Напоминание

Создание ситуации успеха на уроке


Автор: Герасимова Ирина Алексеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО ДШИ
Населённый пункт: г.Саров
Наименование материала: статья
Тема: Создание ситуации успеха на уроке
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Детская школа искусств»

1

Герасимова Ирина Алексеевна

Создание

ситуации

успеха

на

уроке

2018

В наше время повседневная педагогическая практика в большинстве случаев, к

сожалению, не способствует, а наоборот, мешает развивать у детей стремление к

успехам и достижениям. Это проблема и общеобразовательных школ, и

учреждений дополнительного образования.

Во-первых - педагог воспринимает ученика, как объект школьной жизни, тем

самым подавляя его волю.

Во-вторых - ограничение самостоятельности и автономности учащегося делает его

беспомощным и целиком зависимым от внешней оценки учителя.

В-третьих - негативную роль играет перегрузка детей.

Установлено, что чувство успеха (как впрочем, и неудачи), наиболее полно

переживается человеком тогда, когда он видит их причину не в каких-то внешних

факторах, а в самом себе. Поэтому ведомый, постоянно зависимый ученик не в

состоянии разобраться в своих переживаниях и чаще всего подвержен лишь двум

эмоциям - скуке и страху. Эмоциональная несвобода и отсутствие активной

самостоятельности - атмосфера, которая не благоприятствует развитию стремления

к достижению успеха. Если вся деятельность ученика на уроке направляется и

контролируется педагогом, то у детей постепенно пропадает желание

самостоятельно учиться и самим контролировать результаты собственной учебы.

Снижается их общая активность и появляется пассивность, желание «отсидеться»

на уроках. Такое поведение детей - результат неверно организованного процесса

обучения. У учащихся не развивается чувство самоконтроля, нет критериев для

оценки учебной деятельности, а это серьезное препятствие для формирования

волевого поведения и развития мотивации к достижению успеха.

Всем известно, что неудачниками не рождаются. Желание добиться успеха

присуще людям с самых малых лет. Так американский ученый Мак-Каланд

установил, что первые проявления истинной мотивации достижений присущи уже

3-4 летним детям. Они проявляются в настойчивости, с которой ребенок

сознательно пытается добиться желаемого результата: собрать пирамидку, сложить

кубики, при этом остро реагируя на удачу или неудачу.

Большинство исследований доказывает, что мотивация достижений успеха - это

чисто социальный, то есть приобретенный мотив, который проявляется, как

следствие определенного уровня развития человека.

На его формирование влияет множество внешних факторов. Первым условием

является характер деятельности или содержание заданий, которые предстоит

решить ученику. Наиболее сильно стремление к достижениям проявляется тогда,

когда предстоящая деятельность обладает новизной. Дети быстро теряют интерес к

тому, в чем они уже добились положительного результата. Интерес к новым

заданиям наиболее сильно проявляется у мальчиков.

2

Девочки же, напротив, обнаруживают высокую мотивированность и

направленность на достижения и при повторном выполнении тех же самых

заданий. Стремятся к повторам и дети, которым присуще желание избежать

неудачи. Для них успешное выполнение уже знакомого задания позволяет повторно

пережить положительные эмоции, и, благодаря этому обрести уверенность в своих

силах, что благотворно сказывается на поднятии уровня мотивации достижений.

Большое влияние на мотивацию оказывает степень трудности задания. Сложность

материала должна соответствовать способностям ученика, средствам и времени для

освоения. От педагога же требуется всяческая поддержка своих учеников.

К достижениям человека, прежде всего, побуждает та деятельность, которая

соответствует уровню его притязаний. Именно к такой деятельности он и проявляет

интерес. Чтобы сформировать у учеников мотивацию к достижению успеха, что

непременно и благотворно скажется на их отношении к обучению, надо соблюдать

правила:

Задания должны быть посильными для детей и не требовать от них сверх -

усилий. Такие задания пробудят интерес не только у сильных, но и у слабых

учеников.

Задания должны быть интересными и соответствовать уровню его

притязаний.

На групповых занятиях должны присутствовать задания разной степени

сложности, дающие возможность пережить чувство успеха как можно

большему числу учащихся.

Задания должны отличаться новизной, активизировать мыслительную

деятельность учеников.

Дети со слабой мотивацией должны иметь возможности использовать

повторы. Это поможет им обрести уверенность в собственных силах.

Второе важное условие для развития мотивации к достижению успеха -

самостоятельность ребенка.

Исследования различных ученых выявили общую закономерность: побуждая детей

к самостоятельной деятельности, мы повышаем их стремление добиться успеха. От

того, насколько самостоятелен ребенок в своей деятельности зависит и уровень

эмоционального чувства, которое он испытывает, добившись успеха или переживая

неудачу.

