Автор: Москаленко Наталья Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБДОУ д/с №31 Московского района
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальном занятии"
Раздел: дошкольное образование
Использование здоровьесберегающих технологий на
музыкальных занятиях.
Автор : Музыкальный руководитель
Москаленко Наталья Николаевна
Для малыша - дошкольника двигаться так же естественно, как дышать, есть, пить, спать.
Первое , что начинает делать новорождённый- двигаться. Мало того, он « занимается
физкультурой» ещё в утробе матери. Известно, что более подвижные дети развиваются
быстрее, раньше начинают ходить, бегать, говорить. Они крепче телом, меньше болеют,
проявляют активный познавательный интерес к жизни, у них чаще весёлое настроение.
Ни для кого не секрет, что наши дети много сидят не только дома у телевизора и
компьютера, но и на занятиях в детском саду. На сегодня серьёзным недостатком
системы дошкольного воспитания является малоподвижность детей. они много
занимаются сидя, мало двигаются и редко играют на свежем воздухе. Это плохо
сказывается не только на физическом, но и на духовном развитии. Снижает тонус их
нервной системы, угнетает психическую активность. У физически ослабленных детей,
подверженных быстрому утомлению, эмоциональный тонус и настроение снижены. Это, в
свою очередь, отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности.
Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет
активизация их творческого потенциала. На этом я и сделала в своей работе акцент,
создавая атмосферу поиска радости, удовлетворения их индивидуальных потребностей и
интересов. Считаю, что музыка и движение- это средства, которые благоприятно
действуют на здоровье ребёнка, а ритмическую гимнастику считаю королевой
физического воспитания. Она является одним из главных средств музыкально-
ритмического воспитания, которое воздействует на организм ребёнка не только
движением, но и музыкой. Ритмическая гимнастика базируется на огромном арсенале
разнообразных движений и упражнений. Вся серия упражнений проходит в умеренном
темпе. Весёлая музыка занятий, высокая двигательная активность детей создают
радостное, приподнятое настроение, заряжают положительной жизненной энергией ребят
на весь день. На занятиях не только не запрещается улыбаться, но и приветствуются все
проявления хорошего настроения. Такие занятия воздействуют на сердечно- сосудистую,
нервно- мышечную, эндокринную системы организма ребёнка, способствуют развитию
как моторной, так и слуховой и зрительной памяти.
Ещё одна из главных актуальных тем на сегодняшний день в детских садах- это
коррекция речевых нарушений. Учёными доказана прямая и естественная связь между
движениями рук (пальцев, кисти) и произношением слов( работе гортани) благодаря тому,
что в коре головного мозга речевая зона и двигательная зона кисти расположены рядом.
Таким образом, развитие моторики влияет на развитие речевой зоны. На практике давно,
уже отмечено, что любые навыки усваиваются быстрее и легче при наличии
речедвигательного комплекса.
С этой точки зрения логоритмические упражнения я включаю в различные виды
музыкальной деятельности. Занимательные распевки, пальчиковая гимнастика,
подвижные игры помогают в коррекционной работе, так как основной принцип
логоритмики- тесная связь речевого материала с музыкой и движением.
Пение и движение оказывают положительное воздействие на детей с разного рода
речевыми нарушениями. Музыкально- двигательные упражнения способствуют развитию
у малышей тонкой и общей моторики, просодической стороны речи, её координации с
движением, позволяют добиваться его выразительности, будят в ребятах творческое
воображение. При этом дети учатся петь хором, с точной интонацией, подчиняться
определённому темпу и ритму. У ребят формируются и навыки самоконтроля.
Логоритмические упражнения благотворно сказываются на развитии музыкальных
способностей и певческих навыков у детей, по сколько развивают чувство ритма,
интонационный слух, координацию между слухом и голосом и т.д., а также внимание,
память, мышление, воображение и фантазию, то есть решается целый
комплекс задач.