Напоминание

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР "Заяц Захар. Звук и буква З"


Автор: Сурина Инна Геннадьевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ "ДС № 8"
Населённый пункт: г. Трёхгорный, Челябинская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР "Заяц Захар. Звук и буква З"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект занятия по обучению грамоте

«ЗВУК И БУКВА З. ЗАЯЦ ЗАХАР»

для детей с ОНР, подготовительная группа

Разработал учитель – логопед 1квалификационной категории Сурина И.Г.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

1.

Закрепление знаний о звуке и букве З.

2.

Расширение и активизация словаря по теме.

3.

Совершенствование грамматического строя речи.

4.

Закрепление навыка чтения открытых и закрытых слогов.

Коррекционно – развивающие:

1.

Развитие артикуляционной моторики, просодических компонентов речи.

2.

Совершенствование фонематического восприятия.

3.

Развитие звукового анализа.

4.

Развитие зрительного восприятия и внимания.

Коррекционно – воспитательные:

1.

Формирование мотивации к учебной деятельности.

2.

Воспитание бережного отношения к животным.

Оборудование:

карточки

на

развитие

направленной

воздушной

струи,

индивидуальные

зеркала,

схема

для

характеристики

звука,

заячьи

следы,

индивидуальные конверты с картинками, звуковые схемы слов, карточки для

звукового

анализа,

картинка

с

ребусом,

лазерная

указка,

мяч,

детали

для

постройки избушки, индивидуальные схемы предложения, CD диск с весёлой

музыкой для танца зайчиков, картинка с буквой З, Картинка со «спрятанной»

буквой З, листочки с разными буквами, синие карандаши, кубик со слогами,

бумажные морковки с конфетами.

Предварительная работа: знакомство со звуком «З», беседа о диких животных,

заучивание стихотворений, разучивание танца «Зайчики».

Ход занятия:

1.

Организационный момент

Дети заходят в спальню за логопедом с чистоговоркой:

«Зу - зо - за – на улице гроза»

- Ребята, посмотрите, сколько гостей пришло к нам на занятие. Это учителя из

разных школ нашего города. Поздоровайтесь с ними.

- Давайте с гостями поиграем. Они вам будут писать указательным пальчиком

на ладошке какую-нибудь букву, а вы постарайтесь узнать её.

- Хорошо. А теперь встаньте в красивую линеечку и всё внимание на меня.

Давайте вспомним наше правило:

«Слушаем внимательно, говорим старательно».

2.

Упражнение «Узнай героя»

- К нам сегодня пришёл ещё один гость. Чтобы узнать, кто он, вам нужно взять

листочки и положить их на ладошку. Поднесите ладошку поближе ко рту, через

носик сделайте глубокий вдох и на выдохе губами «трубочкой» сдуйте салфетки

с картинки.

- Ангелина, что у тебя на картинке? У меня на картинке уши.

- Чьи уши? Заячьи уши. (Мордочка, хвост)

- Так кто же это? Заяц.

- Назовите зайца ласково. Зайчик, заинька, зайка, зайчишка.

- Зайчик замёрз и решил забежать к нам в детский сад.

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода кора.

- Давайте покажем зайчику как можно погреться. Обхватите себя за плечи и,

похлопывая ладошками произнесите: «Зы - зы - зы».

- Покажем зайцу, как мы занимаемся? Да.

- Сядет на место тот, кто назовёт заячью семью. Зайчиха, заяц, зайчата.

3.

Артикуляционная гимнастика

-

Для

начала

сделаем

артикуляционную

гимнастику.

Пододвиньте

к

себе

зеркала. Улыбнитесь себе. Сделайте: «заборчик», «маляр», «качели», «горку».

4.

Выделение звука и его характеристика

- Ребята, какой первый звук в слове ЗАЯЦ? В слове заяц первый звук «З».

