Напоминание

Использование электронной информационной образовательной среды в работе с нестандартными детьми


Автор: Викулова Юлия Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО ДТДиМ ОТР "Содружество"
Населённый пункт: г.Оренбург
Наименование материала: статья
Тема: Использование электронной информационной образовательной среды в работе с нестандартными детьми
Раздел: дополнительное образование





Назад




Использование электронной информационной образовательной

среды в работе с нестандартными детьми

Нестандартный ребенок отличается от других, его характер не вписывается в

общепринятые рамки, нарушено поведение. К нестандартным относятся и

неполноценные дети, инвалиды, глухие, незрячие, с речевыми нарушениями, ЗПР,

нарушениями опорно-двигательного аппарата, умственной отсталостью.

Но также, нестандартными можно назвать способных, талантливых и

одаренных детей.

В любви, уважении и принятии нуждается каждый ребенок. И каждый

достоин внимания и понимания, осторожного обращения и помощи в развитии. К

тому же если ты, к примеру, не видишь в ком-то явных признаков феномена индиго,

это не значит, что их нет.

На протяжении всего XX века всех мало-мальски непохожих мы усиленно

переделывали в «нормальных», «здоровых», таких, как все. Мы делали это часто из

лучших побуждений, пребывая в полнейшей уверенности, что это «на их же благо»,

что это правильно, поскольку и сами являлись продуктами такого воспитания. Но

что происходило на самом деле? Мы внушали малышу, что его особенности – это

плохо, это болезнь или уродство. Ребенок начинал стесняться, бояться, ненавидеть

сам себя, все его душевные силы уходили на попытки сделаться или хотя бы

казаться таким, каким его принимают и ценят. На открытие и уж тем более развитие

собственной индивидуальности, своих гениальных способностей и своего

предназначения уже ничего не оставалось.

Современные изменения в социуме (социальные, экологические, медицинские

факторы) требуют поиска новых, нестандартных форм и подходов в решении

данной проблемы. Нестандартные дети не справляются с программными

требованиями в условиях высокой интенсивности урока, что приводит к

нарушениям их психофизического состояния. По данным различных

источников сегодня затруднения в обучении по тем или иным причинам испытывают

от 15 до 40 % учащихся уже начальных классов общеобразовательной школы. При

этом, для более чем 50% неуспевающих школьников характерна задержка

психического развития. Ко второй половине неуспевающих относятся соматически

ослабленные учащиеся, учащиеся с социально-педагогической запущенностью и т.д.

Дети с трудностями в обучении имеют характерные психолого –

педагогические особенности и отличаются от нормально – развивающихся детей и

эти отличия касаются практически всех их психических проявлений: начиная от

недоразвития мотивационного и волевого компонентов деятельности и заканчивая

недостаточностью уровня сформированности психических процессов, от которых

зависит успешное усвоение школьной программы.

При работе с нестандартными детьми следует учитывать ряд факторов:

Необходима постоянная направляющая помощь со стороны взрослого.

Если ребенок «выключился», его не надо трогать или подгонять – ребенок

должен работать в том ритме, в котором работает его мозг.

При подаче материала использовать наглядные материалы и графические

изображения.

Подавать материал «связанным» в символической и знаковой форме.

Использовать активные формы обучения.

Монотонная и неинтересная работа утомляет детей.

При освоении нового материала лучше опираться на визуальное

восприятие.

Необходимо фиксировать промежуточные результаты во время выполнения

заданий.

Давать точный алгоритм действия, выделять сущность, используя короткие,

четкие фразы.

При работе с одаренными детьми нужно учесть, что одаренные

дети:

Имеют высокую чувствительность. Близкая дистанция, неосторожный

взгляд, резкое слово приводит их в дискомфорт. Восприятие может иметь большое

число нюансов, тонов, различий.

Воспринимают информацию в «смешанных» модальностях. Видят звук

в цвете, видят летящий мяч за спиной.

Склонны к предметной, проектной деятельности и обычно слабы в

учебной.

Оперируют эйдическими образами.

Знают результат решения задачи (но не могут объяснить ход решения).

Нуждаются в целостном понимании реальности, (всеединство).

Обладают дивергентным мышлением и холистическим восприятием.

Нуждаются в междисциплинарных уроках, склонны к нахождению

трансдисциплинарных связей.

Современный педагог должен уметь в своей работе применять различные

приемы и методы диагностики модальностей, использовать эти знания при обучении

«нестандартных детей».

Не менее важным является направление работы с одаренными детьми,

которым также требуется поддержка и забота со стороны педагогов. Эта категория

детей нуждается в особых условиях обучения, в которых присутствует творческий и

практический компоненты задач. Особенно необходимо уделить внимание

междисциплинарным программам и занятиям. Междисциплинарный урок своей

организацией способствует интеграции дисциплин и сознания, а также является

адекватным средством по решению вышеперечисленных проблем.

Одним из самых эффективных решений проблемы работы с нестандартными

детьми в системе дополнительно образования, в частности, является использование

электронной информационной образовательной среды.

Информационно–образовательная среда (ИОС) – открытая педагогическая

система,

направленная

на

формирование

творческой,

интеллектуальной

и

социально–развитой

личности,

сформированная

на

основе

разнообразных

информационных

образовательных

ресурсов,

современных

информационно–

коммуникационных средств и педагогических технологий.

В основе создания ИОС дополнительного образования лежит организация

использования

информационно–коммуникационных

технологий

(ИКТ).

