Напоминание

"В гостях у домовенка Гортса"


Автор: Новик Лариса Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ № 17
Населённый пункт: Республика Коми, г. Ухта
Наименование материала: конспект организованной образовательной деятельности
Тема: "В гостях у домовенка Гортса"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Коми региональный компонент

Конспект организованной

образовательной деятельности по

познавательному развитию.

«В гостях у домовенка Гортса»

Подготовила:

Новик Лариса Викторовна

воспитатель МДОУ № 17 общеобразовательного вида.

Старшая группа.

Ухта 2018 г.

Программное содержание:

Становление положительного отношения к труду народов Коми.

Формировать первоначальное представление об орудиях труда (топор, пила,

коса) и трудовых действиях с ними с использованием ИТК. Обучать способам

практического обучения применения знаний в речевой, игровой,

коммуникативной деятельности.

Активизация словаря:

Пилят, колют, косят, прядут, стригут, вяжут.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций, экспонатов народного ремесла, одежды с

орнаментами. Разучивание стихотворения Токмакова «Маленький барашек»,

народных игр «Кто с нами», «Шагаем, шагаем…».

Демонстрационный материал:

Коми изба, домовенок Гортса. Иллюстрации с изображениями орудий труда,

трудовых действий по получению шерстяных вещей, мольберт. Комочки

шерсти.

Ход занятия:

Ребята мы с вами говорили уже о том, как в давние времена, когда не было

техники, люди все делали руками.

-А знаете, как трудились женщины и мужчины в Коми деревнях? (Ответы

детей)

-В Коми избе живет Гортса, так зовут домовенка по Коми, он приглашает нас

в гости, хотите пойти к нему в гости? (Ответы детей)

(Звучит музыка, дети садятся на стульчики)

(Выходит Гортса, здоровается с детьми, у него на плече коса.)

В. - Здравствуй Гортса, а куда это ты собрался?

Г. - Я вас в гости пригласил, да вот беда, дрова закончились, а бабы с дедом

дома нет. Я иду в лес, накошу, косой там дров, печь натоплю.

В. - Гортса, а разве косой деревья косят?

Г. - Я видел, как дед летом траву косил, много сразу травы падает. Я тоже, как

махну косой, так сразу много деревьев упадет.

В. - Ребята, разве можно косой деревья косой косить? (ответы детей)

В. - Для чего нужна коса? (ответы детей)

В. - А для чего нужна трава? (ответы детей)

Г. – А чем же тогда деревья косят?

В. – Ребята, что нужно делать, чтобы заготовить дрова? (ответы детей)

Г. – А чем пилят и рубят деревья? (ответы детей сопровождаются показом

иллюстраций с изображением топора и пилы на мольберте)

Г. – Я вспомнил, что у деда во дворе есть пила и топор.

В. – Ребята поможем Гортсе заготовить дрова?

В. – Кто в лесу колит и пилит дрова мужчины или женщины? (мужчины они

сильнее)

В. - Мальчики у нас тоже будущие мужчины они сильные и будут выполнять

более тяжелую работу – помогут Гортсе заготовить дрова.

Физкультминутка для мальчиков:

(мальчики встают в круг)

Шагаем, шагаем, шагаем целый день (идут по кругу)

А ручки и ножки устали ли они? (показ)

И снова на работу готовы ли идти? (поворот вокруг)

Готовы! (руки вверх)

Пилили, пилили, пилили целый день (имитируют)

А ручки и ножки устали ли они? (показ)

И снова на работу готовы ли идти? (поворот вокруг)

Готовы! (руки вверх)

Кололи, кололи, кололи целый день (имитируют)

А ручки и ножки устали ли они? (показ)

И снова на работу готовы ли идти? (поворот вокруг)

Готовы! (руки вверх)

В. – Молодцы мальчики, потрудились хорошо, а теперь можно и отдохнуть.

(мальчики садятся)

Г. – Спасибо ребята, теперь у нас в избе всю зиму тепло будет. Будем печку

топить дровами, которые вы помогли мне заготовить, а печка будет избу

греть. Не замерзнем зимой! А чтобы я и на улице зимой не замерз, бабушка

связала мне новые рукавички, а рыжий щенок утащил рукавичку и порвал ее.

Что мне делать, как рукавичку починить?

В. – Ребята, из какого материала изготавливают рукавички? (ответы детей)

В. – Кто дает нам шерсть? (ответы детей с показом иллюстраций овечек)

В. - Кто прочитает стихотворение «Маленький барашек»

В. – Ребята кто вяжет шерстяные вещи? (ответы детей)

В. – Верно это женский труд, он требует аккуратности, терпения, заботы.

Сейчас люди покупают одежду в магазине, а раньше ее делали сами. Чтобы

получит шерстяные вещи, нужно было состричь шерсть с животного спрясть

ее и связать. ( Рассказ сопровождается показом иллюстраций с

использованием проектора).

В. – Наши девочки тоже будущие мамы, они будут заботиться о своей семье,

детях и о Гортсе тоже позаботятся. Давайте попробуем спрясть ниточку из

комочка шерсти. (девочкам раздаются комочки шерсти, пробуют спрясть

ниточку).

Физкультминутка для девочек.

(девочки встают в круг)

Кто с нами, кто с нами кудельку прясть?

Мы с вами, мы с вами кудельку прясть. (показ руками)

Кто с нами, кто с нами клубочки мотать?

Мы с вами, мы с вами клубочки мотать. (показ руками)

Кто с нами, кто с нами рукавички вязать?

Мы с вами, мы с вами рукавички вязать. (показ руками)

Славно потрудились, рукавички получились. (показать новые рукавички с

коми орнаментом)

В. – Это тебе Гортса рукавички.

Г. – Вот спасибо вам, девицы, за новые рукавицы.

В. – Для того чтобы работа получалась хорошо и быстро, люди придумали

много инструментов: лес пилили чем? (ответ детей) пилой, бревна рубили

чем? ( ответ детей) топором, траву косили чем? ( косой), шерсть пряли при

помощи ? ( прялки и веретена). Чтобы Гортса про это не забыл, мы подарим

ему игру «Орудие труда».

Дети и Гортса прощаются.

Показ слайдов как делали шерсть.

Вырастили овечку.

Состригли шерсть.

Спряли нить.

Изделия из шерсти



В раздел образования