Автор: Коробова Елена Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ - д/с №57 "Белочка" комбинированного вида,
Населённый пункт: г. Улан-Удэ
Наименование материала: статья
Тема: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ"
Раздел: дошкольное образование
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ»
Составитель: учитель-логопед
Коробова Е.В.
Улан-Удэ, 2018
Мнемотехника
-
это
система
методов
и
приемов,
обеспечивающих
эффективное
запоминание,
сохранение
и
воспроизведение
информации,
и,
конечно, развитие речи.
Цель обучения мнемотехнике - развитие памяти, мышления, воображения,
внимания,
а
именно
психических
процессов,
так
как
они
тесно
связаны
с
полноценным развитием речи.
Овладение
приемами
работы
с
мнемотаблицами
значительно
сокращает
время
обучения
и
одновременно
решает
задачи,
направленные
на
развитие
основных психических процессов: памяти, внимания, образного мышления и
речи;
перекодирование
информации,
т.е.
преобразования
из
абстрактных
символов в образы, а также развитие мелкой моторики рук при частичном или
полном графическом воспроизведении.
Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация.
Как
и
любая
работа,
строится
от
простого
к
сложному.
Начиная
работу
с
простейших мнемоквадратов, последовательно переходим к мнемодорожкам и
позже
-
к
мнемотаблицам.
Что
можно
изобразить
в
мнемотаблице?
В
мнемотаблице
производится
графическое
или
частично
графическое
изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т.е.
можно
нарисовать
то,
что
посчитаете
нужным.
Но
изобразить
так,
чтобы
нарисованное было понятно детям.
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в нашей работе
по развитию связной речи детей. Мы их используем для решения всего спектра
речевых задач.
Одной
из
основных
задач
ДОУ
является
формирование
и
развитие
у
дошкольников
связной
самостоятельной
речи,
т.е.
умения
четко,
логично,
последовательно
рассказывать
о
событиях
и
явлениях,
легко
объединяя
отдельные элементы речи в единое смысловое и структурное целое. Наиболее
сложным видом такой речи для ребенка-дошкольника является монологическое
высказывание.
Значение
связной
речи
в
жизни
дошкольника
очень
велико.
Уровень
рассказывания
определяет
готовность
ребенка
к
школьному
обучению.
Без
умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассказывать
о
своих
переживаниях,
планах
невозможно
полноценное
общение,
творчество,
саморазвитие личности.
Однако
помимо
нормального
развития
речи,
отмечаются
отклонения
в
развитии речи. Наиболее ярким является общее недоразвитие речи (ОНР) –
различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование
всех
компонентов
речевой
системы,
т.е.
звуковой
стороны
(фонетики)
и
смысловой стороны (лексики, грамматики). К сожалению, количество детей, у
которых отмечается это нарушение, растет год от года. Для ОНР характерно
более позднее начало речи. Речь аграмматична и недостаточно фонетически
оформлена.
Речь
детей
с
ОНР
малопонятна.
Чаще
всего,
говоря
про
ОНР,
подразумевают
речевые
расстройства
детей
с
нормальным
интеллектом
и
слухом. Дело в том, что при нарушениях слуха или интеллекта недоразвитие
речи, разумеется, возникает в большинстве случаев, однако при этом ОНР уже
носит характер вторичного дефекта.
Вопросы
формирования
связной
речи
изучались
А.
М.
Бородич,
Ф.
А.
Сохиным, Л. С. Выготским, А. А. Леонтьевым и др., а исследования речи у детей
с речевой патологией нашли свое отражение в работах В. П. Глухова, Т. Б.
Филичевой, Л. Н. Ефименковой, Т. А. Ткаченко, Н. С. Жуковой и др.
Эффективным
коррекционным
средством
при
обучении
связной
речи
дошкольников
с
общим
недоразвитием
речи
служат
приемы
мнемотехники.
Козаренко В.В. дает следующее определение мнемотехники: «мнемотехника» и
«мнемоника» обозначают одно и то же – техника запоминания. Они происходят
от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания, т.е. речь идет о системе
приемов,
облегчающих
запоминание
и
увеличивающих
объем
памяти
путем
образования дополнительных ассоциаций».
Для
дошкольников
мнемотехники
имеют
особое
значение,
т.к.
мыслительные
задачи
у
них
решаются
с
преобладающей
ролью
внешних
средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование
мнемотаблиц
на
занятиях
по
развитию
связной
речи
позволяют
детям
эффективнее
воспринимать
и
перерабатывать
зрительную
информацию,
перекодировать
ее,
сохранять
и
воспроизводить
в
соответствии
с
поставленными учебными задачами, кроме того, наличие зрительного плана-
схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными.
