Автор: Попова Анжела Алексеевна
Должность: учитель биологии и географии
Учебное заведение: МБОУ г. ИРКУТСКА СОШ № 50
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: Урок по биологии (5 класс)
Тема: "Строение клетки"
Раздел: среднее образование
Конспект урока биологии 5 класс в рамках ФГОС «Строение клетки»
Данная разработка урока по теме «Строение клетки» составлена для УМК
Пасечник В.В. и соответствует всем требованиям ФГОС второго
поколения. Урок разработан для учащихся 5 класса.
Тема урока: Строение клетки.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Технология построения урока: развивающее обучение,
здоровьесберегающие технологии.
Цели урока:
1.
Обучающая: изучить строение клетки.
2.
Развивающая: продолжить развитие у учащихся умения
самостоятельно работать с информацией, делать выводы, высказывать и
обосновывать свое мнение, привлекать информацию из дополнительных
источников; развивать образную память, логическое мышление, речь
учащегося.
3.
Воспитывающая: продолжить формирование навыков
самостоятельной работы с учебником, отработка активного умения
слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в
случае несогласия с выступающим, умение работать в группах.
Задачи:
– показать, что живые организмы состоят из клеток, а клетки, в свою очередь,
состоят из более мелких образований;
– дать понятие о том, что живые клетки дышат, питаются, растут, делятся.
– учить анализу, созданию образов и понятий.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
- знать строение клетки;
- рассмотреть клеточные органоиды и их роль в клетке;
- уметь отличать клетки бактерий от растений, грибов и животных.
Метапредметные:
- регулятивные:- самостоятельно определять цельучебной деятельности,
искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим
мнением, высказывать свое;
- коммуникативные:- обсуждать в рабочей группе информацию;
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
- познавательные:- работать с учебником;
- находить отличия;
- составлять схемы-опоры;
- работать с информационными текстами;
- объяснять значения новых слов;
- сравнивать и выделять признаки;
- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для
структурирования информации.
Личностные:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный вклад в работу группы.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
1.
Продолжить формирование умения работать с учебником.
2.
Продолжить формирование умения находить отличия, составлять
схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять
значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
3.
Продолжить формирование навыков использовать графические
организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Коммуникативные УУД
1.
Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать
учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
2.
Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать
свое мнение.
3.
Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
1.
Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и
формулировать учебную проблему, определять цель учебной
деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
2.
Продолжить формирование умения участвовать в коллективном
обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать
свое.
3.
Продолжить формирование умения определять критерии изучения
строения клетки.
4.
Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем
совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
5.
Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои
действия с целью и при необходимости исправлять ошибки
самостоятельно.
6.
Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и
взаимооценки.
Личностные УУД
1.
Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и самопознанию.
2.
Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
3.
Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
4.
Оценивать собственный вклад в работу группы.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы: частично-поисковый.
Информационно-технологические ресурсы: учебник, ПК, лук - репка,
микролаборатория.
Основные термины и понятия: оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды,
хлоропласты, вакуоли.
Ход урока
1. Мотивация
Ребята, добрый день!
Добрый день, ребята!
Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это
поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее
настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно
поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса
биологии. Какую? Вы позже назовете сами.
Итак, сейчас я хочу задать Вам несколько вопросов. Внимание!
– Что нужно для строительства красивого кирпичного дома?
(Кирпичи – это основа для строительства дома.)
– Что нужно, чтобы составить предложение? (Слова, которые составляют
основу предложений.)
– Из чего состоят слова? (Из слогов, которые складываются из букв – буквы,
это основа слогов.)
– А из чего состоят тела растений, животных, человека? (Из клеток.)
(Слайд № 1)
Теперь прослушайте отрывок из стихотворения. О чем говорится в нем?
Загляните на часок
В нашу клетку-теремок,
В цитоплазме там и тут
Органоиды живут.
Там такое происходит -
Цитоплазма кругом ходит,
Помогает то движенье
В клетке чудным превращеньям.
Их не видел Левенгук,
Удивился б Роберт Гук.
(Слайд № 2)
Из чего состоят все живые организмы из … (клеток). Правильно.
Так какова же тема сегодняшнего урока? (версии детей)
Учитель записывает проговоренную тему на доске, а дети в тетрадях.
2. Целеполагание и планирование
Тема урока: Строение клетки
•
Цель: изучить строение клетки, выявить роль органоидов клетки.
