Автор: Новик Лариса Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ № 17
Населённый пункт: Республика Коми, г. Ухта
Наименование материала: конспект организованной образовательной деятельности
Тема: "В гостях у домовенка Гортса"
Раздел: дошкольное образование
Коми региональный компонент
Конспект организованной
образовательной деятельности по
познавательному развитию.
«В гостях у домовенка Гортса»
Подготовила:
Новик Лариса Викторовна
воспитатель МДОУ № 17 общеобразовательного вида.
Старшая группа.
Ухта 2018 г.
Программное содержание:
Становление положительного отношения к труду народов Коми.
Формировать первоначальное представление об орудиях труда (топор, пила,
коса) и трудовых действиях с ними с использованием ИТК. Обучать способам
практического обучения применения знаний в речевой, игровой,
коммуникативной деятельности.
Активизация словаря:
Пилят, колют, косят, прядут, стригут, вяжут.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций, экспонатов народного ремесла, одежды с
орнаментами. Разучивание стихотворения Токмакова «Маленький барашек»,
народных игр «Кто с нами», «Шагаем, шагаем…».
Демонстрационный материал:
Коми изба, домовенок Гортса. Иллюстрации с изображениями орудий труда,
трудовых действий по получению шерстяных вещей, мольберт. Комочки
шерсти.
Ход занятия:
Ребята мы с вами говорили уже о том, как в давние времена, когда не было
техники, люди все делали руками.
-А знаете, как трудились женщины и мужчины в Коми деревнях? (Ответы
детей)
-В Коми избе живет Гортса, так зовут домовенка по Коми, он приглашает нас
в гости, хотите пойти к нему в гости? (Ответы детей)
(Звучит музыка, дети садятся на стульчики)
(Выходит Гортса, здоровается с детьми, у него на плече коса.)
В. - Здравствуй Гортса, а куда это ты собрался?
Г. - Я вас в гости пригласил, да вот беда, дрова закончились, а бабы с дедом
дома нет. Я иду в лес, накошу, косой там дров, печь натоплю.
В. - Гортса, а разве косой деревья косят?
Г. - Я видел, как дед летом траву косил, много сразу травы падает. Я тоже, как
махну косой, так сразу много деревьев упадет.
В. - Ребята, разве можно косой деревья косой косить? (ответы детей)
В. - Для чего нужна коса? (ответы детей)
В. - А для чего нужна трава? (ответы детей)
Г. – А чем же тогда деревья косят?
В. – Ребята, что нужно делать, чтобы заготовить дрова? (ответы детей)
Г. – А чем пилят и рубят деревья? (ответы детей сопровождаются показом
иллюстраций с изображением топора и пилы на мольберте)
Г. – Я вспомнил, что у деда во дворе есть пила и топор.
В. – Ребята поможем Гортсе заготовить дрова?
В. – Кто в лесу колит и пилит дрова мужчины или женщины? (мужчины они
сильнее)
В. - Мальчики у нас тоже будущие мужчины они сильные и будут выполнять
более тяжелую работу – помогут Гортсе заготовить дрова.
Физкультминутка для мальчиков:
(мальчики встают в круг)
Шагаем, шагаем, шагаем целый день (идут по кругу)
А ручки и ножки устали ли они? (показ)
И снова на работу готовы ли идти? (поворот вокруг)
Готовы! (руки вверх)
Пилили, пилили, пилили целый день (имитируют)
А ручки и ножки устали ли они? (показ)
И снова на работу готовы ли идти? (поворот вокруг)
Готовы! (руки вверх)
Кололи, кололи, кололи целый день (имитируют)
А ручки и ножки устали ли они? (показ)
И снова на работу готовы ли идти? (поворот вокруг)
Готовы! (руки вверх)
В. – Молодцы мальчики, потрудились хорошо, а теперь можно и отдохнуть.
(мальчики садятся)
Г. – Спасибо ребята, теперь у нас в избе всю зиму тепло будет. Будем печку
топить дровами, которые вы помогли мне заготовить, а печка будет избу
греть. Не замерзнем зимой! А чтобы я и на улице зимой не замерз, бабушка
связала мне новые рукавички, а рыжий щенок утащил рукавичку и порвал ее.
Что мне делать, как рукавичку починить?
В. – Ребята, из какого материала изготавливают рукавички? (ответы детей)
В. – Кто дает нам шерсть? (ответы детей с показом иллюстраций овечек)
В. - Кто прочитает стихотворение «Маленький барашек»
В. – Ребята кто вяжет шерстяные вещи? (ответы детей)
В. – Верно это женский труд, он требует аккуратности, терпения, заботы.
Сейчас люди покупают одежду в магазине, а раньше ее делали сами. Чтобы
получит шерстяные вещи, нужно было состричь шерсть с животного спрясть
ее и связать. ( Рассказ сопровождается показом иллюстраций с
использованием проектора).
В. – Наши девочки тоже будущие мамы, они будут заботиться о своей семье,
детях и о Гортсе тоже позаботятся. Давайте попробуем спрясть ниточку из
комочка шерсти. (девочкам раздаются комочки шерсти, пробуют спрясть
ниточку).
Физкультминутка для девочек.
(девочки встают в круг)
Кто с нами, кто с нами кудельку прясть?
Мы с вами, мы с вами кудельку прясть. (показ руками)
Кто с нами, кто с нами клубочки мотать?
Мы с вами, мы с вами клубочки мотать. (показ руками)
Кто с нами, кто с нами рукавички вязать?
Мы с вами, мы с вами рукавички вязать. (показ руками)
Славно потрудились, рукавички получились. (показать новые рукавички с
коми орнаментом)
В. – Это тебе Гортса рукавички.
Г. – Вот спасибо вам, девицы, за новые рукавицы.
В. – Для того чтобы работа получалась хорошо и быстро, люди придумали
много инструментов: лес пилили чем? (ответ детей) пилой, бревна рубили
чем? ( ответ детей) топором, траву косили чем? ( косой), шерсть пряли при
помощи ? ( прялки и веретена). Чтобы Гортса про это не забыл, мы подарим
ему игру «Орудие труда».
Дети и Гортса прощаются.
Показ слайдов как делали шерсть.
Вырастили овечку.
Состригли шерсть.
Спряли нить.
Изделия из шерсти