Напоминание

"Вторая жизнь песни"


Автор: Рябинина Елена Леонардовна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МОУ "СОШ №3"
Населённый пункт: город Валуйки, Белгородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Вторая жизнь песни"
Раздел: среднее образование





Назад




Класс: 5

Тема: Вторая жизнь песни. «Живительный родник творчества».

Цели урока:

Образовательная: создать условия для знакомства учащихся с музыкой,

основанной на использовании народной песни; с народными истоками

профессиональной музыки.

Развивающая:

способствовать

развитию

у

учащихся

музыкальной

памяти, тембрового слуха, творческого воображения, вокально-хоровых

навыков.

Воспитательная:

воспитывать

слушательскую

и

исполнительскую

культуру, эстетический вкус; потребность к самостоятельному общению с

высокохудожественной музыкой.

Тип урока: изучение нового материала.

Музыкальный материал:

«Светит месяц» – русская народная плясовая (слушание).

«Камаринская»

из

«Детского

альбома»

П.И.Чайковского

(слушание).

Фрагмент финала Симфонии № 4 П.И.Чайковского (слушание и

исполнение).

«Песня Сольвейг» Э.Грига (слушание).

Песня «Раз, два, три...» музыка и слова А.Варламова (исполнение).

Оборудование: аккордеон, компьютер, диапроектор, экран, магнитофон,

CD-записи, репродукция картины К. Васильева «Ожидание», фрагмент

картины

Б.

Кустодиева

«Морозный

день»,

портреты

композиторов,

раздаточный материал.

ХОД УРОКА

I.

Организационный этап.

Вход учащихся в класс под музыку («Камаринская» – из «Детского

альбома» П.И.Чайковского)

Музыкальное приветствие.

Учитель: «Прозвенел звонок, начался урок. Здравствуйте, ребята!»

Ученики: «Здравствуйте!».

(слайд №1)

Учитель: Ребята! Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь. А теперь

представьте, что улыбка каждого из вас – это лучик солнца, а лучик

солнца – это ваше настроение. Посмотрите, от ваших улыбок стало ярче,

уютнее, светлее в классе! Я желаю вам, чтобы вы не только получили

хорошие оценки и приобрели знания, но и ушли с сегодняшнего урока с

новыми впечатлениями и открытиями.

II.

Разминка.

(слайд №2)

Учитель:

Я

предлагаю

вам

творческое

задание.

Вам

необходимо

соотнести портрет композитора с его произведением.

Н.А.Римский-Корсаков

«Венецианская

ночь»

М.И.Глинка

«Кикимора»

Ф.Шуберт

«Шехеразада»

А.К.Лядов

«Баркарола»

(слайд №3)

III. Этап подготовки к изучению нового материала.

Учитель:

Ребята,

обратите

внимание на

экран.

Вы

видите

высказывание

народной

артистки

СССР,

легендарной

певицы

Людмилы Зыкиной.

«Песня, созданная народом, - это бесценное наше богатство. Она

будит в нас чувства гордости, любви к Родине. В ней душа народа,

жизнь

народа

во

всём

многообразии.

Что

может

быть

прекраснее

раздольной русской мелодии, родившейся на великой русской земле, у

великого народа!»

?

Учитель: О чём говорится в этом высказывании? (о народной песне)

(слайд №4)

Тема

нашего

урока

«Вторая

жизнь

песни.

«Живительный

родник

творчества». Народные песни… Вечно живые. Это чистые и светлые

родники творчества. Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (о

народной

песне).

Сегодня

мы

с

вами

познакомимся

с

музыкой,

основанной на использовании народной песни, с народными истоками

профессиональной

музыки.

Поговорим

о

взаимосвязи

русской

композиторской музыки и народного музыкального искусства.

IV. Этап изучения нового материала.

Учитель: Вспомните, что такое песня? Кто сочиняет песни? А вы знаете,

что в 18 веке впервые стали изучать и записывать народную песню,

появились первые сборники народных песен с напевами. Крупнейшие

поэты и писатели обращались к народной песне как источнику русской

поэзии,

русского

литературного

языка.

Широкое

отражение

народная

песня нашла в русской профессиональной музыке: в опере, симфонии,

концерте.

(слайд №4)

Ребята,

давайте

обратимся

к

высказыванию

С.