•
Задачи:
– показать, что живые организмы состоят из клеток, а клетки, в свою очередь,
состоят из более мелких образований;
– дать понятие о том, что живые клетки дышат, питаются, растут, делятся.
– учить анализу, созданию образов и понятий. (Слайд №3)
3. Актуализация пройденного материала.
Мы с вами говорили на прошлом уроке:
•
1. С помощью каких приборов можно изучать клетки?
•
2. Назовите основные части лупы?
•
3. Во сколько раз увеличивает лупа?
•
4. Назовите основные части светового микроскопа?
•
5. Как можно узнать во сколько раз увеличивает световой микроскоп?
(Слайд №4 – 7)
4.Актуализация нового материала
1. Впервые клетки увидел англичанин Роберт Гук более 300 лет назад.
Рассматривая тонкий срез коры пробкового дуба, он заметил большое
число ячеек. “Взяв кусочек пробки, я отрезал от него острым ножом
очень тонкую пластинку и стал разглядывать ее под микроскопом. Я
ясно видел, что вся она состоит из очень многих маленьких ячеек…”
писал Р. Гук в 1685 году. Эти ячейки получили название “клетки”.
Позднее ученые установили, что тела растений, животных и человека
состоят из клеток. (Слайд №8)
2. Клетки различны по форме, размерам и той роли, которую они
выполняют в организме. (Слайд №9)
3. Цитология – наука изучающая строение и жизнедеятельность
клеток.
Клетка – наименьшая единица живого и основная единица строения и
развития всех живых организмов.
Каждая клетка имеет три главные части:
оболочку, которая одевает
клетку; цитоплазму – полужидкую массу, которая составляет основное
содержание клетки; ядро – небольшое плотное тельце, расположенное в
цитоплазме. (Слайд №10)
Помимо оболочки, ядра, цитоплазмы клетка имеет органоиды: митохондрии,
лизосомы, пластиды и др. Подробно об этом вы будите говорить в старших
классах. (Слайд 9)
Какие органы живых организмов вы знаете? Каково их значение?
Органоиды, как и органы, выполняют в клетке определенную работу или
функцию. Сейчас мы с вами определим функции главных частей клетки.
Ребята! Вы сейчас будете работать самостоятельно с помощью учебника (стр.
34–36). (таблица)
1. Какие функции выполняет оболочка в клетке,
2.Какие функции выполняет цитоплазма,
3.Какие функции выполняет ядро,
4. Функции вакуоли. (Слайд № 12)
Клетки растений отличаются от клеток животных именно наличием пластид.
Все растительные клетки имеют пластиды.
Пластиды: Лейкопласты (бесцветные)
Хромопласты (оранжево – красные)
Хлоропласты (зеленые) содержат зеленый пигмент хлорофилл
(Слайд № 17)
Все клетки – живые. Они дышат, питаются, растут и делятся. Из одной
клетки получается две. Затем, из каждой новой, когда она вырастет, – еще
две. Благодаря этому растет весь организм. Подробно об этих особенностях
клетки мы будем говорить через 2 урока. (Слайд № 19)
5.Подготовка к лабораторной работе.
– Сегодня на уроке мы рассмотрим под микроскопом препарат кожицы лука,
который мы приготовим сами. В начале прослушаем стихотворение –
инструкцию:
С лука сняли кожицу –
Тонкую, бесцветную,
Положили кожицу
На стекло предметное.
Микроскоп поставили,
Препарат – на столик,
Объектив направили,
Глядь, а лук – из долек!
Дольки – это клетки
С ядрами внутри,
Вакуоли крупные
В клетке рассмотри.
Снаружи – оболочка,
Под нею – цитоплазма.
Зеленые пластиды
Искать будешь напрасно. (Слайд № 20)
Лабораторная работа “Приготовление и рассматривание препарата
кожицы чешуи лука под микроскопом”.
1 – Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.
2 – Пипеткой нанесите 1–2 капли воды на предметное стекло.
3 – При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький
кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука.
Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте его.
4 – Покройте кожицу покровным стеклом.
5 – Рассмотрите приготовленный микропрепарат под микроскопом. Отметьте,
какие части клетки вы видите.
6 – Сравните с рисунком «Строение клетки кожицы чешуи лука» в тексте
учебника.
7 – Зарисуйте в тетради 2–3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, поры,
цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком. (Слайд № 21)
6.Включение нового знания в систему знаний (закрепление)
Какие утверждения верны?
