Напоминание

"Духовно-нравственное воспитание младших школьников"


Автор: Потапова Мотрена Кононовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Начальная общеобразовательная школа №1"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) г.Вилюйск
Наименование материала: статья
Тема: "Духовно-нравственное воспитание младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




«Духовно-нравственное воспитание младших школьников

посредством игры на хомусе».

Потапова Мотрена Кононовна

МБОУ «Вилюйская начальная общеобразовательная школа №1»,

г.Вилюйск, Республика Саха (Якутия)

Актуальность:

В наш век высоких

технологий, технического прогресса

и культурно-

ценностных преобразований традиционная музыкальная культура недостаточно

интересует детей и молодежь.

Цель работы:

Сохранение, распространение и развитие национальной культуры. Раскрытие и

развитие личностных качеств и способностей; приобщение детей к культуре

своего

народа.

Формирование

у

детей

нравственных

качеств,

чувства

патриотизма,

толерантного

отношения

ко

всем

людям,

населяющим

нашу

многонациональную Родину.

Новизна: Игра на хомусе всем классом.

Результат: Победители многих конкурсов, фестивалей. Дети полюбили хомус и

гордятся тем,

что вносят свой вклад в сохранении культурного достояния

своего

народа.

Стали

более

сплочёнными,

дружными,

мобильными,

самостоятельными;

Хомус – это здоровье;

Хомус – это успех;

Хомус – это радость;

Введение

Знание истоков культуры своего народа осознается современным обществом

как

непременная

составляющая

духовности,

самобытный

фактор

преемственности поколений, приобщения к национальной культуре и истории

народа. В решении задач нравственного и эстетического воспитания, развития

творческих способностей народному творчеству отводится сегодня всё более

заметное место.

В

процессе

совершенствования

системы

образования

усиление

патриотического и интернационального воспитания школьников справедливо

связывается чувства сопричастности традициям и духовным ценностям Родины.

В

настоящее

время

чрезвычайно

остро

стоит

вопрос

межнационального

общения людей. Оно значительно облегчается при условии знания и понимания

национальных культур народов, что возможно только на основе постижения

своих собственных народных культурных корней.

Методы исследования

Фольклор, в частности приобщение детей к игре на хомусе , как школа

социального

опыта

дает

возможность

глубже

познать

действительность,

исторические и национальные особенности своего народа. Много веков народ

передавал

накопленные

знания

и

умения

последующему

поколению.

Приобщение

детей

к

игре

на

хомусе

расширяет

представление

ребёнка

о

народном

музыкальном

инструменте,

его

образно-смысловом

строе.

Есть

основание

полагать,

что

большое

место

к

приобщению

детей

к

народной

культуре должны занимать народные традиции, фольклор, в том числе игра на

хомусе. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за

характерными особенностями времён года, поведением птиц и животных. Игра

на хомусе пленяет душу гармонией и ритмом, увлекая детей национальным

искусством.

Фольклор всегда естественным образом входил в народную педагогику. С его

помощью формируется историческая преемственность поколений, сохранение,

распространение и развитие национальной культуры, воспитание патриотов,

граждан , обладающих высокой нравственностью.

Новизна

Всем

классом

приобрели

хомус

и

начали

ходить

в

фольклорный

кружок

«Ньургуьун» в детском центре «Кэскил». Научились играть на хомусе, сшили

национальные костюмы.Создали ансамбль хомусистов. Ансамбль хомусистов

активно участвует в качестве гостей и конкурсантов на разных мероприятиях

города и улуса. В работе кружка всегда нам помогают наши родители. Для

детей хомус стал катализатором положительных эмоций: играя на нем можно

развеять тоску, поднять настроение, излечиться. Музыка хомуса, исходящая от

сердца, оказывает положительное воздействие, придает силу, вселяет надежду

на лучшее будущее. «Певучие» хомусы делают кузнецы- почитаемые в народе

люди, сохранившие в своих генах положительную духовную энергетику народа.

В классе провели встречу с мастером Осиповым Петром Фёдоровичем, который

рассказал

и

показал

детям

как

изготавливаяется

якутский

хомус,

какие

разновидности имеет.

Результаты исследования

Опыт занятий игры на хомусе показали, что дети расширили свои знания о

хомусе и варганной музыке;познакомились с детьми разных национальностей,

которые

тоже

интересуются

традиционной

народной

культурой;развивают

эстетические способности; стали более сплочёнными, дружными, мобильными,

самостоятельными.

Вот

достижения

юных

хомусистов:

победители

на

фестивале

народного

творчества

в

Китае,

дипломанты

и

лауреаты

в

региональном туре республиканского конкурса «Полярная звезда», лауреаты в

региональном фольклорном фестивале «К

ө

м

ү

сдь

ү

р

ү

скэн», лауреаты 1 степени

регионального

фестиваля

«Хрустальные

звёздочки»,

участие

на

открытии

ысыаха международной варганной музыки.

Заключение:

Дети полюбили хомус и гордятся тем, что вносят свой вклад в сохранении

культурного

достояния

своего

народа.

Сейчас

мои

второклашки

начали

заниматься в фольклорном кружке «Ньургуhун», как преемственность от моих

выпускников.

Хомус – это здоровье;Хомус – это успех;Хомус – это радость;

Таким образом, основная цель работы: приобщение детей к культуре своего

народа

выполнена.

Работа

кружка

способствует

формированию

у

детей

нравственных качеств, чувства патриотизма, толерантного отношения ко всем

людям, населяющим нашу многонациональную Родину.

Использованная литература:

1. Народное образование Якутии. №2, 1999 г.

2. Бастакы

ү

ктэл. №3, 2011 с.

3. Кулаковскай уонна хомус. Изд- во «Бичик», 2004 с.

4. И. Готовцев. Сахам хомуhугар сањаны .Сахаполиграфиздат, 2003 с.

5. Н.Ф.Дик. Воспитываем личность Изд-во «Феникс»,2005 г.



В раздел образования