Автор: Юшачкова Алла Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР д/с - 147"
Населённый пункт: Челябинская область, город Магнитогорск
Наименование материала: Методичекая разработка
Тема: "Наш город Магнитогорск"
Раздел: дошкольное образование
НОД: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОДНОМУ ГОРОДУ».
Цели и задачи:
Образовательная: совершенствовать знания детей об истории родного города,
его достопримечательностях; показать красоту города Магнитогорска.
Развивающая: коррекция познавательных интересов, развитие
коммуникативных навыков.
Воспитательная: воспитывать интерес к родному краю, любовь к родному
городу.
Словарная работа: туристическое бюро, диспетчер, трек (автомобильный),
достопримечательности.
Материал к занятию: телефонный аппарат, имитация автобуса, три
таблички с номерами автобусов, фотографии: дворец им. И.Х.Рамазана или
«Арена – Металлург», Магнитогорский металлургический комбинат,
площадь народных гуляний (Куранты), памятник «Первая палатка»,
монумент «Тыл – фронту», монумент «Танк». Дидактическая игра «Угадай
профессии металлургов».
Совместная деятельность:
экскурсии по городу;
рассматривание фотографий г. Магнитогорска и памятных мест;
заучивание стихов и песен о Магнитке;
игра – путешествие «По улицам Магнитогорска»;
изобразительная деятельность «На улицах нашего города».
Взаимодействие с семьёй:
экскурсии по городу;
рассказы родителей о своём труде, где и кем работают и т.д.;
фотографирование детей на экскурсии;
составление рассказов на тему «Я живу в Магнитогорске», «Мой
любимый город».
Ход НОД:
Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие, но куда, в какой
город подскажут следующие строки:
Здесь гора Магнитная и река Урал.
Город мой любимый, крепкий, как металл…
Беседа воспитателя с детьми:
- О каком городе написаны эти строки? Как вы догадались?
- Как вы думаете, на чём можно отправиться в путешествие по городу?
- Что нужно сделать, чтобы за нами приехал автобус? (обратиться по
телефону в туристическое бюро)
Диалоги детей с диспетчером туристического бюро:
Воспитатель предлагает детям позвонить в туристическое бюро (диспетчер –
воспитатель).
- Алло, туристическое агентство слушает.
- Здравствуйте, мы бы хотели заказать автобус для экскурсии по городу.
- Назовите адрес, на который надо подъехать.
- Детский сад 147, проспект К. Маркса, 145\2.
- Ожидайте, автобус голубого цвета, номер 1234.
Проблемная ситуация «Построим автобус»
Где взять автобус? Из чего сделать? (из стульев)
Воспитатель
объясняет
детям,
что
для
того,
чтобы
отправиться
в
путешествие,
необходимо
составить
маршрут.
Дети
с
воспитателем
моделируют маршрутный лист.
Игровая ситуация «Построим автобус».
Воспитатель
вместе
с
детьми
«строят»
автобус,
после
чего
прикрепляет
табличку
с
номером
1234,
обращает
внимание
на
номер
автобуса
(три
карточки с номерами, которые меняются в игровой форме).
- Ребята, наш ли автобус подъехал?
Дети
вспоминают
названный
диспетчером
номер,
определяют
свой,
рассаживаются по местам.
Воспитатель:
Двери закрываются, автобус отправляется.
Мы в автобус всей гурьбой сели прокатиться,
Наш автобус голубой по дороге мчится!
Игра – путешествие «По улицам родного города
1.Остановка: (выставляются фотографии Дворца спорта им. И.Х.Рамазана
или «Арена – металлург).
Беседа с детьми:
- Вы узнали здание, к которому мы подъехали?
- Для кого построили Дворец спорта?
Воспитатель:
- Да, название говорит само за себя: здесь занимаются спортом, проходят
соревнования.
Взрослые
и
дети
посещают
здесь
различные
спортивные
секции. Давайте представим, что мы внутри Дворца спорта и выполним
несколько упражнений.
Физминутка.
2.Остановка.
Воспитатель выставляет фотографию металлургического комбината.
Беседа с детьми:
- Ребята, а куда теперь мы приехали и как вы догадались?
- Кто из вас знает, что выплавляют в печах комбината?
