Автор: Потапова Мотрена Кононовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Начальная общеобразовательная школа №1"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) г.Вилюйск
Наименование материала: статья
Тема: "Духовно-нравственное воспитание младших школьников"
Раздел: начальное образование
«Духовно-нравственное воспитание младших школьников
посредством игры на хомусе».
Потапова Мотрена Кононовна
МБОУ «Вилюйская начальная общеобразовательная школа №1»,
г.Вилюйск, Республика Саха (Якутия)
Актуальность:
В наш век высоких
технологий, технического прогресса
и культурно-
ценностных преобразований традиционная музыкальная культура недостаточно
интересует детей и молодежь.
Цель работы:
Сохранение, распространение и развитие национальной культуры. Раскрытие и
развитие личностных качеств и способностей; приобщение детей к культуре
своего
народа.
Формирование
у
детей
нравственных
качеств,
чувства
патриотизма,
толерантного
отношения
ко
всем
людям,
населяющим
нашу
многонациональную Родину.
Новизна: Игра на хомусе всем классом.
Результат: Победители многих конкурсов, фестивалей. Дети полюбили хомус и
гордятся тем,
что вносят свой вклад в сохранении культурного достояния
своего
народа.
Стали
более
сплочёнными,
дружными,
мобильными,
самостоятельными;
Хомус – это здоровье;
Хомус – это успех;
Хомус – это радость;
Введение
Знание истоков культуры своего народа осознается современным обществом
как
непременная
составляющая
духовности,
самобытный
фактор
преемственности поколений, приобщения к национальной культуре и истории
народа. В решении задач нравственного и эстетического воспитания, развития
творческих способностей народному творчеству отводится сегодня всё более
заметное место.
В
процессе
совершенствования
системы
образования
усиление
патриотического и интернационального воспитания школьников справедливо
связывается чувства сопричастности традициям и духовным ценностям Родины.
В
настоящее
время
чрезвычайно
остро
стоит
вопрос
межнационального
общения людей. Оно значительно облегчается при условии знания и понимания
национальных культур народов, что возможно только на основе постижения
своих собственных народных культурных корней.
Методы исследования
Фольклор, в частности приобщение детей к игре на хомусе , как школа
социального
опыта
дает
возможность
глубже
познать
действительность,
исторические и национальные особенности своего народа. Много веков народ
передавал
накопленные
знания
и
умения
последующему
поколению.
Приобщение
детей
к
игре
на
хомусе
расширяет
представление
ребёнка
о
народном
музыкальном
инструменте,
его
образно-смысловом
строе.
Есть
основание
полагать,
что
большое
место
к
приобщению
детей
к
народной
культуре должны занимать народные традиции, фольклор, в том числе игра на
хомусе. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за
характерными особенностями времён года, поведением птиц и животных. Игра
на хомусе пленяет душу гармонией и ритмом, увлекая детей национальным
искусством.
Фольклор всегда естественным образом входил в народную педагогику. С его
помощью формируется историческая преемственность поколений, сохранение,
распространение и развитие национальной культуры, воспитание патриотов,
граждан , обладающих высокой нравственностью.
Новизна
Всем
классом
приобрели
хомус
и
начали
ходить
в
фольклорный
кружок
«Ньургуьун» в детском центре «Кэскил». Научились играть на хомусе, сшили
национальные костюмы.Создали ансамбль хомусистов. Ансамбль хомусистов
активно участвует в качестве гостей и конкурсантов на разных мероприятиях
города и улуса. В работе кружка всегда нам помогают наши родители. Для
детей хомус стал катализатором положительных эмоций: играя на нем можно
развеять тоску, поднять настроение, излечиться. Музыка хомуса, исходящая от
сердца, оказывает положительное воздействие, придает силу, вселяет надежду
на лучшее будущее. «Певучие» хомусы делают кузнецы- почитаемые в народе
люди, сохранившие в своих генах положительную духовную энергетику народа.
В классе провели встречу с мастером Осиповым Петром Фёдоровичем, который
рассказал
и
показал
детям
как
изготавливаяется
якутский
хомус,
какие
разновидности имеет.
Результаты исследования
Опыт занятий игры на хомусе показали, что дети расширили свои знания о
хомусе и варганной музыке;познакомились с детьми разных национальностей,
которые
тоже
интересуются
традиционной
народной
культурой;развивают
эстетические способности; стали более сплочёнными, дружными, мобильными,
самостоятельными.
Вот
достижения
юных
хомусистов:
победители
на
фестивале
народного
творчества
в
Китае,
дипломанты
и
лауреаты
в
региональном туре республиканского конкурса «Полярная звезда», лауреаты в
региональном фольклорном фестивале «К
ө
м
ү
сдь
ү
р
ү
скэн», лауреаты 1 степени
регионального
фестиваля
«Хрустальные
звёздочки»,
участие
на
открытии
ысыаха международной варганной музыки.
Заключение:
Дети полюбили хомус и гордятся тем, что вносят свой вклад в сохранении
культурного
достояния
своего
народа.
Сейчас
мои
второклашки
начали
заниматься в фольклорном кружке «Ньургуhун», как преемственность от моих
выпускников.
Хомус – это здоровье;Хомус – это успех;Хомус – это радость;
Таким образом, основная цель работы: приобщение детей к культуре своего
народа
выполнена.
Работа
кружка
способствует
формированию
у
детей
нравственных качеств, чувства патриотизма, толерантного отношения ко всем
людям, населяющим нашу многонациональную Родину.
Использованная литература:
1. Народное образование Якутии. №2, 1999 г.
2. Бастакы
ү
ктэл. №3, 2011 с.
3. Кулаковскай уонна хомус. Изд- во «Бичик», 2004 с.
4. И. Готовцев. Сахам хомуhугар сањаны .Сахаполиграфиздат, 2003 с.
5. Н.Ф.Дик. Воспитываем личность Изд-во «Феникс»,2005 г.