Автор: Брынза Валентина Ивановна
Должность: учитель немецкого языка
Учебное заведение: МБОУ"СОШ №19№ ИГО СК
Населённый пункт: город Изобильный Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: "Современные стратегии интеграции ИКТ в образовательный и воспитательный процесс"
Раздел: среднее образование
Современные стратегии ИКТ в образовательный и воспитательный процесс
Информационно-коммуникационный подход к обучению формирует новую
парадигму этого процесса: 1. Обучение - естественный процесс. Изучение чего-
либо - это естественное состояние мозга. Традиционная парадигма предполагает
обучение как трудный и утомительный процесс. 2. ИКТ предполагает: обучение -
"социальный процесс", формирование системы знаний должно происходить в
коллективах. Традиционный подход: обучение - это индивидуальный процесс
("ученик в одиночестве"). Многие учащиеся проводят долгие часы, самостоятельно
работая в классе, выполняя однообразные задания, заполняя формы в рабочих
тетрадях. 3. ИКТ: обучение -активный процесс. Учащиеся должны стать активными
участниками учебного процесса. Традиционный подход строит модель учебного
процесса на основе классификации и анализа фрагментов знаний. ИКТ
предполагает для учащихся решение реальных задач, создание собственных
произведений, выполнение исследовательских проектов. 4. ИКТ: обучение может
носить как линейный, так и нелинейный характер, можно предположить, как
функционирует человеческий мозг- как процессор, рассчитанный на
последовательную обработку отдельных элементов информации. Между тем, мозг
подобен параллельному процессору. 5. ИКТ: обучение связано с интеграцией
знаний и учётом контекста. Легче усваивается информация, представленная как
единое целое, а не исключительно в виде последовательности элементов
информации. 6. Обучение, применяя ИКТ, строится на базе модели "сильных
сторон" учащегося -его способности, интересов и культурного уровня.
Традиционная школа: преподавание - на основе единых стандартов. 7. Применяя
ИКТ, эффективность обучения оценивается исходя из уровня успешности
отдельных учащихся и их групп. Традиционный взгляд: центральная роль
отводится преподавателю, он проводит основную коммуникационную и
мыслительную работу, а учащиеся пассивно воспринимают предоставленную
информацию.
Количество цифровых ресурсов и устройств стремительно растёт, формируя
новую эпоху цифровых устройств, ресурсов и услуг, а также эпоху развёртывания
глобальной информационной медиа среды. Понятие" цифровая грамотность"
рассматривается в ряду понятий, связанных с технологической, компьютерной и
ИКТ грамотностью. Цифровая грамотность служит катализатором развития и
содействует самообразованию. Цифровая грамотность - рамочное понятие,
объединяющее важные группы навыков. Высокая ценность ключевых навыков
требует непрерывного развития цифровой грамотности. Существуют и другие
индикаторы, включающие навыки в области ИКТ: международная
образовательная мобильность студентов ВУЗов, профессиональное развитие
преподавателей и учителей за счёт электронного обучения. Цифровая
грамотность предполагает важные группы навыков: специальные технические
навыки в области компьютеров, коммуникационная составляющая, как набор
пользовательских навыков, информационная составляющая, сосредоточенная на
ключевых аспектах общества, основанного на знаниях - способности оптимальным
образом находить, получать, выбирать, обрабатывать, передавать, создавать и
использовать цифровую информацию. Для 7 из 16 индикаторов развития
информационного общества главную роль играет именно цифровая грамотность.
Вопросы формирования цифровой грамотности в системе общего образования
решаются развитием интеграции ИКТ в образовательной программе, в
информационную образовательную среду. Одним из базовых компонентов
грамотности является освоение способов сбора и получения информации.
Интеграция - ещё один навык, связанный с базовыми компетенциями, требует
решения определённых технических задач. Создание новых знаний - ключевая
задача всех основных видов грамотности.
В настоящее время пользуются популярностью медиаобразовательные модели (А.
Фёдорова, И. Челышева, Ю.Н.Усова, Л.С. Зазнобиной), которые позволяют
смоделировать информационное пространство в образовательной деятельности.
Интеграция образовательных технологий и ИКТ предполагает создание
интерактивного режима образовательного процесса, при котором ученик
выступает в качестве самостоятельного субъекта деятельности, а учитель в роли
консультанта, это и есть эффективное средство (метод) обучения. Именно
интегративные формы технологий позволяют увеличить показатель качества
знаний учащихся и скорость усвоения информации. ИКТ удачно интегрируется с
технологией разноуровневого обучения: индивидуальная и парная работа на
уроке по карточкам разного уровня сложности с использованием заданий с
сюжетными аниматорами, интернет ресурсами, электронными картами.
Использование карт- навигаторов на уроках обеспечивает максимальный уровень
включённости учащихся в тему урока. Одним из популярных приёмов в начальной
школе используется метод мозгового штурма, который обеспечивает выработку
навыка передачи информации при зрительной фиксации общего результата. Такая
работа ориентирует ребёнка на поиск вариантов решения. Это позволяет
выработать навык построения алгоритма с заданной задачей.
ИКТ удачно используется в работе по здоровьесбережению: создание
видеороликов, физкультминуток и разминки, что подтверждает наличие высокого
уровня включённости учащихся в контекст деятельности. Благодаря
деятельностному подходу материал хорошо запоминается. Таким образом,
использование в начальной школе интегративных форм работы с ИКТ позволяет
обеспечить оптимальный уровень восприятия информации учащимися, что
значительно влияет на повышение уровня качества знаний младших школьников.