Воспитатель: Комбинат наш очень большой, занимает огромную территорию
и
является
флагманом
чёрной
металлургии
нашей
страны
(ведущим
предприятием). Возник он благодаря труду многих тысяч первостроителей,
которые не побоялись приехать в голую, продуваемую всеми ветрами степь,
где не было ничего, только рос ковыль и в нечеловеческих условиях возвели
домны и мартены для выплавки стали и чугуна. Днём рождения нашего
комбината считается 1 февраля 1932 года, когда на домне был получен
первый чугун.
Игра «Угадай профессии металлургов»
- Варит сталь – сталевар.
- Работает на домне – доменщик.
- Прокатывает сталь – прокатчик.
- Льёт детали – литейщик.
3.Остановка:
Воспитатель выставляет фотографию Площади Народных гуляний.
Беседа с детьми:
- Ребята, вы узнали площадь, к которой мы подъехали? Почему она так
называется? Чем она знаменита?
- Правильно, это площадь народных гуляний и её украшают городские часы –
куранты,
установленные
в
1979
году,
в
честь
пятидесятилетия
города
Магнитогорска. Часы отделаны белым мрамором, а циферблат и стрелки
покрыты сусальным золотом. Высота курантов – 27 метров!
4.Остановка:
Воспитатель выставляет фотографию памятника «Первая палатка».
Беседа с детьми:
- Ребята, что за памятник перед вами? Кому он посвящён?
- Правильно, это памятник «Первая палатка» - символ города, открыт 9 мая
1966 года. Именно в брезентовых палатках жили первостроители Магнитки.
Обратите
внимание,
важную
роль
в
композиции
памятника
играет
скульптурный элемент - рука, бережно поднявшая кусок железной руды.
Один
из
строителей
Магнитки,
поэт
Борис
Ручьёв
писал
о
первых
строителях:
Мы жили в палатке с зелёным оконцем,
Промытой дождями, просушенной солнцем,
Да жгли у дверей золотые огни,
На рыжих каменьях магнитной горы…
5.Остановка:
Воспитатель выставляет фотографию памятника «Танк».
Беседа с детьми:
Знаете ли вы, ребята, этот памятник? На какой площади он установлен?
- Монумент «Танк» установлен на левом берегу реки Урал на площади
Победы, в честь того, что в годы Великой Отечественной войны половина
всех танков нашей армии были сделаны из магнитогорской стали, а каждый
третий снаряд, выпущенный по врагу, из магнитогорского металла. Поэтому
и говорят, что Магнитка «ковала победу».
6. Остановка:
Выставляется фотография монумента «Тыл – Фронту».
Беседа с детьми:
Ребята, что это за монумент? Кому он посвящён?
Это монумент «Тыл – фронту», находится он на правом берегу реки Урал в
парке Победы. Это один из значимых памятников города и нашей области.
Скульптурная
композиция
«Тыл
–
Фронту»
состоит
из
рабочего,
передающего меч Победы солдату. Рабочий этим как бы говорит: «Я выковал
меч
Победы,
а
ты
победи
им
врага».
У
подножия
памятника
ещё
один
памятник
–
«Вечный
огонь».
Рядом
расположены
могильные
плиты
с
именами погибших героев. Это память о тех, кто отдал свою жизнь ради
нашей с вами жизни на земле.
Самостоятельная деятельность детей.
Воспитатель:
- Ребята. Мы с вами посетили некоторые из многих памятных мест города
Магнитогорска, а сейчас я предлагаю вам выполнить коллективную работу
«Мой любимый город».
-Дети рисуют, дополняют элементами аппликации (трафареты).
Итог НОД.
- Давайте вспомним, где мы с вами побывали, какие памятные места нашего
города посетили?
-
Самое
главное,
ребята,
что
Магнитка
всегда
удивляла
и
продолжает
удивлять
своими
людьми,
их
несгибаемым
характером,
трудовыми
подвигами. В этом исключительность нашего города. Я желаю вам вырасти
хорошими, добрыми, трудолюбивыми, культурными людьми, узнать больше о
своём
городе,
интересоваться
историей
родного
края,
чаще
посещать
выставки,
музеи,
театры,
чтить
семейные
традиции,
уважать
старшее
поколение. Будьте патриотами!