Автор: Сурина Инна Геннадьевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ "ДС № 8"
Населённый пункт: г. Трёхгорный, Челябинская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР "Заяц Захар. Звук и буква З"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по обучению грамоте
«ЗВУК И БУКВА З. ЗАЯЦ ЗАХАР»
для детей с ОНР, подготовительная группа
Разработал учитель – логопед 1квалификационной категории Сурина И.Г.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
1.
Закрепление знаний о звуке и букве З.
2.
Расширение и активизация словаря по теме.
3.
Совершенствование грамматического строя речи.
4.
Закрепление навыка чтения открытых и закрытых слогов.
Коррекционно – развивающие:
1.
Развитие артикуляционной моторики, просодических компонентов речи.
2.
Совершенствование фонематического восприятия.
3.
Развитие звукового анализа.
4.
Развитие зрительного восприятия и внимания.
Коррекционно – воспитательные:
1.
Формирование мотивации к учебной деятельности.
2.
Воспитание бережного отношения к животным.
Оборудование:
карточки
на
развитие
направленной
воздушной
струи,
индивидуальные
зеркала,
схема
для
характеристики
звука,
заячьи
следы,
индивидуальные конверты с картинками, звуковые схемы слов, карточки для
звукового
анализа,
картинка
с
ребусом,
лазерная
указка,
мяч,
детали
для
постройки избушки, индивидуальные схемы предложения, CD диск с весёлой
музыкой для танца зайчиков, картинка с буквой З, Картинка со «спрятанной»
буквой З, листочки с разными буквами, синие карандаши, кубик со слогами,
бумажные морковки с конфетами.
Предварительная работа: знакомство со звуком «З», беседа о диких животных,
заучивание стихотворений, разучивание танца «Зайчики».
Ход занятия:
1.
Организационный момент
Дети заходят в спальню за логопедом с чистоговоркой:
«Зу - зо - за – на улице гроза»
- Ребята, посмотрите, сколько гостей пришло к нам на занятие. Это учителя из
разных школ нашего города. Поздоровайтесь с ними.
- Давайте с гостями поиграем. Они вам будут писать указательным пальчиком
на ладошке какую-нибудь букву, а вы постарайтесь узнать её.
- Хорошо. А теперь встаньте в красивую линеечку и всё внимание на меня.
Давайте вспомним наше правило:
«Слушаем внимательно, говорим старательно».
2.
Упражнение «Узнай героя»
- К нам сегодня пришёл ещё один гость. Чтобы узнать, кто он, вам нужно взять
листочки и положить их на ладошку. Поднесите ладошку поближе ко рту, через
носик сделайте глубокий вдох и на выдохе губами «трубочкой» сдуйте салфетки
с картинки.
- Ангелина, что у тебя на картинке? У меня на картинке уши.
- Чьи уши? Заячьи уши. (Мордочка, хвост)
- Так кто же это? Заяц.
- Назовите зайца ласково. Зайчик, заинька, зайка, зайчишка.
- Зайчик замёрз и решил забежать к нам в детский сад.
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода кора.
- Давайте покажем зайчику как можно погреться. Обхватите себя за плечи и,
похлопывая ладошками произнесите: «Зы - зы - зы».
- Покажем зайцу, как мы занимаемся? Да.
- Сядет на место тот, кто назовёт заячью семью. Зайчиха, заяц, зайчата.
3.
Артикуляционная гимнастика
-
Для
начала
сделаем
артикуляционную
гимнастику.
Пододвиньте
к
себе
зеркала. Улыбнитесь себе. Сделайте: «заборчик», «маляр», «качели», «горку».
4.
Выделение звука и его характеристика
- Ребята, какой первый звук в слове ЗАЯЦ? В слове заяц первый звук «З».
