Автор: Былдымова Ирина Петровна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ ДС №18 "Ягодка"
Населённый пункт: Краснодарский край; Выселковский район; ст. Новомалороссийская
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Подвижные игры с речевым сопровождением для детей с ОВЗ.
Раздел: дошкольное образование
Подвижные игры с речевым
сопровождением для детей с ОВЗ.
Дети раннего возраста очень любят играть в короткие подвижные игры с
забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие их речи.
Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше игра нравится
детям и тем больший эффект в развитии речи.
Такие подвижные игры, нормализуя моторную функцию ребенка,
помогают решить ряд других коррекционно-воспитательных задач:
повышают активность, развивают подражательность, формируют игровые
навыки, совершенствуют речь, поощряют творческую активность детей.
Неоценима роль подвижных игр и для развития мелкой моторики,
быстроты реакции, координации движений, внимания, памяти, восприятия,
формирования представлений об окружающем мире, координации
деятельности слухового и зрительного анализаторов. Вследствие всех
вышеназванных факторов подвижные игры с речевым сопровождением
особенно ценно для детей с нарушениями в развитии речи.
У детей с тяжелой речевой патологией недостаточно сформированы
пространственные представления, с трудом формируются не только речевые,
но и двигательные стереотипы. Все это требует определенной специфики
проведения подвижных игр. Рекомендуется иногда обращаться к игровому
материалу, предназначенному детям, адаптируя, изменяя его с учетом
особенностей работы логопедических групп.
Объяснение игр требует от педагога серьезной подготовки, эмоциональной
выразительности, умение пробудить у детей интерес к игре. Прежде чем
педагог предложит игру, он должен заблаговременно познакомить детей с ее
элементами, поупражнять в тех движениях, которые им трудны.
Перед детьми ставится игровая цель, определяются игровые правила и
сигналы. Важно раскрыть последовательность игровых действий, указать
местоположение играющих и атрибутов. Объясняя игру, педагог не должен
отвлекаться, делая замечания детям. С помощью вопросов проверяет, все ли
дети поняли игру. В младшей группе игра объясняется поэтапно, т. е. в
процессе игры, в старшей – перед началом игровых действий.
Сам педагог принимает активное участие в игре, помогая, подбадривая,
отмечая малейшие успехи тех, кто с трудом или частично справляется с
заданием. Необходимо проявить терпимость к детям, которые не могут или
не понимают и в связи с этим неправильно выполняют задания взрослого.
Каждый ребенок должен участвовать в игре, выполняя посильные для него
игровые действия, по возможности стараясь подражать ведущему и
товарищам, выполнять действия вместе с педагогом. Важно, чтобы
у детей появилась уверенность в своих силах
Например, подвижные игры «Гуси-гуси», «У медведя во
бору», «Лохматый пес», «Кот Васька».
Педагог читает стихотворение, а дети выполняют соответствующие
действия.
Встали дети в круг, в круг.
Кулачками стук-стук,
Ручками хлоп-хлоп.
Ножками топ-топ.
Побежали, побежали
И к игрушкам прибежали.
Будем с ними мы играть,
А потом пойдем гулять.
Подвижная игра с речевым сопровождением «Овощи»
Как-то вечером на грядке Репа, свекла, редька, лук
Поиграть решили в прятки. (Дети идут по кругу, взявшись за руки, в центре
на корточках сидит водящий с завязанными глазами.)
Но сначала встали в круг
Рассчитались четко тут же: Раз, два, три, четыре, пять. (Останавливаются,
крутят водящего.)
Прячься лучше, прячься глубже,
Ну, а ты иди искать. (Разбегаются, приседают, водящий их ищет.)
Подвижная игра с речевым сопровождением «Части тела»
Называем мы слова: 3 хлопка.
Лоб, затылок, голова, (Показывают части тела.)
Шея, плечи, пальцы, ногти,
Кулаки, ладошки, локти,
Нос, живот, колени, пятки,
Губы, бедра и лопатки.
Части тела изучаем,
Части тела называем
Игра повторяется несколько раз, пока дети не запомнят рифмовку.
Организатор игры не должен злоупотреблять исправлением речи детей при ее
проведении, устойчивые ошибки фиксируются и отрабатываются на занятиях
и во всевозможных специально организованных ситуациях.
После подвижных игр хорошо переключиться на умственную работу (занятия
математикой, упражнения на формирование грамматических конструкций и т.
п.).
Подвижная игра "Воробьи и вороны" для детей 5-6 лет
Скачут шустро воробьи. (Прыжки)
Их попробуй догони!
Полетели, полетели, (Бег, руки в стороны)
Крошки хлеба поклевали. (Приседание
"Вороны летят ,беда!
Разлетайся кто куда!" ( Бег врассыпную по всему залу)
Примечание: водящие "вороны" меняются после каждого повторения игры,
отмечаются самые результативные водящие.
Подвижная игра " Зима и весна" для детей 5-6 лет
На полянке на лесной
Встретились зима с весной,
"Ох!"- зима весну пугает,
Прочь из леса прогоняет.
Смеется над зимой весна:
"Твоя, зима, прошла пора!
Пусть распускаются листочки,
растет трава, цветут цветочки!"
Примечание: "Зима" старается заморозить детей- дотронуться до них
рукой, "весна "стремится разморозить , также дотронуться до детей
рукой. Через 1.5-2 минуты "Стоп" игра.