Автор: Демченко Елена Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа №1591 до корпус №10
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Театрализованная деятельность как средство развития речи в дошкольном возрасте"
Раздел: дошкольное образование
Театрализованная деятельность как средство развития
речи в дошкольном возрасте
Трудно переоценить значение театрального искусства на воспитание
детей. Театр – один из самых любимых зрелищ дошкольников, он приносит
много радости и положительных впечатлений.
Слушая сказку, малыш познаёт мир. Но если эту сказку можно
посмотреть,
а
ещё
лучше
потрогать
её
героев
(кукольный
театр)
или
поучаствовать
самому
–
восторгу
детей
нет
предела.
И,
конечно,
дети
с
удовольствием принимают участие в постановке сказок, становятся героями
этих сказок - как бы «играют в сказку». А игра - основной вид деятельности
ребёнка. Но именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что
думает, а не то, что надо.
Умело поставленные воспитателем вопросы при
подготовке к игре побуждают детей думать, анализировать сложные ситуации,
делать
выводы,
обобщения.
Это
способствует
активизации
умственного
развития
и
совершенствованию
речи.
У
ребенка
расширяется
кругозор,
возникает потребность рассказать родителям, друзьям о своих впечатлениях – и
это так же способствует развитию речи, умению вести диалог, расширяет и
обогащает речь ребенка.
В театрализованной деятельности обогащается словарный запас детей,
развивается речевое творчество, выразительность речи, повышается уровень
коммуникативных взаимоотношений.
Участие в театрализованной деятельности, т.е. роль героя сказки или
постановки, которую исполняет ребёнок, произносимые реплики ставят малыша
перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается
диалогическая речь, грамматический строй.
Разыгрывание
сказок
позволяет
научить
детей
пользоваться
разнообразными выразительными средствами в их сочетании: речь, мимика,
пантомима, движения.
«Играя в сказку» в процессе театральной деятельности у ребенка не
только
происходит
становление
образной
речи
(используются
сравнения,
абстрагирование,
воображение),
но
и
развивается
комплекс
выразительных
средств звучащей речи (мелодия, темп, ритм, логическое ударение, тембр речи),
формируются
артикуляционные
навыки
звукопроизношения,
слоговая
структура, фонематический слух и восприятие.
В нашей группе для театрализованной деятельности создана предметно-
развивающая среда – это разнообразные виды театров (кукольный, пальчиковый,
настольный,
теневой,
театр
на
магнитах,
декорации
и
костюмы
для
драматизации) Детям очень нравится данная форма работы «игра в театр». Они
чувствуют себя настоящими артистами.
Очень важным аспектом влияния театрализованной деятельности на
развитие
речи
является
придумывание
детьми
своих
сказок.
Это
развивает
воображение,
мышление,
фантазию
и
в
результате
–
интеллект
ребёнка
повышается, что, в свою очередь, напрямую связано с развитием речи. При
составлении сказки (или рассказа) совершенствуется связная речь, понимание
смысловой
стороны
слова
и,
особенно,
–
синтактической
структуры
предложений.