- Произнесите звук «З» и проверьте себя в зеркале. Данил, дай характеристику
звука
«З»? Губы в улыбке, зубы приоткрыты, язычок горкой и упирается за
нижние зубы, воздушная струя идёт по языку, горлышко дрожит. Звук «З»
согласный, звонкий, твёрдый.
- Молодец! Раз, два, три – зеркало на край стола убери.
- Ребята, посмотрите, чьи это следы? Это заячьи следы.
- Как вы догадались? У зайца следы задних лап впереди, а передних лап сзади.
- Зайчик оставил свои следы для того, чтобы вы выполнили задание.
5.
Упражнение «Внимательные ушки»
Вставайте перед следами. Я буду произносить разные слоги. Если вы услышите
слог со звуком «З» делайте шаг вперёд на след, а на все остальные слоги стойте
на месте. (Ко, му, зо, ши, са, ах, уз, но, зы.)
6.
Упражнение «Повтори - ка»
- Перед вами конверты. Чтобы их взять, превратитесь в заячью семью. Я
произнесу слоговую цепочку, а вы её должны повторить.
- Ярослав, произнеси слоги как взрослый заяц: Аз – оз – уз.
- Данил, произнеси слоги как маленький зайчонок: Зу – зы – за.
- Лина, произнеси слоги как зайчиха: За – зу – зо.
-
Справились
с
заданиями,
берите
конверты
и
садитесь
на
свои
места.
Проверьте спины, ножки. Откройте конверты и достаньте то, что в них лежит.
(В каждом конверте по з картинки)
7.
Упражнение «Найди картинку и место звука «З»
- Выберите картинку со звуком «З» и положите её пред собой.
- Данил, какую картинку ты выбрал? Я выбрал берёзу. В слове берёза есть звук
«З». (Зонт, азбука)
- Достаньте схемы слов из контейнеров и определите место звука «З» в вашем
слове.
- Ярослав, где стоит звук «З»? В слове зонт звук «З» стоит в начале слова.
- Лина, где стоит звук «З»? В слове азбука звук «З» стоит в середине слова.
- Данил, где стоит звук «З»? В слове берёза звук «З» стоит в середине слова.
- Справились с заданием. Схемы слов и картинки уберите.
8.
Разгадывание ребуса
- Зайчику очень понравилось, как вы играете со звуками. Он приготовил вам
ребус. Если вы его расшифруете – узнаете имя зайца. Захар.
9.
Упражнение «Посчитай и называй»
-
Захар
любит,
как
и
все
зайцы
стучать
лапками
по
пням.
Простучите
ладошками имя зайца на столе. Сколько слогов в слове Захар? В слове Захар два
слога.
- Какой первый слог? Первый слог ЗА.
- какой второй слог? Второй слог ХАР.
10. Упражнение «Узнай и назови»
- Зайчик хочет узнать, сколько звуков в
его имени и какие они.
Давайте будем считать звуки, начиная с
первого. (1-З, 2-А, 3-Х, 4-А, 5-Р) Сколько
звуков
получилось? В слове Захар пять
звуков.
(Логопед
вывешивает
на
магнитную
доску звуковую схему слова Захар)
- Вот схема слова Захар. Теперь разберём каждый звук и раскрасим квадратики
карандашами нужного цвета.
- Лина, дай характеристику первого звука. Первый звук «З». Он согласный,
звонкий, твёрдый. Я первый квадратик раскрашу синим карандашом.
(Каждый ребёнок выходит к магнитной доске и даёт характеристику звука).
- Молодцы! Здорово получилось. Ребята, у Захара есть дружок. Лина знает
стишок про него.
Скачет зайчик по стене
И подмигивает мне.
Вот он прыгнул на картинку,
Задержался на ботинке,
Затаился в уголке,
Поплясал на потолке.
Вот он спрятался в кроватке.
С нами он играет в прядки.
- О ком стихотворение? Стихотворение о солнечном зайчике.
11. Зрительная гимнастика
- Подходите ко мне. Смотрите внимательно на стену, сейчас солнечный зайчик
появится.