- Произнесите звук «З» и проверьте себя в зеркале. Данил, дай характеристику

звука

«З»? Губы в улыбке, зубы приоткрыты, язычок горкой и упирается за

нижние зубы, воздушная струя идёт по языку, горлышко дрожит. Звук «З»

согласный, звонкий, твёрдый.

- Молодец! Раз, два, три – зеркало на край стола убери.

- Ребята, посмотрите, чьи это следы? Это заячьи следы.

- Как вы догадались? У зайца следы задних лап впереди, а передних лап сзади.

- Зайчик оставил свои следы для того, чтобы вы выполнили задание.

5.

Упражнение «Внимательные ушки»

Вставайте перед следами. Я буду произносить разные слоги. Если вы услышите

слог со звуком «З» делайте шаг вперёд на след, а на все остальные слоги стойте

на месте. (Ко, му, зо, ши, са, ах, уз, но, зы.)

6.

Упражнение «Повтори - ка»

- Перед вами конверты. Чтобы их взять, превратитесь в заячью семью. Я

произнесу слоговую цепочку, а вы её должны повторить.

- Ярослав, произнеси слоги как взрослый заяц: Аз – оз – уз.

- Данил, произнеси слоги как маленький зайчонок: Зу – зы – за.

- Лина, произнеси слоги как зайчиха: За – зу – зо.

-

Справились

с

заданиями,

берите

конверты

и

садитесь

на

свои

места.

Проверьте спины, ножки. Откройте конверты и достаньте то, что в них лежит.

(В каждом конверте по з картинки)

7.

Упражнение «Найди картинку и место звука «З»

- Выберите картинку со звуком «З» и положите её пред собой.

- Данил, какую картинку ты выбрал? Я выбрал берёзу. В слове берёза есть звук

«З». (Зонт, азбука)

- Достаньте схемы слов из контейнеров и определите место звука «З» в вашем

слове.

- Ярослав, где стоит звук «З»? В слове зонт звук «З» стоит в начале слова.

- Лина, где стоит звук «З»? В слове азбука звук «З» стоит в середине слова.

- Данил, где стоит звук «З»? В слове берёза звук «З» стоит в середине слова.

- Справились с заданием. Схемы слов и картинки уберите.

8.

Разгадывание ребуса

- Зайчику очень понравилось, как вы играете со звуками. Он приготовил вам

ребус. Если вы его расшифруете – узнаете имя зайца. Захар.

9.

Упражнение «Посчитай и называй»

-

Захар

любит,

как

и

все

зайцы

стучать

лапками

по

пням.

Простучите

ладошками имя зайца на столе. Сколько слогов в слове Захар? В слове Захар два

слога.

- Какой первый слог? Первый слог ЗА.

- какой второй слог? Второй слог ХАР.

10. Упражнение «Узнай и назови»

- Зайчик хочет узнать, сколько звуков в

его имени и какие они.

Давайте будем считать звуки, начиная с

первого. (1-З, 2-А, 3-Х, 4-А, 5-Р) Сколько

звуков

получилось? В слове Захар пять

звуков.

(Логопед

вывешивает

на

магнитную

доску звуковую схему слова Захар)

- Вот схема слова Захар. Теперь разберём каждый звук и раскрасим квадратики

карандашами нужного цвета.

- Лина, дай характеристику первого звука. Первый звук «З». Он согласный,

звонкий, твёрдый. Я первый квадратик раскрашу синим карандашом.

(Каждый ребёнок выходит к магнитной доске и даёт характеристику звука).

- Молодцы! Здорово получилось. Ребята, у Захара есть дружок. Лина знает

стишок про него.

Скачет зайчик по стене

И подмигивает мне.

Вот он прыгнул на картинку,

Задержался на ботинке,

Затаился в уголке,

Поплясал на потолке.

Вот он спрятался в кроватке.

С нами он играет в прядки.

- О ком стихотворение? Стихотворение о солнечном зайчике.

11. Зрительная гимнастика

- Подходите ко мне. Смотрите внимательно на стену, сейчас солнечный зайчик

появится.

