помочь

найти

и

сберечь

себя,

свою

индивидуальность,

свою

манеру

(поведения

и

речи),

то

есть

человеческую

неповторимость.

И

только

неустанный труд поможет «открыть себя».

Искусство творится личностью.

У исполнителя формируется быть свой собственный мир, своя особая

интонация, своя манера выражения. Каждый ученик это целый мир, его нужно

воспитывать.

Духовная

самостоятельность

- сердцевина

артистического

творчества.

Преподаватель помогает самостоятельно искать и находить свое решение,

растревожив фантазию и воображение ученика. При этом нужно, по словам

Шумана, лишь указывать ему дорогу, а не бежать всюду - рядом.

Необходимо

пробуждать

интуицию.

В

этом — секрет

творческого

процесса.

Творческая

интуиция

должна

основываться

на

высоком

профессионализме, широкой эрудиции.

Образ складывается в сознании. Сознательная работа возбуждает и питает

интуицию.

Поиск истины — есть развитие творческого отношения. Всякую работу

надо начинать так, как будто впервые в жизни приступаешь к этому делу, как бы

заново его открываешь.

Преподавателю

необходимо

научиться

понимать

и

ценить

восприятие

ученика.

Именно восприятие ученика - явление, имеющее решающее значение во

всем формировании и становлении индивидуальности.

Надо

избегать

инерции

в

преподавательской

деятельности.

Разрешать

ученику

проявлять

свое,

изобретать,

выдумывать,

искать.

Искать

в

произведении

постоянное

ощущение

напряжения,

уметь

его

слышать

и

выстраивать создавать его.

Помочь ученику открыть себя, открыть композитора через собственное

преломление.

7

Пока

ученик

сам

не

осознает

исполнительский

процесс,

не

поймет

смысловую обусловленность произведения, его внутреннюю динамику, и не

приведет

в

движение

все

элементы

исполнительства,-

он

не

сможет

интерпретировать музыку.

Главная задача преподавателя - научить ученика самостоятельно мыслить.

Это процесс сложный, длительный, непрерывный.

Особенно

бережное

отношение

необходимо

проявить

к

истинным

талантам.

Воспитание

одаренных

учеников

требует

от

преподавателя

наибольшей чуткости, такта, гибкости и дальновидности.

Одна из первых задач преподавателя - научить ученика беречь свое время.

Воспитать

в

ученике

самодисциплину.

Только

самодисциплина

в

сочетании

со

свободой

создадут

впечатление

действительной

силы

и

убежденности.

Развивать технику с учетом близких и дальних перспектив.

При работе с исполнителем — самое главное, чтобы он чувствовал себя

легко,

непринужденно,

научившись

самостоятельно

творчески

мыслить,

преодолевать трудности.

Если даже ученику, лишь кажется, что в его трактовке есть доля своего,

самостоятельно найденного, если на самом деле преподаватель тактично и

незаметно

руководил

им,— даже

и

в

этом

случае

исполнение

ученика

приобретает искренность и увлеченность. Умение не мешать ученику — одно

из проявлений подлинного педагогического мастерства. Умение преподавателя

не должен работать над тем, что ученик может сделать сам, он помогает там,

где это необходимо, выжидать, не вмешиваться, пока в этом нет необходимости,

— имеет большое значение.

Эффективность проведения урока

8

Для ученика каждый урок по специальности — событие, своего рода

творческая лаборатория.

Проведение урока требует от преподавателя большой продуманности.

Настоящий

преподаватель

всегда

сумеет

увлечь

даже

малоспособных

учеников.

Однако

нередко

в

процессе

длительной

серьезной

работы

над

произведением

исчезает

непринужденность

исполнения

и

отлично

подготовленный

в

профессиональном

отношении

ученик,

играет

скучно,

неинтересно. Такое исполнение лишено радости творчества, артистического

восторга. Искусство подменяется простым, привычным ремеслом.

Тогда

как

искусство — прежде всего индивидуальность. Даже самое

заигранное сочинение можно услышать «свежим ухом», чтобы помочь ученику

в

поисках

его

собственных

деталей,

собственных

интонаций,

собственной

трактовки.

Преподаватель

в

процессе

педагогической

деятельности

усовершенствует себя как профессионала используя различные методические

подходы.

Малоопытные

преподаватели

обычно

прерывают

игру

ученика

после

первых же тактов и начинают «усердно» работать. Это не всегда хорошо.

Опытный

преподаватель

прослушает

произведение

целиком,

отметит

достоинства и недостатки и только тогда приступит к более детальной работе

над тонкостями исполнения, над интонациями, штрихами.

Не бояться экспериментировать, в подборе технических, выразительных

средств в музыке.

Творческий

процесс

работы

преподавателя

и

ученика

завершается

концертным исполнением произведения.

Заключение

9

Для того чтобы хорошо преподавать, необходимо самому досконально

изучить весь технологический процесс исполнительского мастерства, владеть

всеми

исполнительскими

приемами,

и,

конечно,

иметь

необходимые

педагогические данные, призвание и любовь к этой трудной, но благодарной

профессии.

Совершенствование мастерства преподавателя происходит в том случае,

если он будет анализировать все удачи и не удачи собственных методов и

приемов, знакомиться с работой своих коллег и все полезное делать своим

достоянием, совершенствовать игру на инструменте, так как учить можно лишь

тому, что хорошо умеешь делать сам.

Иллюстрация на инструменте тех или иных положений рук, штрихов,

приемов

игры

имеет

решающее

значение.

Как

бы

красиво

не

говорил

преподаватель, учащийся, прежде всего, будет стараться скопировать его игру. И

если

у

самого

преподавателя

слова

расходятся

с

практическим

показом,

добиться

от

ученика

желаемых

результатов

невозможно.

Теоретические

познания, сформулированные в конкретных высказываньях, должны сочетаться

с практическим воплощением их на инструменте.

Данная

работа

направлена

на

организационную

деятельность

преподавателя-музыканта.

Список использованной литературы

10

1.

Арчажникова Л Г. Профессия - учитель музыки / Л. Г. Арчажникова, - М,

1984

2. Елфимов А. И. Ученик и педагог / А, И. Елфимов, - Ярославль, 2000.

3. Зак А. 3. Психология преподавания музыки / А. 3. Зак - М., «Гарни» 1999

4. Игонин В., Говорушко М. Вопросы музыкальной психологии / В.Игонин, М.

Говорушко, - Ленинград, 1988.

5. Малиновская А. Бела Барток - педагог /А. Малиновская, М., 1985.

6. Натансон В. А., Рощина Л. В. Вопросы музыкальной педагогики / В. А.

Натансон, Л. В. Рощина, - М., 1984.

7. Теплов Б. Психология / Избранные груды, т. I / Б. Теплов, - М., 1985.

8. Руденко В. И. Вопросы музыкальной педагогики / В. И. Руденко М «Музыка»,

1986.

11



В раздел образования