А
вы
за
ним
следите
только
глазками,
не
поворачивая
головы.
(Логопед лазером водит по стене, а дети следят глазами)
-
А
теперь
поморгайте
и
сильно
зажмурьте
глазки.
Солнечный
зайчик
спрятался. А мы продолжаем.
12. Игра «Измени словечко»
-
Скажите,
ребята,
что
умеет
делать
заяц? Заяц
умеет
бегать,
прыгать,
петлять, грызть, сидеть, стучать.
- Я вам по порядку буду бросать мяч и говорить, что зайчик делал. А вы мне
будете бросать мяч и говорить, что зайчик сделал? Например: Зайчик прыгал –
зайчик запрыгал. (Стучал - застучал, петлял - запетлял, путал - запутал.)
- Давайте вспомним сказки, в которых один из героев – заяц.
(Заюшкина избушка)
13. Игра «Строим избу»
-
Зайчик
тоже
хочет,
чтобы
у
него
была
избушка. Давайте построим избушку Захару.
Вы по очереди будете брать части избы и
характеризовать
зайчика.
Зайчик
какой?
Длинноухий, шустрый, робкий, трусливый,
быстрый, ловкий, косой, выносливый.
-
Вот
и
построили
избушку.
Садитесь
на
места.
14.
Упражнение
«Составь
схему
предложения»
- Ребята, посмотрите, где спрятался зайчик Захар? придумайте предложение.
Зайчик спрятался за избушкой.
-
Какое
короткое
слово
есть
в
этом
предложении? В
этом
предложении
короткое слово «За».
- А сейчас, где зайчик? Зайчик выглядывает из-за избушки.
- Составьте схему этого предложения. Возьмите нужные детали и приступайте.
А я на доске тоже выложу схему этого предложения.
-
Какое
первое
слово
в
предложении? В
этом
предложении
первое
слово
«Зайчик».
- Какое короткое слово есть в предложении? В этом предложении короткое
слово «Из-за».
- Молодцы! Убирайте схемы.
15. Танец «Зайчики»
- Ребята, заяц Захар очень любит танцевать.
На поляне у пенька
Зайцы пляшут трепака.
Пляшут, веселятся,
Топать не боятся. (Танец)
- Настоящие зайчата!
- Подойдите ко мне. Давайте вспомним правило. Чем звуки отличаются от букв:
«Звуки произносим, слышим.
Буквы видим мы и пишем»
- Какую букву обозначает звук «З»? Звук «З» обозначает букву З.
На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра 3.
16. Игра «Узнай букву»
- Захар – настоящий художник. Вот его картина. Какую букву он спрятал и на
что она похожа? Буква З похожа на змею, на стружку, на дымок.
17. Упражнение «Найди и обведи»
- Садитесь на свои места. Перед вами листочки с разными буквами. Найдите и
обведите только букву З синим карандашом. Держите карандаш правильно,
локоть лежит на столе, спина ровная.
18. Игра с гостями «Читаем слоги»
- Давайте поиграем с гостями. Гости будут показывать какую- нибудь сторону
кубика, а вы прочитаете слоги. (ЗА, УЗ, ЗО, ИЗ, ЗУ, ЗЫ.)
19. Игра «Придумай слово»
-
Придумайте
слова,
которые
начинаются
на
слог
ИЗ.
(Избушка,
известь,
изображение, изгиб)
- Придумайте слова, которые начинаются на слог ЗА. (Забор, заяц, заколка,
заморозок)
20. Итог занятия
- Отлично! Давайте вспомним, чем сегодня занимались. Что понравилось?
- Зайчик Захар погостит у нас немного и побежит к своей семье в лес. А вы
посмотрите, что лежит в ваших кармашках. Это подарочки от зайца. (Морковки
из бумаги, внутри - конфеты)
- Я вами горжусь! Прыгайте в группу. Спасибо.