А

вы

за

ним

следите

только

глазками,

не

поворачивая

головы.

(Логопед лазером водит по стене, а дети следят глазами)

-

А

теперь

поморгайте

и

сильно

зажмурьте

глазки.

Солнечный

зайчик

спрятался. А мы продолжаем.

12. Игра «Измени словечко»

-

Скажите,

ребята,

что

умеет

делать

заяц? Заяц

умеет

бегать,

прыгать,

петлять, грызть, сидеть, стучать.

- Я вам по порядку буду бросать мяч и говорить, что зайчик делал. А вы мне

будете бросать мяч и говорить, что зайчик сделал? Например: Зайчик прыгал –

зайчик запрыгал. (Стучал - застучал, петлял - запетлял, путал - запутал.)

- Давайте вспомним сказки, в которых один из героев – заяц.

(Заюшкина избушка)

13. Игра «Строим избу»

-

Зайчик

тоже

хочет,

чтобы

у

него

была

избушка. Давайте построим избушку Захару.

Вы по очереди будете брать части избы и

характеризовать

зайчика.

Зайчик

какой?

Длинноухий, шустрый, робкий, трусливый,

быстрый, ловкий, косой, выносливый.

-

Вот

и

построили

избушку.

Садитесь

на

места.

14.

Упражнение

«Составь

схему

предложения»

- Ребята, посмотрите, где спрятался зайчик Захар? придумайте предложение.

Зайчик спрятался за избушкой.

-

Какое

короткое

слово

есть

в

этом

предложении? В

этом

предложении

короткое слово «За».

- А сейчас, где зайчик? Зайчик выглядывает из-за избушки.

- Составьте схему этого предложения. Возьмите нужные детали и приступайте.

А я на доске тоже выложу схему этого предложения.

-

Какое

первое

слово

в

предложении? В

этом

предложении

первое

слово

«Зайчик».

- Какое короткое слово есть в предложении? В этом предложении короткое

слово «Из-за».

- Молодцы! Убирайте схемы.

15. Танец «Зайчики»

- Ребята, заяц Захар очень любит танцевать.

На поляне у пенька

Зайцы пляшут трепака.

Пляшут, веселятся,

Топать не боятся. (Танец)

- Настоящие зайчата!

- Подойдите ко мне. Давайте вспомним правило. Чем звуки отличаются от букв:

«Звуки произносим, слышим.

Буквы видим мы и пишем»

- Какую букву обозначает звук «З»? Звук «З» обозначает букву З.

На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра 3.

16. Игра «Узнай букву»

- Захар – настоящий художник. Вот его картина. Какую букву он спрятал и на

что она похожа? Буква З похожа на змею, на стружку, на дымок.

17. Упражнение «Найди и обведи»

- Садитесь на свои места. Перед вами листочки с разными буквами. Найдите и

обведите только букву З синим карандашом. Держите карандаш правильно,

локоть лежит на столе, спина ровная.

18. Игра с гостями «Читаем слоги»

- Давайте поиграем с гостями. Гости будут показывать какую- нибудь сторону

кубика, а вы прочитаете слоги. (ЗА, УЗ, ЗО, ИЗ, ЗУ, ЗЫ.)

19. Игра «Придумай слово»

-

Придумайте

слова,

которые

начинаются

на

слог

ИЗ.

(Избушка,

известь,

изображение, изгиб)

- Придумайте слова, которые начинаются на слог ЗА. (Забор, заяц, заколка,

заморозок)

20. Итог занятия

- Отлично! Давайте вспомним, чем сегодня занимались. Что понравилось?

- Зайчик Захар погостит у нас немного и побежит к своей семье в лес. А вы

посмотрите, что лежит в ваших кармашках. Это подарочки от зайца. (Морковки

из бумаги, внутри - конфеты)

- Я вами горжусь! Прыгайте в группу. Спасибо.



В раздел образования