Автор: Веревкина Лариса Борисовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР-Д/С №2"
Населённый пункт: город Сатка, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: Как предупредить нарушения речи. Всё начинается с детства
Раздел: дошкольное образование
Логопед.
Как предупредить нарушения речи.
Всё начинается с детства
Чтобы предотвратить нарушения речи ребенка, нужно устранить из его
жизни причины, способные привести к их возникновению. Главное - сделать это
своевременно. На каждом этапе развития ребенка есть свои особенности такой
профилактики.
Учитывая значимость наследственности, будущим родителям (особенно при
особо неблагоприятной наследственности) необходимо обратиться к специалисту,
оценить вероятность генетической передачи патологии ребенку.
Ни для кого не секрет, что вредные привычки родителей пагубно
сказываются на развитии плода, поэтому обязательной частью профилактики
является отказ от курения и употребления алкоголя, хотя бы за некоторое время до
рождения ребенка. Также к речевой и другой патологии ребенка может привести
воздействие на родителей незадолго до родов радиации и других
профессиональных вредностей.
Очень важно обеспечить нормальное протекание беременности: соблюдать
меры предосторожности, избегать стрессов. Разрешение различных семейных
конфликтов лучше отложить, оградить будущую мать от переживаний. Чрезвычайно
важен и сам процесс родов.
После рождения ребенка нужно очень внимательно наблюдать за
протеканием его раннего развития. Заметив любое отставание или отклонение от
нормы, необходимо сразу выяснить причины и принять меры, ведь на раннем этапе
преодолеть его легче. Так, например, если ребенок отказывается от груди, плохо
сосет, поперхивается при глотании, следует обратиться к неврологу. Такие
симптому могут быть проявлением дизартрии.
Непосредственная профилактика нарушения состоит из двух частей. Во-
первых, забота о физическом и нервно-психическом здоровье и о сохранности
речевых органов (не допускать ушибов в области головы, детских инфекций и
заболеваний, повреждений органов слуха, а также оберегать артикуляционные
органы – исключить сосание пальцев, позаботиться о своевременном подрезании
уздечки языка; беречь нервную систему ребенка – никаких громких окликов и
запугиваний). Во-вторых, правильное речевое развитие ребенка (обеспечить
благоприятное речевое окружение – медленное и четкое произношение взрослыми
простых слов, поощрять его лепет мимикой радости, как можно больше
разговаривать с ним, ненавязчиво и четко произносить неправильно сказанные им
слова, приучать его во время разговора смотреть прямо в лицо собеседника,
привить ему сознание необходимости речевого общения, исключить «сюсюкание» с
ним, заниматься пением, развивать ручную моторику).
Если один из этапов развития ребенка протекал не совсем благополучно, не
стоит впадать в панику. Приложите все усилия к обеспечению благоприятных
условий для дальнейшего речевого развития.
Важно знать, что речевые расстройства могут возвращаться (особенно при
заикании), поэтому необходимо заниматься и их профилактикой – постоянно
закреплять первичный результат, доводить до полной автоматизации, непрерывно
контролировать речь. Своевременно неисправленные нарушения речи остаются. С
возрастом незакрепленные звуки мешают полноценно формироваться личности,
вызывают комплексы. Поэтому важно своевременное устранение любых речевых
проблем.