Помимо самого побуждения ребенка к самостоятельности для развития мотива

достижения, как показали исследования, большое значение имеет и то, какими

методами или способами все это делается.

Если побуждать учеников с помощью жестких требований, угроз и наказаний,

ограничивая их свободу, то ничего нельзя добиться.

3

Напротив, контроль и наказание, как правило, формируют отрицательное

отношение к уроку и нежелание его посещать.

Существенный фактор создания среды, побуждающей к успеху - это оценка

деятельности ученика. Именно она создает внутреннее ощущение удачи или

неудачи и, обладая большой побудительной силой, может играть как

мотивирующую, так и демотивирующую роль. Если ученик воспринимает оценку

как объективную и справедливую, то у него появляется стремление и впредь

непременно добиваться удачи. А справедливыми им считаются оценки, которые

учитывают затраченные время и усилия при выполнении задания и не зависят от

прочих условий - отношений с преподавателем, поведение, личных симпатий и

антипатий.

Иногда стимулятором может стать и отрицательная оценка, если речь идет о детях с

высоким уровнем мотива достижения и устойчивой самооценкой. Но

злоупотреблять отрицательными оценками тоже не стоит. Это может привести к

привыканию ученика, и тогда смысл ее как стимулятора будет утрачен.

Педагогу при оценивании результатов деятельности детей нужно придерживаться

следующих правил:

На групповых занятиях одинаково оценивать всех учащихся показавших

одинаковые результаты.

Непременно подчеркивать те стороны деятельности, которые особенно

значимы для самого ученика.

Уважать личное мнение ученика, его самооценку, проявлять

доброжелательность и сдержанность; в общении с учеником уходит от

эмоционального напряжения, обиды, раздражения.

Обсуждать причины ошибок и пути их исправления.

Добиться того, чтобы ученик принял оценку и понял, как ее улучшить.

Создавать у ученика положительный эмоциональный настрой, вселять

уверенность в своих силах.

Еще один важный фактор для появления стремления к достижению успеха - фактор

времени. Временной дефицит значительно увеличивает ожидание неудачи.

Поэтому педагогу важно разумно и четко планировать время на выполнение того

или иного задания. Домашние задания также должны быть небольшими по объему.

Нужно учитывать перегруженность современных детей, которые зачастую кроме

общеобразовательной школы и школы искусств посещают и другие кружки,

бассейны, секции. Свободного времени и времени на выполнение домашних

заданий остается минимум. Не стоит, поэтому ругать и наказывать детей, не

выполнивших домашнюю работу. Гораздо эффективнее будет просто сделать ее в

классе, заранее запланировав на это время.

Еще одно условие развития мотивации - условие состязательности. При этом

нужно учитывать возрастные особенности детей.

4

Учащиеся младших классов в первую очередь стремятся заслужить похвалу

учителя. Для подростков же важнее одобрение сверстников, желание

самоутвердиться в их глазах.

Также должны иметься все необходимые условия для достижения детьми

положительных результатов; их достижение не должно требовать от детей

чрезмерного напряжения и приводить к перегрузкам.

Сильно сказывается на степени утомляемости:

Наполняемость класса (для групповых занятий);

Шум;

Освещенность класса;

Чередование методов работы.

И, наконец, еще одно условие – влияние на развитие мотивации личного примера и

ролевого поведения педагога и родителей. Поведение взрослого всегда служит

эталоном для подражания. Безусловно, педагог, стремящийся сформировать у своих

учеников мотивацию к достижениям, интерес к учебной деятельности, добьется

лучших результатов, нежели тот, кто не является для учеников примером. Педагогу

также важно с самого начала обучения наладить контакт с родителями и тесно с

ними сотрудничать. Родители должны знать, как учится их ребенок, не пропускает

ли занятия, чтобы вовремя принять необходимые меры. Педагог и родитель

должны быть единомышленниками.

Исследования показали, что наиболее сильное стремление к успешной

деятельности проявляют дети из семей так называемого среднего класса, то есть

достаточно обеспеченных и образованных родителей. Это связано с тем, что в

таких семьях думают о будущем своих детей в положительном свете и заранее

настраивают их на то, что все зависит от воли и желания самого ребенка.

Итак, главная задача педагога - создать атмосферу доверия в отношениях с

учениками; сделать так, чтобы они знали, каких результатов от них ждут, по каким

показателям будут оценивать их работу и были уверены в том, что все действия

педагога будут объективными и справедливыми.

5



В раздел образования