Поставьте знак “+” или “-”.
1. Клетка – основная единица строения всех живых организмов.
2. Оболочка, ядро, цитоплазма – главные части клеток.
3. Пластиды – есть только у растительных клеток.
4. Лупа – самый сильный увеличительный прибор.
5. Живые клетки только питаются.
6.Клетки одинаковы по форме и размерам.
7.Организм человека состоит из клеток (Слайд №22)
Оцените, пожалуйста, сами свои работы
Поднимите руку, у кого нет ни одной ошибки.
7.Рефлексия
(
Светофор.)
Красный – урок прошел хорошо, мне все понятно;
Желтый – некоторые задания вызвали затруднения;
Зеленый – Задания были трудными, многое не понял.
Урок подходит к концу. Давайте ответим на вопрос, который поможет нам
определить, достигли ли мы цели урока.
Итак, вопрос: каковы мои главные результаты, что я понял, чему научился на
уроке.
Поднимают сигнальные карточки и подводят итог урока (Слайд №23)
8. Домашнее задание
Параграф 7, вопросы на странице 38
Творческий уровень: вылепить на картоне из пластилина
клетку с ее органоидами, сочинить сказку о клетке. (Слайд №24)
Клетка - жизни всей основа!
Повторять мы будем снова!
Только есть одна беда:
Не удастся никогда
Нам увидеть клетку глазом.
А хотелось бы всё сразу
Рассмотреть и разобрать,
Клетку перерисовать!
Ведь из клетки состоят:
Морж, медведь, петух и кит.
Дуб, сосна, собака, кошка,
Да и гриб на тонкой ножке!
Многоклеточные мы:
И поэтому должны
Клетки мышц мы упражнять,
Клетки мозга развивать.
Обеспечат эти клетки
Нам хорошие отметки!
Ребята! У нас было изучение новой темы. Я очень довольна вашей работой на
уроке. А оценки вам поставлю после проверки ваших тетрадей. Урок
окончен, до свидания.
Опорный конспект
Тема: ___________________________________________________
Цель:____________________________________________________
Цитология – это_________________________________________________
________________________________________________________________
Клетка – это____________________________________________________
________________________________________________________________
Каждая клетка имеет три главные части:
Строение и функции органоидов клетки
Название органоида
Строение
Функции
1.Оболочка
Прочная, бесцветная,
прозрачная, легко
пропускает свет внутрь
клетки.
2. Цитоплазма
Внутренняя среда, в
которой располагаются
все другие части клетки,
Бесцветное густое,
тягучее образование.
3. Ядро
Центр
жизнедеятельности
клетки,
Я д р о
с
ядрышком
располагаются в центре
или
вдоль
оболочки
клетки.
Ядро
всегда
окружено
цитоплазмой.
4. Вакуоли
Резервуар
в
котором
содержится
клеточный
сок.
Клеточный
сок
–
ж и д к о с т ь
с
растворенными
в
ней
сахарами,
минеральными солями.
(
с о д е р ж и т
к р а с я щ и е
в е щ е с т в а
– пигменты:
п р и д а ю щ и е
с и н и ю ,
фиолетовую,
малиновую
окраску лепесткам и другим
частям растения)
Пластиды
Лабораторная работа
«Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под
микроскопом».
1 – Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.
2 – Пипеткой нанесите 1–2 капли воды на предметное стекло.
3 – При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький
кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука.
Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте его.
4 – Покройте кожицу покровным стеклом.
5 – Рассмотрите приготовленный микропрепарат под микроскопом. Отметьте,
какие части клетки вы видите.
6 – Сравните с рисунком «Строение клетки кожицы чешуи лука» в тексте
учебника.
7 – Зарисуйте в тетради 2–3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, поры,
цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.
Какие утверждения верны?
Поставьте знак “+” или “-”.
1. Клетка – основная единица строения всех живых организмов.
2. Оболочка, ядро, цитоплазма – главные части клеток.
3. Пластиды – есть только у растительных клеток.
4. Лупа – самый сильный увеличительный прибор.
5. Живые клетки только питаются.
6.Клетки одинаковы по форме и размерам.
7.Организм человека состоит из клеток
Домашнее задание
Параграф 7, вопросы на странице 38
Творческий уровень: вылепить на картоне из пластилина
клетку с ее органоидами, сочинить сказку о клетке.