Напоминание

"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ"


Автор: Коробова Елена Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ - д/с №57 "Белочка" комбинированного вида,
Населённый пункт: г. Улан-Удэ
Наименование материала: статья
Тема: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ»

Составитель: учитель-логопед

Коробова Е.В.

Улан-Удэ, 2018

Мнемотехника

-

это

система

методов

и

приемов,

обеспечивающих

эффективное

запоминание,

сохранение

и

воспроизведение

информации,

и,

конечно, развитие речи.

Цель обучения мнемотехнике - развитие памяти, мышления, воображения,

внимания,

а

именно

психических

процессов,

так

как

они

тесно

связаны

с

полноценным развитием речи.

Овладение

приемами

работы

с

мнемотаблицами

значительно

сокращает

время

обучения

и

одновременно

решает

задачи,

направленные

на

развитие

основных психических процессов: памяти, внимания, образного мышления и

речи;

перекодирование

информации,

т.е.

преобразования

из

абстрактных

символов в образы, а также развитие мелкой моторики рук при частичном или

полном графическом воспроизведении.

Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация.

Как

и

любая

работа,

строится

от

простого

к

сложному.

Начиная

работу

с

простейших мнемоквадратов, последовательно переходим к мнемодорожкам и

позже

-

к

мнемотаблицам.

Что

можно

изобразить

в

мнемотаблице?

В

мнемотаблице

производится

графическое

или

частично

графическое

изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т.е.

можно

нарисовать

то,

что

посчитаете

нужным.

Но

изобразить

так,

чтобы

нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в нашей работе

по развитию связной речи детей. Мы их используем для решения всего спектра

речевых задач.

Одной

из

основных

задач

ДОУ

является

формирование

и

развитие

у

дошкольников

связной

самостоятельной

речи,

т.е.

умения

четко,

логично,

последовательно

рассказывать

о

событиях

и

явлениях,

легко

объединяя

отдельные элементы речи в единое смысловое и структурное целое. Наиболее

сложным видом такой речи для ребенка-дошкольника является монологическое

высказывание.

Значение

связной

речи

в

жизни

дошкольника

очень

велико.

Уровень

рассказывания

определяет

готовность

ребенка

к

школьному

обучению.

Без

умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассказывать

о

своих

переживаниях,

планах

невозможно

полноценное

общение,

творчество,

саморазвитие личности.

Однако

помимо

нормального

развития

речи,

отмечаются

отклонения

в

развитии речи. Наиболее ярким является общее недоразвитие речи (ОНР) –

различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование

всех

компонентов

речевой

системы,

т.е.

звуковой

стороны

(фонетики)

и

смысловой стороны (лексики, грамматики). К сожалению, количество детей, у

которых отмечается это нарушение, растет год от года. Для ОНР характерно

более позднее начало речи. Речь аграмматична и недостаточно фонетически

оформлена.

Речь

детей

с

ОНР

малопонятна.

Чаще

всего,

говоря

про

ОНР,

подразумевают

речевые

расстройства

детей

с

нормальным

интеллектом

и

слухом. Дело в том, что при нарушениях слуха или интеллекта недоразвитие

речи, разумеется, возникает в большинстве случаев, однако при этом ОНР уже

носит характер вторичного дефекта.

Вопросы

формирования

связной

речи

изучались

А.

М.

Бородич,

Ф.

А.

Сохиным, Л. С. Выготским, А. А. Леонтьевым и др., а исследования речи у детей

с речевой патологией нашли свое отражение в работах В. П. Глухова, Т. Б.

Филичевой, Л. Н. Ефименковой, Т. А. Ткаченко, Н. С. Жуковой и др.

Эффективным

коррекционным

средством

при

обучении

связной

речи

дошкольников

с

общим

недоразвитием

речи

служат

приемы

мнемотехники.

Козаренко В.В. дает следующее определение мнемотехники: «мнемотехника» и

«мнемоника» обозначают одно и то же – техника запоминания. Они происходят

от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания, т.е. речь идет о системе

приемов,

облегчающих

запоминание

и

увеличивающих

объем

памяти

путем

образования дополнительных ассоциаций».

Для

дошкольников

мнемотехники

имеют

особое

значение,

т.к.

мыслительные

задачи

у

них

решаются

с

преобладающей

ролью

внешних

средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование

мнемотаблиц

на

занятиях

по

развитию

связной

речи

позволяют

детям

эффективнее

воспринимать

и

перерабатывать

зрительную

информацию,

перекодировать

ее,

сохранять

и

воспроизводить

в

соответствии

с

поставленными учебными задачами, кроме того, наличие зрительного плана-

схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными.

