Напоминание

Как предупредить нарушения речи. Всё начинается с детства


Автор: Веревкина Лариса Борисовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР-Д/С №2"
Населённый пункт: город Сатка, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: Как предупредить нарушения речи. Всё начинается с детства
Раздел: дошкольное образование





Назад




Логопед.

Как предупредить нарушения речи.

Всё начинается с детства

Чтобы предотвратить нарушения речи ребенка, нужно устранить из его

жизни причины, способные привести к их возникновению. Главное - сделать это

своевременно. На каждом этапе развития ребенка есть свои особенности такой

профилактики.

Учитывая значимость наследственности, будущим родителям (особенно при

особо неблагоприятной наследственности) необходимо обратиться к специалисту,

оценить вероятность генетической передачи патологии ребенку.

Ни для кого не секрет, что вредные привычки родителей пагубно

сказываются на развитии плода, поэтому обязательной частью профилактики

является отказ от курения и употребления алкоголя, хотя бы за некоторое время до

рождения ребенка. Также к речевой и другой патологии ребенка может привести

воздействие на родителей незадолго до родов радиации и других

профессиональных вредностей.

Очень важно обеспечить нормальное протекание беременности: соблюдать

меры предосторожности, избегать стрессов. Разрешение различных семейных

конфликтов лучше отложить, оградить будущую мать от переживаний. Чрезвычайно

важен и сам процесс родов.

После рождения ребенка нужно очень внимательно наблюдать за

протеканием его раннего развития. Заметив любое отставание или отклонение от

нормы, необходимо сразу выяснить причины и принять меры, ведь на раннем этапе

преодолеть его легче. Так, например, если ребенок отказывается от груди, плохо

сосет, поперхивается при глотании, следует обратиться к неврологу. Такие

симптому могут быть проявлением дизартрии.

Непосредственная профилактика нарушения состоит из двух частей. Во-

первых, забота о физическом и нервно-психическом здоровье и о сохранности

речевых органов (не допускать ушибов в области головы, детских инфекций и

заболеваний, повреждений органов слуха, а также оберегать артикуляционные

органы – исключить сосание пальцев, позаботиться о своевременном подрезании

уздечки языка; беречь нервную систему ребенка – никаких громких окликов и

запугиваний). Во-вторых, правильное речевое развитие ребенка (обеспечить

благоприятное речевое окружение – медленное и четкое произношение взрослыми

простых слов, поощрять его лепет мимикой радости, как можно больше

разговаривать с ним, ненавязчиво и четко произносить неправильно сказанные им

слова, приучать его во время разговора смотреть прямо в лицо собеседника,

привить ему сознание необходимости речевого общения, исключить «сюсюкание» с

ним, заниматься пением, развивать ручную моторику).

Если один из этапов развития ребенка протекал не совсем благополучно, не

стоит впадать в панику. Приложите все усилия к обеспечению благоприятных

условий для дальнейшего речевого развития.

Важно знать, что речевые расстройства могут возвращаться (особенно при

заикании), поэтому необходимо заниматься и их профилактикой – постоянно

закреплять первичный результат, доводить до полной автоматизации, непрерывно

контролировать речь. Своевременно неисправленные нарушения речи остаются. С

возрастом незакрепленные звуки мешают полноценно формироваться личности,

вызывают комплексы. Поэтому важно своевременное устранение любых речевых

проблем.



В раздел образования