Рахманинова

о

значении

народного

творчества:

«Разнообразие

народного

песенного

материала в России почти беспредельно. На огромных просторах страны

объединены разные народы. У них различные языки и различные песни...

У меня создалось убеждение, что в тех странах, которые особенно богаты

народными

песнями,

естественно

развивается

великая

музыка».

Это

высказывание ещё раз подчёркивает глубокие и многосторонние связи

между

русской

композиторской

музыкой

и

народным

музыкальным

искусством, отражающим жизнь, труд, быт и борьбу русского народа за

свободу, его думы и чаяния.

(слайд №5)

В чём проявляются эти связи?

в «цитировании» композиторами отдельных народных мелодий;

в создании своих собственных мелодий, близких к народным.

?

Учитель:

Ребята,

вспомните

и

назовите

произведения,

в

которых

звучат

народные

мелодии («Камаринская»

из

«Детского

альбома»

П.И.Чайковского, «Проводы Масленицы» из оперы-сказки «Снегурочка»

Н.А.Римского-Корсакова и т.д.)

(слайд №6)

(слайд №7)

Учитель: Слушание. Ребята, я предлагаю прослушать в записи фрагмент

финала Симфонии № 4 П. И. Чайковского в исполнении Государственного

симфонического оркестра.

?

Какая по характеру эта музыка? Назовите песню, которой это сочинение

дало вторую жизнь (Русская народная песня «Во поле берёза стояла»).

(Исполнение 1 куплета р.н.п. «Во поле берёза стояла»).

(слайд №8)

Учитель: Зарубежные композиторы также часто обращались к фольклорным

мелодиям. В сочинениях норвежского композитора Эдварда Грига слышны

напевы норвежского и шведского музыкального фольклора.

Прослушайте «Песню Сольвейг» Э. Грига из драмы Г.Ибсена «Пер Гюнт».

?

Ребята, какие чувства возникли у вас при прослушивании этой музыки?

Опишите их.

(слайд №9)

V.

Этап

работы

с

картиной.

Связь

музыки

и

изобразительного

искусства.

Учитель: Обратите внимание на репродукцию картины К. Васильева

«Ожидание» и фрагмент картины Б. Кустодиева «Морозный день».

?

С какими музыкальными сочинениями, прозвучавшими на этом уроке,

вы можете соотнести эти картины? (К. Васильева «Ожидание» - «Песня

Сольвейг» Э. Грига, фрагмент картины Б. Кустодиева «Морозный день» -

фрагмент финала Симфонии № 4 П. И. Чайковского.

VI Исполнение.

Учитель: На прошлом уроке мы с вами разучили песню А.Варламова

«Раз, два, три...».

Ребята, сейчас вы исполните песню. Какие чувства вы желаете

вызвать своим исполнением?

Песня «Раз, два, три...» А.Варламова (в исполнение класса).

(Эту песню нужно исполнить легко, задорно. Дыхание следует брать

равномерно перед каждой фразой).

VII Этап первичного закрепления изученного материала.

Учитель:

Ребята,

о

чём

мы

говорили

на

уроке?

Как

вы

понимаете

значение

фразы

вторая

жизнь

песни?

Что

является

«живительным

родником» народного творчества?

(слайд №10)

Как вы понимаете смысл замечательного высказывания М. И. Глинки:

«Создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем». Что

значит аранжируем?

(слайд №11)

VIII Этап информации о домашнем задании.

У вас у каждого на парте лежит солнышко. На его обратной стороне вы

увидите

домашнее

задание.

Каждому

учащемуся

задано

своё

индивидуальное домашнее задание.

IX Рефлексия.

Учитель: Ребята, назовите ключевое слово нашего урока. (Песня).

(слайд №12)

Попробуем разгадать, что зашифровано в слове «Песня», опираясь на

задаваемые вам вопросы, иными словами, расшифруйте ребус.

П

– понравилось (Что понравилось вам сегодня на уроке?)

Е

– единство (О единстве какой музыки шла речь сегодня на уроке?)

С

– сложно (Какое задание, вопрос на уроке вызвал у вас затруднение?)

Н

– новизна (Что нового вы узнали на уроке?)

Я

– ярко (Какие произведения на уроке оставили яркий след?)

(слайд №13)

Учитель: Я всех вас благодарю за работу на уроке. До свидания!

Выход учащихся из класса под музыку («Светит месяц» – русская

народная плясовая).



В раздел образования