В
дошкольном
возрасте
преобладает
наглядно-образная
память,
и
запоминание носит в основном непроизвольный характер, кроме этого у нее есть
удивительное свойство – исключительная фотографичность. Чтобы заученное
стихотворение запомнилось надолго, необходимо трехкратное повторение его в
течение первых пяти дней. Зрительный образ, сохранившейся у ребенка после
прослушивания,
сопровождающегося
просмотром
рисунков
(действие
непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти), позволяет
значительно быстрее вспомнить стихотворение.
Исследование мнестической функции у детей с ОНР показали, что объем их
зрительной памяти практически не отличается от нормы, остаются относительно
сохранными
и
возможности
смыслового,
логического
запоминания.
Однако
заметно
снижены
их
слуховая
память
и
продуктивность
запоминания
по
сравнению с нормально говорящими детьми.
Созданная
в
1946
г.
Генрихом
Альтшуллером
теория
решения
изобретательских задач (ТРИЗ) дала мощный толчок к разработке в педагогике
технологий,
связанных
с
развитием
креативных
процессов
подрастающего
человека в различных предметных областях. Отличительная особенность данной
педагогической системы заключается в том, что ребенок усваивает обобщенные
алгоритмы
организации
собственной
творческой
деятельности.
Одним
из
методов активизации творческого мышления ребенка являлась символическая
аналогия.
Символическая
аналогия
включала
в
себя
обобщенный,
абстрактный
словесный или графический образ объекта.
Символическая аналогия может быть:
Графической, т.е. обозначающей каким-либо символом реальный образ или
образы, выделив в них общие признаки. Она подводит к понятию – приему
«свертывание»
-
умение
выделить
в
образе
самое
главное.
Данный
вид
необходим для того, чтобы нестандартными образами выработать у ребенка
мышление, богатое воображение, умение обнаружить скрытые зависимости и
связи.
Начинать надо с самого простого – научить детей условному изображению
любых предметов, умению их классифицировать (любая геометрическая фигура
может
означать
какой-то
предмет).
Необходимо
дать
детям
возможность
высказать свои идеи. Главная цель – показать, что разные предметы могут
обозначаться
одинаковыми
геометрическими
фигурами.
Затем
предлагается
обозначить предметы не любыми фигурами, а теми, которые они напоминают,
закрепляя умение «видеть» абстрактный образ объекта.
Далее с помощью различных линий необходимо показать характер, образ,
т.е. научиться изображать графические характеристики-портреты героев. Когда
дети научатся изображать символами предметы, героев сказок и т.п., можно
предложить составлять модели сказок, в которых можно помимо образов героев,
изобразить их действия.
Учась «записывать» сказку, составлять ее модель, дети приобретают очень
важное умение – умение выделить в произведении самое главное, изобразить
такие опорные сигналы, по которым можно воспроизвести знакомую сказку или
придумать
новую.
Умение
составлять
модели
позволит
детям
в
будущем
составлять план успешного ответа, писать изложения, сочинения.
Словесная символическая аналогия позволяет словами-символами кратко
передать
содержание
или
смысл
произведения.
Вместо
длинного
текста
составить короткий, если каждое предложение или абзац обозначить словесным
символом.
Для детей в речевом плане характерно стремление сочинять рассказы на
определенную тему. Следует всемерно поддерживать это стремление детей и
развивать
их
навыки
связной
речи.
И
в
этом
помогает
мнемоника
или
мнемотехника
-
система
различных
приемов,
облегчающих
запоминание
и
увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций,
организация учебного процесса в виде игры.
Искусство
запоминания
названо
словом
«mnemonikon»
по
имени
древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз.
Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-
82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана.
Основателем
педагогической
мнемотехники
можно
считать
П.Рамуса.
В
XVIв.
в
Кембриджском
университете
преподавалась
как
классическая
мнемотехника (в лице Джордано Бруно), так и педагогическая мнемотехника,
которую
продвигал
Петр
Рамус.
Так
получилось,
что
педагогическая
мнемотехника, не основанная на визуальном мышлении, была более доступна и
понятна
большинству
людей.
И,
главное,
педагогическая
мнемотехника
не
устанавливала
таких
высоких
планок,
как
это
делала
классическая
мнемотехника.