В

дошкольном

возрасте

преобладает

наглядно-образная

память,

и

запоминание носит в основном непроизвольный характер, кроме этого у нее есть

удивительное свойство – исключительная фотографичность. Чтобы заученное

стихотворение запомнилось надолго, необходимо трехкратное повторение его в

течение первых пяти дней. Зрительный образ, сохранившейся у ребенка после

прослушивания,

сопровождающегося

просмотром

рисунков

(действие

непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти), позволяет

значительно быстрее вспомнить стихотворение.

Исследование мнестической функции у детей с ОНР показали, что объем их

зрительной памяти практически не отличается от нормы, остаются относительно

сохранными

и

возможности

смыслового,

логического

запоминания.

Однако

заметно

снижены

их

слуховая

память

и

продуктивность

запоминания

по

сравнению с нормально говорящими детьми.

Созданная

в

1946

г.

Генрихом

Альтшуллером

теория

решения

изобретательских задач (ТРИЗ) дала мощный толчок к разработке в педагогике

технологий,

связанных

с

развитием

креативных

процессов

подрастающего

человека в различных предметных областях. Отличительная особенность данной

педагогической системы заключается в том, что ребенок усваивает обобщенные

алгоритмы

организации

собственной

творческой

деятельности.

Одним

из

методов активизации творческого мышления ребенка являлась символическая

аналогия.

Символическая

аналогия

включала

в

себя

обобщенный,

абстрактный

словесный или графический образ объекта.

Символическая аналогия может быть:

Графической, т.е. обозначающей каким-либо символом реальный образ или

образы, выделив в них общие признаки. Она подводит к понятию – приему

«свертывание»

-

умение

выделить

в

образе

самое

главное.

Данный

вид

необходим для того, чтобы нестандартными образами выработать у ребенка

мышление, богатое воображение, умение обнаружить скрытые зависимости и

связи.

Начинать надо с самого простого – научить детей условному изображению

любых предметов, умению их классифицировать (любая геометрическая фигура

может

означать

какой-то

предмет).

Необходимо

дать

детям

возможность

высказать свои идеи. Главная цель – показать, что разные предметы могут

обозначаться

одинаковыми

геометрическими

фигурами.

Затем

предлагается

обозначить предметы не любыми фигурами, а теми, которые они напоминают,

закрепляя умение «видеть» абстрактный образ объекта.

Далее с помощью различных линий необходимо показать характер, образ,

т.е. научиться изображать графические характеристики-портреты героев. Когда

дети научатся изображать символами предметы, героев сказок и т.п., можно

предложить составлять модели сказок, в которых можно помимо образов героев,

изобразить их действия.

Учась «записывать» сказку, составлять ее модель, дети приобретают очень

важное умение – умение выделить в произведении самое главное, изобразить

такие опорные сигналы, по которым можно воспроизвести знакомую сказку или

придумать

новую.

Умение

составлять

модели

позволит

детям

в

будущем

составлять план успешного ответа, писать изложения, сочинения.

Словесная символическая аналогия позволяет словами-символами кратко

передать

содержание

или

смысл

произведения.

Вместо

длинного

текста

составить короткий, если каждое предложение или абзац обозначить словесным

символом.

Для детей в речевом плане характерно стремление сочинять рассказы на

определенную тему. Следует всемерно поддерживать это стремление детей и

развивать

их

навыки

связной

речи.

И

в

этом

помогает

мнемоника

или

мнемотехника

-

система

различных

приемов,

облегчающих

запоминание

и

увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций,

организация учебного процесса в виде игры.

Искусство

запоминания

названо

словом

«mnemonikon»

по

имени

древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз.

Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-

82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана.

Основателем

педагогической

мнемотехники

можно

считать

П.Рамуса.

В

XVIв.

в

Кембриджском

университете

преподавалась

как

классическая

мнемотехника (в лице Джордано Бруно), так и педагогическая мнемотехника,

которую

продвигал

Петр

Рамус.

Так

получилось,

что

педагогическая

мнемотехника, не основанная на визуальном мышлении, была более доступна и

понятна

большинству

людей.

И,

главное,

педагогическая

мнемотехника

не

устанавливала

таких

высоких

планок,

как

это

делала

классическая

мнемотехника.

Проще

говоря,

педагогическая

мнемотехника

отказалась

от

прямого использования зрительных образов при запоминании, и резко снизила

требования к ученикам. Педагогическая мнемотехника не заставляла запоминать

хронологические таблицы, а делала акцент на естественное запоминание при

интенсивном «пережевывании» изучаемого материала. Это - известное со времен

школы

многократное

чтение

текста;

откровенная

зубрежка,

переписывание

изучаемого материала из книги в тетрадь (составление конспектов), создание

большого количество вспомогательного (дидактического) материала и многие

другие методы.

В

XVIв.

педагогическая

мнемотехника

одержала

полную

победу

над

классической.

Классическая

мнемотехника,

без

сомнения,

эффективнее

педагогической. Однако методы педагогической проще, понятнее, и доступнее.

Использование мнемотехники в настоящее время становится актуальным.

Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек

в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует

эту взаимосвязь, и при дальнейшем припоминании по одному из образов этой

ассоциации

воспроизводит

все

ранее

соединённые

образы.

Суть

работы

заключается

в

следующем:

на

каждое

слово

или

маленькое

словосочетание

придумывается

картинка

(изображение);

таким

образом,

все

стихотворение

зарисовывается

схематически.

После

этого

ребенок

по

памяти,

используя

графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном

этапе взрослый предлагает готовую план-схему, а по мере обучения ребенок

также активно включается в процесс создания своей схемы.

Процесс

запоминания

делится

на

4

этапа:

кодирование

элементов

информации

в

зрительные

образы,

собственно

сам

процесс

запоминания,

запоминание

последовательности

информации,

закрепление

информации

в

памяти.

Данная технология базируется на представлении о сложной и активной

природе процессов запоминания, она открывает широкие возможности для более

эффективного

заучивания

детьми

стихотворного

текста,

даже

детьми

с

проблемами

в

развитии.

Она

формирует

воображение,

понимание

того,

что

слышишь;

способность

сохранять

в

памяти

поступившую

информацию;

развивает

образное

мышление,

творческие

способности

детей,

зрительную

память.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: сенсорно-

графическими схемами (Воробьева В.К.), предметно-схематическими моделями

(Ткаченко Т.А.), блоками-квадратами (Глухов В. П.), коллажем (Большева Т. В.),

схемой составления рассказа (Ефименкова Л. Н.).

Приемы

мнемотехники

особенно

важны

для

дошкольников,

т.к.

мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств,

наглядный

материал

усваивается

лучше

вербального.

Использование

мнемотаблиц

на

занятиях

по

развитию

связной

речи

позволяет

детям

эффективнее

воспринимать

и

перерабатывать

зрительную

информацию,

сохранять и воспроизводить

ее в соответствии с поставленными учебными

задачами.

Особенность методики – применение не изображения предметов, а

символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям

поиск и запоминание слов.

Дидактическим

материалом

служат

мнемотаблицы

схемы,

в

которых

заложена

определенная

информация.

Овладение

приемами

работы

с

мнемотаблицами

значительно

сокращает

время

обучения

и

одновременно

решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов; на

преобразование абстрактных символов в образы; и на развитие мелкой моторики

рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Важно отметить, что способность запоминать зависит, в первую очередь, не

от памяти, а от мышления и внимания. Нарушение в работе этих психических

процессов делают практически невозможным произвольное запоминание. Вся

система запоминания в мнемотехнике основывается на визуальном мышлении.

Именно

с

помощью

мыслительных

операций

сознательно

контролируется

процесс запоминания, припоминания и сохранения информации в мозге, где

зрительные образы - инструмент для запоминания. У детей с речевой патологией

особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы,

заместители, графические аналогии, схемы, которые лежат в основе образования

искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объем

памяти, что и составляет суть мнемотехники.

В настоящее время приемы мнемотехники являются наиболее актуальными.

Возможности мнемотехники расширяются, их можно использовать для развития

навыков словообразования у детей с ОНР (Расторгуева Н.И.). Барсукова Л.И. при

работе над автоматизацией звуков в качестве нетрадиционных коррекционно-

развивающих

технологий

предлагает

использовать

мнемодорожки,

поскольку

они

позволяют

ускорять

процесс

автоматизации

и

дифференциации

поставленных звуков.

Образцы мнемоквадратов:

раскрасить

,

дорисовать

,

зачеркнуть

,

обвести

по

контуру

заштриховать

Один

много

скажи

ласково

скажи

наоборот

«

Жадина

» (

назвать

своим

каждый

предмет

:

мой

,

моя

,

моё

,

мои

)

«

Посчитай

» (

назвать

предметы

по

одному

;

по

два

;

по

одному

и

по

два

сразу

)

«

Прятки

» (

поочередно

закрывать

предметы

и

говорить

,

чего

нет

)

четвёртый

лишний

Мнемодорожка

:



В раздел образования