Именно

эффективное использование ИКТ открывает новые возможности и перспективы

развития системы образования в целом. Использование ИКТ в системе образования

изменяет дидактические средства, методы и формы развития и воспитания, влияет

на

педагогические

технологии,

тем

самым

преобразуя

традиционную

образовательную среду в качественно новую — информационно–образовательную

среду.

ИОС включает:

1.

комплекс

информационных

образовательных

ресурсов,

в

том

числе

цифровые образовательные ресурсы;

2.

совокупность технологических средств ИКТ: компьютеры, иное ИКТ–

оборудование, коммуникационные каналы;

3.

систему

современных

педагогических

технологий,

обеспечивающих

развитие и воспитание учащихся в современной информационно–образовательной

среде.

Компьютер, мультимедийные средства – инструменты для обработки

информации, которые могут стать мощным техническим средством обучения,

средством коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов,

родителей и учащихся.

Чем дальше, тем больше семья ребенка будет становиться

важнейшим субъектом нашей деятельности, а вся наша работа все более и более

прозрачной для родителей, т. к. невозможно решение любых проблем без активного

участия в этом родителей учащихся.

Информатизация дополнительного образования открывает педагогам новые

возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых

методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию

инновационных идей воспитательно-образовательного процесса - электронные

презентации метод проектов, технологию портфолио, игровые технологии и т.д.

Индивидуальный подход, проведение интегрированных междисциплинарных

занятий, возможность подачи материала в разных модальностях и предикатах,

обусловленные использованием ИОС в процессе обучения являются залогом успеха

при работе с нестандартными и одаренными детьми – ведь большинство таких

учеников

имеют ведущую кинестетическую или аудиальную модальность.

. Организация педагогической деятельности в условиях ИКТ-насыщенной

образовательной

среды

предполагает

соответствующие

изменения

во

взаимодействии

между

субъектами

образовательного

процесса:

учащимися,

педагогами,

администрацией

образовательного

учреждения,

родителями.

Изменяются цели, методы, средства, связанные с распространением новых способов

работы

с

информацией,

современными

средствами

ком м у н и ка ц и и ,

совершенствуются традиционные дидактические средства и появляются новые, в

частности цифровые образовательные ресурсы.

Что же дает нам ИКТ для решения основных дидактических подходов в

работе с нестандартными детьми? Я. Коменский впервые в истории дидактики

указал на необходимость руководствоваться следующими принципами в обучении:

Принцип сознательности и активности.

Принцип наглядности.

Принцип постепенности и систематичности знаний.

Принцип

упражнений

и

прочного

овладения

знания

и

навыками.

Это

интерактив,

мультимедиа,

моделинг,

коммуникативность

и

новый

уровень

производительности

(А.

В.

Осин).

Рассмотрим

эти

новые

возможности

более

подробно.

Интерактив

это

поочередное

взаимодействие

сторон

(от

передачи

информации

до

произведенного

действия).

Причем

каждое

высказывание

или

реакция

участников

взаимодействия

происходит

как

с

учетом

собственных

высказываний

или

действий,

так

с

учетом

высказываний

или

действий

другой

стороны.

Мультимедиа – это представление объектов и процессов не традиционным

текстовым описанием, но с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, т. е. в

комбинации средств передачи информации (от англ. multi – «много», media – «среда,

способ, средство»).

Такое «многосредие» приводит к качественному повышению эффективности

образовательных ресурсов. По оценкам голландского Института «Евролингвист»

большинство

людей

запоминают

5

%

услышанного

и

20

%

увиденного.

Одновременное

использование

аудио-

и

видеоинформации

повышает

запоминаемость до 40 – 50 %.

Коммуникативность

это

возможность

непосредственного

общения

участников

образовательного

процесса,

оперативность

такого

диалога,

контроль

состояния процесса.

Другая сторона коммуникативности – возможность оперативной передачи

информации пользователю.

Моделинг

имитационное

моделирование

реальных

объектов

или

процессов, явлений, а также имитация посредством компьютера взаимодействия

пользователя с реальным миром, т. е. тренинг поведения, моделирование действий

человека.

Производительность

в

контексте

использования

компьютера

означает

автоматизацию

нетворческих

рутинных

операций.

Это

и

инструменты

поиска

информации,

доступ

к

распределенным

базам

данных,

возможность

быстрой

переконфигурации материала и т. д.

Интеграция

рассмотренных

выше

инструментов

позволяет

выстраивать

дидактические модели нового уровня, порождает новые качества в представлении и

освоении учебной информации, создает новые инструменты для познания мира.

ИКТ

технологии

позволяют

включать

объект

мысли

в

новые

связи,

открывать

поворот объекта изучения новой стороной, выявлять его новые свойства. Это один

из труднейших и творческих аспектов мышления, приводящий к изобретениям и

открытиям.

Известнейший отечественный психолог С. Л. Рубинштейн писал: «Основной

нерв мышления заключается в следующем: объект в процессе мышления включается

во все новые связи и в силу этого выступает во все новых качествах, которые

фиксируются в новых понятиях; из объекта, таким образом, как бы вычерпывается

все новое содержание; он как бы поворачивается каждый раз другой своей стороной,

в нем выявляются все новые свойства».

Таким

образом,

использование

электронных

информационных

образовательных технологий позволяет наиболее эффективным образом решить ряд

важнейших задач в работе с нестандартными детьми: адаптировать их к социуму и

интегрировать

в

общий

образовательный

процесс

с

учетом

индивидуальных

особенностей,

талантов

и

потребностей,

а

также

сделать

процесс

обучения

открытым для родителей, вовлечь их в решение возникающих проблем, обеспечивая

нестандарт ному ребенку всестороннюю социально-психологическую поддержку.



В раздел образования