Проще
говоря,
педагогическая
мнемотехника
отказалась
от
прямого использования зрительных образов при запоминании, и резко снизила
требования к ученикам. Педагогическая мнемотехника не заставляла запоминать
хронологические таблицы, а делала акцент на естественное запоминание при
интенсивном «пережевывании» изучаемого материала. Это - известное со времен
школы
многократное
чтение
текста;
откровенная
зубрежка,
переписывание
изучаемого материала из книги в тетрадь (составление конспектов), создание
большого количество вспомогательного (дидактического) материала и многие
другие методы.
В
XVIв.
педагогическая
мнемотехника
одержала
полную
победу
над
классической.
Классическая
мнемотехника,
без
сомнения,
эффективнее
педагогической. Однако методы педагогической проще, понятнее, и доступнее.
Использование мнемотехники в настоящее время становится актуальным.
Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек
в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует
эту взаимосвязь, и при дальнейшем припоминании по одному из образов этой
ассоциации
воспроизводит
все
ранее
соединённые
образы.
Суть
работы
заключается
в
следующем:
на
каждое
слово
или
маленькое
словосочетание
придумывается
картинка
(изображение);
таким
образом,
все
стихотворение
зарисовывается
схематически.
После
этого
ребенок
по
памяти,
используя
графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном
этапе взрослый предлагает готовую план-схему, а по мере обучения ребенок
также активно включается в процесс создания своей схемы.
Процесс
запоминания
делится
на
4
этапа:
кодирование
элементов
информации
в
зрительные
образы,
собственно
сам
процесс
запоминания,
запоминание
последовательности
информации,
закрепление
информации
в
памяти.
Данная технология базируется на представлении о сложной и активной
природе процессов запоминания, она открывает широкие возможности для более
эффективного
заучивания
детьми
стихотворного
текста,
даже
детьми
с
проблемами
в
развитии.
Она
формирует
воображение,
понимание
того,
что
слышишь;
способность
сохранять
в
памяти
поступившую
информацию;
развивает
образное
мышление,
творческие
способности
детей,
зрительную
память.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: сенсорно-
графическими схемами (Воробьева В.К.), предметно-схематическими моделями
(Ткаченко Т.А.), блоками-квадратами (Глухов В. П.), коллажем (Большева Т. В.),
схемой составления рассказа (Ефименкова Л. Н.).
Приемы
мнемотехники
особенно
важны
для
дошкольников,
т.к.
мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств,
наглядный
материал
усваивается
лучше
вербального.
Использование
мнемотаблиц
на
занятиях
по
развитию
связной
речи
позволяет
детям
эффективнее
воспринимать
и
перерабатывать
зрительную
информацию,
сохранять и воспроизводить
ее в соответствии с поставленными учебными
задачами.
Особенность методики – применение не изображения предметов, а
символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям
поиск и запоминание слов.
Дидактическим
материалом
служат
мнемотаблицы
–
схемы,
в
которых
заложена
определенная
информация.
Овладение
приемами
работы
с
мнемотаблицами
значительно
сокращает
время
обучения
и
одновременно
решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов; на
преобразование абстрактных символов в образы; и на развитие мелкой моторики
рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Важно отметить, что способность запоминать зависит, в первую очередь, не
от памяти, а от мышления и внимания. Нарушение в работе этих психических
процессов делают практически невозможным произвольное запоминание. Вся
система запоминания в мнемотехнике основывается на визуальном мышлении.
Именно
с
помощью
мыслительных
операций
сознательно
контролируется
процесс запоминания, припоминания и сохранения информации в мозге, где
зрительные образы - инструмент для запоминания. У детей с речевой патологией
особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы,
заместители, графические аналогии, схемы, которые лежат в основе образования
искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объем
памяти, что и составляет суть мнемотехники.
В настоящее время приемы мнемотехники являются наиболее актуальными.
Возможности мнемотехники расширяются, их можно использовать для развития
навыков словообразования у детей с ОНР (Расторгуева Н.И.). Барсукова Л.И. при
работе над автоматизацией звуков в качестве нетрадиционных коррекционно-
развивающих
технологий
предлагает
использовать
мнемодорожки,
поскольку
они
позволяют
ускорять
процесс
автоматизации
и
дифференциации
поставленных звуков.
Образцы мнемоквадратов:
раскрасить
,
дорисовать
,
зачеркнуть
,
обвести
по
контуру
заштриховать
Один
–
много
скажи
ласково
скажи
наоборот
«
Жадина
» (
назвать
своим
каждый
предмет
:
мой
,
моя
,
моё
,
мои
)
«
Посчитай
» (
назвать
предметы
по
одному
;
по
два
;
по
одному
и
по
два
сразу
)
«
Прятки
» (
поочередно
закрывать
предметы
и
говорить
,
чего
нет
)
четвёртый
лишний
Мнемодорожка
: